Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 30 сентября 2016 г. N 04-6/2-14-2016
Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2016 года г. Тверь
Решение изготовлено в полном объеме 30 сентября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
- Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,
- Федина А.Э., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 04-6/2-14-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в общественно-политической районной газете "Жарковский вестник" рекламы страховых услуг с нарушением требований рекламного законодательства,
в отсутствие надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела заявителя <***> а также представителей АНО "Редакция газеты "Жарковский вестник", установила:
Настоящее дело возбуждено по заявлению <***> в отношении АНО "Редакция газеты "Жарковский вестник" по признакам нарушения части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) по факту размещения в общественно-политической районной газете "Жарковский вестник" от 08.07.2016 N 27 (6032) на странице 5 рекламы страховых услуг следующего содержания:
"С 16 по 29 ИЮЛЯ (ЕЖЕДНЕВНО)
страхование имущества
(жилое строение, баня, гараж, беседка, хозблок и т.д.)
АВТОСТРАХОВАНИЕ ОСАГО
тех. осмотр
Возможность выписать страховой полис за 59 суток
до окончания действующего.
Предварительная запись по тел.: 8-920-165-13-87".
Пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом в силу пункта 3 статьи 3 этого Закона о рекламе под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Размещенная в газете информация направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - страховым услугам, то есть является рекламой.
Частью 1 статьи 28 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) финансовой организацией является хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе кредитная организация, страховщик, страховой брокер.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона о защите конкуренции под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон об организации страхового дела) под страховой деятельностью (страховым делом) понимается сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.
Согласно части 2 статьи 4.1 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон об организации страхового дела) субъектами страхового дела являются страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры. Деятельность страхового дела подлежит лицензированию.
Частью 1 статьи 8 Закона об организации страхового дела предусмотрена возможность использования страховщиком услуг страхового агента, представляющего страховщика в отношениях со страхователем и действующего от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.
Согласно информации АНО "Редакция газеты "Жарковский вестник" (письмо от 15.08.2016 вх. N 3603эл) лицом, определившем содержание рекламы в выпуске газеты "Жарковский вестник" от 08.07.2016 N 27 (6032), является <***> который выступил агентом страхования ЗАО "Страховая компания "Подмосковье" (в настоящее время - АО "СК "Подмосковье") в соответствии с агентским договором от 01.10.2015 N 1/ИП/ТВ/2015, согласно пункту 1.1 которого АО "СК "Подмосковье" поручает агенту от своего имени и за свой счет заключать договоры страхования и оказывать содействие в их исполнении.
Согласно части 5 статьи 8 Закона об организации страхового дела страховыми агентами являются физические лица, в том числе физические лица, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющие деятельность на основании гражданско-правового договора от имени и за счет страховщика и в соответствии с предоставленными им полномочиями.
В силу части 1 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе страховых услуг должна быть указана информация именно о страховщике, если рекламируется сама услуга страхования.
Однако, ни содержание размещенной в газете рекламной информации, ни иные документы не подтверждают сведений о лице, определившем содержание рекламы и о лице, оказывающем услуги в рекламе, поскольку договор с рекламодателем отсутствует, а оплата за размещение рекламы была внесена наличными денежными средствами в кассу АНО "Редакция газеты "Жарковский вестник" и в приходном кассовом ордере лицом, внесшим денежные средства, значится неидентифицируемое лицо.
Газета "Жарковский вестник", в которой размещена вышеуказанная реклама, зарегистрирована Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тверской области, что подтверждено свидетельством о регистрации средства массовой информации от 25.05.2009 ПИ N ТУ69-00066 (далее - свидетельство о СМИ).
Согласно свидетельству о СМИ газета "Жарковский вестник" распространяется на территории Жарковского района Тверской области.
Размещенная в выпуске газеты "Жарковский вестник" от 08.07.2016 N 27 (6032) реклама страховых услуг не содержит наименования или имени лица, оказывающего страховую услугу, что является нарушением части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
Пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно частям 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе несут рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламораспространителем в данном случае является редакция газеты "Жарковский вестник" - АНО "Редакция газеты "Жарковский вестник".
Согласно пунктам 1.8, 2.2 Устава АНО "Редакция газеты "Жарковский вестник", утвержденного решением Совета учредителей 14.06.2001, редакция газеты является юридическим лицом, предметом деятельности которой является производство и выпуск общественно - политической газеты "Жарковский вестник" форматом А3 на 8 полосах один раз в неделю, а также ее издание и распространение.
Действия АНО "Редакция газеты "Жарковский вестник", выразившиеся в неуказании в тексте рекламы наименования лица, оказывающего страховые услуги, совершены с нарушением требований части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в общественно-политической районной газете "Жарковский вестник" в выпуске N 27 (6032) за 08.07.2016 на странице 5, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"; признать действия АНО "Редакция газеты "Жарковский вестник", разместившей в газете "Жарковский вестник" в выпуске N 27 (6032) от 08.07.2016 рекламу страховых услуг без указания сведений о лице, оказывающем эти услуги, нарушающими требования части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать АНО "Редакция газеты "Жарковский вестник" (172640, Тверская область, пос. Жарковский, ул. Мира, д. 2, ОГРН 1026901776637; ИНН 6912007773) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела N 04-6/2-14-2016 уполномоченному должностному лицу Тверского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, А.Э. Федина
ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ N 04-6/2-14-2016
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"30" сентября 2016 года г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия, Тверское УФАС России) в составе:
председатель Комиссии: Посохова Л.В., заместитель руководителя управления,
члены Комиссии:
- Манюгина Е.И., начальник отдела контроля органов власти,
- Федина А.Э., специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
на основании решения от 30.09.2016 по делу N 04-6/2-14-2016 и о признании ненадлежащей рекламы страховых услуг, размещенной в общественно-политической районной газете "Жарковский вестник" без указания наименования или имени лица, оказывающего такие услуги, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, предписывает:
АНО "Редакция газеты "Жарковский вестник" (172640, Тверская область, пос. Жарковский, ул. Мира, д. 2, ОГРН - 1026901776637; ИНН 6912007773) в 10-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: обеспечить соблюдение требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" при размещении рекламы страховых услуг в общественно-политической районной газете "Жарковский вестник".
АНО "Редакция газеты "Жарковский вестник" (172640, Тверская область, пос. Жарковский, ул. Мира, д. 2, ОГРН - 1026901776637; ИНН 6912007773) представить в Тверское УФАС России письменные доказательства (два ближайших выпуска газеты "Жарковский вестник", изданных после получения предписания) исполнения пункта 1 настоящего предписания до 02.11.2016.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе ФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Л.В. Посохова
Члены Комиссии: Е.И. Манюгина, А.Э. Федин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 30 сентября 2016 г. N 04-6/2-14-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 7.10.2016