Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 21 сентября 2016 г. N 1-00-1712/77-16
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Арин" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГАУК г. Москвы ПКиО "Перовский" (далее - Заказчик) ООО "Электронприбор" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ПАО "МРСК Центра" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договоров на поставку приборной продукции для нужд ПАО "МРСК Центра" (филиалов "Белгородэнерго", "Воронежэнерго", "Костромаэнерго", "Липецкэнерго", "Смоленскэнерго", "Тамбовэнерго", "Тверьэнерго" и "Ярэнерго") (реестровый N 31603857301) (далее - Конкурс),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика при проведении Конкурса выразилось в необоснованном отклонении заявки Заявителя от участия в Конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещен единый стандарт закупок ПАО "Россети", утвержденный решением Совета директоров ПАО "МРСК Центра" протоколом от 29.12.2015 N 27/15 (положение о закупке) (далее - Положение о закупках).
05.07.2016 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Конкурса.
Согласно извещению о проведении Конкурса от 05.07.2016 дата окончания подачи заявок - 02.08.2016, дата рассмотрения заявок - 11.08.2016, дата подведения итогов Конкурса - 11.08.2016.
Из протокола рассмотрения заявок на участие в Конкурсе от 05.09.2016 N 0542-ИА-16-1 следует, что заявка Заявителя не отвечает требованиям пунктов 4.2.1, 3.4.1.9 Конкурсной документации, в связи с чем заявка участника отклонена на основании подпунктов "b", "e" пункта 3.9.2.4 Конкурсной документации.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 4.2.1 Конкурсной документации техническое задание по лоту N 1 изложено в Приложении N 1, которое является неотъемлемым приложением к Конкурсной документации и представляется участникам вместе с ней в качестве отдельного документа.
Пунктом 3.4.1.9 Конкурсной документации установлено, что в целях подтверждения выполнения требований технического задания в Техническом предложении (подраздел 5.3) участника обязательно должны быть указаны: тип и марка предлагаемой к поставке продукции; завод-изготовитель продукции, предлагаемой к поставке; все технические характеристики, указанные в техническом задании; комплектация продукции, предлагаемой к поставке; гарантии на продукцию, предлагаемую к поставке и сроки службы. Заявка будет отклонена, если в Техническом предложении не будет отражена вышеуказанная информация.
Техническим заданием Конкурсной документации указана продукция, требуемая для поставки, в том числе:
- прибор для измерения габаритов воздушных линий - 2 штуки;
- мегаомметр - 5 штук;
- измеритель сопротивления "фаза-ноль" и тока короткого замыкания - 3 штуки.
В ходе заседания Комиссия изучила заявку Заявителя и установила, что Заявитель, в Приложении N 2 к Заявке "сводная таблица стоимости поставок" предложил осуществить поставку требуемой продукции в следующих объемах:
- ультразвуковой измеритель расстояния "ДАЛЬ" - 1 штука (вместо 2 шт.);
- мегаомметр E6-24 - 1 штука (вместо 5 шт.);
- измеритель сопротивления "фаза-ноль" и тока короткого замыкания KEW 4118А - 1 штука (вместо 3 шт.).
Вместе с тем, в Техническом задании Конкурсной документации, наряду с другой приборной продукцией участникам Конкурса предлагалось подать заявки на поставку со следующими техническими характеристиками:
- в "Воронежэнерго" - аналитические весы, имеющие наименьший предел взвешивания - не более 0,001 г.;
- в "Белгородэнерго" - анализатор загрязнения жидкости АЗЖ-975, со сроком гарантии не менее 24 месяцев с момента ввода в эксплуатацию.
Однако, Заявитель в составе заявки указал следующую информацию:
- аналитические весы, имеющие наименьший предел взвешивания - 0,01 г;
- анализатор загрязнения жидкости АЗЖ-975.0, гарантийные обязательства на условиях завода-изготовителя, но не менее 18 месяцев.
Кроме того, Заявителем также не были указаны технические характеристики следующих приборов:
- прибор для измерения скоростных и временных характеристики масляных выключателей (не указаны максимально допустимый ток по цепям - 10 А; потребляемая мощность - не более 120 Вт);
- измеритель сопротивления "фаза-ноль" и тока короткого замыкания (не указаны относительная погрешность измерений - +-3%; наличие индикаторов для проверки правильности подсоединения);
- прибор для определения состояния деревянных опор (не указаны наличие шкалы указателя усилия погружения иглы; наличие шкалы указания усилия; габаритные размеры - не более 320х110 мм.);
- стенд механических (статических) испытаний лямочных поясов (не указны масса манекена - 100 (+-1) кг.; расположение центра тяжести: центр тяжести должен быть расположен выше промежности на 200 (+-25) мм.);
- испытательный комплекс для проверки устройств высокочастотной релейной защиты (не указана комплектность прибора, а именно: зарядное устройство (для аккумуляторных батарей) - 1 шт.; комплект аксессуаров (комплект кабелей для подключения устройства, набор концевателей типа "ласточки хвост" и "крокодил", USB кабель) - 1 шт.; стандартный пакет специализированных проверочных программ - 1 шт.; комплект ЗИП - 1 шт.).
В соответствии с пунктом 3.9.2.4 Конкурсной документации по результатам проведения отборочной стадии конкурсная комиссия отклоняет заявки, которые не отвечают установленным в Конкурсной документации требованиям к оформлению, составу документов и сведений, подаваемым в заявке, в том числе если участник (в том числе один из нескольких членов коллективного участника, один либо несколько привлекаемых участников соисполнителей) не предоставил информацию о собственниках участника (включая конечных бенефициаров), а также в случае если заявки содержат предложения, по существу не отвечающие техническим, коммерческим или договорным требованиям Конкурсной документации.
В связи с тем, что Заявителем были представлены технические характеристики вышеуказанных товаров, требуемых к поставке, не соответствующие требованиям, установленным в Конкурсной документации, Заказчик правомерно отклонил заявку Заявителя от участия в Конкурсе.
Таким образом, Комиссия приняла решение признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса необоснованной.
Вместе с тем, частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Подпунктом 5 пункта 3.3.1.2 Конкурсной документации установлено требование к участникам Конкурса, согласно которому участники Конкурса должны иметь необходимые полномочия на поставку оборудования и подтверждение распространения фирменных гарантийных обязательств от производителей оборудования, предлагаемого в рамках настоящего Конкурса. В частности, производитель должен гарантировать поставку в определенные сроки, проведение шеф-монтажа и/или шеф-наладки, распространение всех фирменных гарантий на оборудование в течение гарантийного срока, оговоренного в Конкурсной документации.
При этом, подпунктом 14 пункта 3.3.2.1 Конкурсной документации установлено, что участники Конкурса должны представить в составе заявки на участие в Конкурсе, в том числе копии документов, подтверждающих наличие у участника полномочий от производителя оборудования на предложение оборудования в рамках участие в Конкурсе.
Непредоставление вышеуказанных документов повлечет за собой отклонение заявки таких участников в соответствии с пунктом 3.9.2.4 Конкурсной документации.
Между тем, Комиссия отмечает, что требования к участникам, устанавливаемые в документации о закупке должны являться подтверждением соответствия участника каким-либо требованиям. Требование, установленное подпунктом 14 пункта 3.3.2.1 Конкурсной документации о необходимости включения в состав заявки документов, подтверждающих наличие у участника полномочий от производителя оборудования на предложение оборудования в рамках участия в Конкурсе ставит участников Конкурса в зависимость от лиц, изготавливающих и поставляющих соответствующий товар, накладывая на потенциальных участников обязанность по раскрытию перед изготовителем или дилером существенных условий предполагаемого договора.
Включение в состав Конкурсной документации ранее названного требования накладывает на потенциальных участников Конкурса дополнительные ничем не обоснованные ограничения.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Предоставленное Заказчику право самостоятельно формировать требования к участникам, к составу заявки, не освобождают его от обязанности при формировании закупочной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.
Любое отступление от названных требований должно иметь под собой объективную документальную подтвержденность.
В связи с чем, Комиссия приняла решение о признании неправомерным и необоснованным установление требования подпункта 14 пункта 3.3.2.1 Конкурсной документации о необходимости предоставления в состав заявки документов, подтверждающих наличие у участника полномочий от производителя оборудования на предложение оборудования в рамках участия в Конкурсе и соответственно отклонение участников Конкурса также является неправомерным.
Учитывая изложенное, в указанных действиях Заказчика усматривается нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуюсь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса необоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пунктов 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на права и законные интересы Заявителя.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 21 сентября 2016 г. N 1-00-1712/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 7.10.2016