Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области
от 25 августа 2016 г. N 06-16
Резолютивная часть решения оглашена 11.08.2016
Полный текст решения изготовлен 25.08.2016
Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
-<_> заместитель руководителя Смоленского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
-<_> заместитель руководителя - начальник отдела контроля экономической концентрации и естественных монополий Смоленского УФАС России; -<_> начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; -<_> главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России, |
рассмотрев дело N 06-16 по признакам нарушения Администрацией Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, ООО "Коммунальные системы "Жуково" пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
в присутствии на заседании:
от ООО "Коммунальные системы "Жуково" - <_> (доверенность, паспорт),
от Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области - <_> - Главы Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (удостоверение);
в отсутствие Заявителя - Депутата Совета депутатов Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области <_> (уведомлен надлежащим образом); установила:
В результате анализа сведений, содержавшихся в поступивших в адрес Смоленского УФАС России обращениях Депутата Совета депутатов Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области <_> (от 19.04.2016 N16, от 19.04.2016 N17) о проведении проверки порядка заключения Администрацией Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области договоров с ООО "Коммунальные системы "Жуково" установлено, что Администрацией Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области с ООО "Коммунальные системы "Жуково" заключены договоры от 18.05.2015 N46-04 на выполнение работ по ограждению охранной зоны артезианской скважины д. Покорное Смоленского района Смоленской области (на сумму 100890,00 руб.), от 01.06.2015 N47-04 на выполнение работ по ограждению охранной зоны артезианской скважины д. Жуково (школа) Смоленского района Смоленской области (на сумму 100889,77 руб.).
Согласно пояснениям Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, содержащимся в письме от 06.05.2016 N457, данные договоры заключены без проведения торгов.
В соответствии с положениями статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений данного Кодекса.
Этой же статьей Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 данной статьи.
Информация о данных договорах и работах, предусмотренных данными договорами в Единой информационной системе в сфере закупок не размещалась.
Какого-либо документального либо иного подтверждения того, что договоры от 18.05.2015 N46-04, от 01.06.2015 N47-04 заключены при осуществлении закупок для муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), не имеется.
Рынок строительных работ является потенциально конкурентным.
Осуществив указанные закупки у одного хозяйствующего субъекта без применения норм Закона о контрактной системе, Администрация Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области нарушила порядок осуществления закупок работ, создала преимущественное положение ООО "Коммунальные системы "Жуково" при заключении договоров, ограничила доступ иных хозяйствующих субъектов к возможности выполнения данных видов работ.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В силу пункта 18 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции" под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Соглашение Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области с ООО "Коммунальные системы "Жуково" о заключении договоров от 18.05.2015 N46-04, от 01.06.2015 N47-04 о выполнении работ для заказчика без соблюдения требований Закона о контрактной системе, может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, созданию данному хозяйствующему субъекту необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности с получением дохода от выполнения работ по договорам по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, работающими с ним на одном товарном рынке, и способными выполнять такие работы, ввиду того, что лишает таких лиц возможности доступа к выполнению работ, предусмотренных договорами.
Следовательно, в данных действиях Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, ООО "Коммунальные системы "Жуково" содержатся признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в заключении ограничивающих конкуренцию соглашений, которые ограничивают доступ хозяйствующих субъектов на товарный рынок.
Данные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и ООО "Коммунальные системы "Жуково".
Определением от 23.05.2016 (исх. N1552/03) рассмотрение дела было назначено на 08.06.2016 в 11 часов 30 минут.
08.06.2016 в адрес Смоленского УФАР России поступило ходатайство ООО "Коммунальные системы "Жуково" об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью участия в деле представителя Общества - единоличного исполнительного органа ООО "Коммунальные системы "Жуково" <> по причине нахождения на амбулаторном лечении (приложена копия листка нетрудоспособности), юриста ООО "Коммунальные системы "Жуково" <_> в отпуске (приложена копия приказа о предоставлении отпуска работнику).
Рассмотрев данное ходатайство, Комиссия приняла решение о его удовлетворении.
Определением от 08.06.2016 (исх. N1729/03) рассмотрение дела было назначено на 16.06.2016 в 12 часов 00 минут.
В ходе заседания Комиссии представителем ООО "Коммунальные системы "Жуково" были представлены письменные пояснения, в которых было указано следующее.
Между ООО "Коммунальные системы "Жуково" и ООО "Коммунальные системы Муниципального образования "Смоленский район" был заключен договор аренды имущества от 01.01.2011 N1-02/11-2.
В актах технического состояния артезианских скважин, расположенных по адресу: Смоленская обл., Смоленский район, с.п. Стабенское, юго-западнее д. Покорное на расстояние 80 м. и Смоленская обл., Смоленский район, с.п. Стабенское, д. Жуково (школа) указано, что ограждение зоны санитарной охраны первого пояса отсутствует.
Согласно графику по проведению данных скважин в надлежащее состояние арендодатель обязан был привести в надлежащее состояние данные скважины до 3 квартала 2011 года.
Арендодателем обязательства по выполнению данных работ согласно заключенного договора не были исполнены.
11.11.2014 между ООО "Коммунальные системы "Жуково" и Администрацией Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (далее- Арендодатель) заключен договор аренды имущества N2.
Арендатору переданы объекты коммунальной инфраструктуры для выполнения функций водоснабжения.
Согласно перечню мероприятий по организации и использованию территории зон санитарной охраны, указанному в соответствующей лицензии, первый пояс зон санитарной охраны, должен быть огражден.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области была проведена проверка ООО "Коммунальные системы "Жуково", по результатам которой Обществу выдано предписание от 19.02.2015 N022 о восстановлении ограждения первого пояса зон санитарной охраны артезианских скважин. ООО "Коммунальные системы "Жуково" было привлечено к административной ответственности по ст. 7.3 КоАП РФ ввиду отсутствия ограждения первого пояса зон санитарной охраны.
Арендодатель не выполнил обязательства по договору аренды, предусмотренные нормами Гражданского кодекса РФ, что подтверждается предписанием и постановлением Росприроднадзора по Смоленской области.
После выдачи предписания Росприроднадзора по Смоленской области о необходимости ограждения зон санитарной охраны первого пояса 18.05.2015 и 01.06.2015 между администрацией Стабенского сельского Поселения и ООО "Коммунальные системы "Жуково" были заключены договора N46-04 и N47-04 соответственно.
Согласно локальных сметных расчетов к данным договорам, стоимость работ составляет:
- по договору от 18.05.2015 N46-04 - 100 890 руб.;
- по договору от 01.06.2015 N47-04 - 100 889,77 руб.
Сметы к договорам не прошли проверку в отделе ценообразования Администрации МО "Смоленский район" Смоленской области, то есть цена договоров указана предварительно и подлежит корректировке после проверки смет в отделе ценообразования путем заключения дополнительных соглашений.
Факт выполнения данных работ и их оплата в материалах дела отсутствуют. Акты выполненных работ по указанным договорам между Администрацией и Обществом в настоящее время не подписаны, работы Администрацией не оплачены.
Согласно экспертным заключениям совета Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике по проверке материалов для установления тарифов на услуги по водоснабжению работы по ограждению зон санитарной охраны первого пояса в тариф на предоставление услуги по холодному водоснабжению не включены.
На основании изложенного ООО "Коммунальные системы "Жуково" считает, что выполнение работ по указанным договорам обусловлено требованием действующего законодательства, обязанность по их выполнению возложена на Администрацию Стабенского сельского поселения Смоленского района, как собственника объектов, в связи с чем в действиях ООО "Коммунальные системы "Жуково" отсутствует нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции.
К данным пояснениям ООО "Коммунальные системы "Жуково" приложило копии отдельных документов, на которые оно ссылается в своих пояснениях.
Представитель Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области пояснил, что решение об определении именно ООО "Коммунальные системы "Жуково" в качестве подрядчика выполнения работ по договорам от 18.05.2015 N46-04, от 01.06.2015 N47-04 принималось главой Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области <_> полномочия которой прекращены 01.10.2015.
Также сообщил, что не располагает информацией о причинах заключения указанных договоров без предусмотренных законодательством конкурентных процедур.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Смоленского УФАС России было принято решение о необходимости получения копий договоров аренды муниципального имущества от 01.06.2013 N3, от 11.11.2014 NN1, 2, 3, заключенных Администрацией Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области с ООО "Коммунальные системы "Жуково", а также пояснений относительно порядка их заключения.
В связи с этим было вынесено Определение от 16.06.2016 (исх. N1819/03), которым рассмотрение дела было назначено на 19.07.2016 в 10 часов 00 минут.
В ходе данного заседания, анализа имеющихся в деле документов Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела N 06-16 установила в действиях Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, которые выразились в необоснованном устранении конкуренции между хозяйствующими субъектами при заключении Администрацией с ООО "Коммунальные системы "Жуково" договоров от 18.05.2015 N46-04 (на сумму 100890,00 руб.), от 01.06.2015 N47-04 (на сумму 100889,77 руб.) без соблюдения предусмотренного Законом о контрактной системе порядка заключения таких договоров.
В связи с этим, на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Смоленского УФАС России вынесла Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. от 20.07.2016 N2212/03), которым предупредила Администрацию о необходимости прекращения указанного нарушения путем устранения причин и условий, способствовавших его возникновению и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения в срок до 01.10.2016.
Также Комиссией Смоленского УФАС России было установлено наличие в действиях ответчиков по делу нарушений пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссией было принято Заключение об обстоятельствах дела (исх. от 20.07.2016 N2211/03) и вынесено Определение об отложении рассмотрения дела (исх. от 20.07.2016 N2210/03).
Данным Определением рассмотрение дела N 06-16 было назначено на 11.08.2016 в 14 часов 30 минут.
В ходе заседания Комиссии Смоленского УФАС России представитель ООО "Коммунальные системы "Жуково" представил письменные пояснения, в которых Общество выразило несогласие с доводами, изложенными в Заключении об обстоятельствах дела.
Обществом приведены доводы, аналогичные доводам, содержащимся в письменных пояснениях, представленных в ходе заседания, состоявшегося 16.06.2016.
В данных пояснениях Общество выразило не согласие с тем, что им не принято действий по отказу от заключения контракта без проведения конкурсных процедур и при его заключении оно должно было осознавать, что в указанном случае Общество получает непредусмотренное законом преимущество, приводящие к тому, что иные хозяйствующие субъекты не смогут претендовать на выполнение работ для муниципальных нужд и в результате заключения договоров будет устранена конкуренция.
Общество указало, что Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района в 2014 году было известно о необходимости проведения работ по ограждению зон санитарной охраны первого пояса артезианских скважин.
Не смотря на это в бюджет муниципального образования Стабенского сельского поселениями Смоленского района Смоленской области не заложена статья расходов на данные работы.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области была проведена проверка ООО "Коммунальные системы "Жуково". Бездействие Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района по исполнению договорных обязательств привело к выдаче Обществу предписания от 19.02.2015 N022 на восстановление ограждения первого пояса зон санитарной охраны артезианских скважин, срок исполнения которого установлен до 03.08.2015. Бездействие органа местного самоуправления привело к убыткам ООО "Коммунальные системы "Жуково" в размере 300 000 руб. в виде штрафа за отсутствие ограждения первого пояса зон санитарной охраны.
По вине Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Общество получило преимущество при подписании договора на выполнение работ. Вина органа местного самоуправления выражается в невыполнении своих договорных обязательств и бездействии при проведении процедуры по отбору Исполнителя для выполнения работ по ограждению зон санитарной охраны первого пояса.
Общество было вынужденно подписать договоры на выполнение работ по ограждению зон санитарной охраны первого пояса. Общество не преследовало цели получения преимущества, приводящего к тому, что иные хозяйствующие субъекты не смогли претендовать па выполнение работ для муниципальных нужд и в результате заключения договоров устранена конкуренция, а лишь старалось выполнить лицензионные требования и предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области.
Общество за свой счет выполняло работы по ограждению зон санитарной охраны первого пояса, фактически инвестировало собственные средства в размере 89 903,11 руб. в артезианскую скважину д. Жуково Смоленской области и 38 524,95 руб. в артезианскую скважину д. Покорное Смоленской области, тем самым воспользовалось своим правом, предусмотренным статьей 616 Гражданского кодекса РФ и пунктами 2.1.3, 2.1.4, 2.3.4, 2.3.5, 2.4 договора аренды.
Таким образом, по мнению ООО "Коммунальные системы "Жуково" именно действия Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района привели к непредусмотренному законом преимуществу, приводящему к тому, что иные хозяйствующие субъекты не смогли претендовать на выполнение работ для муниципальных нужд, и в результате заключения договоров устранена конкуренция.
Однако, согласно части 3 статьи 154 Гражданского кодекса РФ, для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка).
В связи с этим, Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу о том, что Администрация Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в лице Главы муниципального образования <_> заключая рассматриваемые договоры имела намерение установить ограждение охранных зон двух артезианских скважин путем привлечения для этих целей исполнителя, а ООО "Коммунальные системы "Жуково", в свою очередь, получить право на выполнение данных работ, а также оплату за выполненные работы.
Действия Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области по заключения договоров с ООО "Коммунальные системы "Жуково" привели к созданию этому хозяйствующему субъекту необоснованных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, работающими с ним на одном товарном рынке, что в свою очередь привело к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
ООО "Коммунальные системы "Жуково" не предприняты действия по отказу от заключения контракта без проведения конкурентных процедур и заключая контракт оно должно было осознавать, что в указанном случае Общество получает непредусмотренное законом преимущество, приводящее к тому, что иные хозяйствующие субъекты не смогут претендовать на выполнение данных работ и в результате заключения указанных договоров будет устранена конкуренция.
Учитывая совокупность изложенных выше обстоятельств и фактов Комиссия Смоленского УФАС России по рассмотрению дела N 06-16 о нарушении антимонопольного законодательства, пришла к выводу о том, что рассматриваемые действия Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, ООО "Коммунальные системы "Жуково" нарушают пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Смоленского УФАС России решила:
Признать Администрацию Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, ООО "Коммунальные системы "Жуково" нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части заключения соглашений - договоров от 18.05.2015 N46-04, от 01.06.2015 N47-04 о выполнении работ для заказчика без соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которые ограничивают доступ хозяйствующих субъектов на товарный рынок.
Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, ООО "Коммунальные системы "Жуково" не выдавать в связи с тем, что договоры заключены и в силу вступили договорные отношения.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 25 августа 2016 г. N 06-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 7.10.2016