Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
от 1 апреля 2016 г. N 03-21/02-2016
Резолютивная часть решения объявлена: "29" марта 2016 года
Полный текст решения изготовлен: "01" апреля 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии
член Комиссии
член Комиссии
рассмотрев дело N 03-21/02-2016 в отношении ООО "МФО "ЛД-Групп", гр. К. по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), выразившегося в распространения рекламы в рекламно-информационном издании "PRO Город. Йошкар-Ола" N 46 (118) от 21.11.2015 на странице 19 по предоставлению займов "Leгко Dеньги" ООО "МФО "ЛД-Групп", следующего содержания:
(далее - Реклама),
в присутствии представителя ООО "МФО "ЛД-Групп" по доверенности от 12.01.2016, гр. К., в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о дате, времени, месте рассмотрения, установила:
В целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Марийским УФАС России был произведен мониторинг рекламы печатного издания, распространенного на территории Республики Марий Эл.
В ходе мониторинга была обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламно-информационном издании "PRO Город. Йошкар-Ола" N 46 (118) от 21.11.2015 на странице 19, по предоставлению займов "Leгко Dеньги" ООО "МФО "ЛД-Групп": "Легко Деньги. Займы всем 1%".
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (статья 3 Закона о рекламе).
Информация о финансовых услугах ООО "МФО "ЛД-Групп" по предоставлению займов "Легко Деньги. Займы всем 1%", размещенная в рекламно-информационном еженедельнике "PRO Город. Йошкар-Ола" является рекламой, поскольку соответствует изложенным критериям рекламы: привлекает к объекту рекламирования внимание неопределенного круга лиц (потенциальных потребителей рекламы); не содержит указания на конкретный субъект ее получения; формирует и поддерживает интерес к рекламируемой информации и продвигает ее на рынке аналогичных услуг.
Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Частью 3 статьи 28 Закона о рекламе установлено, что реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон о потребительском кредите (займе), для заемщика и влияющие на нее.
Статьей 5 Закона о потребительском кредите (займе) установлены условия договора потребительского кредите (займа). К ним относятся в частности требования к заемщику, которые установлены кредитором и выполнение которых является обязательным для предоставления потребительского кредита (займа), суммы потребительского кредита (займа) и сроки его возврата, процентные ставки в процентах годовых, диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа) и иные условия (часть 4 статьи 5 Закона о потребительском кредите (займе).
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", к условиям, влияющим на стоимость потребительского займа, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке займа, платежах и комиссиях по операциям.
Согласно пункту 2.1 общих условий договора займа ООО "МФО "ЛД-Групп", утвержденных генеральным директором общества, по договору займа общество передает в собственность заемщику денежные с средства (заем) на условиях возвратности, платности и срочности в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а заемщик обязуется вернуть заем и выплатить проценты за пользование займом в порядке, установленном общими условиями и индивидуальными условиями договора займа.
Согласно общим условиям минимальная сумма займа составляет 2 000 (две тысячи) рублей, максимальная - 30 000 (тридцать тысяч) рублей, срок предоставления займа - 7-21 день, а процентная ставка 365% годовых (или 1% в день). Заем предоставляется в рублях и не является целевым.
В рассматриваемой рекламе содержится только привлекательное условие оказания финансовых услуг, а именно: информация о минимальной процентной ставке в размере 1% для всех. Вместе с тем условия, которые позволили бы потребителю правильно и в полном объеме оценить приемлемость условий получения необходимой ему услуги займа, в рассматриваемой рекламе отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, Комиссией УФАС России установлено, что в рассматриваемой рекламе займов отсутствует информация о минимальном и максимальном размере суммы займа, о минимальном и максимальном сроке займа, а также отсутствует информация об иных условиях предоставления займов.
Так как указание в рассматриваемой рекламе условий предоставления займа направлено на формирование у потенциального заемщика желания воспользоваться финансовой услугой, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о займе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.
Таким образом, реклама "Легко Деньги. Займы всем 1%" не содержит существенных условий о займе, следовательно, не соответствует требованиям части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.
Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В письменных пояснениях (вх. N 16126 от 21.12.2015) ИП К. указал, что спорная реклама была размещена на основании заявки на размещение рекламы N1 от 01.11.2015 и договора на размещение рекламной информации N 3935 от 01.11.2015, заключенного между ИП К. и гр. К.
Согласно письменным пояснениям ООО "МФО "ЛД-Групп" (N 15493 от 08.12.2015) гр. К. является руководителем обособленного подразделения общества на основании трудового договора от 10 февраля 2015 года N 76 и приказа о переводе работника на другую работу от 25.02.2015 N ЛДБ00000002. ООО "МФО "ЛД-Групп" указало, что гр. К. подала заявку на размещение спорной рекламы как физическое лицо в целях привлечения клиентов.
Согласно письму ПАО "МТС" (вх. N 16224 от 23.12.2015) указанный в спорной рекламе телефонный номер 8___3 принадлежит ООО "МФО "ЛД-Групп" на основании договора об оказании услуг связи N 116309830940 от 01.10.2014.
Согласно письму ПАО "Вымпел-Коммуникации" (вх. N 02 от 11.01.2016) телефонный номер 8___7, также указанный в спорной рекламе, принадлежит гр. Д. на основании договора об оказании услуг связи N 513012476 от 18.03.2014.
Согласно статье 1225 ГК РФ средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана, являются в том числе фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения.
В спорной рекламе используется коммерческое обозначение общества "Lегко Dеньги" (в настоящее время находится в стадии регистрации в качестве товарного знака), телефон горячей линии ООО "МФО "ЛД-Групп" 8___3, реквизиты юридического лица (ИНН: 1655286592, ОГРН: 1141690011176), следовательно, реклама: "Легко Деньги. Займы всем 1%" привлекает внимание к деятельности по представлению займов ООО "МФО "ЛД-Групп" и размещена в его интересах.
На заседании Комиссии 29 февраля 2016 гр. К. пояснила, что, посоветовавшись с менеджером Газеты "PRO Город", разместила спорную рекламу ООО "МФО "ЛД-Групп" как физическое лицо. Целью размещения рекламы было привлечение клиентов. Также гр. К указала, что макет спорной рекламы был изготовлен менеджером Газеты "PRO Город" и согласован сторонами. Гр. К. является фактическим пользователем телефонного номера 8___7, однако, в письменных пояснениях вх. N 3655 от 23.03.2016 отметила, что указанным телефонным номером не пользуется.
На заседании Комиссии ООО "МФО "ЛД-Групп" пояснило, что право подавать заявки и подписывать договоры на размещение рекламы от лица общества имеет только директор общества, доверенности на размещение рекламы никому не выдаются, иное лицо не уполномочено размещать рекламу, в связи с этим гр. К. разместила рекламу самостоятельно, не в интересах общества.
Антимонопольный орган считает указанный довод несостоятельным ввиду следующего.
В ходе проведения мониторинга печатных изданий, распространяемых на территории Республики Марий Эл, выявлена реклама "Lегко Dеньги. Акция! Займы всем под 1%", размещенная на странице 1 в информационном издании "Вестник района" N 3 (10526) от 28.01.2016. Согласно представленным документам АУ "Газета "Вестник района" (N вх. 3974 от 29.03.2016) указанная реклама была размещена на основании заявки на размещение рекламы в форме электронной переписки между редакцией газеты и гр. К. (адрес эл. почты ***), осуществляющей деятельность от лица руководителя обособленного подразделения N 70 г. Йошкар-Олы. Макет указанной рекламы был согласован сторонами и размещен на основании договора от 08.11.2015 на оказание рекламно-информационных услуг, заключенного между редакцией АУ "Газета "Вестник района" и ООО "МФО "ЛД-Групп" в лице директора С. Исполнение указанного договора подтверждается актом N 0000-000010 от 25.01.2016 об оказании услуг, подписанного сторонами, а также платежным документом N 171 на сумму 4 224 руб. от ООО "МФО "ЛД-Групп".
Указанные доказательства, имеющиеся в материалах дела, подтверждают тот факт, что гр. К. имеет право осуществлять деятельность по подаче заявок, согласованию макетов рекламы, размещению рекламы в печатных изданиях от лица и в интересах общества без специальной доверенности на осуществление такой деятельности от лица общества.
Таким образом, учитывая, что гр. К. является руководителем обособленного подразделения, наличие в спорной рекламе индивидуализирующих признаков ООО "МФО "ЛД-Групп", Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО "МФО "ЛД-Групп" является рекламодателем и рекламопроизводителем рекламы "Легко Деньги. Займы всем 1%", ИП К. - рекламораспространителем.
На основании части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" за нарушение требований части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 данного закона предусмотрена ответственность рекламодателя.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Марийское УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, считает, что в данном случае имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе со стороны ООО "МФО "ЛД-Групп".
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать рекламу "Легко Деньги. Займы всем 1%", размещенную в рекламно-информационном издании "PRO Город. Йошкар-Ола" N 46 (118) от 21.11.2015 на странице 19 следующего содержания:
ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью "МФО "ЛД-Групп" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о рекламе решение антимонопольного органа может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня вынесения решения.
Председатель Комиссии
Члены комиссии:
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
ПО ДЕЛУ N 03-21/02-2016
"01" апреля 2016 года г. Йошкар - Ола
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии
член Комиссии
член Комиссии
на основании своего решения от "01" апреля 2016 года по делу N 03-21/02-2016 о признании ненадлежащей рекламы "Легко Деньги. Займы всем 1%", размещенной в рекламно-информационном издании "PRO Город. Йошкар-Ола" N 46 (118) от 21.11.2015 на странице 19, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "МФО "ЛД-Групп" в семидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы с нарушением части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. ООО "МФО "ЛД-Групп" представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение трех дней с момента его исполнения.
Пунктом 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 1 апреля 2016 г. N 03-21/02-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 7.10.2016