Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 21 декабря 2015 г. N 670-15-Р
Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 21 декабря 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
Кудрявцева М.А., заместитель руководителя управления; |
Члены Комиссии: |
Ужегова Г.А., начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией; Самарина Е.В., специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, |
рассмотрев материалы дела N 670-15-Р по признакам нарушения ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" в отношении гр. Козыренко Р.С. (г. Красноярск, ул. Сурикова, д. 53) и ООО "ДубльГИС" (630048, г. Новосибирск, пл. Карла Маркса, д. 7) при размещении рекламных материалов в электронном периодическом издании "2ГИС.Пермь" (июнь 2015 г.),
в отсутствие Козыренко Р.С. (в материалах дела отсутствуют документальные доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела 670-15-Р);
в отсутствие представителя ООО "ДубльГИС" края (в материалах дела имеются документальные доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела 670-15-Р);
в отсутствие представителя Прокуратуры Пермского края (в материалах дела имеются документальные доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела 670-15-Р),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Пермского УФАС России поступило обращение Прокуратуры Пермского края (вх.N010690 от 10.07.2015 г.) с просьбой проведения проверки на предмет исполнения законодательства о рекламе при размещении рекламы, содержащей признаки нарушения ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, при размещении информации в электронном периодическом издании "2ГИС.Пермь" (июнь 2015 г.).
Так, в электронном периодическом издании "2ГИС.Пермь" (июнь 2015 г.) размещена информация следующего содержания: "Касса взаимопомощи 8-800-555 Посмотреть телефон sergeymavrodi.com Сегодня: 8:00-22:00 Я владелец" и "МММ [логотип] Пожалуй, лучшее спасение от кризиса", без указания наименования или имени лица, оказывающего эти услуги, что противоречит требованиям ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
На основании изложенного, Заявитель просит признать указанную информацию не соответствующей законодательству РФ о рекламе.
Управлением в адрес Козыренко Р.С. (г. Красноярск, ул. Сурикова, д. 53) направлялись следующие документы: Определение о возбуждении производства по делу 670-15-Р по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (исх.N 11341-15 от 07.09.2015 г.); Определение о продлении срока и об отложении рассмотрения дела N 670-15-Р (исх. N 12782-15 от 09.10.2015 г.); Определение об отложении рассмотрения дела N 670-15-Р и о привлечении ответчика к рассмотрению дела (исх. N 13975-15 от 06.11.2015 г.).
В силу того, что Козыренко Р.С. не получал вышеуказанные почтовые отправления, в целях надлежащего уведомления Козыренко Р.С. о месте, дате и времени рассмотрения настоящего дела, Пермским УФАС России подготовлено письменное обращение в адрес Начальника Главного управления МВД России по Красноярскому краю Антонову В.В. (исх. N 12784-15 от 09.10.2015 г.,) с просьбой содействия во вручении Определения о возбуждении производства по делу (исх. N 11341-15 от 07.09.2015 г.,), определения о продлении срока и об отложении рассмотрения дела N 670-15-Р (исх. N 12782-15 от 09.10.2015 г.), однако ответа на данное обращение не поступило. Также Управлением направлен запрос в адрес Начальника УФМС России по Красноярскому краю (исх. N 12783-15 от 09.10.2015 г.) с целью получения информации о месте регистрации Козыренко Р.С.
Согласно полученным от УФМС России по Красноярскому краю сведениям (вх. N 016775 от 29.10.2015 г.), Козыренко Р.С. с 11.0.72001г. зарегистрирован по месту жительства: г. Красноярск, ул. Сурикова, д. 53.
Согласно сведениям, полученным с официального сайта Почты России http://www.russianpost.ru/ в разделе "отслеживание почтовых отправлений", заказное письмо, содержащее определение об отложении рассмотрения дела N 670-15-Р и о привлечении ответчика к рассмотрению дела (исх. N 13975-15 от 06.11.2015 г.) не вручено адресату (внутрироссийский почтовый идентификатор 61400692030179).
В силу того, что Козыренко Р.С. уклонялся от получения почтовой корреспонденции, антимонопольным органом были исчерпаны все средств уведомления о рассмотрении дела, вследствие чего отсутствие уведомления, с учетом абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, а также положений главы 5 Закона о рекламе, не являлось препятствием для рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержанию интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу ст. 2 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно позиции ФАС России, информация, содержащая одинаковый набор сведений об организациях и оказываемых ими услугах, размещенная на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", представляющем собой каталог, носит справочно-информационный характер, поскольку направлена на извещение потребителей о существовании того или иного товара, предлагаемого к продаже.
Таким образом, информация, размещенная в электронном периодическом издании "2ГИС.Пермь" (июнь 2015 г.) с содержанием: "Касса взаимопомощи 8-800-555 Посмотреть телефон sergeymavrodi.com Сегодня: 8:00-22:00 Я владелец", не является рекламой.
Информация с содержанием: "МММ [логотип] Пожалуй, лучшее спасение от кризиса", является рекламой, при этом, объектом рекламирования в данном случае является логотип кассы взаимопомощи "МММ".
Вопрос отнесения информации, размещенной под окном справочника (в нижнем левом углу) с содержанием: "МММ [логотип] Пожалуй, лучшее спасение от кризиса" к рекламе также был вынесен Пермским УФАС России на заседание Экспертного совета по рекламе при Пермском УФАС России, основными задачами которого являются экспертиза и оценка содержания информации, представленной на рассмотрение экспертного совета, а также оценка воздействия информации, в т.ч. рекламы, на потребителей.
Согласно позиции Экспертного совета при Пермском УФАС России по данному вопросу, у потребителей складывается впечатление, что это реклама финансовой пирамиды. По мнению участников Совета, логотип "МММ" относится к организации, связанной с привлечением денежных средств граждан с неоправданно высокой доходностью.
В соответствии с разъяснениями, данными ФАС России (NАК/36833 от 28.09.2011 г.), реклама деятельности лица, не являющегося кредитной организацией, по привлечению и (или) размещению денежных средств юридических и физических лиц, может рассматриваться как реклама финансовых услуг.
Деятельность, указанная на сайте sergeymavrodi.com в сети Интернет, связана с привлечением денежных средств физических лиц. Соответственно услуги, оказываемые в рамках осуществления подобной деятельности, подпадают под понятие финансовой услуги.
Таким образом, реклама указанной деятельности должна соответствовать как общим требованиям, предъявляемым к рекламе, так и положениям статьи 28 Закона о рекламе, устанавливающей специальные требования к рекламе финансовых услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В данном случае реклама, размещенная в электронном периодическом издании "2ГИС.Пермь" (июнь 2015 г.), необходимого указания на организационно правовую форму и наименование лица не содержит, следовательно, размещена с нарушением требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований ч.1 ст. 28 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель, а также рекламораспространитель.
В силу п. 5 ст. 3 ФЗ "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе", рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Исходя из положений п.7 ст. 3 Закона о рекламе, рекламораспространителем в данном случае является ООО "ДубльГИС" (ИНН 5405276278, 630048, г. Новосибирск, пл. Карла Маркса, д. 7).
С целью выявления рекламодателя Управлением направлен запрос (N 09704-15 от 03.08.2015 г.) в адрес ООО "ДубльГИС" (издатель электронного периодического издания "2ГИС.Пермь") с просьбой предоставить информацию о лице, в интересах которого размещена спорная реклама.
Согласно данным, представленным ООО "ДубльГИС" (исх. N 40/4/15 от 06.08.2015 г., вх. N 012073 от 07.08.2015 г.), договор на размещение указанного рекламного модуля заключен с гр. Козыренко Романом Сергеевичем (660049, г. Красноярск, ул. Сурикова, д. 53).
В целях уточнения сведений о месте регистрации гр. Козыренко Р.С., Пермским УФАС направлен запрос (исх.N 12783-15 от 09.10.2015 г.) в адрес Управления федеральной миграционной службы по Красноярскому краю (далее - УФМС России по Красноярскому краю).
Достоверность адреса регистрации гр. Козыренко Р.С., указанного в договоре, заключенном между ООО "ДубльГИС" и гр. Козыренко Р.С. подтверждается ответом УФМС России по Красноярскому краю (исх.N 14/13929 от 20.10.2015 г., вх. N 016775 от 29.10.2015 г.).
В данном случае, исходя из понятий, закрепленных в ст. 3 Закона о рекламе, рекламодателем указанной рекламы является гр. Козыренко Роман Сергеевич (660049, г. Красноярск, ул. Сурикова, д. 53).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 33 и ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 508, решила:
Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в электронном периодическом издании "2ГИС.Пермь" (июнь 2015 г.) со следующим содержанием: "МММ [логотип] Пожалуй, лучшее спасение от кризиса"", поскольку в ней нарушены требования ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Выдать ООО "ДубльГИС"(ИНН 5405276278) предписание о прекращении нарушения ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Решение изготовлено в полном объеме 21 декабря 2015 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
|
М.А. Кудрявцева |
Члены Комиссии |
Г.А. Ужегова
Е.В. Самарина
|
Самарина Е.В.
(342)235-12-85
670р222612203
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 декабря 2015 г. N 670-15-Р
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 8.10.2016