Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<>,
при участии представителей:
<>, рассмотрев жалобу ООО "Система безопасности-Феникс" от 28.09.2016 N 79 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк России" при проведении электронного аукциона на право заключения договора на выбор организации среди субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) на выполнение работ по проектированию, монтажу, пуско-наладке новых и модернизацию существующих электронных систем безопасности зданий аппарата Среднерусского банка ПАО Сбербанк (извещение N 31603900941), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Система безопасности-Феникс" (далее - Заявитель) от 28.09.2016N 79 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк России" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения договора на выбор организации среди субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) на выполнение работ по проектированию, монтажу, пуско-наладке новых и модернизацию существующих электронных систем безопасности зданий аппарата Среднерусского банка ПАО Сбербанк (извещение N 31603900941) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N 2348, утвержденным Постановлением Правления ОАО "Сбербанк России" от 07.11.2011 N 432 § 10а, Постановлением Наблюдательного совета ОАО "Сбербанк России" от 05.12.2011 N113 § 6а (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
19.07.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее - Извещение, Документация).
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, а именно, Заказчиком неправомерно отклонена заявка Заявителя, а также Заказчиком в ЕИС размещен некорректный протокол.
Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и указали, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупках и Документации.
Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Согласно пункту 9.4.5 Положения о закупке по результатам проведения Аукциона формируется протокол проведения электронного аукциона, размещаемый на ЭТП.
В соответствии с пунктом 17.3. Документации на основании результатов рассмотрения заявок на участие в Аукционе Единой комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе, указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в Аукционе направляется Заказчиком оператору ЭТП.
Согласно пункту 5.6 Документации банк размещает на сайте банка, сайте электронной площадки и официальном сайте информацию (выписка из протокола) о принятых решениях (о результатах проведенного аукциона с указанием сокращенного наименования Победителя аукциона).
Заказчиком в ЕИС 21.09.2016 размещен Протокол N 48/7.
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что данный Протокол N 48/7 размещен ошибочно и не является протоколом проведения Аукциона, при этом Заказчиком 27.09.2016 в ЕИС опубликован Протокол N 59/3 в соответствии с которым рассматривались заявки участников Аукциона.
Таким образом, действия Заказчика выразившиеся в размещении некорректного протокола закупки нарушают часть 12 статьи 4 Закона о закупках.
Указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупке в документации также должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Аналогичное положение предусмотрено пунктом 1.2 Положения о закупке.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с протоколом N 59/3 рассмотрения аукционных заявок, представленных для участия в Аукционе от 26.09.2016 (далее - Протокол), Заявителю отказано в допуске, в связи с отсутствием в составе заявки Заявителя письменного свидетельства от компании производителя UTC FS/его представительства партнерского сертификата.
Пунктом 2.1 "Требования к Квалификации Участника аукциона" Документации установлено требование о наличии у участника закупки письменного свидетельства от компании производителя UTC FS/его представительства партнерского сертификата.
Вместе с тем, установление требования о наличии в составе заявок участников на момента подачи заявки письменного свидетельства от компании производителя UTC FS/его представительства партнерского сертификата, ограничивает количество участников, а также представление таких документов необходимо при исполнении обязательств в рамках заключенного по результатам закупки договора.
Таким образом, действия Заказчика, неправомерно отклонившего заявку участника закупки противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Также пунктом 2 Документации предусмотрены требования к участникам Аукциона, в том числе:
- Наличие необходимых лицензий или свидетельств о допуске на поставку товаров, производство работ и оказание услуг, подлежащих лицензированию (регулированию) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом заключаемого договора;
- Наличие необходимых сертификатов на Продукцию, являющуюся предметом заключаемого договора, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- Отсутствие фактов предъявления к ПАО Сбербанк претензий со стороны контролирующих, правоохранительных, фискальных, надзорных и судебных органов (в т.ч., возбуждение судебных, административных, уголовных и иных дел; выдача решений, предписаний, представлений и иных актов государственного реагирования) в отношении правомерности пользования Банком продукции/товаров, ранее поставленных Участником;
- Отсутствие судебных разбирательств, по результатам которых возможно отчуждение имущества Участника, стоимость которого составляет 25% активов и более;
- Отсутствие информации о возбуждении уголовного дела правоохранительными и судебными органами в отношении руководителей Участника на предмет установления в их действиях уголовно наказуемых деяний на момент рассмотрения заявки;
Отсутствие у Участника просроченной задолженности перед Банком (более 30 календарных дней) на момент рассмотрения заявки.
Кроме того, пунктом 2.1 Документации установлено, что участник должен обладать возможностью выполнения работ силами квалифицированного персонала участника, состоящего с ним в трудовых и / или гражданско-правовых отношениях, в количестве и составе, необходимом и достаточном для качественного выполнения работ, а именно, в количестве не менее 2 человек, обладающих действующими сертификатами, подтверждающими прохождение обучения по программам по работе с оборудованием и программным обеспечением "Onguard".
Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представителем Заказчика не предоставлено информации подтверждающей, что наличие именно указанного количества работников необходимо для исполнения обязательств по договору, а также, что представление участником в составе заявки сертификатов специалиство о прохождение обучения по иным программам.
Таким образом, установление вышеуказанных требований в Документации ограничивает количество участников закупки и противоречит пункту 1.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
5. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичный принцип установлен в пункте 1.2 Положения о закупках.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Пунктом 2 Документации предусмотрены требования к участникам Аукциона, в том числе наличие профессиональной компетентности, финансовых и трудовых (кадровых) ресурсов, оборудования и других материальных возможностей, опыта, необходимого для исполнения договора на поставку продукции.
При этом из Документации не представляется возможным установить, какой именно профессиональной компетентностью, финансовыми и трудовыми (кадровых) ресурсами, оборудованием и другими материальными возможностями, опытом, необходимо обладать участнику закупки для исполнения обязательств по договору.
Согласно группе 4 "Письмо Участника. Квалификационные документы" участнику необходимо представить Документы подтверждающие наличие положительного опыта выполнения работ по установке систем контроля и управления доступом компании "Lenel".
Вместе с тем, из положении Документации не представляется возможным определить какой опыт является положительным для Заказчика.
Таким образом, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.2 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно пунктам 2.1 - 2.2 Документации: "Все вопросы должны направляться в электронном виде через личный кабинет на Электронной площадке не позднее, чем за 2 (Два) рабочих дня до даты окончания подачи котировочных заявок. Ответы на заданные вопросы будут публиковаться (без указания компании, задавшей вопрос) в течение 1 рабочего дня на сайте Электронной площадки".
Таким образом, в Документации не установлены дата начала и дата окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений Документации, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Система безопасности-Феникс" от 28.09.2016 N 79 на действия (бездействие) заказчика ПАО "Сбербанк России" при проведении электронного аукциона на право заключения договора на выбор организации среди субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) на выполнение работ по проектированию, монтажу, пуско-наладке новых и модернизацию существующих электронных систем безопасности зданий аппарата Среднерусского банка ПАО Сбербанк (извещение N 31603900941) обоснованной.
2. Признать ПАО "Сбербанк России" нарушившим часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3, пункты 9, 10 части 10, часть 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать обязательное к исполнению предписание направленное на устранение выявленных нарушений.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 06.10.2016 N 223-ФЗ-564/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частями 5, 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 октября 2016 г. N 17/70023/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.10.2016