Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<>, (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ОАО "РЖД": <> - доверенность от 26.05.2016 N 77 АВ 0603390, <> - доверенность от 25.02.2015 N 149-ДП,
представители ИП Зиедса В.Г. на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ИП Зиедса В.Г. от 26.09.2016 N 14 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 1514/ОКЭ-РЖДС/16 на право заключения договоров на поставку прокладок рельсовых скреплений железнодорожного пути для нужд ОАО "РЖД" (извещение N 31603977784) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ИП Зиедса В.Г. от 26.09.2016 N 14 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 1514/ОКЭ-РЖДС/16 на право заключения договоров на поставку прокладок рельсовых скреплений железнодорожного пути для нужд ОАО "РЖД" (извещение N 31603977784) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров ОАО "РЖД" 30.06.2014 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
09.08.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, а именно Заказчиком неправомерно установлено требование в пункте 3.2 Документации, что по мнению Заявителя ограничивает количество участников Конкурса.
Представители Заказчика с доводом жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке, Документации. Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с протоколом рассмотрения конкурсных заявок, представленных для участия в Конкурсе от 05.10.2016 N 1514/ОКЭ-РЖДС/16/2 на участие в Конкурсе подано 3 заявки, допущено к участию в Конкурсе 3 заявки.
Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с Положением о закупке.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 3.2 Документации установлено: "на основании требований Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 и в подтверждение соответствия продукции согласно требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" (ТР ТС 003/2011), участник должен предоставить копии деклараций о соответствии, зарегистрированные в аккредитованном органе по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия), включенном в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, на образцы продукции, по конструкции, составу и технологии изготовления идентичные продукции, предназначенной для поставки заказчику по настоящему Конкурсу".
Пунктом 7.8.3.4 Документации установлено, что участник Конкурса не допускается к участию в Конкурсе в случае несоответствия конкурсной заявки требованиям конкурсной документации, в том числе если конкурсная заявка не соответствует форме, установленной конкурсной документацией, не содержит документов, иной информации согласно требованиям конкурсной документации.
Вместе с тем, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление требования об обязательном наличии в составе заявки копии декларации соответствия в подтверждение качества поставляемого товара, ограничивает количество участников Конкурса, поскольку накладывает на участников Конкурса не предусмотренные обременения для заполнения заявки на участие в Конкурсе. Таким образом, установление вышеуказанного требования к участникам Конкурса в качестве обязательного противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Вместе с тем, указанные нарушения не повлияли на результаты проведения Конкурса, поскольку в связи с несоответствием указанным требованиям заявки участников Конкурса не отклонялись.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ИП Зиедса В.Г. от 26.09.2016 N 14 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РЖД" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 1514/ОКЭ-РЖДС/16 на право заключения договоров на поставку прокладок рельсовых скреплений железнодорожного пути для нужд ОАО "РЖД" (извещение N 31603977784) обоснованной.
2. Признать в действиях ОАО "РЖД" нарушения части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения Конкурса, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 октября 2016 г. N 17/69836/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.10.2016