Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> (далее - Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
АО "Атомкомплект": <> - доверенность от 20.06.2016 N304/33/2016-ДОВ.
АО "Концерн Росэнергоатом": <> - доверенность от 04.12.2015 N7703-26/75, <> - доверенность от 15.12.2015 N9/465/2015-ДОВ.
Представители <> на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "ЭКСИ" от 23.09.2016 N 40124, направленную письмом Московского УФАС от 28.09.2016 N ИШ/44367-1, на действия (бездействие) заказчика АО "Концерн Росэнергоатом", организатора АО "Атомкомплект" (далее - Заказчик, Организатор при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме: продление срока эксплуатации энергоблока N 3 САЭС. Выполнение строительно-монтажных работ (СМР) по внедрению "спецсистем" (извещение N 31603990150), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "ЭКСИ" (далее - Заявитель) от 23.09.2016 N 40124, направленная письмом Московского УФАС от 28.09.2016 N ИШ/44367-1, на действия (бездействие) заказчика АО "Концерн Росэнергоатом", организатора АО "Атомкомплект" (далее - Заказчик, Организатор) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме: продление срока эксплуатации энергоблока N 3 САЭС. Выполнение строительно-монтажных работ (СМР) по внедрению "спецсистем" (извещение N 31603990150) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", утвержденного решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" от 07.02.2012 N 37 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее - ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.
12.08.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам Конкурса, а также субподрядным организациям о наличии на момент подачи заявок электромонтажников не ниже 2 разряда не менее 407 человек.
Представители Заказчика, Организатора с доводом жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке, Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Организатора, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом "б" пункта 1 Положения о закупке.
Согласно пункту 4.3 Части 1 Документации участник должен иметь достаточное для исполнения договора количество кадровых ресурсов соответствующей квалификации, в том числе электромонтажников не ниже 2 разряда не менее 407 человек.
Подпунктом "б" пункта 8.3 Тома 2 установлено, что по итогам отборочной стадии конкурсная комиссия в отношении каждого участника Конкурса принимает решение о допуске к дальнейшему участию в Конкурсе, либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора, в том числе несоответствие участника Конкурса требованиям Документации.
Вместе с тем, вышеуказанное требование Документации распростроняется на исполнителя по договору заключаемому по результатам Конкурса, в связи с чем не может являться основанием для отказа в допуске участникам Конкурса.
Таким образом, установление Заказчиком в Документации вышеуказанного требования ограничивает количество участников Конкурса и противоречит подпункту "б" пункта 1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
2. Пунктом 1.9 Части 1 Тома 1 Документации предусмотрено требование об отсутствие за последние 2 года в отношении участника конкурса следующих, подтвержденных документально, установленных фактов и случаев в рамках закупок, проводимых Госкорпорацией "Росатом" и ее организациями в соответствии со Стандартом:
случаев уклонения от заключения договора по результатам закупок, в которых участник признан победителем закупки или с ним было принято решение о заключении договора, как с единственным участником закупки
случаев непредставления обеспечения договора, если договором, заключенным по результатам закупки было предусмотрено его предоставление после заключения договора;
установленных правоохранительными органами фактов предоставления недостоверных сведений, существенных для принятия закупочной комиссией решения о допуске участника к участию в закупке и (или) оценки его заявки, указанных участником закупки в своей заявке, приведших к уголовному наказанию виновных лиц;
случаев расторжения договора по решению суда или по соглашению сторон в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора.
Вместе с тем, вышеуказанные требования, не подтверждают невозможность участника Конкурса исполнять обязательства по договору, заключенному по результатам Конкурса, в связи с чем ограничивают количествоучастников Конкурса.
Таким образом, установление Заказчиком в Документации требования об отсутствие за последние 2 года в отношении участника Конкурса установленных фактов и случаев в рамках закупок, проводимых Госкорпорацией "Росатом" и ее организациями ограничивает количество участников Конкурса и противоречит подпункту "б" пункта 1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Кроме того, пунктами 3, 4 Части 1 Тома 1 Документации установлено, что требования предусмотренные пунктами 3, 4 Части 1 Тома 1 Документации к участникам Конкурса, а именно:
- отсутствие за последние 2 года в отношении субподрядчика следующих, подтвержденных документально, установленных фактов и случаев в рамках закупок, проводимых Госкорпорацией "Росатом" и ее организациями в соответствии со Стандартом;
- случаев расторжения договора по решению суда или по соглашению сторон в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора.
в равной степени применимы также к соисполнителям, выполняющим работы на сумму более 5% от общей цены заявки участника Конкурса, в объеме выполняемых работ;
наличие справки, подтверждающей наличие у участника конкурса, привлекаемых субподрядчиков, соответствующих МТР, необходимых для полного и своевременного выполнения договора (соответствующая форма ЭТП) с обязательным приложением: копий свидетельств о регистрации транспортного средства; копий документов, подтверждающих постановку на учет объектов основных средств в бухгалтерском учете (актов о приемке-передаче объекта основных средств по форме N ОС-1 и/или инвентарные карточки учета объектов основных средств по форме NОС-6, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7);
наличие кадровых ресурсов.
Таким образом, установление требования о необходимости предоставления в составе заявки участниками закупки документов и сведений о субподрядчиках/соисполнителях равно требованиям к участникам, ограничивает количество участников закупки, поскольку привлечение субпоставщиков/соисполнителей предполагается в процессе исполнения договора.
Указанные действия Заказчика ограничивают количество установившего вышеуказанно требования противоречат подпункту "б" пункта 1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
4. Пунктом 18 Извещения предусмотрена возможность проведения процедуры переторжки по снижению первоначально указанной в заявке на участие в конкурсе цены.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика поснили, что переторжки могут проводится Заказчиком неоднократно.
При этом, в Документации не становлен порядок проведения переторжки.
Вместе с тем, право Заказчика на повторное проведение процедуры переторжки ограничивает количество участников закупки, заведомо ставит участников в не равное положение, представляя преимущество определенному учстнику закупки.
Таким образом, проведение Заказчиком повторных переторжек, противоречит подпункту "б" пункта 1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Согласно пункту 7.5 Части 2 Документации в ходе рассмотрения заявок на участие в Конкурсе на отборочной стадии в случаях, указанных ниже, конкурсная комиссия принимает решение об уточнении заявки на участие в Конкурсе (в том числе по сведениям и документам, необходимым для рассмотрения на оценочной стадии), на основании которого организатор Конкурса направляет уточняющие запросы.
Также, пунктом 7.6 Части 2 Документации установлено, что при наличии сомнений в достоверности копии документа организатор Конкурса вправе запросить нотариально заверенную копию документа, предоставленного в копии.
Вместе с тем, установление требования о запросе Заказчиком дополнительных разъяснений положений заявок участников, нотариальных документов зависит от волеизъявления Заказчика, так как данное положение может применяться не в равной мере ко всем участникам закупки, что ограничивает количество участников закупки.
Действия Заказчика, установившего вышеуказанное требование в Документации о возможности запроса информации, противоречит подпункту "б" пункта 1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
6. Согласно пункту 4.2 Части 1 Документации установлено, что участник в составе заявки должен подтвердить наличие предусмотренных Документацией МТР: копиями свидетельств о регистрации транспортного средства; копиями документов, подтверждающих постановку на учет объектов основных средств в бухгалтерском учете (актов о приемке-передаче объекта основных средств по форме N ОС-1 и/или инвентарные карточки учета объектов основных средств по форме NОС-6, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7).
Вместе с тем, установление на стадии подачи заявок вышеуказанного требования является неправомерным, так как представление указанных документов необходимо при исполнеии обязательств по договору заключаемому по результатм закупки.
Таким образом, установление требования о представлении в составе заявки участника документов подтверждающих наличие МТР противоречит подпункту "б" пункта 1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Пунктом 2.1 Части 2 Документации установлено, что любое заинтересованное лицо вправе направить организатору конкурса запрос о разъяснении положений конкурсной документации через ЭТП не позднее 7 (семи) рабочих дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, в Документации не установлены дата начала и дата окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Документации, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "ЭКСИ" от 23.09.2016 N 40124, направленную письмом Московского УФАС от 28.09.2016 N ИШ/44367-1, на действия (бездействие) заказчика АО "Концерн Росэнергоатом", организатора АО "Атомкомплект" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по теме: продление срока эксплуатации энергоблока N 3 САЭС. Выполнение строительно-монтажных работ (СМР) по внедрению "спецсистем" (извещение N 31603990150) обоснованной.
2. Признать заказчика АО "Концерн Росэнергоатом", организатора АО "Атомкомплект" нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать обязательное к исполнению Предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 06.10.2016 N 223-ФЗ-563/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 октября 2016 г. N 17/70097/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.10.2016