Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 10 октября 2016 г. N 543/2015
Резолютивная часть решения оглашена 28 сентября 2016 г.
В полном объеме решение изготовлено 10 октября 2016 г.
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Дегтярева Р.В. - руководитель управления,
Члены комиссии:
Мурадян О.А. - начальник отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,
Богославский Е.А. - заместитель начальника отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,
Маркелова О.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля экономической концентрации, проверок и анализа,
в присутствии представителя АФ "Кубаньпассажиравтосервис" ОАО по доверенности от 26.01.2016 N <_> представителя ООО "Геленджиктрансавто" по доверенности от 06.06.2016 <_> рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства N 543/2015 по признакам нарушения АФ "Кубаньпассажиравтосервис" ОАО пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением, результатом которого является или может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов ООО "Геленджиктрансавто", в том числе создание дискриминационных условий, установила:
Основанием для возбуждения дела N 543/2015 послужило поступившее в Краснодарское УФАС России из прокуратуры города Геленджика заявление ООО "Геленджиктрансавто" (353465, г. Геленджик, ул. Кубанская, д. 38) (вх. N 11158 от 12.10.2015) о нарушении АФ "Кубаньпассажиравтосервис" ОАО антимонопольного законодательства.
Приказом Краснодарского УФАС России от 29.12.2015 N 734 возбуждено дело N 543/2015.
Определением Краснодарского УФАС России о назначении дела N 543/2015 от 12.01.2016 исх. N 232/5 к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено АФ "Кубаньпассажиравтосервис" ОАО, в качестве заявителя привлечено ООО "Геленджиктрансавто", рассмотрение дела назначено на 11.02.2016.
Определением Краснодарского УФАС России от 31.03.2016 исх. N 6628/5 срок рассмотрения дела N 543/2015 продлен до 12.10.2016.
Определениями Краснодарского УФАС России от 11.02.2016 исх. N 2925/5; от 31.03.2016 исх. N 6629/5; от 11.05.2016 исх. N 9800/5; от 28.06.2016 исх. N 13804/5; от 11.08.2016 исх. N 17051/5 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств рассмотрение дела N 543/2015 откладывалось.
Определением Краснодарского УФАС России от 15.09.2016 исх. N 19808/5 рассмотрение дела N 543/2015 в связи с выдачей АФ "Кубаньпассажиравтосервис" ОАО предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" отложено на 27.09.2016.
На заседании Комиссии 27.09.2016 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств в заседании комиссии объявлен перерыв до 28.09.2016 16 ч. 00 м.
Комиссия, изучив все фактические обстоятельства и имеющиеся в деле N 543/2015 материалы, выслушав мнения сторон по данному делу, установила следующее.
Реализация билетов осуществляется согласно требованиям технологической документации, утвержденной для каждого перевозчика, формируется общее станционное расписание, которое размещается на объектах транспортной инфраструктуры в доступных местах. В расписании содержится информация о времени (месте) отправления и прибытия. С учетом имеющегося расписания пассажиры самостоятельно осуществляют выбор рейса, который является наиболее удобным для них.
До 11.01.2016 действовал Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденный приказом Минтранса РФ от 14.08.2003 N 178 (далее - Порядок).
В соответствии с п. 3 Порядка открытие маршрутов производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 6 Порядка для решения вопросов по открытию регулярного маршрута перевозчик разрабатывает:
- схему маршрута в виде графического условного изображения, с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними, а также характерных ориентиров (развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей и т.д.);
- расписание движения автобусов на маршруте в виде таблицы с указанием местного времени прибытия и отправления автобусов по каждому остановочному пункту;
- размер платы за проезд и провоз багажа;
- график работы водителей на маршруте с указанием времени и пунктов внутрисменного и межсменного отдыха.
В соответствии с п. 9 Порядка после получения согласия на открытие маршрута от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации оформляется паспорт маршрута, после чего паспорт маршрута, расписание движения автобуса и ходатайство о согласовании открытия маршрута направляются в субъекты Российской Федерации, по территории которых будет проходить или заканчиваться вновь открываемый маршрут.
Согласно п. 6 Порядка Управление автомобильного и электрического пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации на основании утвержденных паспортов маршрутов формирует общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.
Приказ Минтранса РФ от 14.08.2003 N 178 утратил силу в связи с изданием приказа Минтранса России от 19.10.2015 N 309, вступившего в силу со дня вступления в силу статьи 4 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
22.09.2008 Министерством транспорта Российской Федерации внесена запись N 2340614 в реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации об открытии маршрута "Геленджик - Ростов-на-Дону" N 614, обслуживаемого ООО "Геленджиктрансавто".
26.05.2015 Министерством транспорта Российской Федерации внесены записи в реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации об открытии маршрутов "Геленджик - Ростов-на-Дону" N 700, обслуживаемых ООО "Оазис" и ООО "Ростовская транспортная компания".
Из заявления ООО "Геленджиктрансавто", а также представленных АФ "Кубаньпассажиравтосервис" ОАО документов и сведений, установлено следующее.
С 01.09.2015 рейсы Геленджик (22:30) - Ростов-на-Дону (21:00) выполняет ООО "Оазис", на которые кассиры автовокзала (АФ "Кубаньпассажиравтосервис" ОАО) продолжают продавать билеты в приоритетном порядке, обеспечивая таким образом максимальную загрузку автобусов этого перевозчика.
На заседании Комиссии по делу N 543/2015 в действиях АФ "Кубаньпассажиравтосервис" ОАО, выразившихся в направлении руководителям автовокзалов Геленджик, Джубга, Краснодар, Павловская, Кущевская телефонограммы от 18.05.2015 N 148 об отмене с 19.05.2015 на Джубга АС предварительной продажи билетов на рейс N 614 "Геленджик - Ростов-на-Дону" (время отправления от Геленджик АВ - 21:30), выполняемый ООО "Геленджиктрансавто", а также телефонограммы от 18.05.2015 N 149 об организации на Краснодар АС-2 предварительной продажи билетов на рейс N 700 "Геленджик - Ростов-на-Дону" (время отправления от Геленджик АВ - 22:30), установлены признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что привело или может привести к ущемлению интересов ООО "Геленджиктрансавто".
Вышеуказанные действия АФ "Кубаньпассажиравтосервис" ОАО свидетельствуют о создании АФ "Кубаньпассажиравтосервис" ОАО дискриминационных условий для ООО "Геленджиктрансавто" по сравнению с другими перевозчиками, выполняющими регулярные перевозки пассажиров автобусами из города Геленджика через город Краснодар в направлении города Ростов-на-Дону, в частности с ИП Тицким А.М. (в период с 15.05.2015 по 31.08.2015) и ООО "Оазис" (в период с 01.09.2015 по настоящее время).
Согласно статье 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Исходя из проведенного анализа состояния конкуренции на рынке услуг по осуществлению деятельности, обеспечивающей автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию на территории Краснодарского края за период 2014 - 2015 годы установлено, что АФ "Кубаньпассажиравтосервис" ОАО занимает доминирующее положение на рынке услуг по осуществлению деятельности, обеспечивающей автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию на территории Краснодарского края, с долей равной 90% (аналитический отчет имеется в материалах дела).
Пунктом 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе создание дискриминационных условий.
Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу, что АФ "Кубаньпассажиравтосервис" ОАО злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке услуг по осуществлению деятельности, обеспечивающей автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию на территории Краснодарского края, ущемляет интересы ООО "Геленджиктрансавто" путем направления руководителям автовокзалов Геленджик, Джубга, Краснодар, Павловская, Кущевская телефонограммы от 18.05.2015 N 148 об отмене с 19.05.2015 на Джубга АС предварительной продажи билетов на рейс N 614 "Геленджик - Ростов-на-Дону" (время отправления от Геленджик АВ - 21:30), выполняемый ООО "Геленджиктрансавто", а также телефонограммы от 18.05.2015 N 149 об организации на Краснодар АС-2 предварительной продажи билетов на рейс N 700 "Геленджик - Ростов-на-Дону" (время отправления от Геленджик АВ - 22:30), что является нарушением пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Краснодарское УФАС России в адрес АФ "Кубаньпассажиравтосервис" ОАО направило предупреждение от 16.09.2016 исх. N 19809/5 о необходимости прекращения действий (бездействия), содержащих признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем осуществления следующих действий:
в срок до 23.09.2016 направить во все подразделения (автовокзалы, автостанции, др.) АФ "Кубаньпассажиравтосервис" ОАО, расположенные на пути следования рейса N 614 "Геленджик - Ростов-на-Дону" (время отправления от Геленджик АВ - 21:30), выполняемого ООО "Геленджиктрансавто" разъяснений (указаний) о необходимости осуществления продажи билетов (в том числе предварительной) гражданам, желающим приобрести билеты на указанный маршрут, а также недопустимости первоочередной (приоритетной) продажи билетов (в том числе предварительной) на рейс N 700 "Геленджик - Ростов-на-Дону" (время отправления от Геленджик АВ - 22:30), выполняемый ООО "Оазис" и ООО "Ростовская транспортная компания".
в срок до 26.09.2016 сообщить в Краснодарское УФАС России о выполнении настоящего предупреждения (с приложением подтверждающих документов).
Письмом от 26.09.2016 исх. N 1488/24 (вх. N 9770) АФ "Кубаньпассажиравтосервис" ОАО сообщено в Краснодарское УФАС России об исполнении предупреждения от 16.09.2016 исх. N 19809/5, представлено письмо АФ "Кубаньпассажиравтосервис" ОАО от 22.09.2016 исх. N 1465/24 "О соблюдении антимонопольного законодательства".
На заседании Комиссии 28.09.2016 АФ "Кубаньпассажиравтосервис" ОАО в материалы дела представлены документы, подтверждающие получение руководителями автовокзалов Геленджик, Джубга, Краснодар, Павловская, Кущевская письма АФ "Кубаньпассажиравтосервис" ОАО от 22.09.2016 исх. N 1465/24 "О соблюдении антимонопольного законодательства".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Прекратить рассмотрение дела N 543/2015 ввиду отсутствия нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемых Комиссией действиях АФ "Кубаньпассажиравтосервис" ОАО.
Председатель Комиссии Р.В. Дегтярева
Члены Комиссии: О.А. Мурадян
Е.А. Богославский
О.В. Маркелова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 10 октября 2016 г. N 543/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.10.2016