Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 12 октября 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
<_> - врио руководителя управления.
Члены Комиссии:
<_>- ведущий-специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N 4-05/93 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО "Вертикаль" рекламы, нарушающей требования пунктов 1,3 части 3 статьи 5, статьи 8 ФЗ "О рекламе",
в отсутствии представителя ООО "Вертикаль", надлежащим образом уведомленного о месте, дате и времени рассмотрения дела, установила:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением рекламного законодательства РФ Хабаровским УФАС России 22 августа 2016 года отслежены рекламные буклеты следующего содержания: "ООО "Вертикаль" ИНН 2724165152, ресторан-бар "ЧИНДАО" китайская кухня. В г.Хабаровске в нашем ресторане самые дешевые цены, так же предлогаем вкусное, охлажденное, недорогое пиво на розлив с нашей пивоварни. Доставка по городу - бесплатно. Предлагаем скидки: имениннику - 10%. При заказе одного блюда подарок - бокал пива. Режим работы: 12:00-02:00. www.qingdao.ru. Тел. +7-909-857-16-66, +7-909-824-29-99. Адрес: ул. Дзержинского, д. 56 (3 этаж). Добро пожаловать!".
Буклеты распространяются путем их раздачи прохожим по адресу г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 34 (ост. "Совкино").
Информация о доставке сопровождается фотоизображением различных видов блюд с их описанием (состав, вес, цена) и фотографией ресторана.
Реклама направлена на привлечение внимания потребителей к пиву, которое можно приобрести как по указанному в рекламе адресу, так и по телефону доставки, то есть дистанционным способом.
Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 612 от 27.09.2007 г. (далее Правила) продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В соответствии с ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" пиво относится к алкогольной продукции.
В пункте 5 Правил установлен запрет на продажу дистанционным способом алкогольной продукции.
В соответствии с частью 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Таким образом, законное приобретение алкогольной продукции посредством заказа дистанционным способом (по телефону или иным подобным образом) невозможно, так как договор купли-продажи алкогольной продукции дистанционным способом является ничтожным.
Следовательно, реклама, содержащая информацию о возможности приобретения алкогольной продукции дистанционным способом, является недостоверной и признается ненадлежащей на основании пункта 3 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе", в соответствии с которой недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте или цене товара, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.
Использованные в рекламе словосочетания: "самые дешевые цены", выражают превосходство, поэтому их употребление создает впечатление о том, что у данного ресторана самые низкие цены на все виды товаров (услуг), реализуемые им в сравнении с другими хозяйствующими субъектами на данном рынке, тем самым стимулируя интерес потребителей именно к своим услугам.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Из данных разъяснений следует, что заявление о преимуществах, в том числе, использование формулировок, содержащих прилагательные в превосходной степени, должны иметь документальное и фактическое обоснование.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
В нарушение данной нормы ООО "Вертикаль" в вышеуказанной рекламе не подтверждает должным образом того, что в ресторане китайской кухни "Чиндао" реализуются товары и услуги по самым низким ценам.
Кроме того, информация о доставке сопровождается фотоизображением различных видов блюд с их описанием (состав, вес, цена) и фотографией кафе.
Рекламная информация, размещенная в буклете, направлена на привлечение внимания потребителя как к самому кафе, так и к продаже товаров (блюд китайской кухни) дистанционным способом по указанному телефону доставки.
Определение дистанционного способа продажи товара дано пунктом 2 статьи 497 ГК РФ, в соответствии с которым, договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Таким образом, рассматриваемый договор характеризуется двумя отличительными признаками: во-первых, отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и, во-вторых, определение средств ознакомления с товаром: каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и так далее.
Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 612 от 27.09.2007 г. (далее Правила), продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора
В соответствии с п. 20 названных Правил, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Из указанной нормы права следует, что момент заключения договора розничной купли-продажи при дистанционном способе продажи не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, а определяется моментом сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести товар.
В пункте 3 статьи 497 ГК РФ определен момент исполнения договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом: договор считается исполненным с момента доставки товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.
Указанная выше реклама предлагает покупателю продукты, исключая возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора, заключаемого посредством получения продавцом сообщения по телефону о намерении покупателя приобрести товар (дистанционный способ торговли).
Согласно статье 8 Федерального закона "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В нарушение данной нормы права рекламные буклеты содержат неполную информацию, а именно наименование юридического лица и ИНН.
В силу части 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований пунктов 1, 3 части 3 статьи 5, статьи 8 несет рекламодатель.
Установлено, что рекламодателем является ООО "Вертикаль" (ИНН 2724165152, г. Хабаровск, ул. Промышленная, 12А).
Данный факт подтверждается наличием на первой странице рекламного буклета информации о рекламодателе: "ООО "Вертикаль", ИНН 2724165152".
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "ООО "Вертикаль" ИНН 2724165152, ресторан-бар "ЧИНДАО" китайская кухня. В г.Хабаровске в нашем ресторане самые дешевые цены, так же предлогаем вкусное, охлажденное, недорогое пиво на розлив с нашей пивоварни. Доставка по городу - бесплатно. Предлагаем скидки: имениннику - 10%. При заказе одного блюда подарок - бокал пива. Режим работы: 12:00-02:00. www.qingdao.ru. Тел. +7-909-857-16-66, +7-909-824-29-99. Адрес: ул. Дзержинского, д. 56 (3 этаж). Добро пожаловать!", распространенную на рекламных буклетах по адресу: г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 34, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1, 3 части 3 статьи 5, статьи 8 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Вертикаль" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 12 октября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Предписание
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
12 октября 2016 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
<_>- врио руководителя управления.
Члены Комиссии:
<_>- ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции.
<_>- ведущий специалист-эксперт отдела рекламы и недобросовестной конкуренции
на основании своего решения от 12 октября 2016 года по делу N 4-05/93 о признании ненадлежащей рекламы, распространяемой ООО "Вертикаль" на рекламных буклетах в г. Хабаровске по ул. Муравьева-Амурского, д. 34.
и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Вертикаль" (ИНН 2724165152, г. Хабаровск, ул. Промышленная, 12А) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: распространение в любой форме, любым способом и использованием любых средств рекламы, в том числе распространяемой путем раздачи рекламных буклетов в г. Хабаровске по адресу: ул. Муравьева-Амурского, 34, содержащей недостоверные сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; рекламы продажи алкогольной продукции дистанционным способом, а также рекламы продажи блюд ресторана "Чиндао" дистанционным способом без наименования, места нахождения и государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица.
2. ООО "Вертикаль" представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 10.11.2016 года.
В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России в праве в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на физических лиц штраф в размере от двенадцати до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 12 октября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.10.2016