Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
от 10 октября 2016 г. N 07-15/2016-240
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>
при участии представителей:
ЗАО ПМК "Решма" (далее - Общество, Заявитель): <_>
ФГБУЗ МЦ "Решма" ФМБА России" (далее - Заказчик): <_> установила:
29.09.2016 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ЗАО ПМК "Решма" на действия ФГБУЗ МЦ "Решма" ФМБА России" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту участка сооружения "Канализация и водостоки" (напорный коллектор от КНС 1 до очистных сооружений) ФГБУЗ МЦ "Решма" ФМБА России" (извещение N 0333100000316000097).
Согласно первому доводу жалобы в п. 23 раздела I.3. "Информационная карта электронного аукциона" части I "Электронный аукцион" документации об электронном аукционе наличествуют противоречия, которые вводят потенциальных участников электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту участка сооружения "Канализация и водостоки" (напорный коллектор от КНС 1 до очистных сооружений) ФГБУЗ МЦ "Решма" ФМБА России" в заблуждение при подготовке первой части заявки на участие в указанном электронном аукционе.
Согласно второму доводу жалобы в нарушение ч. 12 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Заказчик ни в общей части, ни в Информационной карте, ни в проекте контракта документации об электронном аукционе не указал идентификационный код закупки, который до 1 января 2017 года формируется на основе кода бюджетной классификации, кодов общероссийских классификаторов.
Согласно третьему доводу жалобы Заказчиком были установлены излишние требования к веществам "Кислород технический газообразный", "Ацетилен газообразный технический", поскольку, по мнению Заявителя, невозможно достоверно указать химический состав данных товаров, так как Законом о контрактной системе не требуется, чтобы участник закупки являлся производителем товара или имел товар в наличии на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе. Кроме того, установлены чрезмерно детализированные требования к таким товарам, как "Каболка", "Электроды", "Очес льняной".
Согласно четвертому доводу жалобы Заказчик в нарушение ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, установил требование, согласно которому срок действия банковской гарантии должен превышать на 30 (тридцать) календарных дней конечный срок выполнения Подрядчиком своих обязательств по настоящему договору.
Заказчик в своих возражениях на жалобу указал, что не согласен с доводами жалобы. Однако на заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика в рамках рассмотрения первого довода жалобы сообщил, что содержащаяся в п. 23 раздела 1.3 "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе сформирована с некоторыми неточностями.
Рассмотрев представленные Заявителем, Заказчиком документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
21.09.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) было размещено извещение N 0333100000316000097 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту участка сооружения "Канализация и водостоки" (напорный коллектор от КНС 1 до очистных сооружений) ФГБУЗ МЦ "Решма" ФМБА России".
Относительно первого довода Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что положения инструкции должны быть ясными, непротиворечивыми, а также должны исключать возможность неоднозначного их толкования.
В п. 23 раздела 1.3 "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе содержится инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно данной инструкции, знак "\" обозначает слово "и" означает, что требуются все перечисленные показатели (наименования товара), при этом требуется представить характеристики на каждый товар (показатель, значение) в отдельности. Символ "тире" установленный между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, при этом крайние значения включаются в приведенный Заказчиком диапазон.
Вместе с тем, в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе установлено, что не признаются конкретными показателями товара альтернативные предложения, выраженные с предлогом "до", "от"; разделительными союзами "или", "либо"; знаками "-", ";", "/", "\"; словами "должен", "может", "допускается", "требуется", "более", "менее", и т.п., за исключением случаев, когда с применением указанных слов показатели товара обозначаются производителем данного товара и иначе указать конкретный показатель товара не представляется возможным.
Таким образом, сначала знак "\" трактуется Заказчиком аналогично союзу "и", т.е. означает перечисление, а символ "тире" трактуется как диапазон значений. Затем Заказчик указывает, что показатели товара с указанными знаками не признаются конкретными, т.е. являются альтернативными.
Исходя из вышесказанного, Комиссия Ивановского УФАС России считает, что инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе содержит противоречивые требования, не позволяющие однозначно определить порядок заполнения заявки на участие в данном электронном аукционе. Такие положения инструкции нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, первый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает обоснованным.
Относительно второго довода Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 12 ст. 112 закона о контрактной системе до 1 января 2017 года идентификационный код закупки формируется на основе кода бюджетной классификации, кодов общероссийских классификаторов.
Комиссией Ивановского УФАС России было установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 23 и ч. 12 ст. 112 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе и проект контракта не содержат код бюджетной классификации, код общероссийских классификаторов. В связи с этим, второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает обоснованным.
Относительно третьего довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о контрактной системе порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Согласно определению слова "нужда" из словаря Ожегова С.И. - это потребность, недостаток в необходимом. Следовательно, требования, устанавливаемые заказчиками к объекту закупки, не могут быть произвольными, должны быть обусловлены наличием у заказчиков соответствующей, доказанной потребности и необходимости в чем-то конкретном.
Таким образом, Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок, однако, такая детализация должна быть обусловлена конкретными потребностями заказчика. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Однако необходимо учитывать тот факт, что право заказчика устанавливать требования к показателям товара не является абсолютным и подлежит применению с учетом иных норм права.
В части III "Техническая документация" документации об электронном аукционе установлены требования к материалам:
_Кислород технический газообразный. Сорт: первый или второй. Объемная доля кислорода, не менее 99,5%.
_Ацетилен газообразный технический. Объемная доля ацетилена, не менее 98,5%.
_Каболка. Должна быть из льняной (1; 2; 3-х прядной); пеньковой или джутовой пряди, сплетенная специальным образом и пропитанная антисептическим веществом. Для пропитки каболки должны использоваться смоляно-битумные мастики; нефтяные битумы (БНИ-4; БНД). Должна быть с противогнилостной и антикоррозийной смазкой, которая придает повышенную биостойкость, хорошее сопротивление к гниению, существенно увеличивает срок эксплуатации. Каболка должна быть устойчива к солнечной и тепловой радиации, не должна накапливать статическое электричество, должна быть экологически безопасна. Каболка не должна оставлять следов при соприкосновении, не должна протекать. Каболка должна быть для уплотнения раструбных соединений. Диаметр, мм: от 6 до 18_
_Электроды. Должны быть предназначены для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей. Диаметр электрода должен составлять 4 мм. Длина электрода: не более 450 мм. Электроды типа: Э50А. Длина зачищенного от покрытия конца: до 30 мм. Покрытие электродов должно быть плотным, прочным, не должно иметь вздутий, пор, наплывов, трещин. На поверхности покрытия допускаются местные вмятины глубиной не более 50% толщины покрытия в количестве не более четырех при суммарной протяженности до 25 мм на одном электроде. На поверхности покрытия допускаются местные задиры протяженностью не более 15 мм при глубине не более 25% номинальной толщины покрытия числом не более двух на одном электроде. _
_Очес льняной. Сорт: не ниже 4. Очес льняной в зависимости от содержания инкрустов: грубый и мягкий_
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заявителя отозвал пункт жалобы, касающийся установления излишних требований к позиции "Очес льняной".
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представители Заказчика не смогли пояснить потребность в установлении указанных выше требований и, соответственно, необходимость указания участниками закупки их показателей. В связи с чем, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что не следует оставлять без внимания и тот факт, что представитель ФГБУЗ МЦ "Решма" ФМБА России сообщил, что Заказчику необходимы каболка, электроды, кислород технический газообразный, ацетилен газообразный технический, соответствующие требованиям действующих ГОСТов, ТУ, иной технической документации. Соответственно, Заказчика устроит любой показатель, входящий в диапазон, установленный указанными стандартами.
Кроме того, требования указать в заявке на участие в электронном аукционе такие параметры электродов, как глубина вмятин и протяженность задиров (с учетом того, что данная информация может отсутствовать на сайтах производителей и поставщиков электродов), имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке, поскольку участник может не являться производителем электродов и не иметь их в наличии на момент подачи заявок на участие в электронном аукционе. Поэтому для участника не представляется возможным достоверно указать данные сведения в своей заявке на участие в электронном аукционе.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
П. 23 раздела 1.3 "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе установлено, что под "используемым в процессе работ товаром", а равно "используемым товаром", а равно "товаром" в настоящей документации понимаются вещи, которые будут переработаны в процессе работ и/или станут неотъемлемой частью результата работ. Переработка означает невозможность использования данного товара участником закупки после исполнения контракта (в том числе в связи с передачей остатков товара Заказчику с учетом требований технического задания). В указанное понятие не входит используемое в процессе работ оборудование (машины и механизмы), которое согласно технического задания обозначено как не потребляемый ресурс_ Таким образом, большинство используемых материалов следует считать "используемыми товарами".
На заседании Комиссии Ивановского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что кислород технический газообразный и ацетилен газообразный технический предназначены для использования в качестве горючего газа для резки металла и являются веществами, на которых работает оборудование, используемое в процессе выполнения работ.
Исходя из вышесказанного, кислород технический газообразный и ацетилен технический газообразный являются технологическими ресурсами, а не самостоятельными товарами. Таким образом, Заказчиком были установлены излишние требования.
Исходя из вышесказанного, третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России признает обоснованным.
Относительно четвертого довода жалобы Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
Согласно требованиям п. 8 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно п. 3.2 проекта контракта сроки выполнения работ: начало - с даты заключения настоящего договора, окончание - в течение 45 (сорока пяти) календарных дней со дня подписания договора.
Согласно п. 9.1 проекта контракта документации об электронном аукционе срок действия обеспечения исполнения договора должен превышать на 30 (тридцать) календарных дней конечный срок выполнения Подрядчиком своих обязательств по настоящему договору.
В соответствии с п. 11.1 проекта контракта документации об электронном аукционе договор вступает в силу со дня его подписания Сторонами и прекращает свое действие с момента исполнения Сторонами своих обязательств по данному договору или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
Комиссия Ивановского УФАС России считает, что установление указанного в п. 9.1 проекта контракта документации об электронном аукционе требования о сроке действия обеспечения исполнения контракта на 30 (тридцать) календарных дней превышающего конечный срок выполнения Подрядчиком своих обязательств по настоящему договору нарушает ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Исходя из вышесказанного, Комиссия Ивановского УФАС России признает четвертый довод жалобы обоснованным.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ЗАО ПМК "Решма" на действия ФГБУЗ МЦ "Решма" ФМБА России" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту участка сооружения "Канализация и водостоки" (напорный коллектор от КНС 1 до очистных сооружений) ФГБУЗ МЦ "Решма" ФМБА России" (извещение N 0333100000316000097) обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 23, ч. 12 ст. 112, ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Подписи членов Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ
Дата принятия: 05 октября 2016 года город Иваново
Дата изготовления: 10 октября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе: <_>
рассмотрев жалобу ЗАО ПМК "Решма" на действия ФГБУЗ МЦ "Решма" ФМБА России" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту участка сооружения "Канализация и водостоки" (напорный коллектор от КНС 1 до очистных сооружений) ФГБУЗ МЦ "Решма" ФМБА России" (извещение N 0333100000316000097), на основании ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и своего решения от 05 октября 2016 года, предписывает:
1. Заказчику - ФГБУЗ МЦ "Решма" ФМБА России" (155841, Ивановская обл., Кинешемский р-н, п/о Решма-1) устранить нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 23, ч. 12 ст. 112, ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, для чего в срок до 21.10.2016:
- отменить все составленные в ходе проведения электронного аукциона протоколы и разместить соответствующую информацию на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт);
- внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту участка сооружения "Канализация и водостоки" (напорный коллектор от КНС 1 до очистных сооружений) ФГБУЗ МЦ "Решма" ФМБА России" (извещение N 0333100000316000097) в соответствии с решением Ивановского УФАС России от 05.10.2016 и Законом о контрактной системе;
- разместить измененные извещение и документацию об электронном аукционе на официальном сайте и осуществить дальнейшие действия по проведению закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной площадки - ОАО "ЕЭТП" (115114, г. Москва, ул. Кожевническая, д. 14, стр. 5) совершить все необходимые действия, направленные на обеспечение исполнения п. 1 настоящего предписания, а также вернуть поданные на участие в рассматриваемом электронном аукционе заявки участникам закупки, уведомив их о возможности подачи заявок вновь с учетом внесенных изменений.
3. ФГБУЗ МЦ "Решма" ФМБА России" о выполнении настоящего предписания сообщить в Ивановское УФАС России в срок до 28.10.2016 с приложением подтверждающих документов.
Подписи членов Комиссии
Настоящее предписание может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 10 октября 2016 г. N 07-15/2016-240
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.10.2016