Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
от 12 мая 2016 г. N 08-21/5-16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Стрельников Д.Ю. - заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее -Управление); |
Члены Комиссии: |
Горбанева В.В. - врио начальника отдела контроля за рекламной деятельностью Управления; Жуков А.А. - государственный инспектор отдела контроля за рекламной деятельностью Управления, |
рассмотрев дело N 08-21/5-16, возбужденное по факту распространения 24.12.2015 в системе "ЯНДЕКС" рекламы следующего содержания: "Сайт отеля "ТРОПИКАНА HOLIDAY" 4* / tropikholiday.ru/ Реклама/ tropikholiday.ru/ Официальный сайт отеля "ТРОПИКАНА ХОЛИДЕЙ" на Пятницком ш. НОВЫЙ ГОД -10%!/ НОВЫЙ ГОД -10% АКЦИЯ -40% ФОТОГАЛЕРЕЯ БРОНЬ БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ/ Контактная информация +7 (495) 922-51-85 круглосуточно" с признаками нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), выразившимися в указании в рекламе не соответствующих действительности сведений о соответствии указанного средства размещения категории 4*, в отсутствие лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, а также заинтересованного лица, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, установила:
Московским областным УФАС России 24.12.2015 установлен факт распространения в поисковой системе "ЯНДЕКС" рекламы следующего содержания: "Сайт отеля "ТРОПИКАНА HOLIDAY" 4* / tropikholiday.ru/ Реклама/ tropikholiday.ru/ Официальный сайт отеля "ТРОПИКАНА ХОЛИДЕЙ" на Пятницком ш. НОВЫЙ ГОД -10%!/ НОВЫЙ ГОД -10% АКЦИЯ -40% ФОТОГАЛЕРЕЯ БРОНЬ БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ/ Контактная информация +7 (495) 922-51-85 круглосуточно" с признаками нарушения пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, выразившимися в указании в рекламе не соответствующих действительности сведений о соответствии указанного средства размещения категории "4*".
Согласно позиции ООО "ЯНДЕКС" рекламодателем указанной рекламы является ООО "АВК" на основании договоров на оказание услуг по размещению рекламных материалов ООО "АВК" в сети Интернет, заключенных между ООО "ЯНДЕКС" и ООО "АВК" на условиях Оферты на оказание услуг "Яндекс.Директ", расположенной в сети Интернет по адресу: http://legal.yandex.ru/oferta_direct/.
В соответствии с объяснениями ООО "ЯНДЕКС" указанная реклама размещалась в системе "Яндекс.Директ" в период с 23.12.2015 г. по 07.01.2016 г.
Согласно позиции ООО "АВК" указанная реклама распространялась на основании агентского договора от 09.09.2015 N АД010/15, заключенного между ООО "АВК" и ООО "ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ".
В соответствии с пунктом 1.1 агентского договора от 09.09.2015
N АД010/15 ООО "АВК" реализует услуги ООО "ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ" по проживанию в отеле "Тропикана Holiday", а также дополнительные услуги ООО "ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ", оказываемые на территории отеля "Тропикана Holiday". ООО "ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ" обязуется уплатить ООО "АВК" агентское вознаграждение.
Согласно объяснениям ООО "АВК" обозначение "4*" не является указанием категории средства размещения, а является обозначением ориентировочного уровня отеля.
В соответствии с позицией ООО "АВК" текст рекламы был составлен ООО "АВК" без согласования с ООО "ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ".
Согласно объяснениям ООО "АВК" в отношении отеля "Тропикана Holiday" не проводилось оценки соответствия требованиям Порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения и, соответственно, категория средства размещения отеля "Тропикана Holiday" не присваивалась.
Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1-3 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к отелю "Тропикана Holiday" и его продвижение на рынке.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
Порядок классификации гостиниц и иных средств размещения осуществляется в добровольном порядке в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 11 июля 2014 г. N 1215 "Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями".
По итогам классификации гостиниц и иных средств размещения объект туристской индустрии получает свидетельство о присвоении ему соответствующей категории: "пять звезд", "четыре звезды", "три звезды", "две звезды", "одна звезда", "без звезд". Высшая категория - "пять звезд", низшая - "без звезд".
Использование в рассматриваемой рекламе фразы "Сайт отеля "ТРОПИКАНА HOLIDAY" 4*", создает впечатление, что рекламируемым средством размещения в установленном порядке пройдена процедура классификации и ему присвоена соответствующая категория звездности.
Оценив рекламу и доводы лиц участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о необходимости вынесения на рассмотрение членов Экспертного совета по применению законодательства Российской Федерации о рекламе при Московском областном УФАС России (далее - Экспертный совет) вопроса о соответствии рекламы с использованием обозначения "4*", требованиям пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно протоколу заседания Экспертного совета от 21.04.2016, члены Экспертного совета пришли к выводу, что использование в рекламе обозначения "*", "****", в том числе в сочетании с цифрами (например, "4*", "3*"), создает впечатление, что рекламируемым средством размещения в установленном порядке пройдена процедура классификации и ему присвоена соответствующая категория звездности. Применяемый в рекламе символ "*", который именуется "звездочка", однозначно ассоциируется с обозначением "звезда", используемым при указании категории средства размещения.
С учетом мнения Экспертного совета, Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемой рекламе обозначение "4*" создает впечатление, что указанное средство размещения соответствует категории "четыре звезды", что не соответствует действительности, так как оценка соответствия требованиям порядка классификации гостиниц в отношении отеля "Тропикана Holiday" не проводилась.
На основании изложенного Комиссией установлен факт нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о рекламе при распространении указанной рекламы.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила
1. Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "АВК" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Выдать ООО "ЯНДЕКС" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "26" мая 2016 г.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
Стрельников Д.Ю. |
Члены Комиссии |
Горбанева В.В.
Жуков А.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 12 мая 2016 г. N 08-21/5-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.10.2016