Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 11 октября 2016 г. N 1-11-282/77-16
Резолютивная часть решения оглашена "27" сентября 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено "11" октября 2016 года.
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии - заместителя руководителя Московского УФАС России <> членов Комиссии: специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля финансовых и товарных рынков Московского УФАС России <> специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля финансовых и товарных рынков Московского УФАС России <> (далее - Комиссия), рассмотрев дело N 1-11-282/77-16 по признакам нарушения ООО "ГЕФЕСТ" ИНН 1213004241 (место нахождения: 424033, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пр-т Ленинский, д. 16) и ООО "Техно" ИНН 1215171424 (место нахождения: 424033, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пр-т Ленинский, д. 16) пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, приведшего к поддержанию цен на торгах, в отсутствие заявителя и представителей ответчиков при надлежащем их уведомлении с учетом постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N61, установила:
Основанием для проведения проверки участия в электронных торгах ООО "ГЕФЕСТ", ООО "Техно", ИП <> послужило заявление ЗАО "Центр многоцелевых автоматизированных комплексов и систем" (вх. от 03.07.2015 N 23318), в котором сообщалось о нарушении антимонопольного законодательства при проведении открытого аукциона в электронной форме с реестровым N 0373100092115000228, состоявшегося 11.06.2015.
Из заявления в частности следовало, что в аукционе N 0373100092115000228, заказчиком по которому выступало Федеральное бюджетное учреждение "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ (Войсковая часть 70855)", приняли участие 4 хозяйствующих субъекта, трое из которых - ООО "ГЕФЕСТ", ООО "Техно" и ИП <> вступили в сговор с целью поддержания цены на торгах.
ООО "Техно", ИП <>осуществлялись активные действия по снижению цены контракта до 79,1% с целью введения в заблуждение добросовестного участника аукциона - ЗАО "Центр многоцелевых автоматизированных комплексов и систем". В дальнейшем во второй части заявок ими не были приложены необходимые документы, в целях их отклонения аукционной комиссией при рассмотрении вторых частей заявок, в результате контракт был заключен с ООО "ГЕФЕСТ", которое подало ценовое предложение -7,01% на последних секундах периода доподачи ценовых предложений, перебив при этом ценовое предложение добросовестного участника аукциона - ЗАО "Центр многоцелевых автоматизированных комплексов и систем" на 0,01%.
Письмом ФАС России (вх. от 30.12.2015 N 49439) в соответствии с Приказом ФАС России от 01.08.2007 N244 было поручено Московскому УФАС России (далее - Управление) рассмотреть дело в отношении ООО "ГЕФЕСТ", ООО "Техно" и ИП <>
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, установлено, что 22.12.2015 ИП <> прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании приказа Московского УФАС России от 09.03.2016 N 18 в отношении ООО "ГЕФЕСТ" и ООО "Техно" было возбуждено дело N 1-11-282/77-16 о нарушении антимонопольного законодательства.
Основанием для возбуждения дела в отношении ООО "ГЕФЕСТ" и ООО "Техно" послужило выявление Управлением признаков нарушения антимонопольного законодательства в сведениях, полученных в ответ на запросы Управления от ЗАО "Сбербанк-АСТ" (вх. от 31.07.2015 N 27313, вх. от 27.10.2015 N 38748) (далее - Торговая площадка).
Ответчикам по делу и заявителю по адресу их местонахождения были направлены:
копия приказа от 09.03.2016 N 18 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 11.03.2016 N ЕП/8885, исх. от 11.03.2016 N ЕП/8886, исх. от 11.03.2016 N ЕП/8888);
копия определения о назначении дела N 1-11-282/77-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (исх. от 11.03.2016 N ЕП/8899);
копия определения об отложении рассмотрения дела N 1-11-282/77-16 (исх. от 19.05.2016 N ЕП/21207, исх. от 20.07.2016 NЕП/31882);
копия заключения об обстоятельствах дела N 1-11-282/77-16 о нарушении антимонопольного законодательства (исх. от 20.07.2016 NЕП/32658).
На заседании Комиссии, состоявшемся 27.09.2016 в 14:00 заявитель и представители ООО "ГЕФЕСТ" и ООО "Техно" не явились и каких-либо пояснений не представили.
Копии определения об отложении рассмотрения дела N 1-11-282/77-16 (исх. от 20.07.2016 N ЕП/31882) и заключения об обстоятельствах дела N 1-11-282/77-16 (исх. от 20.07.2016 NЕП/32658), направленные в адрес заявителя - ЗАО "Центр многоцелевых автоматизированных комплексов и систем" были им получены, о чем свидетельствуют уведомления от 01.08.2016 о вручении писем заявителю.
Копии определения об отложении рассмотрения дела N 1-11-282/77-16 (исх. от 20.07.2016 N ЕП/31882) и заключения об обстоятельствах дела N 1-11-282/77-16 (исх. от 20.07.2016 NЕП/32658), направленные в адрес ООО "ГЕФЕСТ" и ООО "Техно" не были им вручены, о чем свидетельствует информация ФГУП "Почта России":
ООО "ГЕФЕСТ" - "Возврат" по почтовым идентификаторам - 10770101606049 и 10770101619520;
ООО "Техно" - "Возврат" по почтовым идентификаторам - 10770101606049 и 10770101619537.
При этом, копия определения об отложении рассмотрения дела N 1-11-282/77-16 (исх. от 19.05.2016 N ЕП/21207), ранее направленная в адрес ответчиков, была получена только ООО "ГЕФЕСТ".
Адреса, по которым направлялись вышеперечисленные документы указаны в ЕГРЮЛ в качестве места нахождения заявителя и ответчиков.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела N 1-11-282/77-16 была опубликована на официальном сайте ФАС России в установленные сроки.
На основании вышеизложенного Комиссия делает вывод о том, что Комиссия сделала все возможное для того, чтобы ответчики были извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
С учетом постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N61, ООО "ГЕФЕСТ" и ООО "Техно" считаются извещенными надлежащим образом.
В соооветствии с частью 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции в случае неявки на заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, комиссия вправе рассмотреть дело в их отсутсвие.
На основании изложенного дело подлежит рассмотрению в отсутствие представителей ООО "Техно", ООО "ГЕФЕСТ" и ЗАО "Центр многоцелевых автоматизированных комплексов и систем".
В ходе рассмотрения дела N 1-11-282/77-16, Комиссией было установлено следующее.
На Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов zakupki.gov.ru Федеральным бюджетным учреждением "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ (Войсковая часть 70855)" 13.05.2015 был опубликован аукцион в электронной форме с реестровым N 0373100092115000228, предметом которого являлось поддержание в работоспособном состоянии комплекса инженерно-технических средств охраны объекта по уничтожению химического оружия Камбарка в г. Камбарка Удмуртской Республики.
В вышеуказанном аукционе принимали участие ООО "ГЕФЕСТ", ООО "Техно", ИП <> и ЗАО "Центр многоцелевых автоматизированных комплексов и систем".
В поведении ООО "ГЕФЕСТ", ООО "Техно", ИП<>прослеживается следующая модель группового поведения: ООО "Техно", ИП <>намеренно осуществляли значительное снижение цены контракта (до -79,1%), в дальнейшем во второй части заявок ими не прикладывались необходимые документы, тем самым они исключали возможность положительного рассмотрения вторых частей заявок и заключения с ними контракта по результатам торгов в пользу третьего ответчика - ООО "ГЕФЕСТ". Контракт заключается с третьим ответчиком - ООО "ГЕФЕСТ", подавшим ценовое предложение - 7,01%, перебив при этом на последних секундах ценовое предложение добросовестного участника аукциона - ЗАО "Центр многоцелевых автоматизированных комплексов и систем" на 0,01%.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦ) составила 3 551 918,1 руб.
Данные о аукционе, предмете, начальной (максимальной) цене торгов (далее - НМЦ), дате публикации, дате проведения, победителях, ценовых предложениях, снижениях и участниках сведены в таблицу N 1.
Таблица N1
N заказа |
Заказчик |
Предмет заказа |
НМЦ |
Дата опубликования заказа |
Дата проведения аукциона |
Победитель |
Время подачи ценового предложения |
Предложение победителя |
Снижение |
Другой участник |
Предложение другого участника |
Снижение |
Время подачи ценового предложения |
0373100092115000228 |
Федеральное бюджетное учреждение "Федеральное управление по безопасному хранению и уничтожению химического оружия при Министерстве промышленности и торговли РФ (Войсковая часть 70855)" |
Поддержание в работоспособном состоянии комплекса инженерно-технических средств охраны объекта по уничтожению химического оружия Камбарка в г. Камбарка Удмуртской Республики |
3 551 918,10 |
13.05.2015 |
11.06.2015 |
ООО "ГЕФЕСТ" |
12:08:29 |
3 302 925,03 |
-7,01 |
ООО "Техно" |
742 329,80 |
-79,10 |
11:48:37 |
ИП<> |
760 089,39 |
-78,60 |
11:47:53 |
||||||||||
ЗАО "Центр многоцелевых автоматизированных комплексов и систем" |
3 303 283,83 |
-7,00 |
11:41:04 |
Вышеуказанный аукцион состоялся 11.06.2015. По итогам вышеуказанного аукциона ООО "ГЕФЕСТ" заключило контракт по цене 3 302 925,03 руб.
Торговой площадкой представлены сведения, что подача заявок и ценовых предложений ООО "ГЕФЕСТ", ООО "Техно", ИП Яковлевым Евгением Николаевичем, а также подписание контракта ООО "ГЕФЕСТ", осуществлялось с одного и того же IP-адреса 92.255.242.165 (данные сведены в Таблицу N2).
Таблица N2
Аукцион N 0373100092115000228 | |||
Участники |
IP-адрес при подаче заявок |
IP-адрес при подаче ценовых предложений |
IP-адрес при подписании контракта |
ООО "ГЕФЕСТ" |
92.255.242.165 |
92.255.242.165 |
92.255.242.165 |
ООО "Техно" |
92.255.242.165 |
92.255.242.165 |
- |
ИП <> |
92.255.242.165 |
92.255.242.165 |
- |
При этом, у добросовестного участника аукциона - ЗАО "Центр многоцелевых автоматизированных комплексов и систем" IP-адрес 91.146.1.200 подачи заявки и ценовых предложений отличается от IP-адреса подачи заявок и ценовых предложений ООО "ГЕФЕСТ", ООО "Техно", ИП<> а также подписания контракта ООО "ГЕФЕСТ".
Согласно сведениям с сайта ФНС России, местом нахождения ООО "ГЕФЕСТ", ООО "Техно", ИП <> на даты рассматриваемых аукционов является соответственно:
424033, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пр-т Ленинский, д. 16;
424033, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, пр-т Ленинский, д. 16;
424000, Республика Марий Эл, г Йошкар-Ола, ул.Чихайдарово, д. 66.
Таким образом, ИП <>имеет отличный от ООО "ГЕФЕСТ" и ООО "Техно" адрес, с которого мог осуществлялся выход в сеть Интернет для реализации юридически значимых действий на рассматриваемых аукционах.
Предоставление одного и того же IP-адреса по разным фактическим адресам, в том числе одним и тем же провайдером, невозможно в силу того, что действующие стандарты DHCP (англ. Dynamic Host Configuration Protocol - протокол динамической настройки узла - сетевой протокол, позволяющий компьютерам получать IP-адрес и другие параметры, необходимые для работы в сети TCP/IP) не позволяют организовывать повторяющуюся IP-адресацию, как для статических, так и для динамических адресов. При попытке искусственного создания повторяющегося IP-адреса происходит блокировка отправителей с последующей блокировкой IP-адреса.
В ответ на запрос Управления провайдером АО "ЭР-Телеком Холдинг" (вх. от 28.12.2015 N 49029) представлены сведения о том, что IP-адрес 92.255.242.165 был выделен ООО "ГЕФЕСТ" по договору NЕ1615058 от 24.01.2011 о предоставлении услуг связи по адресу: г. Йошкар-Ола, Петрова, д. 1.
Соответственно Комиссия пришла к выводу, что ООО "ГЕФЕСТ", ООО "Техно", ИП <>совершали юридически значимые действия на аукционе N0373100092115000228, такие, как подача заявок, подача ценовых предложений и подписание контракта, используя совместно единую инфраструктуру, принадлежащую ООО "ГЕФЕСТ".
В результате анализа свойств файлов, полученных Торговой площадкой с одного и того же IP-адреса от ООО "ГЕФЕСТ", ООО "Техно", ИП <> установлено совпадение учетных записей, на которых создавались и/или изменялись файлы заявок, а также дат создания файлов (данные сведены в таблицу N3).
Таблица N3
Аукцион N 0373100092115000228 | ||||
Наименование участника |
Наименование файла в составе заявки |
Учетная запись создавшая файл |
Учетная запись изменявшая файл |
Дата/время создания |
ООО "ГЕФЕСТ" |
характеристики оборудования КИТСО Камбарка |
Юра |
Юра |
29.05.2015, 10:04:00 |
ООО "Техно" |
характеристики оборудования Камбарка |
Юра |
Юра |
29.05.2015, 10:04:00 |
ИП<> |
характеристики оборудования по уничтожению химического оружия Камбарка в г. Камбарка |
Юра |
User |
29.05.2015, 10:43:00 |
При этом, учетные записи создания и изменения файлов заявок - "Дизайнер" и "pkapitonov", поданных добросовестным участником аукциона - ЗАО "Центр многоцелевых автоматизированных комплексов и систем", отличаются от учетных записей создания/изменения файлов заявок, поданных ООО "ГЕФЕСТ", ООО "Техно" и ИП <>
Комиссией, также было проанализировано и признано идентичным содержание файлов заявок "характеристики оборудования КИТСО Камбарка", "характеристики оборудования Камбарка" и "характеристики оборудования по уничтожению химического оружия Камбарка в г. Камбарка", поданных ответчиками для участия в аукционе N 0373100092115000228, в части предлагаемых товаров и их технических характеристик, при том, что такие данные заказчиком не стандартизированы и их конкретные показатели не предусмотрены.
Также Комиссией установлено, что учетные записи, на которых создавались и изменялись файлы, поданные для участия в аукционе ООО "ГЕФЕСТ", ООО "Техно", ИП<> отличны от учетных записей файлов, размещенных заказчиком в составе аукционной документации.
Совпадение одних и тех же учетных записей, а также дат создания файлов и содержания, в части предлагаемых товаров и их технических характеристик, свидетельствует об использовании и обмене файлами заявок ООО "ГЕФЕСТ", ООО "Техно", ИП <> между собой и осуществлении координации по подготовке заявок на аукцион.
Тот факт, что после рассмотрения первых частей заявок заказчиком ни одна заявка не отклонена, косвенно свидетельствует о том, что обмен информацией между ООО "ГЕФЕСТ", ООО "Техно", ИП<> осуществлялся в целях допуска троих ответчиков до рассматриваемого аукциона.
Более того, с целью введения в заблуждение добросовестного участника аукциона - ЗАО "Центр многоцелевых автоматизированных комплексов и систем", двумя из ответчиков намеренно осуществлялось значительное снижение цены контракта (до -79,1%), а в дальнейшем во второй части заявок не прикладывались необходимые документы для их отклонения аукционной комиссией.
Таким образом, добросовестный участник аукциона, введенный в заблуждение и не знавший о том, что хозяйствующие субъекты значительно снижавшие цену будут отклонены аукционной комиссией, отказался от активной конкурентной борьбы на торгах. В результате контракт заключен с хозяйствующим субъектом, занявшим третье место - ООО "ГЕФЕСТ", подавшим ценовое предложение -7,01%, перебив при этом на последних секундах ценовое предложение добросовестного участника аукциона - ЗАО "Центр многоцелевых автоматизированных комплексов и систем" на 0,01%.
Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры, совместной подготовке к торгам и реализации модели группового поведения, направленной на устранение конкуренции. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры, совместная подготовка к торгам, а также реализация модели группового поведения, возможны только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ООО "ГЕФЕСТ", ООО "Техно", ИП <>возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
Вышеуказанные договоренности ответчиков позволили ООО "ГЕФЕСТ" выиграть аукцион со снижением -7,01% от НМЦ контракта.
По результатам проведенного анализа состояния конкуренции за период с 13.05.2015 до 29.06.2015 на указанном аукционе в электронной форме Комиссия установила, что на момент совершения нарушения между ООО "ГЕФЕСТ" (ИНН 1213004241), ООО "Техно" (ИНН 1215171424), ИП <> и ЗАО "Центр многоцелевых автоматизированных комплексов и систем" (ИНН 7736612037) имелись конкурентные отношения на аукционе в электронной форме с реестровым N 0373100092115000228.
Продуктовыми границами являлось поддержание в работоспособном состоянии комплекса инженерно-технических средств охраны объекта по уничтожению химического оружия Камбарка в г. Камбарка Удмуртской Республики.
Географическими границами являлась территория г. Москвы, Республики Марий Эл и Удмуртской Республики.
Согласно информации, имеющейся в материалах дела, а также сведениям с сайта ФНС России, установлено, что ИП <> не входил в группу лиц с ООО "ГЕФЕСТ", ООО "Техно" на дату рассматриваемого аукциона по признакам, предусмотренным ч. 7,8 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, установлено, что 22.12.2015 ИП<> прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
В то же время ООО "ГЕФЕСТ", ООО "Техно" входили в одну группу лиц на дату рассматриваемого аукциона по признакам, предусмотренным ч. 7,8 ст. 11 Закона о защите конкуренции, поскольку Тулаев Юрий Алексеевич осуществлял функции исполнительного органа ООО "ГЕФЕСТ" и ООО "Техно", а также распоряжался 100% общего количества голосов, приходящихся на доли, составляющие уставный капитал ООО "ГЕФЕСТ" и ООО "Техно".
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Соответственно, итог аукциона с реестровым N 0373100092115000228 не может быть признан результатом конкурентной борьбы, а является следствием устного соглашения, не отвечающего принципам конкуренции, подтверждающегося совокупностью установленных фактических обстоятельств по делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Комиссия Московского УФАС России установила, что на момент совершения действий, повлекших за собой нарушение пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, субъектами, заключившими между собой ограничивающее конкуренцию соглашение и приведшее к поддержанию цен на торгах, являлись: ИП<>и группа лиц в составе - ООО "ГЕФЕСТ" и ООО "Техно".
На основании вышеизложенного, учитывая прекращение деятельности ИП<> Комиссия пришла к выводу о том, что группой лиц в составе - ООО "ГЕФЕСТ" и ООО "Техно" нарушены требования п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении устного картельного соглашения с ИП <> реализация которого привела к поддержанию цены на аукционе в электронной форме с реестровым N 0373100092115000228, предметом которого являлось поддержание в работоспособном состоянии комплекса инженерно-технических средств охраны объекта по уничтожению химического оружия Камбарка в г. Камбарка Удмуртской Республики.
На основании документов, имеющихся в материалах дела, а также информации, размещенной на сайте http://zakupki.gov.ru, Комиссия установила, что ООО "ГЕФЕСТ" получило доход в размере 3 302 925,03 руб. Ущерб от реализации картельного соглашения между ООО "ГЕФЕСТ", ООО "Техно" и ИП <> не установлен. Получение дохода ООО "Техно" Комиссией также не установлено.
Возражений и дополнений на направленное ЗАО "Центр многоцелевых автоматизированных комплексов и систем", ООО "ГЕФЕСТ" и ООО "Техно" заключение об обстоятельствах дела N 1-11-282/77-16 (исх. от 20.07.2016 NЕП/32658) заявителем и ответчиками не представлено.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, часть 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, часть 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать группу лиц в составе ООО "ГЕФЕСТ" и ООО "Техно" нарушившими требования п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции посредством заключения устного картельного соглашения с ИП<> реализация которого привела к поддержанию цен на 1 аукционе в электронной форме с реестровым N0373100092115000228, предметом которого являлось поддержание в работоспособном состоянии комплекса инженерно-технических средств охраны объекта по уничтожению химического оружия Камбарка в г. Камбарка Удмуртской Республики.
В соответствии с п.п. д, н) п. 2 ч. 1 ст. 23, ст. 50 Закона о защите конкуренции выдать ООО "ГЕФЕСТ" и ООО "Техно" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Материалы по делу N 1-11-282/77-16 о нарушении антимонопольного законодательства передать должностному лицу для проведения административного расследования в соответствии со статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель комиссии: <>
Члены комиссии: <>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
<>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 октября 2016 г. N 1-11-282/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.10.2016