Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 29 сентября 2016 г. N 83/16
Резолютивная часть решения оглашена "15" сентября 2016 г
Решение в полном объеме изготовлено "29" сентября 2016 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы - И.В. Волохина,
члены Комиссии: Е.А. Скоп - главный специалист-эксперт отдела рекламы
В.Ю. Строгин- ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 83/16, возбужденное по факту размещения в оконном проеме магазина "Хмельные напитки" по ул. Плахотного, д. 49 в г. Новосибирске, информации, с признаками нарушения:
- п.5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе): реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их,
в отсутствии:
заявителя - физическое лицо "_" (не явился, уведомлен надлежащим образом),
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "Сигнал" - представитель не явился, (уведомлен надлежащим образом), установила:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение физического лица (вх. N 1442э от 08.04.2016 г.) по факту нарушения требований Закона о рекламе при размещении информации на оконном проеме магазина "Хмельные напитки" по ул. Плахотного, д. 49.
По данному факту Новосибирским УФАС России возбуждено настоящее дело, в ходе рассмотрения которого установлено следующее.
На оконном проеме магазина "Хмельные напитки" по ул. Плахотного, д. 49, в г. Новосибирске размещалась информация следующего содержания:
"Бочкари _ Хорошо делаем свое дело _ Алтай Бочкари _ www.bochкari.ru" (Акт фиксации информации от 11.04.2016 г.).
Согласно п.1 ст.3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Рассматриваемая информация является рекламной, т.к. привлекает внимание неопределенного круга лиц к товару (пиву определенной марки), изображенному на рекламе и предлагаемому к реализации определенным продавцом, и способствует его продаже, что в полной мере соответствует определению, указанному в Законе о рекламе.
Объектом рекламирования, согласно п.2 ст. 3 Закона о рекламе, является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (п.3 ст.3 Закона о рекламе).
Объектом рекламирования в данном случае является, в том числе, средство индивидуализации товара - пива "Бочкари" (товарный знак по свидетельству N 405679; правообладатель - ООО "Бочкаревский пивоваренная завод").
Согласно подпункту "г" пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 "О внесении изменений в Федеральный закон от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" (далее - Закон N 218-ФЗ), с 1 июля 2012 года под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
В соответствии с ч.1 ст.19 Закона о рекламе, распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Согласно п.5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Поскольку рассматриваемая реклама размещена в оконном проеме, являющемся конструктивной частью здания магазина, то данный факт указывает нарушение п.5 ч.2 ст.21 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение требований ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе несет рекламораспространитель (ст. 38 Закона о рекламе).
В соответствии с п.7 ст.3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Согласно кассовому чеку от 19.05.2016 г., деятельность в магазине осуществляет ООО "Сигнал" (ИНН 5403005000, юридический адрес: 630088, г. Новосибирск, ул. Петухова, д. 62, ОГРН 1155476049794 от 05.05.2015 г.).
Принимая во внимание вышеизложенное, именно ООО "Сигнал" является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, в действиях которого содержится нарушение п.5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе.
15.09.2016 г. на рассмотрение дела Комиссией Новосибирского УФАС России представитель ООО "Сигнал" не явился, отзыв, а также запрошенные документы и сведения не представил.
Вся почтовая корреспонденция, направляемая в адрес Общества антимонопольным органом, вернулась отправителю с пометкой "Истек срок хранения".
Вместе с тем, обязанность своевременно получать почтовую корреспонденцию, лежит исключительно на адресате.
В силу ч. 3 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Согласно п.4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать информацию, размещенную в апреле 2016 г. на оконном проеме магазина "Хмельные напитки" по ул. Плахотного, д. 49, в г. Новосибирске следующего содержания:
"Бочкари _ Хорошо делаем свое дело _ Алтай Бочкари _ www.bochкari.ru", ненадлежащей рекламой,
а Общество с ограниченной ответственностью "Сигнал" (ИНН 5403005000, юридический адрес: 630088, г. Новосибирск, ул. Петухова, д. 62, ОГРН 1155476049794, дата регистрации в качестве юридического лица: 05.05.2015 г.) нарушившим требования: п.5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе, согласно которому реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
2. Выдать ООО "Сигнал" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
29 сентября 2016 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы - И.В. Волохина,
члены Комиссии: Е.А. Скоп - главный специалист-эксперт отдела рекламы
В.Ю. Строгин- ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 29 сентября 2016 г. по делу N 83/16 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной в оконном проеме магазина "Хмельные напитки" по ул. Плахотного, д. 49 в г. Новосибирске, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закона о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Сигнал" (ИНН 5403005000, юридический адрес: 630088, г. Новосибирск, ул. Петухова, д. 62, ОГРН 1155476049794, дата регистрации в качестве юридического лица: 05.05.2015 г.) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно, не допускать распространение рекламы, с нарушением требований: п.5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе, согласно которому реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, в том числе следующего содержания: Бочкари _ Хорошо делаем свое дело _ Алтай Бочкари _ www.bochкari.ru".
2. ООО "Сигнал" представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 октября 2016 г.
В соответствии с ч.2.4 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 29 сентября 2016 г. N 83/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.10.2016