Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
от 9 июня 2016 г. N 08-21/17-16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Стрельников Д.Ю. - заместитель руководителя Управления; |
Члены Комиссии: |
Жукова Е.А. - начальник отдела контроля за рекламной деятельностью Управления; |
Газиева М.М. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля за рекламной деятельностью Управления, |
рассмотрев дело N 08-21/17-16 по факту распространения на странице "Рамблер.почта" в системе "ЯНДЕКС.ДИРЕКТ" рекламы следующего содержания: "Микрозаймы срочно! Решение 15 мин Онлайн заявка на займ! Быстрое решение! От 0,8% день. ООО Легкие займы", с признаками нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), выразившегося в умалчивании об иных условиях, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее, в присутствии представителей:
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО МФО "Легкие займы" (место нахождения: 125040, г. Москва, ул. Ямского поля 3-я, д. 2, корп. 26), Адамова И.В.;
- ООО "ЯНДЕКС" (место нахождения: 119021, г. Москва, ул. Льва Толстого, д. 16),<_>, <_> установила:
Московским областным УФАС России 06.04.2016 установлен факт распространения на странице "Рамблер.почта" в системе "ЯНДЕКС.ДИРЕКТ" рекламы следующего содержания: "Микрозаймы срочно! Решение 15 мин Онлайн заявка на займ! Быстрое решение! От 0,8% день. ООО Легкие займы" с признаками нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, выразившегося в умалчивании об иных условиях, определяющих полную стоимость кредита (займа) для заемщика и влияющих на нее.
Согласно пояснениям ООО "ЯНДЕКС", рассматриваемая реклама размещалась на основании договоров на оказание услуг по размещению рекламных материалов рекламодателя в сети Интернет, заключенных между ООО "ЯНДЕКС" и ООО МФО "Легкие займы" на условиях оферты на оказание услуг "Яндекс.Директ".
Согласно позиции ООО МФО "Легкие займы" Обществом признан факт нарушения законодательства о рекламе и приняты меры по прекращению распространения указанной рекламы.
Рассмотрев материалы дела и выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.
В силу части 4 статьи 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к финансовой услуге, предоставляемой ООО МФО "Легкие займы", содержит существенные условия предоставления займа, влияющие на его стоимость ("От 0,8% день"), и создает впечатление, что какие-либо иные условия, влияющие на фактическую стоимость займа, отсутствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
Согласно Приказу от 28.03.2016 N 3 об утверждении условий предоставления займов, ООО МФО "Легкие Займы" предоставляет потребительские займы на следующих условиях:
Сумма потребительского займа от 5 000 руб. до 500 000 руб.;
Срок возврата потребительского займа от 7 до 30 дней;
Процентные ставки в процентах годовых по договору потребительского займа от 47% до 730% годовых.
Таким образом, рассматриваемая реклама не содержала всех условий определяющих расходы заемщика по договору займа и влияющих на них.
В рассматриваемой рекламе были указаны только привлекательные условия оказания финансовой услуги. Вместе с тем условия, которые позволили бы потребителю правильно и в полном объеме оценить приемлемость условий получения необходимой ему услуги займа, в рассматриваемой рекламе отсутствуют.
Так как указание в рассматриваемой рекламе условий предоставления займа направлено на формирование у потенциального заемщика желания воспользоваться финансовой услугой, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о займе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.
Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе должны были быть указаны все существенные условия, влияющие на стоимость рекламируемого займа.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что рассматриваемая реклама не соответствует требованиям части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рассматриваемую рекламу ненадлежащей, не соответствующей требованиям части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО МФО "Легкие Займы" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Выдать ООО "ЯНДЕКС" предписание о прекращении распространения указанной рекламы.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "24" июня 2016 г.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
Д.Ю. Стрельников |
Члены Комиссии
|
Е.А. Жукова
М.М. Газиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 9 июня 2016 г. N 08-21/17-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.10.2016