Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
от 10 октября 2016 г. N 06-07/114-16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Гаврилов С.В., специалист-эксперт отдела контроля органов власти Мельникова О.И.,
с участием:
- от представителя заказчика закупки - ОАО "Славнефть-ЯНОС" (далее также - Заказчик), Подгорнова Е.Б., Тимофеева М.А. (по доверенностям),
- от ООО "Кемибридж" (далее - Заявитель) представитель не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Кемибридж" на действия заказчика закупки - ОАО "Славнефть-ЯНОС", в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
в Ярославское УФАС России поступила жалоба ООО "Кемибридж" на действия Заказчика - ОАО "Славнефть-ЯНОС", при проведении тендеров на поставку реагентов: Метилэтилкетона МЭК (ПДО N 305-СС-2016) и N-метилпирролидона (ПДО N 305-СС-2016) (далее - Закупка).
Обжалуемые действия - отклонение ООО "Кемибридж" от процедуры прохождения аккредитации.
В ходе рассмотрения жалобы представители Заказчика пояснили, что считают доводы жалобы необоснованными, каких-либо нарушений действующего законодательства при проведении Закупок допущено не было. Представили письменные пояснения с правовым обоснованием своих доводов, а также документы, запрошенные уведомлением Ярославского УФАС России о поступлении жалобы и о приостановлении закупки для рассмотрения жалобы по существу за N 16116/06-07 от 04.10.2016.
Принимая решение, Комиссия исходит из следующего:
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган уполномочен рассматривать жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.
Закон о закупках распространяется на закупочную деятельность субъектов, указанных в части 2 статьи 1 названного закона.
Согласно пункту 1 части 2.1 статьи 1 Закона о закупках действие настоящего Федерального закона не распространяется на юридические лица, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних, а именно на:
- субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, если общая выручка соответственно таких субъектов, организаций от деятельности, относящейся к сфере деятельности естественных монополий, и от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки соответственно от всех видов осуществляемой ими деятельности за предшествующий календарный год, информация об объеме которой размещена в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В ходе рассмотрения настоящей жалобы Комиссией установлено, что действие Закона о закупках не распространяется на ОАО "Славнефть-ЯНОС" как на организацию, осуществляющую регулируемые виды деятельности, так как в уставном капитале доля участия Российской Федерации не превышает 50 процентов, а выручка ОАО "Славнефть-ЯНОС" от регулируемых видов деятельности менее 10 процентов общей суммы выручки Общества за предшествующий календарный год.
Указанные сведения в силу пункта 1 части 2.1 статьи 1 Закона о закупке за период 2015 года размещены на сайте www.zakupki.gov.ru 15.06.2016.
Кроме того, согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ данный федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.
Таким образом, на ОАО "Славнефть-ЯНОС" не распространяются требования вышеуказанного Федерального закона, в силу коммерческого статуса данного общества, поэтому ссылка Заявителя в своей жалобе на нарушение данного нормативного правового акта является необоснованной и ошибочной.
Таким образом, вопросы, связанные с действиями организатора торгов ОАО "Славнефть-ЯНОС", в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссией не рассматриваются, поскольку данные торги не являются обязательными для данного Общества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, жалоба ООО "Кемибридж" не подлежит рассмотрению по процедуре, предусмотренной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, Комиссией относительно доводов жалобы Заявителя установлено следующее.
Аккредитация потенциальных контрагентов в ОАО "Славнефть-ЯНОС" осуществляется на основании Инструкции об аккредитации потенциальных контрагентов, утвержденной генеральным директором ОАО "Славнефть-ЯНОС", утвержденной генеральным директором ОАО "Славнефть-ЯНОС" 01.09.2015 года, которой установлены единые требования к порядку взаимодействия структурных подразделений ОАО "Славнефть-ЯНОС", уполномоченных лиц при проведении процедуры аккредитации.
Указанная Инструкция размещена на официальном сайте в сети Интернет по адресу http://www.refinery.yaroslavl.su/index.phpmodule=tend2, то есть находится в открытом доступе и доступна неопределенному кругу заинтересованных лиц.
Пунктом 3.2.9 Инструкции определено, что при проведении процедуры аккредитации рассматриваются представленные участником документы на предмет наличия фактов, входящих в перечень Стоп-критериев, в отношении потенциального контрагента (перечень Стоп-критериев приведен в Приложении 2 к Инструкции) и выносит заключение в формате Бланка результатов аккредитации (форма в Приложении 3 к Инструкции) о наличии фактов, входящих в перечень Стоп-критериев, в отношении потенциального контрагента.
На основании указанного заключения тендерный комитет ОАО "Славнефть-ЯНОС" вносит статус потенциального контрагента: "Аккредитован"/ "Не аккредитован".
Перечень Стоп-критериев также размещен в открытом доступе, как Приложение 2 к Инструкции. Одним из Стоп-критериев является высокая степень риска, выявленная в ходе проверки потенциальных контрагентов в рамках проявления должной осмотрительности и оценки их финансовой устойчивости в соответствии с требованиями Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы РФ. При этом Заказчиком принимается во внимание несколько показателей, в том числе:
- незначительная численность (численность менее 10 человек или отсутствие кадрового состава);
- рост дебиторской и кредиторской задолженности.
Таким образом, учитывая, что Инструкция со всеми приложениями к ней размещены Заказчиком в открытом доступе, ООО "Кемибридж" при подготовке к участию в процедуре аккредитации имел возможность ознакомится с данными документами и уже на этапе подготовки документов мог определить степень соотносимости Стоп-критериям.
В ходе рассмотрения жалобы было установлено, что основаниями для отклонения ООО "Кемибридж" от процедуры аккредитации явились незначительная численность (численность менее 10 человек или отсутствие кадрового состава), а также рост дебиторской и кредиторской задолженности.
Таким образом, решение Заказчика об отклонении заявки ООО "Кемибридж" является обоснованным.
На основании изложенного, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Кемибридж" на действия заказчика закупки - ОАО "Славнефть-ЯНОС", необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные уведомлением Ярославского УФАС России от 04.10.2016 N 16116/06-07.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии С.В. Гаврилов
О.И. Мельников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 10 октября 2016 г. N 06-07/114-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.10.2016