Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<> ,
при участии представителей:
<>,
рассмотрев жалобу ФГУП "Спецстройсервис"при Спецстрое России" от 26.09.2016 N 35/5-11354 на действия (бездействие) заказчика ФГУП "ГУССТ N 9 при Спецстрое России" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение комплекса работ по разработке конструкторской документации на изготовление технологического оборудования для Комплекса термовакуумных испытаний, изготовлению, сборке, испытаниям, поставке, монтажу и пусконаладочным работам технологического оборудования для Комплекса термовакуумных испытаний, первичной аттестации и обучению персонала Заказчика строительства объекта (АО "ИСС") (извещение N 31604081844) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В ФАС России поступила жалоба ФГУП "Спецстройсервис" при Спецстрое России" (далее - Заявитель) от 26.09.2016 N 35/5-11354 на действия (бездействие) заказчика ФГУП "ГУССТ N 9 при Спецстрое России" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение комплекса работ по разработке конструкторской документации на изготовление технологического оборудования для Комплекса термовакуумных испытаний, изготовлению, сборке, испытаниям, поставке, монтажу и пусконаладочным работам технологического оборудования для Комплекса термовакуумных испытаний, первичной аттестации и обучению персонала Заказчика строительства объекта (АО "ИСС") (извещение N 31604081844) (далее - Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг ФГУП "ГУССТ N 9 при Спецстрое России", утвержденным приказом ФГУП "ГУССТ N 9 при Спецстрое России" от 16.08.2016 N 423 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
09.09.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее - Извещение, Документация).
Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены требования Закона о закупках, а именно:
Заказчиком неправомерно завышены сроки рассмотрения претензии участника по вопросам обжалования положении Документации, что не позволяет в установленные в Документации сроки сформировать надлежащую заявку для участния в закупке;
в Документации неправомерно установлено требование, что при оценке количественных и качественных параметров деятельности коллективного участника рассматриваются параметры лидера такого участника;
в Документации неправомерно установлено положение о том, что Заказчик вправе исправлять очевидные арифметические и грамматические ошибки;
Заказчиком неправомерно установлено положение о возможности проведения повторных процедур переторжек;
в Документации некорректно установлено наименование лицензии на аккредитованную лабораторию;
Заказчиком в проекте договора не установлен твердый порядок финансирования;
Заказчиком неправомерно ограничен процент выполнения работ соисполнителями, субподрядчиками;
"Технический проект" Документации не является собственностью Заказчика, в связи с чем выполнение условий договора, установленных пунктом 14 "Проекта договора" не возможно;
Заказчиком в Документации некорректно установлен порядок оценки заявок;
при формировании Начальной максимальной цены (далее - НМЦ) Заказчиком не учтены все расходы исполнителя, предусмотренные при исполнении обязательств по договору.
Заседание Комиссии ФАС России в целях всестороннего рассмотрени перенесено на 04.10.2016 15:00.
Из письменного пояснения Заказчика от 30.09.2016 N 46/1/7-5053 следует, что с Заказчик с доводами Жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства о закупках, Положения о закупках.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
В соответствии с пунктом 1.3.1 Документации все споры и разногласия, возникающие в связи с проведением конкурса, в том числе касающиеся исполнения Заказчиком и Участниками конкурса своих обязательств в связи с проведением Конкурса и участием в нем, должны решаться в претензионном порядке. Для реализации этого порядка заинтересованная сторона в случае нарушения ее прав должна обратиться с претензией к другой стороне. Сторона, получившая претензию, должна направить другой стороне мотивированный ответ на претензию в течение 20 дней с момента ее получения.
Из Жалобы Заявителя следует, что из положений Документации не представляется возможным установить все необходимые условия для составления технико-коммерческого предложения, в связи с чем требуется направить в адрес Заказчика претензию о предоставлении разъяснений Документации, при этом сроки на представление Заказчиком мотивированного ответа на претензию составляют 20 дней, что привышает сроки подачи заявок на участие в закупке, а также препятствует подачи таки заявки в отсутствии разъяснений Заказчика.
В соответствии с письменными пояснениями Заказчика, Заявителем направлено письмо от 19.09.2016 в адрес Заказчика с предложением вснести изменения в Документацию, при этом Заказчик представил ответ 26.09.2016 N46/1/7-4911.
Вместе с тем, пунктом 2.5.1.1 Документации предусмотрена возможность участников закупки направлять Заказчику запрос на разъяснения положений Документации не в претензионном порядке.
Также пунктом 2.5.1.2 Документации установлено, что Заказчик обязуется в течение 4-х (четырех) рабочих дней с момента поступления запроса разъяснения положений Документации ответить на любой запрос, который он получит не позднее, чем за 5 дней до истечения срока подачи конкурсных заявок.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, в пункте 2.5.1.1 Документации не установлены дата начала и дата окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Документации, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Алогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 4 пункта 1.2 Положения о закупке.
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с пунктами 2.3.3.1, 2.3.3.3 Документации в Конкурсе могут участвовать не только юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица самостоятельно, но и их объединения (группы лиц), способные на законных основаниях выполнить требуемые поставки, работы, услуги. Каждое юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, физическое лицо), входящее в состав коллективного участника, должно отвечать требованиям Документации. При оценке количественных и финансовых параметров деятельности коллективного участника (группы лиц), Единая закупочная комиссия рассматривает параметры лидера коллективного Участника.
Вместе с тем, установление требования об оценке количественных и финансовых параметров деятельности исключительно лидера коллективного участника, ограничивает возможность участия коллективного участника в закупке, а также возможность присвоения максимального количества баллов такому участнику по каждому критерию, так как показатели организации из состава коллективного участника могут превосходить показатели лидера, при этом такой показатель не будет засчитан при оценке Заказчиком.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика противоречат подпункту 4 пункта 1.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2, пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Данные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которые предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с доводом Жалобы, в Документации неправомерно установлено положение о возможности Единой закупочной комиссией Заказчика исправлять очевидные арифметические и грамматические ошибки.
Согласно пункту 2.9.2.3 Документации при проверке правильности оформления конкурсных заявок единая закупочная комиссия вправе не обращать внимание на мелкие недочеты и погрешности, которые не влияют по существу на суть конкурсной заявки. Единая закупочная комиссия с письменного согласия участника Конкурса также может исправлять очевидные арифметические и грамматические ошибки.
Вместе с тем, Комиссия ФАС России установила, что возможность участия в Конкурсе с учетом указанных положений Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также возможность Единой закупочной комиссией Заказчика исправлять арифметические и грамматические ошибки может применяться не в равной степени к участникам Конкурса, что ограничивает количество участников Конкурса.
При этом в Документации не установлено, какие именно ошибки являются очевидными.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанного положения в Документации противоречит подпункту 4 пункта 1.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
4. Пунктом 2.10.2 Документации, установлено: "Заказчик может воспользоваться объявленным правом на повторное проведение процедуры переторжки, если Единая закупочная комиссия полагает, что цены, заявленные участниками в Конкурсных заявках, могут быть снижены (улучшены в пользу Заказчика условия), либо если Заказчик после вскрытия конвертов до определения Победителя Конкурса получит письменную просьбу о проведении переторжки от любого участника Конкурса (при проведении отборочного этапа)".
Вместе с тем, право Заказчика на повторное проведение процедуры переторжки ограничивает количество участников закупки, заведомо ставит участников в не равное положение, представляя преимущество определенному учстнику закупки.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанного положения в Документации противоречит подпункту 4 пункта 1.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Из довода Жалобы Заявителя следует, что в Документации некорректно установлено наименование лицензии на аккредитованную лабораторию.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Вместе с тем, на заседание Комиссии ФАС России представители Заявителя не представили документов, подтверждающих довод.
6. Согласно пункту 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации о должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги
Пунктом 6 "Информационной карты" Документации предусмотрено: "Условия оплаты - безналичный расчет. Оплата производится в порядке и сроки, предусмотренные разделом 2 "Проект договора" настоящей Документации".
В соответствии с пунктом 2.4.2 "Проекта договора" Документации установлено положение: "Оплата общей стоимости Договора производится Заказчиком в течение __________________________________ дней в соответствии с выделенными лимитами финансирования АО "ИСС" и подписания Сторонами акта об исполнении обязательств по Договору на объекте "Реконструкция и техническое перевооружение сборочного и испытательного производства (корпус N21), 2 этап" при наличии выставленных счетов, счетов-фактур, акта приема- передачи конструкторской документации, акта выполненных работ по форме КС-2 и Справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, акта об оказании услуг по аттестации и обучению персонала Заказчика и АО "ИСС", акта о готовности Оборудования к эксплуатации, акта ввода Оборудования в эксплуатацию".
Из письменных пояснений Заказчика следует, что стоимость изготовления оборудования по этапам договора представляется возможным рассчитать только после разработки и согласования конструкторской документации.
Таким образом, Заказчиком не установлен порядок оплаты оказываемых работ/ услуг исполнителем по договору.
Учитывая изложенное, отсутствие в Документации порядка оплаты оказываемых работ/ услуг исполнителем по договору нарушает пункт 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Из Жалобы Заявителя следует, что установление требования о выполнение не менее 85% от всего объема работ собственными силами и не более 15% силами субподрядных организации, ограничивает количество участников закупки.
Согласно пункту 2.9.2.4 Документации по результатам проведения отборочной стадии Единая закупочная комиссия Заказчика отклоняет конкурсные заявки, в том числе поданы участниками Конкурса, которые не соответствуют установленным в Документации одному либо нескольким требованиям.
Подпунктом "ж" пункта 2.3.1.2 Документации установлено требование, что участник обязан гарантировать выполнение не менее 85% от всего объема работ, предусмотренного договором собственными силами. Объем работ выполняемый привлеченными силами не должен превышать 15% от общей стоимости работ.
На заседание Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили, что указанное в Документации оборудование, предусмотренное к изготовлению состоит из принципиально разных комплектующих/составляющих технологии производства, в связи с чем требуется привлечение соисполнителей более чем на 15% объема работ.
Установление вышеуказанного требования в Документации является необоснованным вмешательством Заказчика в деятельность участника закупки.
Вышеуказанные действия Заказчика, противоречат подпункту 4 пункта 1.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
8. Из Жалобы следует, что "Технический проект" Документации не является собственностью Заказчика, в связи с чем выполнения условий договора, установленных пунктом 14 "Проекта договора" не возможно.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Пунктом 4 "Информационной карты" Документации предусмотрено особое условие, что исполнитель обязуется приобрести "Технический проект" Документации у Заказчика на условиях и по цене, указанным в п. 14.2 проекта договора и одновременно с заключением договора на выполнение комплекса работ по предмету закупки заключает договор купли-продажи технического проекта.
В соответствии с пунктом 14 "Проекта договора" Документации в целях выполнения обязательств по договору исполнитель обязуется приобрести у Заказчика технический проект на оборудование, согласованный АО "ИСС", на основании отдельно заключенного между сторонами договора купли-продажи. Исполнитель не может приступить к выполнению обязательств по договору без наличия в собственности вышеуказанного технического проекта. При выполнении обязательств по настоящему договору соблюдение требований технического проекта обязательно.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, представленным в ФАС России технический проект необходим исполнителю по договору заключаемому в рамках закупки, так как содержит весь комплекс работ по предмету закупки.
Также, данный технический проект является собственностью Заказчика и не опубликован в составе Документации, в связи с чем не доступен для третьих лиц, и будет передан по договору купли-продажи победителю Конкурса.
При этом, Комиссия ФАС России установила, что в составе Документации Заказчиком размещен "Договор купли-продажи технического проекта", при этом в составе Документации отсутствует "Технический проект", таким образом в Документации отсутствует информация о полном объеме работ необходимых к выполнению по договору, заключаемому на основании результатов Конкурса.
Учитывая изложенное, отсутствие в Документации в полном объеме сведений об объеме работ, являющихся предметом Конкурса, приводит к невозможности формирования участниками Конкурса заявки на участие в Конкурсе, в том числе в части формирования ценового предложения, что является нарушением пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
9. Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
В соответствии с пунктом 2.9.1.7 Документации оценка конкурсных заявок включает две стадии: отборочную стадию; оценочную стадию.
Пунктом 19 Информационной карты Документации установлены критерии оценки заявок на участие в процедуре закупки, их содержание и значимость:
Номер критерия |
Критерии оценки заявок на участие в процедуре закупки |
Значимость критериев оценки заявок (максимально возможное) |
1. |
Цена договора |
60% |
2. |
Квалификация Участника |
40% |
Предмет оценки (содержание критерия) |
значение в баллах |
|
2.1 Опыт выполнения участником процедуры закупки работ (договоров) по тематике, аналогичной комплексу работ - предмету процедуре закупки. |
|
|
2.1.1. 1) Выполненные поставки криовакуумных установок (объем не менее 180 куб.м, давление не более 5*10?5 мм рт. ст., минимальная температура криоэкранов не более -180°дС) - 1 и более исполненный договор. и 2) Выполненные поставки жидкостных криогенных систем с рефрижераторным циклом с производительностью не менее 2500 кг/час - 1 и более исполненных договоров |
6 баллов за каждый договор, максимальное значение 60 балов |
|
2.1.2. 1) Выполненные поставки криовакуумных установок (объем не менее 180 куб.м, давление не более 5*10?5 мм рт. ст., минимальная температура криоэкранов не более -180°дС) - 1 и более исполненный договор. или 2) Выполненные поставки жидкостных криогенных систем с рефрижераторным циклом с производительностью не менее 2500 кг/час - 1 и более исполненных договоров |
0 |
|
2.1.3. Отсутствие опыта исполнения указанных в п. 2.1.1. поставок |
0 |
|
2.2 Квалификация и опыт ключевого персонала (образование, опыт работы) Участника |
|
|
2.2.1. Количество ИТР 200 чел. и более Количество основных и вспомогательных производственных рабочих - 400 чел. и более |
30 |
|
2.2.2. Количество ИТР 100-199 чел. Количество основных и вспомогательных рабочих - 200-399 чел. |
20 |
|
2.2.3. Количество ИТР 50-99 чел. Количество основных и вспомогательных рабочих - 50-199 чел. |
10 |
|
2.2.4. Количество ИТР менее 50 чел. Количество основных и вспомогательных рабочих менее 50 чел. |
0 |
|
2.3 Наличие у Участника производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых ресурсов, необходимых для выполнения работ по предмету закупки. |
|
|
|
2.3.1. 1) Наличие листогибочного оборудования для работ с листом (толщина не менее 20 мм, размер не менее 2500х6000 мм, материал листа 12Х18Н10Т); и 2) Наличие кромкострогательного оборудования для обработки листа (толщина не менее 20 мм, размер не менее 2500х6000 мм, материал листа 12Х18Н10Т); и 3) Наличие стационарного автоматического сварочного оборудования для сварки деталей (толщина не менее 20 мм, материал листа 12Х18Н10Т); и 4) Наличие аккредитованной лаборатории рентгеновской и ультразвуковой дефектоскопии |
10 |
|
2.3.2. Отсутствие указанного в п. 2.3.1 оборудования |
|
Комиссия ФАС России установила, что из указанного выше порядка оценки не представляется возможным определить, каким образом начисляются баллы по критерию "Опыт выполнения участником процедуры закупки работ (договоров) по тематике, аналогичной комплексу работ - предмету процедуре закупки", а именно Заказчиком будет начислено 6 баллов за совокупность 2 договоров по опыту или за каждый договор.
Кроме того, не представляется возможным произвести расчет начисления баллов на основании параметров критерия "Квалификация и опыт ключевого персонала (образование, опыт работы) Участника", так как предложение участника может содержать, наличие ИТР соответствующих установленным показателям, при этом наличие вспомогательных и производственных рабочих может составлять, как более, так и менее предусмотренных показателей, предусмотренных Документацией.
Таким образом, установление вышеуказанного требования к участникам закупки и порядка оценки противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает требования части 1 статьи 2, пунктов 9,12,13 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
10. Согласно пункту 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения о НМЦ.
Пунктом 11 Извещения предусмотрены сведения о начальной (максимальной) цена конкурса (цене лота): 2 050 000 000 рублей 00 коп. (Два миллиарда пятьдесят миллионов рублей) с учетом НДС 18%.
В соответствии с пунктом 2.4.6 Документации установлено, что начальная (максимальная) цена договора (цена лота) - 2 050 000 000,00 (два миллиарда пятьдесят миллионов) рублей. Цена включает в себя все расходы, связанные с исполнением обязательств и выполнением комплекса работ по договору, в том числе НДС-18%, затраты по возмещению потребленной электроэнергии (порядок возмещения установлен в Приложении N 3 к Договору), затраты по монтажу и пуско-наладке, по разработке конструкторской документации, изготовлению, сборке, разборке, комплектации оборудования, аттестации и обучению персонала, затраты на транспортировку и погрузку, разгрузку, а так же иные транспортные расходы, командировочные расходы, расходы на проживание, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, расходы на приобретение у Заказчика технического проекта.
Таким образом, Заказчиком в Документации установлен перечень расходов, включаемых в стоимость договора заключаемого по результатам Конкурса.
При этом, Заявителем на заседание Комиссии ФАС России не представлено документов, информации подтверждающей, что Заказчиком не учитаны какие-либо расходы, которые необходимо будет произвести исполнителю в рамках договора заключаемого по результатам Конкурса, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В результате рассмотрения информации, Документации размещенной в ЕИС, Комиссия ФАС России выявлены в действиях Заказчика следующие нарушения положении Закона о закупках.
11. В соответствии пунктом 2.9.2.6 Документации Заказчик вправе проверять соответствие предоставленных участником заявлений, документов и информации действительности, в том числе путем направления запросов в государственные органы, лицам, указанным в Заявке, а также проводить выездные проверки.
Пунктом 2.9.2.7 Документации предусмотрено, что заявка участника может быть отклонена на основании отрицательного заключения службы безопасности Заказчика.
Вместе с тем, в Положении о закупке и Документации не установлен порядок проведения указанных проверок, что ставит возможность проведения или не проведения выездной проверки в отношении конкретного участника Конкурса в зависимость от решения Заказчика, которое может быть различным в отношении разных участников.
Кроме того, препятствование участником осуществлению выездной проверки является основанием для отклонения заявки участника Конкурса.
Вместе с тем, законодательством не установлена обязанность участника Конкурса допускать представителей Заказчика на территорию своей организации, а отказ в таком допуске не является подтверждением предоставления участником в составе заявки документов, содержащих недостоверную информацию.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанного положения в Документации, а также отказ в допуске на основании данного положения противоречит подпункту 4 пункта 1.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
12. В соответствии пунктом 2.9.2.6 Документации Заказчик вправе проверять соответствие предоставленных участником заявлений, документов и информации действительности, в том числе путем направления запросов в государственные органы, лицам, указанным в Заявке, а также проводить выездные проверки.
Пунктом 2.9.2.7 Документации предусмотрено, что заявка участника может быть отклонена на основании отрицательного заключения службы безопасности Заказчика.
Вместе с тем, в Положении о закупке и Документации не установлен порядок проведения указанных проверок, что ставит возможность проведения или не проведения выездной проверки в отношении конкретного участника Конкурса в зависимость от решения Заказчика, которое может быть различным в отношении разных участников.
Кроме того, препятствование участником осуществлению выездной проверки является основанием для отклонения заявки участника Конкурса.
Вместе с тем, законодательством не установлена обязанность участника Конкурса допускать представителей Заказчика на территорию своей организации, а отказ в таком допуске не является подтверждением предоставления участником в составе заявки документов, содержащих недостоверную информацию.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанного положения в Документации, а также отказ в допуске на основании данного положения противоречит подпункту 4 пункта 1.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
13. В соответствии с пунктом 8.1.3.1 Положения о закупке предусмотрено, что Документация должна содержать информацию, необходимую и достаточную для того, чтобы участники закупки могли принять решение об участии в конкурсе, подготовить и подать заявки таким образом, чтобы Единая закупочная комиссия могла оценить их по существу и выбрать наилучшее предложение, в том числе сроки (периоды) поставки товара (выполнения работы, оказания услуги).
Согласно доводу Жалобы Заявителя в Документации установлен срок исполнения обязательств по договору с разночтением положении Документации.
Пунктом 5 "Информационной карты" Документации установлено: "Срок выполнения комплекса работ/оказания услуг в соответствии с Приложением 5.1 (Техническое задание), в том числе:
Разработка и согласование с Заказчиком строительства объекта (АО "ИСС") конструкторской документации для получения исходных данных в течение 3 (трех) месяцев с момента подписания договора обеими сторонами.
Выдача готовой конструкторской документации, согласованной с Заказчиком строительства объекта АО "ИСС" - в течение 6 (шести) месяцев с момента заключения договора.
Срок изготовления, поставки оборудования, выполнения работ/оказания услуг: начало - с момента утверждения Заказчиком конструкторской документации, окончание поставки - 28.02.2019 г.; окончание работ - 30.12.2019 г.".
При этом, пунктом 1.5 "Технического задания" Документации установлено срок поставки оборудования: начало - 2016 г., окончание - 2019 г.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком допущена ошибка в положениях Документации, а именно: срок разработки, согласования, выдачи конструкторской документации в совокупности составляет 9 месяцев, таким образом, если изготовление, поставка оборудования, выполнение работ/оказания услуг предусмотрено после разработки, согласования, выдачи конструкторской документации, то не представляется возможным начать поставку оборудования с 2016 г.
Данное положение вводит участников закупки в заблуждение, в связи с чем, вышеуказанные действия Заказчика, противоречат подпункту 4 пункта 1.2 Положения о закупке, и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ФГУП "Спецстройсервис"при Спецстрое России" от 26.09.2016 N 35/5-11354 на действия (бездействие) заказчика ФГУП "ГУССТ N 9 при Спецстрое России" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение комплекса работ по разработке конструкторской документации на изготовление технологического оборудования для Комплекса термовакуумных испытаний, изготовлению, сборке, испытаниям, поставке, монтажу и пусконаладочным работам технологического оборудования для Комплекса термовакуумных испытаний, первичной аттестации и обучению персонала Заказчика строительства объекта (АО "ИСС") (извещение N 31604081844) обоснованной в части неправомерного установления требования, что при оценке количественных и качественных параметров деятельности коллективного участника рассматриваются параметры лидера такого участника; неправомерного установления положение о том, что Заказчик вправе исправлять очевидные арифметические и грамматические ошибки; неправомерного установления положение о возможности проведения повторных переторжек; не установления в проекте договора твердого порядка финансирования; некорректно установленных критериев и порядка оценки.
2. Признать ФГУП "ГУССТ N 9 при Спецстрое России" нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 3 части 9, пункты 1, 6, 9, 10, 12,13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать обязательное к исполнению Предписание направленное на устранение выявленных нарушений.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 04.10.2016 N 223-ФЗ-556/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 октября 2016 г. N 17/69591/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.10.2016