Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 4 октября 2016 г. N 05-6/2-68-2016
Комиссия Тверского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в составе:
председатель Комиссии: Красюкова Л.К.- заместитель руководителя управления -начальник отдела контроля закупок,
члены Комиссии:
- Михеев А.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,
- Виноградова Ю.Д. - специалист-эксперт отдела контроля закупок,
- Муниципального унитарного многоотраслевого жилищно-коммунального предприятия "Сахарово" (далее - Организатор закупки): ***
в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы ООО "Энергопроектмонтаж" (далее - Общество),
рассмотрев жалобу Общества в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон), установила:
В Тверское УФАС России 23.09.2016 поступила жалоба Общества полагающего, что Организатором закупки при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на разработку проекта системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре на объектах МУП "Сахарово" (извещение N 31604035426 от 26.08.2016) нарушен порядок организации и проведения торгов, в части порядка оценки заявок участников и результатов торгов.
Представители организатора закупки считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, а жалобу не подлежащей удовлетворению, указав, что оценка заявок производилась по критериям и их значимости, в установленным в закупочной документации
На дату рассмотрения жалобы договор заказчиком заключен.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Жалоба Обществом направлена с соблюдением сроков, установленных частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции; Общество соответствует статусу лица, которое имеет право обращаться в антимонопольный орган с жалобами о нарушении процедуры организации и проведения торгов. При этом вышеуказанные положения Закона указывают на необходимость рассмотрения доводов жалобы как на действиях аукционной комиссии, так и организатора закупки.
Комиссия, рассмотрев представленные материалы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, установила следующее.
26.08.2016 Организатором закупки на официальном сайте Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение N 31604035426 о проведении открытого запроса предложений и документация о закупке (далее - Закупочная документация), согласно которым предметом договора является разработка проекта системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре на объектах МУП "Сахарово"; начальная (максимальная) цена договора составляет 208 732, 95 рублей.
Заказчик осуществляет закупку в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Статья 17 Закона устанавливает антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений. При этом данный перечень запретов не является исчерпывающим.
Согласно части 5 статьи 17 Закона положения части 1 статьи 17 Закона распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 1 части 4 Закона о закупках Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.
Исполнительным директором МУП "Сахарово" Плешаковым В.А. 11.03.2015 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг МУП "Сахарово" (далее - Положение о закупке) и размещено на официальном сайте.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона.
В соответствии с пунктами 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Раздел 10 Положения о закупке устанавливает особенности процедур запроса предложений.
Согласно подпунктам 12 и 13 пункта 10.1 Положения о закупке в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Раздел 8 Положения о закупке устанавливает критерии оценки заявок на участие в процедурах закупки.
Согласно подпункту 8.1 Положения о закупке для определения надежности участника и заявленных соисполнителей (подрядчиков), лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в процедуре закупки заказчик (уполномоченный орган) должен оценить и сопоставить такие заявки по критериям, указанным в документации.
Вес критериев в процентном выражении определяется Закупочной комиссией в каждом конкретном случае при определенном виде закупки.
При этом критериями оценки заявок на участие в процедурах закупок могут быть:
1) цена договора, цена единицы продукции;
2) срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
3) условия оплаты товара, работ, услуг;
4) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
5) качество технического предложения участника процедуры закупки при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
6) квалификация участника процедуры закупки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе:
а) обеспеченность материально-техническими ресурсами при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
б) обеспеченность кадровыми ресурсами при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
в) опыт и репутация участника процедуры закупки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг;
г) дополнительные подкритерии, установленные при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
7) срок представляемых гарантий качества товара, работ, услуг.
Согласно пункту 8.3 Положения о закупке в документации должны быть установлены не менее 3 (трех) критериев оценки, а критерии, указанные в пунктах 1 и 2 (исключение - если предметом закупки является оказание услуг) части 8.1. настоящей статьи, являются обязательными критериями
В Приложении N 10 к Закупочной документации установлены следующие четыре критерия оценки (выбора участника) и их значимость, по которым осуществляется расчет рейтинга участника закупки:
1) снижение предельной стоимости договора; коэффициент значимости - 0,3;
2) снижение срока выполнения работ; коэффициент значимости - 0,2;
3) увеличение периода оплаты выполненных работ; коэффициент значимости - 0,2;
4) изменение в лучшую сторону условий, указанных в техническом задании; коэффициент значимости - 0,3;
Порядок оценки заявок участников по каждому из критериев, приведенных в закупочной документации, установлен в разделе "Шкала оценки критерия Снижение предельной стоимости договора (начальной (максимальной) цены договора).
В отношении стоимостного критерия оценки "снижение предельной стоимости договора начальной (максимальной) цены договора) названный раздел содержит следующий порядок оценки:
Да/ нет |
Заносимая в оценочную форму численная оценка (баллы) (максимальная оценка выставляется по максимальному значению) |
Соответствует (176 892,33 руб. без учета НДС; 208 732,95 руб. с учетом НДС) |
0 |
Меньше заявленной стоимости |
Rai=((Amax-Ai)/ Amax)*100, где Amax - начальная (максимальная) цена договора без учета НДС, указанная в документации по закупке; Ai - ценовое предложение без учета НДС i-го участника Если Ai ниже Amax на 40% и более (на 70 756,93 руб. без учета НДС, то есть Ai равно или меньше 106 135,40 руб. без учета НДС), Rai=40 баллов. |
В отношении не стоимостных критериев оценки вышеназванный раздел содержит следующий порядок оценки:
Шкала оценки критерия Снижение срока выполнения работ
Сроки выполнения работ |
Заносимая в оценочную форму численная оценка (баллы) (максимальная оценка выставляется по максимальному значению) |
Срок выполнения работ не указан или увеличен |
0 |
Отсутствие изменений в сроках (п. 10 Технического задания (ТЗ) - Общая продолжительность работ не должна превышать 45 (сорок пять) календарных дней) |
1 |
Уменьшение сроков |
2 |
_ |
Шкала оценки критерия Увеличение периода оплаты выполненных работ
Условия оплаты |
Заносимая в оценочную форму численная оценка (баллы) (максимальная оценка выставляется по максимальному значению) |
Условия оплаты работ, услуг участника не указаны или в случае наличия предоплаты |
0 |
Отсрочка платежа (пункт 5.1 проекта договора: Расчет за выполненные работы производится Заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в срок, не позднее _____ календарных дней с даты подписания акта формы КС-2 и после получения справки формы КС-3 (в установленных действующим законодательством случаях_) |
1 |
_ |
Шкала оценки критерия Изменение в лучшую сторону условий, указанных в техническом задании (качество технического предложения)
Условия указанные в ТЗ |
Заносимая в оценочную форму численная оценка (баллы) (максимальная оценка выставляется по максимальному значению) |
Соответствие техническим требованиям Заказчика (отсутствие изменений) |
0 |
Изменение в лучшую сторону условий, указанных в техническом задании |
1 |
2 | |
_ |
Также в отношении каждого не стоимостного критерия оценки указано следующее: "Для оценки заявки на участие в процедуре закупки по критерию каждой заявке на участие в процедуре закупки выставляется численная оценка (баллы от 0 до числа равного количеству участников). При оценке по критерию наибольшее количество баллов присваивается участнику с лучшим предложением по критерию".
Согласно протоколу заседания закупочной комиссии по определению победителя закупки по разработке проекта системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре на объектах МУП "Сахарово" от 15.09.2016 N 77 к закупке допущены Общество и ООО "Бастион Трейд".
Победителем закупки признано ООО "Бастион Трейд" (оценка 8,10 баллов) на следующих условиях:
- Сумма договора составляет: 135 593,22 руб. без учета НДС и 160 000.00 руб.
- Срок: в течение 30 к./д. с даты подписания договора.
ООО "Энергопроектмонтаж" (оценка 3,09 баллов) присвоен второй номер на следующих условиях:
- Сумма договора составляет: 166 949,15 руб. без учета НДС и 197 700,00 руб.
- Срок: 40 календарных дней (к./д.).
Согласно представленному Комиссии расчету рейтинга участника процедуры закупки "Разработке проекта системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре на объектах МУП "Сахарово" в соответствии с установленным порядком оценки участником присвоены следующие баллы по установленным критериям оценки:
Критерий выбора участника |
Коэффициент значимости |
Оценка критерия |
Произведение веса критерия на оценку |
||
Общество |
ООО "Бастион Трейд" |
Общество |
ООО "Бастион Трейд" |
||
Снижение предельной стоимости договора |
0,3 |
5,62 |
23,35 |
1,69 |
7,00 |
Снижение срока производства работ |
0,2 |
2 балла |
3 балла |
0,4 |
0,6 |
Увеличение периода оплаты выполненных работ |
0,2 |
2 балла |
1 балл |
0,4 |
0,2 |
Изменение в лучшую сторону условий указанных в техническом задании |
0,3 |
2 балла |
1 балл |
0,6 |
0,3 |
ИТОГО |
1 |
|
|
3,09 |
8,10 |
Таким образом, оценка предложений участников комиссией проводилась по критериям и в порядке, установленным в закупочной документации.
Таким образом, жалоба Общества в части определения победителя является необоснованной.
Вместе с тем, Комиссия полагает, что установление организатором торгов разного порядка оценки по стоимостному и не стоимостным критериям оценки, в том числе, оценка по не стоимостным критериям оценки зависящая от количества участников закупки, и которая носит вероятностный характер, может (при наличии значительного количества участников) в целом привести к необъективной оценке предложений участников.
Однако, установленный в закупочной документации порядок оценки не повлиял на результаты торгов, учитывая количество участников и предложения участников по установленным критериям оценки.
Руководствуясь статьями 18.1 и 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Энергопроектмонтаж" необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 4 октября 2016 г. N 05-6/2-68-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.10.2016