Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
от 28 сентября 2016 г. N 634
Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Комиссия), в составе: (_)
при участии заявителя - ИП С. (далее - Заявитель): законного представителя заказчика (организатора закупки) - муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида N 1 (далее - Заказчик) заведующей Ш., представителя членов комиссии: Х., Т. - Ш. (по доверенностям).
рассмотрев в порядке, установленном ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ жалобу Заявителя на действия Заказчика при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее- Закон о закупках), установила:
В Управление ФАС по Иркутской области обратился Заявитель с жалобой на действия Заказчика при организации и проведении закупки на право заключения договора на капитальный ремонт, замену кровли способом запроса ценовых предложений в электронной форме (извещение N 31604037372) в связи с осуществлением оценки и сопоставления заявки на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке, необоснованном отклонением заявки на участие в закупке, нарушением сроков опубликования протокола, составленного в ходе проведения закупки.
Из доводов жалобы следует, что Заявителем оформлена заявка на участие в закупке в соответствии с требованиями документации, которая необоснованно отклонена Заказчиком без указания оснований отклонения согласно документации о закупке. Основания отклонения заявки также не указаны Заказчиком в протоколе рассмотрения заявок от 12.09.2016 г. Кроме того, Заказчиком нарушен срок опубликования составленного протокола.
На основании изложенного, Заявитель просит признать Заказчика, нарушившим ч. 6 ст. 3, ч. 12 ст. 4 Закона о закупках и отменить протокол подведения итогов закупки.
Из пояснений Заказчика следует, что заявка предпринимателя отклонена в связи с ее несоответствием пунктам 21.2, 21.3 Извещения о закупке, так, в заявке отсутствует описание выполняемых работ в соответствии с техническим заданием, а также копии документов, подтверждающих соответствие участника процедуры закупки требованиям, установленным частями 15 и 16 Извещения о закупке.
На основании изложенного, Заказчик считает жалобу необоснованной.
Комиссия, исследовав имеющиеся материалы, доводы жалобы, возражения Заявителя, письменные возражения заказчика, устные пояснения заказчика, представленные документы, установила следующее.
26.08.2016 г. организатором закупки - в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее-ЕИС) размещено извещение N 31604037372 о проведении закупки способом запроса ценовых предложений в электронной форме на право заключения договора на капитальный ремонт, замену кровли (далее - Закупка), а также Документация о закупке.
В соответствии с извещением о проведении закупки дата окончания подачи заявок - 09.09.2016 г. (16.00 час), дата рассмотрения заявок и подведения итогов - 09.09.2016 г. 17.00 часов.
Из протокола N 3 от 12.09.2016 г. заседания закупочной комиссии Заказчика по подведению итогов закупки (размещен в ЕИС - 21.09.2016 г.) следует, что на участие в закупке поступило 2 заявки:
- ООО "С.".
- ИП С.
Комиссией принято решение об отклонении заявки ИП С. по результатам ее рассмотрения на соответствие требованиям документации на участие в закупке; признании лучшим предложением - предложение ООО "С." и заключении договора с ООО "С.".
На момент рассмотрения жалобы договор с ООО "С." по результатам закупки не заключен.
По доводу Заявителя о нарушении Заказчиком установленных сроков размещения протокола, составленного в ходе закупки, в ЕИС установлено следующее.
Итоговый протокол заседания закупочной комиссии N 3 подписан - 12.09.2016 г., размещен в ЕИС - 21.09.2016 г.
Согласно части 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Таким образом, довод заявителя жалобы о нарушении срока размещения итогового протокола по закупке, нашел документальное подтверждение.
Размещение протоколов, составленных в ходе проведения закупки в ЕИС предусмотрено частью 5 статьи 4 Закона о закупках. Как указано выше, срок размещения протоколов закупки установлен частью 12 статьи 4 Закона о закупках.
Из изложенного следует, что Заказчиком нарушена ч. 12 ст. 4 Закона о закупках в связи с нарушением предусмотренных указанной нормой сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, а именно: протокола подведения итогов закупки, размещение которого предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
По доводу Заявителя о необоснованном отклонении заявки на участие в закупке, отсутствии обоснования решения об отказе в допуске к закупке со ссылкой на основания отклонения, предусмотренные законодательством и документацией о закупке, установлено следующее.
Протокол N 3 от 12.09.2016 г. заседания закупочной комиссии Заказчика по подведению итогов закупки не содержит указания на основания отклонения заявки Заявителя, предусмотренные документацией о закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Частью 1 статьи 2 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с п.2 ст.2 Закона о закупках - Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Положение о закупках утверждено и опубликовано Заказчиком в установленном порядке.
Отсутствие обоснования решения об отказе в допуске к закупке позволяет без предусмотренных законодательством и положением о проведении закупки оснований отклонять заявки участников, что противоречит целям ФЗ от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" об обеспечении гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение части 1 статьи 1 Закона о закупках, в связи с неуказанием в протоколе подведения итогов закупки от 12.09.2016 г. оснований отклонения заявки Заявителя со ссылкой на конкретные пункты Документации о закупках.
Вместе с тем, при наличии оснований для отклонения заявки в законодательстве, Положении о закупках, Документации о закупке, указанное выше нарушение не может повлиять на результаты конкретной закупки.
Из пояснений Заказчика следует, что заявка Заявителя отклонена на основании пункта 21.9 Документации о закупке, в связи с ее несоответствием пунктам 21.2, 21.3 Извещения (документации) о закупке, так, в заявке отсутствует описание выполняемых работ, а также копии документов, подтверждающих соответствие участника процедуры закупки требованиям, установленным частями 15 и 16 Извещения (документации) о закупке.
Пунктом 21.3. Документации о закупке предусмотрено, что запрос ценовых предложений, должен содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника процедуры закупки требованиям, установленным в соответствии с частью 15 и 16 настоящего извещения. В случае, если участник процедуры закупки является субъектом малого и среднего предпринимательства, котировочная заявка может содержать документ, подтверждающий данную принадлежность.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Требования к участникам закупки установлены частями 15, 16 Документации о закупке.
Вместе с тем, документация о закупке не содержит перечень документов представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
На основании изложенного, у Заказчика отсутствовали правовые основания для отклонения заявки участника в связи с ее несоответствием пункту 21.3 Извещения (документации) о закупке, по причине отсутствия копии документов, подтверждающих соответствие участника процедуры закупки требованиям, установленным частями 15 и 16 Извещения (документации) о закупке.
Подпунктом 21.2 установлено, что запрос ценовых предложений должен содержать подробные сведения о наименовании, марке, товарном знаке и характеристиках поставляемых товаров, наименовании, характеристиках, описании выполняемых работ, оказываемых услуг в соответствии с частью 4 настоящего извещения.
Согласно части 4 извещения наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг в запросе ценовых предложений Участников должны соответствовать проекту договора и приложениям к нему (Приложение N 2 к настоящему извещению о проведении запрос ценовых предложений в электронной форме).
Пунктами 1.1, 1.2 проекта договора подряда N 29/16 предусмотрено, что Подрядчик по заданию Заказчика обязуется на условиях, установленных настоящим Договором, выполнить ремонт здания МАДОУ детский сад общеразвивающего вида N 1, ремонт кровли, расположенном по адресу: г. Ангарск, квартал 107, дом 8. (далее - Работы), в соответствии Техническим заданием, требованиями строительных норм и правил, требованиями пожарной безопасности и санитарных норм, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных Работ.
Объемы и содержание Работ определяются Техническим заданием N 100и, Локальным ресурсным сметным расчетом N 422/16 и Дефектной ведомостью N 422/Д (Приложения NN 1-3 к настоящему Договору), подписанными Сторонами и являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.
Техническое задание N 100 является Приложением к извещению о закупке и содержит перечень наименований, объем и характеристику работ.
Пунктом 21.1 Документации предусмотрено, что запрос ценовых предложений составляется в форме электронного документа. Запрос ценовых предложений должен соответствовать Форме запроса ценовых предложений (Приложение N 1 к извещению о проведении запроса ценовых предложений в электронной форме).
Приложение N 1 к документации содержит указание на заполнение участниками таблицы установленной формы для предоставления сведений о поставляемом товаре, выполняемых работах, оказываемых услугах.
Из заявки, представленной на рассмотрение дела следует, что сведения о поставляемом товаре, выполняемых работах, оказываемых услугах, представленные Заявителем в форме таблицы, не соответствуют техническому заданию по наименованиям работ.
Подпунктом 21.9 Документации о закупке предусмотрено, что Комиссия отклоняет запрос ценовых предложений Участников, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса ценовых предложений в электронной форме, или предложенная в запросе заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную (начальную) цену, указанную в извещении о проведении запрос ценовых предложений в электронной форме.
На основании изложенного, у Заказчика имелись основание для отклонения заявки Заявителя, предусмотренное документацией о закупке, в связи с несоответствием заявки пункту 21.2 Извещения (документации) о закупке, так, в заявке отсутствует описание выполняемых работ, в форме и порядке, предусмотренными документацией о закупке.
Довод Заявителя о том, что в соответствии с подпунктом 13.10 Положения о закупке не допустимо отклонение ценовых предложений по формальному признаку, включая несоответствие установленной в запросе ценовых предложений форме, является необоснованным, поскольку у Заказчика имелись правовое основания для отклонения заявки в связи с ее несоответствием требованиям документации, а не форме заявки.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией в актах и действиях Заказчика установлены иные, не являющиеся предметом обжалования, нарушения процедур и порядка организации и проведения закупки.
Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, установленные заказчиком и связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В нарушение требований пп. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке не указан перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В нарушение требований пп. 12, 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке Заказчиком также не указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Ответственность за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг; предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена частями 7, 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
В связи с наличием у Заказчика основания для отклонения заявки Заявителя, в соответствии и в порядке предусмотренными Положением о закупки и Документацией о закупке, иные нарушения, допущенные Заказчиком при проведении данной закупки не влияют на результаты проведенной процедуры и у антимонопольного органа нет оснований для выдачи предписания об аннулировании закупки.
На основании изложенного, и руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ Комиссия решила
Признать обоснованной жалобу ИП С. на действия заказчика (организатора закупки) при организации и проведении закупки на право заключения договора на капитальный ремонт, замену кровли способом запроса ценовых предложений в электронной форме (извещение N 31604037372) в связи с осуществлением оценки и сопоставления заявки на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке, необоснованным отклонением заявки на участие в закупке, нарушением сроков опубликования протоколов, составленных в ходе проведения закупки.
Признать Заказчика, нарушившим:
- Часть 1 статьи 1 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ, в связи с неуказанием в протоколе N 3 от 12.09.2016 г. заседания закупочной комиссии Заказчика по подведению итогов закупки оснований отклонения заявки Заявителя, предусмотренные документацией о закупке.
- Часть 12 статьи 4 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ, в связи с нарушением предусмотренного срока размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, а именно: протокола N 3 от 12.09.2016 г. заседания закупочной комиссии Заказчика по подведению итогов закупки (извещение N 31604037372), обязательное размещение которого предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не позднее 3 дней с о дня подписания.
- Подпункты 9, 12, 13 ч. 10 ст. 4 ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ, в связи с несоблюдением предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию документации, а именно: в документации о закупке товаров, работ, услуг (извещение N 31604037372) не указан перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; не указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Копию решения направить Заявителю и Заказчику.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Решение и предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение и предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 28 сентября 2016 г. N 634
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.10.2016