Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
от 23 сентября 2016 г. N 291
Резолютивная часть решение оглашена 22 сентября 2016 года.
В полном объеме решение изготовлено 23 сентября 2016 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела О. П. Харченко, члены Комиссии: заместитель начальника отдела естественных монополий О. А. Чуракова, старший государственный инспектор аналитического отдела Ю. Н. Крицкая, рассмотрев дело N 291, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Кредитным потребительским кооперативом "Сберкасса" (660043, г. Красноярск, ул. Дмитрия Мартынова, д. 45, пом. 145) (далее - КПК "Сберкасса") рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе",
в присутствии представителя КПК "Сберкасса" по доверенности <_> установила:
В ходе осуществления государственной функции по надзору в сфере рекламы сотрудниками Красноярского УФАС России выявлено распространение на полосе Б32 газеты "Сегодняшняя газета - Красноярск-26" N 25 (1107) от 30.06.2016 информации следующего содержания: "_КПК "Сберкасса"_ Принимаем сбережения до 20.6% годовых1. пр-т Курчатова, 3/1 ТК "Созвездие" 8-800-333-39-64_" (далее - Реклама).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Реклама содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение услуг на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к финансовым услугам, указанным в рекламе, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В рассматриваемой Рекламе сообщены не все условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, а именно максимальная процентная ставка -20,6, в то время как иные условия не указаны. Иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, являются существенной информацией, отсутствие которой может ввести в заблуждение потенциальных потребителей Рекламы.
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, рассматриваемая Реклама содержит признаки нарушения требований пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, и пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
В силу статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем рассматриваемой Рекламы является КПК "Сберкасса".
По данному факту Красноярским УФАС России 05 сентября 2016 года в отношении КПК "Сберкасса" возбуждено дело N 291 по признакам нарушения части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" (далее - Дело).
Определение о возбуждении Дела (исх. N 14618 от 05.09.2016) было направлено в адрес КПК "Сберкасса" заказным письмом с уведомлением и вручено 19.09.2016. В назначенное в определении о возбуждении Дела время на рассмотрение Дела явился представитель КПК "Сберкасса" по доверенности <_> Запрошенные определением о возбуждении Дела документы и сведения КПК "Сберкасса" представлены.
В ходе рассмотрения Дела Комиссией Красноярского УФАС России установлены следующие обстоятельства.
Согласно свидетельству Федеральной налоговой службы, КПК "Сберкасса" зарегистрирован в качестве юридического лица 29.05.2014 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю за основным государственным регистрационным номером 1142468031848.
Из письменных пояснений Председателя Правления КПК "Сберкасса" <_> (вх. N 16572 от 21.09.2016) следует то, что <_> проинструктировала сотрудника перед началом работы о необходимости изучения положений Федерального закона "О рекламе". Размещение Рекламы происходило без согласия <_> и без согласования с юристом КПК "Сберкасса". Управляющий Обособленным подразделением по г.Железногорску будет привлечен к дисциплинарной ответственности.
Из пояснений Председателя Правления КПК "Сберкасса" <_> также следует то, что распространение Рекламы прекращено, позднее Реклама будет доработана и приведена в соответствие законодательству Российской Федерации.
В соответствии с трудовым договором КПК "Сберкасса" с управляющим Обособленного подразделения г.Железногорск кредитного кооператива <_> работодатель - КПК "Сберкасса" в лице Председателя Правления <_> поручает, а работник - <_> принимает на себя выполнение трудовых обязанностей в должности управляющего Обособленного подразделения г. Железногорск КПК "Сберкасса".
Из письменных пояснений управляющего Обособленным подразделением г. Железногорск, члена Правления КПК "Сберкасса" <_> (вх. N 16572 от 21.09.2016) следует то, что <_> как новый управляющий Обособленным подразделением в г. Железногорске, приступивший к выполнению своих обязанностей 01.06.2016, изучая законодательство, не до конца уяснил требования пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" и полагал, что указанных данных достаточно для потребителя, так как в Рекламе присутствует адрес официального сайта КПК "Сберкасса" - sbercredit.com, где подробно расписаны все условия привлечения сбережений граждан, а также калькулятор, рассчитывающий доходность всех программ по сбережениям.
Вины КПК "СБЕРКАССА" как юридического лица, по мнению <_> в данном случае нет, так как Председатель Правления, действующий на основании Устава, предоставлял <_> инструкцию о размещении рекламных материалов перед началом работы <_> а также законодательную базу для изучения.
<_> как управляющий Обособленным подразделением в г. Железногорске, не имел прямого умысла каким-либо образом исказить смысл информации в Рекламе или ввести в заблуждение потребителей рекламы.
<_> также сообщает о том, что им приняты все меры по недопущению впредь подобных нарушений законодательства Российской Федерации. <_> внимательно изучены статьи Федерального закона "О рекламе", относящиеся к рекламе финансовых услуг, смысл статей <_> полностью понятен.
В связи с вышеизложенным, <_> просит признать его ответственным за совершение правонарушения как должностное лицо, так как только он лично принимал окончательный макет от редакции газеты "Сегодняшняя газета - Красноярск-26".
Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Согласно Положению о Сберегательных программах в КПК "Сберкасса", утвержденному Собранием членов Правления КПК "Сберкасса" (Протокол N 01-09/2015 от 01.09.2015) сберегательные программы и их градация в зависимости от сумм и сроков КПК "Сберкасса":
1. Сберегательная программа "Выгодный".
1.1 Сумма сбережений от 10 000 до 49 999 руб. Срок хранения 12 месяцев. Процентная ставка 17.60% годовых. Период начисления компенсации Пайщику - раз в год.
1.2 Сумма сбережений от 50 000 до 249 999 руб. Срок хранения 12 месяцев. Процентная ставка 19.10% годовых. Период начисления компенсации Пайщику - раз в год.
1.3 Сумма сбережений от 250 000 до 500 000 руб. Срок хранения 12 месяцев. Процентная ставка 20.60% годовых. Период начисления компенсации Пайщику - раз в год.
2. Сберегательная программа "Срочный".
2.1. Сумма сбережений от 10 000 до 49 999 руб. Срок хранения от 3 до 12 месяцев. Процентная ставка 16.10% годовых. Период начисления компенсации Пайщику - раз в месяц.
2.2. Сумма сбережений от 10 000 до 500 000 руб. Срок хранения от 3 до 5 месяцев. Процентная ставка 16.10% годовых. Период начисления компенсации Пайщику - раз в месяц.
2.3. Сумма сбережений от 50 000 до 249 999 руб. Срок хранения от 6 до 12 месяцев. Процентная ставка 17.60% годовых. Период начисления компенсации Пайщику - раз в месяц.
2.4. Сумма сбережений от 250 000 до 500 000 руб. Срок хранения от 6 до 12 месяцев. Процентная ставка 19.10% годовых. Период начисления компенсации Пайщику - раз в месяц.
В ходе рассмотрения Дела Комиссией Красноярского УФАС России установлено то, что в рассматриваемой Рекламе сообщены не все условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, а именно указана максимальная процентная ставка -20,6%, в то время как иные условия не указаны. Иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, являются существенной информацией, отсутствие которой может ввести в заблуждение потенциальных потребителей Рекламы.
Таким образом, рассматриваемая Реклама нарушает требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 и пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
В силу статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рассматриваемая Реклама размещена на основании Договора N 3 на оказание рекламных услуг от 01.06.2016, заключенному между КПК "Сберкасса", в лице председателя правления <_> действующей на основании Устава, с одной стороны, и ООО "БИК", в лице руководителя обособленного подразделения <_> действующей на основании доверенности б/н от 15.02.2016, с другой стороны.
Исследовав материалы Дела, Комиссия Красноярского УФАС России установила тот факт, что в силу статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем рассматриваемой Рекламы является КПК "Сберкасса".
На момент рассмотрения дела Комиссия Красноярского УФАС России не располагала информацией, подтверждающей тот факт, что нарушение требований части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" КПК "Сберкасса".
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 30, 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей Рекламу, распространяемую КПК "Сберкасса", поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать КПК "Сберкасса" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
|
О. П. Харченко
|
Члены Комиссии |
|
Ю. Н. Крицкая |
|
|
|
|
|
О. А. Чуракова |
Крицкая Юлия Николаевна
(391)211-24-54
КПК "Сберкасса"
ул. Дмитрия Мартынова, д. 45, пом. 145 |
г. Красноярск, 660043
ПРЕДПИСАНИЕ N 291 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"23" сентября 2016 года г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела О. П. Харченко, члены Комиссии: заместитель начальника отдела естественных монополий О. А. Чуракова, старший государственный инспектор аналитического отдела Ю. Н. Крицкая, на основании своего решения от 23 сентября 2016 года по делу N 291 о признании ненадлежащей рекламы, распространяемой Кредитным потребительским кооперативом "Сберкасса" (660043, г. Красноярск, ул. Дмитрия Мартынова, д. 45, пом. 145) (далее - КПК "Сберкасса") и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона N 38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. КПК "Сберкасса" в течение 10 дней с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы, содержащей нарушение части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. КПК "Сберкасса" представить в течение 5 дней с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания в Красноярское УФАС России доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе Российской Федерации.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Красноярское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
|
О. П. Харченко |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
Ю. Н. Крицкая |
|
|
|
|
|
О. А. Чуракова |
Крицкая Юлия Николаевна
(391)211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 23 сентября 2016 г. N 291
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.10.2016