Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
N 223Ф3/2016-24 (опубликовано 10 августа 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, запроса котировок на закупку товаров, работ услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в составе:
Зам. председателя комиссии:
Фуфачевой И.Н.- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
Гетьман В.В. - специалиста 1 разряда отдела КЗ Кировского УФАС России;
Юрьевой А.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России,
в присутствии:
<_> - директора ООО "Вятка-Промжелдортранс";
<_> - представителя ООО "Вятка-Промжелдортранс" по доверенности,
<_> - представителя МУПП "Гордормостстрой" по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "Вятка-Щебень", установила:
28.07.2016 года в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Вятка-Промжелдортранс" (далее - Заявитель) на действия Муниципального унитарного производственного предприятия "Гордормостстрой" (далее - Заказчик), при проведении запроса котировок на оказание услуг по приемке, разгрузке вагонов с инертными материалами, хранению выгруженного груза, погрузке его в транспорт Заказчика в 2016 году (номер извещения 31603915346).
Заявитель сообщает, что указание места оказания услуг: железнодорожная станция "Долгушино", код станции - 271309, привело к ограничению потенциальных участников запроса котировок и нарушает ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы, у Заказчика, запрошены необходимые документы по данному запросу котировок, а также письменные пояснения по существу жалобы. Заказчику, как организатору торгов, выставлено требование о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.
Рассмотрение жалобы, назначено на 04.08.2016 г., откладывалось на 08.08.2016 г. Рассмотрение жалобы проводится в соответствии с положениями ст. 18.1 Закона защите конкуренции.
Заказчик представил запрашиваемые документы и письменные пояснения.
На заседании комиссии Кировского УФАС России представитель Заказчика подтвердил письменные пояснения, в которых указал, что проведение данного запроса котировок было обусловлено, заключенным ранее договором N02/443-16 от 17.06.2016 г. на поставку щебня с ООО "Компания Баграм - 345", срок действия которого был продлен до 15.09.2016 г. посредством заключения дополнительного соглашения N1 от 29.07.2016 г. В указанном договоре на поставку щебня установлено место поставки: железнодорожная станция "Долгушино", код станции - 271309, поэтому Заказчику необходимо выполнять работы по приемке, разгрузке вагонов с инертными материалами, хранению выгруженного груза, погрузке его в транспорт Заказчика на железнодорожной станции "Долгушино". Для подтверждения исполнения данного договора представил товарные накладные на щебень фракции 5-20, счета-фактуры, платежные поручения, а так же 19 договоров, заключенных с единственным поставщиком на оказание услуг по приемке, разгрузке вагонов с инертными материалами, хранению выгруженного груза, погрузке его в транспорт Заказчика.
На заседании комиссии Кировского УФАС России представитель Заявителя подтвердил доводы, изложенные в жалобе. Отметил, что указание в документации о закупке конкретной станции "Долгушино" ограничивает количество участников закупки.
В ходе рассмотрения жалобы комиссией Кировского УФАС России установлено следующее.
22.07.2016 года на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по приемке, разгрузке вагонов с инертными материалами, хранению выгруженного груза, погрузке его в транспорт Заказчика в 2016 году (номер извещения 31603915346).
Согласно п. 2.1 Технического задания Котировочной документации место оказания услуг: железнодорожная станция "Долгушино", код станции - 271309.
В материалы дела Заказчиком представлены два Коммерческих предложения от ООО "Компания Баграм - 345" и ООО "Кировспецмонтаж", подтверждающие возможность оказания услуг по приемке, разгрузке вагонов с инертными материалами, хранению выгруженного груза, погрузке его в транспорт Заказчика в 2016 году на железнодорожной станции "Долгушино".
При рассмотрении жалобы Заказчиком был представлен договор поставки N02/443-16 от 17.06.2016 г. (далее - Договор поставки) на поставку щебня из плотных горных пород фракций 5-20 мм. Согласно п. 3.1 Договора поставки доставка осуществляется на условиях франко-вагон до станции назначения, расположенного по адресу: железнодорожная станция "Долгушино", код станции 271309. Пунктом 1.2. Договора поставки установлено, что срок поставки: с момента заключения договора до 31.07.2016 г. В материалы дела представлено дополнительное соглашение N1 к Договору поставки N02/443-16 от 17.06.2016 г., в соответствии с которым срок поставки продлен до 15.09.2016 г.
Согласно пп.4 ч.9 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения: 4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с ч.10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: 1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; 4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
Проанализировав Закупочную документацию и представленные в материалы дела документы, Комиссия Кировского УФАС России установила, что Заказчик при формировании Котировочной документации установил место оказания услуг: железнодорожная станция "Долгушино", код станции - 271309. Потребность Заказчика в оказании услуг именно на станции "Долгушино" обусловлена заключенным ранее договором поставки щебня N02/443-16, исполнение указанного договора подтверждено, данный договор не оспорен.
Таким образом, Заказчик установил место оказания услуг: железнодорожная станция "Долгушино", код станции - 271309, исходя из потребности. Более того в материалах жалобы имеются коммерческие предложения 2 организаций, способных оказать такую услугу, следовательно, круг потенциальных участников данного запроса котировок не ограничен.
В соответствии с ч.17 ст.18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с извещением, размещенным в электронной форме на официальном сайте закупок: 29.07.2016 г. до 16:00 час - дата и время окончания приема предложений, дата и время подведения итогов - 29.07.2016 г.
Вместе с тем, согласно п. 7 Информационной карты Котировочной документации (в ред. от 28.07.2016 г.) 25.06.2016 г. - дата начала приема предложений; 29.06.2016 г. до 16:00 час - дата и время окончания приема предложений (время местное). В п.12 Информационной карты Котировочной документации указано: дата, время и место начала рассмотрения заявок и подведения итогов - 29.06.2016 г. в 16:30 ч.
Согласно протоколу Заседания закупочной комиссии МУПП "Гордормостстрой" N72 от 29.07.2016 г. открытый запрос котировок признан несостоявшимся, ООО "Компания Баграм-345", подавшее заявку 28.07.2016 г. признано победителем запроса котировок.
Ч.8 ст.4 Закона о закупках установлено, что извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
В соответствии п. 7 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения: место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Согласно п. 11 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Проанализировав Котировочную документацию и извещение в электронной форме, размещенное на официальном сайте закупок, Комиссия Кировского УФАС России установила, что извещение о проведении запроса котировок на официальном сайте закупок размещено 22.07.2016 г., однако, даты окончания приема предложений, рассмотрения заявок и подведения итогов не соответствуют датам, указанным в Котировочной документации, что является нарушением ч. 8 ст. 4 Закона о закупках.
Согласно ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Несоответствие даты окончания приема предложений, рассмотрения заявок и подведения итогов, в извещении и котировочной документации ставит под сомнение действия комиссии по рассмотрению заявки ООО "Компания Баграм-345" и признание данного участника победителем запроса котировок. Данные действия могут свидетельствовать о нарушении п. 3 ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг муниципальным унитарным производственным предприятием "Гордормостстрой" (далее - Положение) утверждено 18.04.2016 г. генеральным директором МУПП "Гордормостстрой" А.В.Вепревым.
Согласно п. 7.7.1, 11.2, 12.5.7, 13.5.9 Положения МУПП "Гордомостстрой" установило срок заключения договора по результатам проведения закупки "_не позднее 10 дней со дня подписания протокола_".
В соответствии с п. 25 Информационной карты Котировочной документации договор может быть заключен не ранее дня оформления протокола подведения итогов запроса котировок (цен), а так же не ранее даты согласования сделки с Департаментом муниципальной собственности администрации города Кирова и получения соответствующего разрешения (если такое требуется).
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 02.02.2016 N309-КГ15-14384 из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).
Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.
Следовательно, установление в Положении о закупках и Информационной карте Котировочной документации срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупках и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.
В силу требований статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации полагает, что в силу требований вышеуказанных положений действующего законодательства разрабатываемое участником закупки Положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.
Проанализировав Положение и Котировочную документацию комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу о наличии в п. 7.7.1, 11.2, 12.5.7, 13.5.9 Положения, п.25 Информационной карты Котировочной документации нарушения ч.4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Устранение выявленных нарушений возможно посредством выдачи предписания об устранении допущенных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ч.20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" комиссия, решила:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "Вятка-Промжелдортранс" на действия МУПП "Гордормостстрой", при проведении запроса котировок на оказание услуг по приемке, разгрузке вагонов с инертными материалами, хранению выгруженного груза, погрузке его в транспорт Заказчика в 2016 году (номер извещения 31603915346).
2. Признать в действиях МУПП "Гордормостстрой" нарушение ч.8 ст.4 Закона о закупках, ч.1 ст.17, ч.4 ст.18.1 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать МУПП "Гордормостстрой" предписание об устранении допущенных нарушений.
В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Зам.председателя комиссии И.Н.Фуфачева
Члены комиссии А.С.Юрьева
В.В.Гетьман
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области N 223Ф3/2016-24 (опубликовано 10 августа 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.10.2016