Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 29 декабря 2015 г. N 88
Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю _ рассмотрев протокол об административном правонарушении от 11 декабря 2015 года и материалы дела N 4-05/92 об административном правонарушении, в отношении ООО "Агентство международных инвестиций "Богатей!" (ИНН 2310016484, КПП 231001001, место нахождения: г. Краснодар, ул. Северная, 490, оф. 402, дата гос. регистрации в качестве юридического лица -14.05.2014 год) в связи с распространением ненадлежащей рекламы финансовых услуг.
Дело рассмотрено в присутствии представителя ООО "Агентство международных инвестиций "Богатей!" _ (по доверенности). установил:
При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России 07 октября 2015 года отслежена реклама, распространяемая в г. Хабаровске на задней части пассажирского автобуса N 29 (гос. регистрационный знак Х148АТ27), следующего содержания:
"Богатей! 40% годовых - это реально! Гарантированные выплаты и страховка! Ваши деньги работают на Вас! 89141858697, www.investqami./ru, ул. Восточное шоссе, 41 (БЦ "Золотые Башни"), офис 104".
Срок распространения рекламы с 27 мая 2015 год. Дата окончания является открытой.
Кроме того, реклама распространялась на маршрутных автобусах с государственными регистрационными номерами - АВ10127 и АВ36327 (маршруты 1, 13,19,22, 26, 28, 34, 54, 55, 111, 112, 117, 119, 125, 6, 7, 8, 11, 14, 15, 16, 17, 21, 23, 46, 58, 108, 114, 115, 116; 18, 24, 25, 27, 30, 31, 32, 33, 56, 103, 110, 120, 121, 122, 128).
Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц, направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и на заключение договора с указанной в рекламе процентной ставкой. Реклама побуждает совершить определенные действия в отношении объекта рекламирования, а именно: вступить в конкретные правоотношения с обществом по заключению договора на определенных рекламой условиях.
В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В рекламе отсутствует наименование лица, предоставляющего финансовую услугу.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
К условиям, влияющим на сумму доходов, относятся: минимальная сумма вложений, срок их размещения, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной ставки внутри срока договора, процентная ставка при досрочном востребовании сбережений, периодичность выплаты процентов, начисление процентов в случае полного или частичного востребования вложений до истечения срока договора, иные условия, если их включение в договор может повлиять на сумму денежных средств, которую инвестор должен получить по договору.
Согласно части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Поскольку распространенная реклама финансовых услуг направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламы.
Между тем, распространенная реклама содержит сведения только о максимальной процентной ставке (40%), то есть, дано условие договора финансовых услуг, влияющее на его стоимость, следовательно, реклама должна соответствовать требованиям статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Таким образом, в нарушение требований приведенных выше норм закона указанные условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, в рекламе не указаны.
Отсутствие в рекламе информации об условиях договора, влияющей на сумму доходов, вводит потребителя в заблуждение относительно стоимости товара, что является нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
В процессе рассмотрения дела представитель "Агентство международных инвестиций "Богатей!" _ согласилась с выявленным нарушением, указав, что в настоящее время общество находится в трудном финансовом положении, произошло снижение выручки за 3 квартал 2015 года по сравнению с 3 кварталом 2014 года на 50%.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, статьи 28 Закона несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем, осуществившим размещение указанной рекламы, является ООО "Агентство международных инвестиций "Богатей!".
Данный факт подтверждается: договором об оказании услуг N 05/08ТР1 от 08.05.2015 года, заключенным между ООО "Агентство международных инвестиций "Богатей!" и ООО "Аверс-Инфо" (которое разместило рекламу на автобусах по договору с МУП г. Хабаровска "ХПАТП N1), согласованным макетом рекламы, транспортной программой размещения РИМ.
На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.
Частью 3 статьи 4.1. КоАП РФ установлено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с частями 3.2. и 3.3. статьи 4.1. КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
На рассмотрение дела ООО "Агентство международных инвестиций "Богатей!" представлена справка ПАО "Промсвязьбанк" об оборотах денежных средств за период с 01.11.2015 года по 10.12.2015 года, согласно которой исходящий остаток на счету составляет 886 рублей 97 копеек.
Учитывая финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица, руководствуясь статьей 33 Федерального закона "О рекламе", статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать ООО "Агентство международных инвестиций "Богатей!" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3. КоАП РФ.
2. Применить к ООО "Агентство международных инвестиций "Богатей!" меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:
получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140, ОКТМО 08701000001.
В трехдневный срок со дня уплаты штрафа надлежит представить в Хабаровское УФАС России надлежащим образом заверенные копии платежных документов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 29 декабря 2015 г. N 88
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.10.2016