Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 23 июля 2014 г. N 51
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Тихенький О.Л. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Жуков И.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции;
Смерчанский Г.В. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,
рассмотрев дело N 51 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по факту, указывающему на наличие в действиях ПОСТ "МЫ" /357532, г. Пятигорск, ул. Панагюриште, 4, 62, ИНН: 2632809760, КПП: 263201001, ОГРН: 1132651027520, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 16.10.2013/ признаков нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе",
в отсутствии представителей ПОСТ "МЫ". О времени и месте рассмотрения дела N 51 ПОСТ "МЫ" извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления N35500376011595). установила:
10.04.2014 в адрес Ставропольского УФАС России поступило заявление гражданина по поводу ненадлежащей наружной рекламы "Соцпрограмма Мы-Раздолжнитель", распространенной в городе Ставрополе по ул. Тухачевского (вх. N3694 от 10.04.2014).
В ходе проверки фактов, изложенных в указанном заявлении, Ставропольским УФАС России было установлено, что с 10.03.2014 по настоящее время в городе Ставрополе по ул. Тухачевского 9 на щите наружной рекламы (3*6-м) распространяется следующая реклама: "Нечем платить кредиты Законный перерыв на 3-5 мес., снижение платежей в 3-5 раз т. 59-60-59 соцпрограмма Мы - "Раздолжнитель"".
09.06.2014 в адрес Ставропольского УФАС России поступили письменные объяснения ПОСТ "МЫ" на запрос N05/5738, в которых Общество указывает, что при оказании помощи пайщикам используется предоставление им вексельного займа от ООО "Крэдит Биллбэнк", поверенным которого на основании безвозмездного договора поручения NА26 от 27.01.2014 является ПОСТ "МЫ". Общество указало, что ПОСТ "МЫ" не оказывает каких-либо услуг и не дает рекламы в понятиях Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". Кроме того, Общество указало, что "снижение платежей в 3-5 раз" обусловлено низкой процентной ставкой (5-10%) и длительным сроком предоставления займа (10-15 лет); "законный перерыв на 3-5 мес." обусловлен нормами Гражданского кодекса (ст.ст. 451, 452) и законодательства о судебном и исполнительном производстве (вх. N6842 от 09.06.2014).
На сайте ООО "Крэдит Биллбэнк" (http://lowbro.ru) размещена Программа оздоровления заемщика "Раздолжнитель", которая состоит из двух самостоятельных услуг:
1) "Абонемент должника". В рамках данной услуги заёмщик проводит процедуры правового оздоровления и защиты от нецивилизованных нападок кредиторов.
С помощью "Абонемента должника" можно:
- защититься от навязываемых коллекторами и кредиторами форм урегулирования вопросов по оплате проблемной задолженности,
- обжаловать действия кредиторов нарушающих банковскую тайну распространяющих Ваши персональные данные,
- попытаться провести досудебное урегулирование с кредитором возможности изменения условий кабального кредитного договора на основании статьи 451 ГК РФ или иных норм ГК РФ,
- подать исковые заявления в суды с просьбой о расторжении непосильных кредитных договоров,
- получить консультации о порядке взаимоотношений с кредиторами и приставами на после судебной стадии.
Рекомендуемая цена "Абонемента должника": 20 000 рублей (цена не зависит от числа проблемных кредитных договоров и суммы вексельного займа, числа приобретаемых в заём ценных бумаг).
2) "Вексельный займ". Финансовая услуга, оказываемая клиенту в целях предоставления ему в заём расчётно- финансового инструмента (векселя), в целях управления своей задолженностью.
Вексельный займ выдаётся исключительно Заёмщикам, находящимся в трудной жизненной ситуации и (или) испытывающим существенные трудности в оплате своих задолженностей у других Кредиторов (статья 451 ГК РФ). Под задолженностями понимаются необеспеченные потребительские и (или) предпринимательские займы и кредиты в Банках и МФО.
Вексельный займ выдаётся по упрощённой процедуре в рамках программы "Раздолжнитель". Заёмщик заключая договор вексельного займа тем самым гарантирует своё соответствие к вышеизложенным требованиям, а так же требованиям, указанным в персональной оферте Компании.
Сумма займа: от 100.000 рублей до 600.000 рублей (по одному договору).
Срок займа: от 1 года до 15 лет, с правом досрочного погашения.
Процентная ставка: от 5% до 15% годовых. Процентная ставка устанавливается индивидуально в зависимости от предоставленного обеспечения.
Документы, необходимые для получения вексельного займа, в том числе, - Решение суда о взыскании с Клиента по просроченным кредитам (займам) суммы долга и (или) договор с Компанией о приобретении "Абонемента должника".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.
Информация "Нечем платить кредиты Законный перерыв на 3-5 мес., снижение платежей в 3-5 раз т. 59-60-59 соцпрограмма Мы - "Раздолжнитель", указанная на щите наружной рекламы, отвечает законодательному определению "реклама", приведенному в статье 3 ФЗ "О рекламе", поскольку адресована неопределенному кругу лиц, направлена на формирование интереса к предлагаемым ПОСТ "МЫ" услугам, поддерживает интерес к объекту рекламирования, способствуя его продвижению на рынке.
В спорной рекламе отсутствует информация о том, за счет чего происходит "снижение платежей в 3-5 раз" и "законный перерыв на 3-5 мес.".
Фактически потребителю предоставляются две услуги - выдача вексельного займа на более выгодных условиях от существующего кредита; юридические услуги "Абонемент должника".
Кроме того, одним из документов, необходимых для получения вексельного займа, является Решение суда о взыскании с Клиента по просроченным кредитам (займам) суммы долга и (или) договор с Компанией о приобретении "Абонемента должника".
Данная информация является существенной, так как ее отсутствие вводит в заблуждение потребителей, умышленно создает об объекте рекламирования впечатление, которое на самом деле не соответствует действительности.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Из анализа содержания спорной рекламы, а также из письменных объяснений ПОСТ "МЫ" вх. N6842 от 09.06.2014 вытекает, что в Общество предоставляет финансовые услуги на исключительных условиях и гарантирует снижение платежей в 3-5 раз, а также законный перерыв по выплате уже существующего кредита.
Однако Общество не представило документального подтверждения информации, указанной в спорной рекламе - "законный перерыв на 3-5 мес.", "снижение платежей в 3-5 раз".
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с безвозмездным договором поручения NА26 от 27.01.2014, ПОСТ "МЫ" обязуется от имени и за счет ООО "Крэдит Биллбэнк" совершать юридические и иные действия, связанные с продажей ООО "Крэдит Биллбэнк" вексельных займов по программе "Раздолжнитель".
Таким образом, спорная реклама по своей сути является рекламой финансовой услуги по предоставлению вексельного займа ООО "Крэдит Биллбэнк".
В спорной рекламе отсутствует наименование лица, оказывающего финансовые услуги.
Частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частями 3,7 статьи 5, частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем вышеуказанной рекламной продукции является ПОСТ "МЫ" /357532, г. Пятигорск, ул. Панагюриште, 4, 62, ИНН: 2632809760, КПП: 263201001, ОГРН: 1132651027520, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 16.10.2013/ (на основании договора аренды N00011296 от 26.02.2014).
Таким образом, ПОСТ "МЫ" /357532, г. Пятигорск, ул. Панагюриште, 4, 62, ИНН: 2632809760, КПП: 263201001, ОГРН: 1132651027520, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 16.10.2013/ допущены нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", выразившиеся в распространении рекламы, которая содержит несоответствующие действительности сведения о том, что Общество предоставляет финансовые услуги на исключительных условиях и гарантирует снижение платежей в 3-5 раз, а также законный перерыв по выплате уже существующего кредита; в которой отсутствует часть существенной информации о том, за счет чего происходит "снижение платежей в 3-5 раз" и "законный перерыв на 3-5 мес.", при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы; в которой отсутствует наименование лица, оказывающего финансовые услуги.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
Признать ПОСТ "МЫ" /357532, г. Пятигорск, ул. Панагюриште, 4, 62, ИНН: 2632809760, КПП: 263201001, ОГРН: 1132651027520, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 16.10.2013/ нарушившим требования пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Выдать ПОСТ "МЫ" /357532, г. Пятигорск, ул. Панагюриште, 4, 62, ИНН: 2632809760, КПП: 263201001, ОГРН: 1132651027520, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 16.10.2013/ предписание о прекращении нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ставропольского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 25.07.2014. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
23 июля 2014 года
г. Ставрополь
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Тихенький О.Л. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Жуков И.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции;
Смерчанский Г.В. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции,
на основании своего решения от 23 июля 2014 г. по делу N 51 о признании ненадлежащей рекламы, распространенной ПОСТ "МЫ" /357532, г. Пятигорск, ул. Панагюриште, 4, 62, ИНН: 2632809760, КПП: 263201001, ОГРН: 1132651027520, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 16.10.2013/ и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
ПОСТ "МЫ" /357532, г. Пятигорск, ул. Панагюриште, 4, 62, ИНН: 2632809760, КПП: 263201001, ОГРН: 1132651027520, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 16.10.2013/, в 10-ти дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", а именно:
прекратить распространение любым способом рекламы, которая содержит несоответствующие действительности сведения о том, что Общество предоставляет финансовые услуги на исключительных условиях и гарантирует снижение платежей в 3-5 раз, а также законный перерыв по выплате уже существующего кредита;
прекратить распространение любым способом рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации о том, за счет чего происходит "снижение платежей в 3-5 раз" и "законный перерыв на 3-5 мес.", при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;
прекратить распространение любым способом рекламы, в которой отсутствует наименование лица, оказывающего финансовые услуги.
2. ПОСТ "МЫ" /357532, г. Пятигорск, ул. Панагюриште, 4, 62, ИНН: 2632809760, КПП: 263201001, ОГРН: 1132651027520, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 16.10.2013/ представить в Ставропольское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 18 августа 2014 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Ставропольское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере - от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 23 июля 2014 г. N 51
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.10.2016