Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 6 августа 2014 г. N 433
Заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Тихенький О.Л.,
рассмотрев материалы административного дела N 443, возбужденного 23.07.2014 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю в отношении ПОСТ "МЫ" /357532, г. Пятигорск, ул. Панагюриште, 4, 62, ИНН: 2632809760, КПП: 263201001, ОГРН: 1132651027520, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 16.10.2013/ по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе"),
в присутствии Председателя правления Потребительского общества социального творчества "Мы" <__> установил:
10.04.2014 в адрес Ставропольского УФАС России поступило заявление гражданина по поводу ненадлежащей наружной рекламы "Соцпрограмма Мы-Раздолжнитель", распространенной в городе Ставрополе по ул. Тухачевского (вх. N 3694 от 10.04.2014).
В ходе проверки фактов, изложенных в указанном заявлении, Ставропольским УФАС России было установлено, что с 10.03.2014 по настоящее время в городе Ставрополе по ул. Тухачевского 9 на щите наружной рекламы (3*6-м) распространяется следующая реклама: "Нечем платить кредиты Законный перерыв на 3-5 мес., снижение платежей в 3-5 раз т. 59-60-59 соцпрограмма Мы - "Раздолжнитель"".
09.06.2014 в адрес Ставропольского УФАС России поступили письменные объяснения ПОСТ "МЫ" на запрос N 05/5738, в которых Общество указывает, что при оказании помощи пайщикам используется предоставление им вексельного займа от ООО "Крэдит Биллбэнк", поверенным которого на основании безвозмездного договора поручения N А26 от 27.01.2014 является ПОСТ "МЫ". Общество указало, что ПОСТ "МЫ" не оказывает каких-либо услуг и не дает рекламы в понятиях Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". Кроме того, Общество указало, что "снижение платежей в 3-5 раз" обусловлено низкой процентной ставкой (5-10%) и длительным сроком предоставления займа (10-15 лет); "законный перерыв на 3-5 мес." обусловлен нормами Гражданского кодекса (ст.ст. 451, 452) и законодательства о судебном и исполнительном производстве (вх. N 6842 от 09.06.2014).
На сайте ООО "Крэдит Биллбэнк" (http://lowbro.ru) размещена Программа оздоровления заемщика "Раздолжнитель", которая состоит из двух самостоятельных услуг:
1) "Абонемент должника". В рамках данной услуги заёмщик проводит процедуры правового оздоровления и защиты от нецивилизованных нападок кредиторов.
С помощью "Абонемента должника" можно:
- защититься от навязываемых коллекторами и кредиторами форм урегулирования вопросов по оплате проблемной задолженности,
- обжаловать действия кредиторов нарушающих банковскую тайну распространяющих Ваши персональные данные,
- попытаться провести досудебное урегулирование с кредитором возможности изменения условий кабального кредитного договора на основании статьи 451 ГК РФ или иных норм ГК РФ,
- подать исковые заявления в суды с просьбой о расторжении непосильных кредитных договоров,
- получить консультации о порядке взаимоотношений с кредиторами и приставами на после судебной стадии.
Рекомендуемая цена "Абонемента должника": 20 000 рублей (цена не зависит от числа проблемных кредитных договоров и суммы вексельного займа, числа приобретаемых в заём ценных бумаг).
2) "Вексельный займ". Финансовая услуга, оказываемая клиенту в целях предоставления ему в заём расчётно- финансового инструмента (векселя), в целях управления своей задолженностью.
Вексельный займ выдаётся исключительно Заёмщикам, находящимся в трудной жизненной ситуации и (или) испытывающим существенные трудности в оплате своих задолженностей у других Кредиторов (статья 451 ГК РФ). Под задолженностями понимаются необеспеченные потребительские и (или) предпринимательские займы и кредиты в Банках и МФО.
Вексельный займ выдаётся по упрощённой процедуре в рамках программы "Раздолжнитель". Заёмщик заключая договор вексельного займа тем самым гарантирует своё соответствие к вышеизложенным требованиям, а так же требованиям, указанным в персональной оферте Компании.
Сумма займа: от 100.000 рублей до 600.000 рублей (по одному договору).
Срок займа: от 1 года до 15 лет, с правом досрочного погашения.
Процентная ставка: от 5% до 15% годовых. Процентная ставка устанавливается индивидуально в зависимости от предоставленного обеспечения.
Документы, необходимые для получения вексельного займа, в том числе, - Решение суда о взыскании с Клиента по просроченным кредитам (займам) суммы долга и (или) договор с Компанией о приобретении "Абонемента должника".
В спорной рекламе отсутствует информация о том, за счет чего происходит "снижение платежей в 3-5 раз" и "законный перерыв на 3-5 мес.".
Фактически потребителю предоставляются две услуги - выдача вексельного займа на более выгодных условиях от существующего кредита; юридические услуги "Абонемент должника".
Кроме того, одним из документов, необходимым для получения вексельного займа, является Решение суда о взыскании с Клиента по просроченным кредитам (займам) суммы долга и (или) договор с Компанией о приобретении "Абонемента должника".
Данная информация является существенной, так как ее отсутствие вводит в заблуждение потребителей, умышленно создает об объекте рекламирования впечатление, которое на самом деле не соответствует действительности.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Из анализа содержания спорной рекламы, а также из письменных объяснений ПОСТ "МЫ" вх. N 6842 от 09.06.2014 вытекает, что в Общество предоставляет финансовые услуги на исключительных условиях и гарантирует снижение платежей в 3-5 раз, а также законный перерыв по выплате уже существующего кредита.
Однако Общество не представило документального подтверждения информации, указанной в спорной рекламе - "законный перерыв на 3-5 мес.", "снижение платежей в 3-5 раз".
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с безвозмездным договором поручения N А26 от 27.01.2014, ПОСТ "МЫ" обязуется от имени и за счет ООО "Крэдит Биллбэнк" совершать юридические и иные действия, связанные с продажей ООО "Крэдит Биллбэнк" вексельных займов по программе "Раздолжнитель".
Таким образом, спорная реклама по своей сути является рекламой финансовой услуги по предоставлению вексельного займа ООО "Крэдит Биллбэнк".
В спорной рекламе отсутствует наименование лица, оказывающего финансовые услуги.
Частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных частями 3,7 статьи 5, частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем вышеуказанной рекламной продукции является ПОСТ "МЫ" /357532, г. Пятигорск, ул. Панагюриште, 4, 62, ИНН: 2632809760, КПП: 263201001, ОГРН: 1132651027520, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 16.10.2013/ (на основании договора аренды N 00011296 от 26.02.2014).
На рассмотрении дела Председатель правления ПОСТ "МЫ" <__> заявил, что не согласен с допущенным нарушением Федерального закона "О рекламе", представил письменные объяснения исх. N 0208/01 от 02.08.14.
В письменных объяснения исх. N 0208/01 от 02.08.14 ПОСТ "МЫ" указывает, что спорная реклама была размещена по инициативе Председателя правления ПОСТ "МЫ" <__> без должного согласования с Советом.
ПОСТ "МЫ" по смыслу статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" является субъектом, в интересах которого непосредственно распространялась указанная реклама.
Неисполнение сотрудником организации требований законодательства, при исполнении своих служебных обязанностей, не является обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины юридического лица и освобождающим данную организацию от ответственности.
Заключая трудовой договор, предприятие является участником правоотношений как в гражданско-правовом, так и в публично-правовом смысле и оно обязано обеспечить соблюдение закона при осуществлении им хозяйственной деятельности.
Таким образом, ПОСТ "МЫ" является самостоятельным субъектом правовой ответственности и отвечает за ненадлежащее исполнение своих обязанностей его работниками.
Более того, в соответствии с пунктом 3 статьи 2.1 КоАП, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В письменных объяснения исх. N 0208/01 от 02.08.14 ПОСТ "МЫ" указывает, что не было извещено о времени и месте рассмотрения дела, состоявшегося 23.07.2014.
Указанный довод несостоятелен по следующим основаниям.
Определение о возбуждении дела N 51 по признакам нарушения рекламного законодательства исх. N 05/7626 от 25.06.2014, в котором содержалось время и место его рассмотрения, а также время и место возможного составления протокола об административном правонарушении, было получено 09.07.2014 сотрудником ПОСТ "МЫ" - <__> (уведомление о вручении почтового отправления N 35500376011595).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ПОСТ "МЫ" <__> является одним из учредителей потребительского общества.
Таким образом, ПОСТ "МЫ" было надлежащим образом уведомлено как о времени и месте рассмотрения дела N 50 по признакам нарушения рекламного законодательства, так и о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
В письменных объяснения исх. N 0208/01 от 02.08.14 ПОСТ "МЫ" указывает, что Ставропольским УФАС России были проигнорированы разъяснения исх. N 1406/01 от 02.06.2014.
Данный довод ПОСТ "МЫ" не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
09.06.2014 в адрес Ставропольского УФАС России поступили письменные объяснения ПОСТ "МЫ" исх. N 1406/01 от 02.06.2014 на запрос N 05/5738 Ставропольского УФАС России, которые были приобщены к материалам дела и указаны в определении о возбуждении дела N 51 по признакам нарушения рекламного законодательства, в решении по делу N 51 по признакам нарушения рекламного законодательства, в протоколе об административном правонарушении N 251 (вх. N 6842 от 09.06.2014).
В письменных объяснения исх. N 0208/01 от 02.08.14 ПОСТ "МЫ" указывает, что не осуществляет предпринимательскую деятельность, таким образом, информация, размещенная в городе Ставрополе по ул. Тухачевского 9 на щите наружной рекламы, не является рекламой.
Указанный довод несостоятелен по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.
Информация "Нечем платить кредиты Законный перерыв на 3-5 мес., снижение платежей в 3-5 раз т. 59-60-59 соцпрограмма Мы - "Раздолжнитель", указанная на щите наружной рекламы, отвечает законодательному определению "реклама", приведенному в статье 3 ФЗ "О рекламе", поскольку адресована неопределенному кругу лиц, направлена на формирование интереса к предлагаемым ПОСТ "МЫ" услугам, поддерживает интерес к объекту рекламирования, способствуя его продвижению на рынке.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы.
Содержание рекламы - это ее внутреннее наполнение, смысл информации, образный ряд, качество и манера изображения. Рекламодатель - профессионал. Это обязывает его к знанию всех законов и требований к построению рекламного сюжета и виду используемого материала. Именно рекламодатель, являющийся изготовителем или продавцом товара, осведомлен о свойствах и качестве товара и он сам одобряет содержание рекламы.
Исходя из этого, законодательство устанавливает презумпцию вины рекламодателя по отношению к другим субъектам рекламной деятельности (рекламопроизводителю и рекламораспространителю) при нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы.
Таким образом, в первую очередь именно рекламодатель обязан предоставить для последующего распространения рекламы надлежащую информацию, содержание которой соответствует требованиям законодательства о рекламе, в том числе пункту 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Более того, в соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ПОСТ "МЫ" /357532, г. Пятигорск, ул. Панагюриште, 4, 62, ИНН: 2632809760, КПП: 263201001, ОГРН: 1132651027520, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 16.10.2013/.
Неосуществление предпринимательской деятельности, не освобождает ПОСТ "МЫ" от соблюдения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Таким образом, ПОСТ "МЫ" /357532, г. Пятигорск, ул. Панагюриште, 4, 62, ИНН: 2632809760, КПП: 263201001, ОГРН: 1132651027520, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 16.10.2013/ допущены нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", выразившиеся в распространении рекламы, которая содержит несоответствующие действительности сведения о том, что Общество предоставляет (является посредником) финансовые услуги на исключительных условиях и гарантирует снижение платежей в 3-5 раз, а также законный перерыв по выплате уже существующего кредита; в которой отсутствует часть существенной информации о том, за счет чего происходит "снижение платежей в 3-5 раз" и "законный перерыв на 3-5 мес.", при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы; в которой отсутствует наименование лица, оказывающего финансовые услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
ПОСТ "МЫ" имело возможность не нарушать требования законодательства о рекламе, однако не приняло всех зависящих от него мер для соблюдения законодательства.
Совершенное ПОСТ "МЫ" административное правонарушение в виде нарушения законодательства о рекламе посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере производства, размещения и распространения рекламы.
В данном случае несоответствие рекламы ПОСТ "МЫ" требованиям законодательства о рекламе нарушает права и законные интересы потребителей на получение полной и достоверной информации о "соцпрограмме Мы - "Раздолжнитель"".
Должностным лицом учтено следующее смягчающее административную ответственность ПОСТ "МЫ" обстоятельство:
- Общество впервые привлекается к административной ответственности за нарушение рекламного законодательства.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Руководствуясь пунктом 2 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", статьями 2.1, 4.1, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
Признать ПОСТ "МЫ" /357532, г. Пятигорск, ул. Панагюриште, 4, 62, ИНН: 2632809760, КПП: 263201001, ОГРН: 1132651027520, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 16.10.2013/ нарушившим пункт 2 части 3 статьи 5, часть 7 статьи 5, часть 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
Назначить ПОСТ "МЫ" /357532, г. Пятигорск, ул. Панагюриште, 4, 62, ИНН: 2632809760, КПП: 263201001, ОГРН: 1132651027520, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 16.10.2013/ наказание в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере ста одной тысячи рублей (101.000).
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Суммы штрафов, уплаченных за нарушения законодательства о рекламе, зачисляются по следующим реквизитам:
"Получатель" - УФК МФ РФ по СК (Ставропольское УФАС России), ИНН 2634003887, КПП 263501001, ГРКЦ ГУ Банка России по Ставропольскому краю г. Ставрополь, р/с 40101810300000010005, БИК 040702001, ОКТМО 07701000. Код доходов бюджета 161 1 16 26000 01 6000 140. Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства о рекламе.
В трехдневный срок со дня уплаты, ПОСТ "МЫ" надлежит представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю надлежащим образом заверенные копии платежных документов об уплате штрафа.
В случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, примет решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности по статье 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в судебном порядке по месту рассмотрения дела, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 6 августа 2014 г. N 433
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 15.10.2016