Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
от 12 октября 2016 г. N 03-02/27-2016
Резолютивная часть решения объявлена 03 октября 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 12 октября 2016 года.
Комиссия Карельского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
<_>- заместитель руководителя Карельского УФАС России, председатель Комиссии;
<_>- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;
<_>- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы, член Комиссии;
рассмотрев дело N 03-02/27-2016, возбужденное в отношении ИП Максимова С.М. (<_>) по признакам нарушения пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе", Закон), в присутствии ИП Максимова С.М., установила:
В целях осуществлении надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе", Закон), 16.05.2016 специалистами отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России был произведен осмотр наружных реклам, а именно:
1) "Магазин разливных напитков BEER CORNER с изображением пивной кружки с пенным напитком"; "BEER CORNER магазин бочкового пива"; "изображение пивной кружки с пенным напитком", распространяемая ИП Максимовым С.М., размещенная на рекламной конструкции, стенах, окнах по адресу: пр. Ленина д. 3, г. Петрозаводск;
2) "BEER CORNER магазин бочкового пива пр. Ленина д.3 с изображением пивных кружек с пенным напитком и пивной бочки", размещенная на рекламной конструкции по адресу: пр. Лесной, г.Петрозаводск (напротив Мазда центр).
Определением от 11.07.2016 "О возбуждении дела N 03-02/27-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации по рекламе" (далее - определение) рассмотрение дела было назначено на 11 часов 00 минут 26.07.2016.
21.07.2016 в Карельское УФАС России поступило ходатайство от ИП Максимова С.М. с просьбой отложить срок рассмотрения дела в связи с необходимостью представления письменных пояснений.
Определением от 26.07.2016 дело N 03-02/27-2016 назначено к рассмотрению на 11 часов 00 минут 27.09.2016.
В связи со служебной необходимостью время и дата рассмотрения дела 03-02/27-2016 перенесено на 11 часов 00 минут 03.10.2016.
Рассмотрение дела состоялось в назначенное время.
На заседании Комиссии ИП Максимов С.М. пояснил, что, по его мнению, кружки с пенным напитком не ассоциируются с пивом не являются рекламой.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе" определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу части 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Размещенная на рекламной конструкции информация содержит все правовые признаки рекламы:
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: магазин разливного пива "BEER CORNER", формирует и поддерживает у потенциального покупателя интерес к различным видам алкогольной продукции, способствуя реализации алкогольной продукции.
Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 N37 информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.
Алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции, в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (пункт 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции").
Пунктом 1 статьи 19 ФЗ "О рекламе" определено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Применительно к требованиям указанной нормы вышеуказанные рекламы, размещены на рекламных конструкциях (рекламных баннерах, наклейках) прикреплены к объектам недвижимости (стены, окна, крыльцо здания).
Рассматриваемые изображения и надписи на стене, окнах и крыльце обращены на улицу, привлекают внимание неопределенного круга лиц, формируют и поддерживают интерес к нему, следовательно, рекламные наклейки и баннеры являются рекламой.
В силу пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Вышеуказанные рекламы, размещены на рекламных конструкциях, что нарушает требования пункта 5 части 2 статьи 21 ФЗ "О рекламе".
Согласно части 3 статьи 21 ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В рекламах, зафиксированных сотрудниками Карельского УФАС России, не содержится предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции, что нарушает часть 3 статьи 21 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 5 части 2, части 3 статьи 21 ФЗ "О рекламе".
Согласно части 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе", рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 и 3 статьи 21 ФЗ "О рекламе".
В соответствии со статьей 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержания рекламы лицо, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Из имеющейся у Карельского УФАС России информации следует, что торговую деятельность в магазине разливных напитков "BEER CORNER" осуществляет ИП Максимов С.М. (<_>).
Согласно информации ЕГРЮЛ дополнительным видом деятельности ИП Максимова С.М. (ОГРНИП 305100133200081, ИНН 100100813972) является розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачные изделия (код 52.11).
Рекламодателем и рекламораспростронителем рассматриваемых реклам в понимании пунктов 5 и 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" является ИП Максимов С.М.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, комиссия решила:
1. Признать рекламы алкогольной продукции: "Магазин разливных напитков BEER CORNER с изображением пивной кружки с пенным напитком"; "BEER CORNER магазин бочкового пива"; "изображение пивной кружки с пенным напитком", распространяемые ИП Максимовым С.М., путем размещения на рекламной конструкции, стенах, окнах здания по адресу: пр. Ленина д. 3, г.Петрозаводск, а также рекламу "BEER CORNER магазин бочкового пива пр.Ленина д.3 с изображением пивных кружек с пенным напитком и пивной бочки", размещенную на рекламной конструкции по адресу: пр. Лесной, г.Петрозаводск (напротив здания Мазда центр), ненадлежащими, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 ФЗ "О рекламе".
2. Не выдать Предписание в связи с прекращением нарушения.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Карельского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение антимонопольного органа может быть оспорено в течение трех месяцев со дня вынесения решения.
Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если арбитражным судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 12 октября 2016 г. N 03-02/27-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.10.2016