Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
от 12 октября 2016 г. N РНП-71-119
Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия), рассмотрев обращение Муниципального казённого общеобразовательного учреждения "Центр образования N12" (далее - Заказчик), поступившее в Тульское УФАС России 30.09.2016 года, о размещении информации об индивидуальном предпринимателе Лалаеве (далее - ИП Лалаев, Индивидуальный предприниматель) в реестре недобросовестных поставщиков по причине уклонения ИП Лалаева от заключения контракта по итогам совместных торгов в форме электронного аукциона на поставку фруктов (закупка N 0166300015916000198) (далее - электронный аукцион), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N 1062) (далее - Правила ведения реестра), в присутствии:
- представителя администрации муниципального образования Узловский район, члена аукционной комиссии администрации муниципального образования Узловский район (далее - Аукционная комиссия) (доверенность от 10.10.2016 года N 15-28/1131, распоряжение администрации муниципального образования Узловский район от 02.09.2016 года N 507-р);
- представителя администрации муниципального образования Узловский район, члена Аукционной комиссии (доверенность от 11.10.2016 года, распоряжение администрации муниципального образования Узловский район от 02.09.2016 года N 507-р);
(Заказчик, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей);
(ИП Лалаев, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей на рассмотрение дела не направил, письменных пояснений и документов, истребованных Тульским УФАС России, не представил),
УСТАНОВИЛА:
30.09.2016 года в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ИП Лалаеве в реестре недобросовестных поставщиков по причине уклонения ИП Лалаева от заключения контракта на поставку фруктов (далее - Контракт) по итогам проведения электронного аукциона (закупка N 0166300015916000198).
В результате проведенной Комиссией на основании статьи 99, части 7 статьи 104 Закона проверки факта уклонения ИП Лалаева от заключения Контракта, а также анализа представленных в Тульское УФАС России документов, касающихся осуществления данной закупки, установлено следующее.
Между Заказчиками (образовательными учреждениями Тульской области) заключено соглашение о проведении совместного электронного аукциона 195-СЭА-151.
Соглашением о проведении совместного электронного аукциона 195-СЭА-151 (далее - Соглашение) определено, что предметом указанного Соглашения является проведение совместного электронного аукциона для осуществления закупки одних и тех же товаров (работ, услуг), а именно - поставка фруктов.
Организатором совместной закупки в рамках данного электронного аукциона является администрация муниципального образования Узловский район.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2.3.2. раздела 2.3. "Права и обязанности организатора совместной закупки" Соглашения в целях проведения совместной закупки организатор совместной закупки осуществляет утверждение персонального состава комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются должностные лица организатора совместной закупки, представители от заказчиков (по согласованию), являющихся сторонами настоящего Соглашения.
Постановлением администрации муниципального образования Узловский район от 02.09.2016 года N 507-р утвержден состав Аукционной комиссии администрации муниципального образования Узловский район, а также утверждено извещение 195-СЭА-151 о проведении совместного электронного аукциона и документация о проведении совместных торгов в форме электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключения контракта на поставку фруктов (далее - соответственно, извещение и документация об электронном аукционе).
Извещение и документация об электронном аукционе 02.09.2016 года размещены в единой информационной системе.
Начальная (максимальная) цена контрактов, заключаемых по итогам электронного аукциона, составляет 819 304,58 рублей.
Из протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 14.09.2016 года N 1 установлено, что Аукционная комиссия, рассмотрев единственную заявку, поданную на участие в электронном аукционе ИП Лалаевым Г.Н., единогласно приняла следующее решение:
- признать первую часть заявки указанного участника закупки соответствующей требованиям Закона и документации об электронном аукционе;
- признать данного участника закупки и вторую часть заявки, поданную им, соответствующими требованиям Закона и документации об электронном аукционе;
- в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона в связи с тем, что на участие в электронном аукционе подана только одна заявка, электронный аукцион среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключения контракта на поставку фруктов признан несостоявшимся;
- Заказчику в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 71 Закона предписано заключить контракт с ИП Лалаевым в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона, в порядке, установленном статьей 70 Закона.
Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 14.09.2016 года N 1 размещен в единой информационной системе 14.09.2016 года.
Статья 70 Закона регулирует заключение контракта по результатам электронного аукциона.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Комиссией установлено, что 19.09.2016 года Заказчик разместил в единой информационной системе без своей подписи проект Контракта.
В силу части 3 статьи 70 Закона, в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 70 Закона, победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
В соответствии с частью 13 статьи 70 Закона, победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Как следует из материалов дела, в установленный Законом срок (по 26.09.2016 года включительно) ИП Лалаев не разместил в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени ИП Лалаева Г.Н., а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, равно как не разместил в единой информационной системе протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 70 Закона.
В связи с вышеизложенным, 27.09.2016 года Заказчиком был составлен протокол об уклонении единственного участника электронного аукциона от заключения контракта (закупка N 0166300015916000198).
При этом ИП Лалаев не представил в Тульское УФАС России каких-либо документов и сведений, обосновывающих невозможность исполнения ИП Лалаевым Г.Н. требований части 3 статьи 70 Закона, равно как не представлено надлежащих доказательств того, что ИП Лалаев предпринимал какие-либо действия, направленные на своевременное размещение в единой информационной системе проекта контракта, подписанного лицом, имеющим право действовать от имени ИП Лалаева., а также документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта.
Комиссия считает, необходимым отметить, что по смыслу Закона ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, приведших к невозможности заключения контракта с ним как лицом, признанным победителем аукциона.
Кроме того, необходимо учитывать, что реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств. С другой стороны, анализ статьи 104 Закона позволяет сделать вывод и о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом предотвращения злоупотреблений в сфере контрактной системы, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
По смыслу Закона включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся, в том числе, в намеренном уклонении от заключения контракта.
По мнению Комиссии, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое нарушение участником закупки процедуры заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
Необходимо отметить, что нарушение ИП Лалаевым порядка заключения контракта привело к невозможности заключения контракта в установленные сроки, что в свою очередь влечет наложение на ИП Лалаева санкции за его недобросовестное поведение. Своим бездействием ИП Лалаев не обеспечил соблюдение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта.
В силу того, что в установленный статьей 70 Закона срок ИП Лалаев Г.Н. не разместил в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени ИП Лалаева, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, Комиссия приходит к выводу, что факт уклонения ИП Лалаева от заключения контракта на поставку фруктов является подтвержденным.
Учитывая, что факт не размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного лицом, имеющим право действовать от имени ИП Лалаева, а также документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанного усиленной электронной подписью указанного лица, подтверждается материалами дела, доказательств отсутствия в действиях ИП Лалаева недобросовестного поведения, в том числе того факта, что соблюдение порядка заключения контракта оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, ИП Лалаевым не представлено, у Комиссии отсутствуют правовые основания для отказа во включении информации об ИП Лалаеве в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Закона, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанной нормой Закона информация об ИП Лалаеве подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Комиссия решила:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года информацию об участнике закупки N 0166300015916000198 - Индивидуальном предпринимателе Лалаеве, предусмотренную частью 3 статьи 104 Закона по причине уклонения ИП Лалаева от заключения контракта по итогам совместных торгов в форме электронного аукциона на поставку фруктов (закупка N 0166300015916000198).
Датой включения информации в отношении Индивидуального предпринимателя Лалаева в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 12 октября 2016 г. N РНП-71-119
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.10.2016