Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 14 октября 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе председательствующего <_> - заместитель руководителя Хабаровского УФАС России, начальник отдела контроля органов власти, членов Комиссии: <_>- главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России, <_>- ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Хабаровского УФАС России,
в присутствии представителей:
ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" - <_>
ООО "ТК - Виктория" - уведомленное о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, явку своего представителя в заседание комиссии не обеспечило,
рассмотрев жалобу ООО "ТК-Виктория" на действия закупочной комиссии ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России", материалы дела N 8-01/318, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "ТК - Виктория" на действия ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" при проведении открытого запроса предложений в форме ПДО на поставку битума нефтяного дорожного марки БНД 90/130 (извещение N 31604067653).
Из жалобы общества следует, что его заявка необоснованно отклонена от участия в закупке, поскольку в ее составе представлена выписка из ЕРЮЛ в виде сканированного документа с оригинала данной выписки с печатью и подписью должностного лица налогового органа, заверенный электронной цифровой подписью руководителя общества.
Предприятие в представленном возражении и его представители в заседании комиссии с жалобой не согласились, пояснили, что подача заявок осуществлялась как в бумажном виде, так и в электронной форме путем направления заявки на электронную почту заказчика. С целью соблюдения требования документации о предоставлении в составе заявки оригинала выписки из ЕГРЮЛ участнику необходимо было предоставить такую выписку в виде оригинала либо нотариально заверенную, в случае предоставления выписки из ЕГРЮЛ, выданной налоговым органом в электронном виде, она должна быть представлена с квалифицированной подписью работника налоговой службы, выдавшего такую выписку. Содержащаяся в заявке сканированная версия оригинала выписки из ЕГРЮЛ не является оригиналом документа, в связи с чем обществу отказано в допуске к участию в закупке. Пункт 4.2.3 документации о закупке, которым установлены требования к оформлению и заверению выписки из ЕГРЮЛ, имеет приоритет перед пунктом 4.1.5.1
Жалоба рассматривается комиссией по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Заслушав представителей ответчика, рассмотрев материалы дела, комиссия пришла к следующему выводу.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Закон N 223-ФЗ не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров, в связи с чем заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке способы закупок, порядок и условия их применения.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (статья 3 Закона N 223-ФЗ).
Частью 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ установлено, что при закупке в единой информационной системе размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация.
06.09.2016 предприятием на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 31604067653 о проведении открытого запроса предложений (закупка является многоэтапной) на поставку битума нефтяного дорожного вязкого марки БНД 90/130, закупочная документация. Начальная (максимальная) цена договора - 54 065 400,00 руб. (с учетом НДС). Дата окончания подачи заявок 15.09.2016, дата рассмотрения заявок 20.09.2016, подведение итогов - 26.09.2016.
В установленный срок на участие в закупке подано 4 заявки, в числе которых заявка ООО "ТК-Виктория". Решением закупочной комиссии обществу отказано в допуске к участию в запросе котировок по причине предоставления в заявке копии выписки из ЕГРЮЛ, заверенной ненадлежащим образом. На основании положений закупочной документации заказчиком принято решение закупку признать несостоявшейся в связи с единственным допущенным к участию участником ООО "Востсибнефтехимия", рекомендовать заказчику заключить с единственным допущенным к участию в закупке обществом договор на поставку битума (протокол рассмотрения заявок от 26.09.2016 ).
В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке отражаются установленные заказчиком требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктами 4.1.1, 4.1.5, 4.2.3, 5.2. документации установлено, что участник закупки подает заявку на участие в срок и по форме, которые установлены настоящей документацией о закупке.
Участник закупки вправе подать только одну заявку на участие в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа на адрес электронной почты заказчика (согласно пункта 4.1.3 документации).
В случае проведения запроса предложений не на электронной торговой площадке заявка на участие подается участником закупки заказчику в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа (пункт 4.1.3).
Пункт 4.1.5.1 содержит требования к документам, подаваемым в составе заявки в форме электронного документа.
Одним из документов, предоставляемых в составе заявки в соответствии с пунктом 4.2.3 документации, является полученный не ранее чем за 1 месяц до дня размещения на официальном сайте РФ извещения о закупке оригинал либо нотариально заверенная копия выписки из ЕГРЮЛ. В случае предоставления в составе заявки на участие выписки из ЕГРЮЛ, выданной налоговым органом в электронном виде, последняя должна содержать квалифицированную подпись работника органа, выдавшего такую выписку. В случае, если участником закупки представляется копия нотариально заверенной выписки из ЕГРЮЛ в электронном виде, такая выписка должна быть подписана квалифицированной электронной подписью нотариуса.
Несоответствие заявки требованиям документации в силу пункта 6.2.3 документации является основанием ее отклонения.
Согласно пункту 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
В соответствии с пунктами 1, 11 статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию; участники электронного взаимодействия - осуществляющие обмен информацией в электронной форме государственные органы, органы местного самоуправления, организации, а также граждане.
Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью (части 1, 3 статьи 6 Закона N 63-ФЗ).
В заявке обществом представлена выписка из ЕГРЮЛ от 25.08.2016 в виде сканированной версии оригинала данной выписки, выданной на бумажном носителе, подписанная электронной цифровой подписью руководителя общества Л.В. Приходько.
Однако в соответствии с приведенными правовыми нормами такой документ не приравнивается к оригиналу документа, поскольку не содержит соответствующей электронной подписи должностного лица налогового органа, выдавшего такую выписку, в связи с чем отклонение закупочной комиссией его заявки от участия в закупке следует признать правомерным.
Ссылки заявителя на пункт 4.1.5.1 документации о закупке комиссией не принимаются, поскольку пункт 4.2.3 документации о закупке содержит особенности оформления и заверения именно выписки из ЕГРЮЛ, полученной на бумажном носителе или в электронном виде.
При этом заявитель не был лишен права подать заявку в бумажном виде.
Иные доводы подателем жалобы не заявлялись.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать жалобу ООО "ТК-Виктория" на действия закупочной комиссии ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" при проведении открытого запроса предложений в форме ПДО на поставку битума нефтяного дорожного марки БНД 90/130 (извещение N 31604067653) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 14 октября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.10.2016