Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 13 октября 2016 г. N 04-05/12-2016
Резолютивная часть оглашена 30 сентября 2016 года
изготовлено в полном объеме 13 октября 2016 года г. Омск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_>- заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<_>- начальника отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;
<_>- начальника аналитического отдела, члена Комиссии;
<_>- главного специалиста - эксперта аналитического отдела, члена Комиссии;
<_>- главного специалиста - эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии;
<_>- эксперта отдела защиты конкуренции, члена Комиссии,
(далее - Комиссия Омского УФАС России, Комиссия),
рассмотрев дело N 04-05/12-2016 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Регион 55" (далее - ООО "Регион 55", Общество) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
в присутствии на заседании директора ООО "Регион 55" <_> (паспорт), представителя заявителя общества с ограниченной ответственностью "ЭкоТРАНС" (далее - ООО "ЭкоТРАНС", Заявитель) - <_> (доверенность от <_>),
в отсутствие представителя лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах - Администрации Тарского муниципального района Омской области, установила:
Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства N 04-05/12-2016 послужило невыполнение ООО "Регион 55" (ОГРН 1105543019416, ИНН 5505208592, адрес места нахождения: 644068, г. Омск, ул. микрорайон Входной, 2885 км, д. 1) Предупреждения N 04/06-16 от 21.04.2016 о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства - пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (далее - Предупреждение N 04/06-16 от 21.04.2016).
Поводом к выдаче Омским УФАС России Предупреждения N 04/06-16 от 21.04.2016 в адрес ООО "Регион 55" послужили следующие обстоятельства.
03.03.2016 в Омское УФАС России поступило заявление от ООО "ЭкоТРАНС" (вх. N1550) на действия ООО "Регион 55", выразившиеся в установлении Обществом различных цен на одну и ту же услугу - услугу по накоплению твердых коммунальных отходов (далее по тексту также ТКО, ТБО) на полигоне, расположенном в г. Таре в 1120 м на юго-запад от перекрестка ул. Немчиновская и объездной дороги (далее по тексту также полигон в г. Таре).
Из заявления ООО "ЭкоТРАНС" следует, что с февраля 2016 года Заявитель оказывает услуги по транспортированию ТКО в городе Тара и Тарском районе Омской области. ООО "Регион 55" (ИНН 5505208592) также оказывает услуги по транспортированию ТКО до полигона, расположенного в городе Таре в 1120 м на юго-запад от перекрестка ул. Немчиновская и объездной дороги.
Между ООО "ЭкоТРАНС" и ООО "Регион 55" (ИНН 5505208592) был заключен договор возмездного оказания услуг по накоплению твердых бытовых отходов (ТБО) N 70 Т от 10.02.2016 (далее - Договор).
Согласно пункту 1.1 Договора ООО "Регион 55" оказывало ООО "ЭкоТРАНС" услуги по накоплению (временному складированию) ТБО Заявителя, а ООО "ЭкоТРАНС" оплачивало эти услуги.
В соответствии с пунктом 3.1 Договора стоимость услуги по накоплению (временному складированию) 1 м3 ТБО составляет 120 рублей 00 коп., НДС не предусмотрен. При этом, как указано в заявлении, "цена услуг по накоплению ТКО на полигоне в городе Таре для всех хозяйствующих субъектов, не оказывающих услуги по транспортированию ТКО, установлена в размере 55 рублей за 1 м3 отходов, принимаемых на накопление".
По мнению Заявителя ООО "Регион 55" создает препятствия выходу ООО "ЭкоТРАНС" на рынок услуг по транспортированию ТКО в городе Таре и Тарском муниципальном районе Омской области путем установления для Заявителя высокой цены услуги по накоплению ТКО, тем самым ущемляя интересы ООО "ЭкоТРАНС".
2. В ходе рассмотрения указанного заявления были представлены документы и информация:
2.1. От ООО "ЭкоТРАНС" (вх. Омского УФАС России от 03.03.2016 N 1550), в копиях:
2.1.1 договор N <_> возмездного оказания услуг по накоплению твердых бытовых отходов (ТБО) от 10.02.2016;
2.1.2 доверенность от 11.01.2016 за подписью директора ООО "Регион 55" <_> на имя <_> на право вести от имени и в интересах ООО "Регион 55" переговоры с Заказчиком по вопросам заключения договоров об оказании услуг по накоплению твердых бытовых отходов на полигоне;
2.1.3 счет на оплату N 5 от 11.02.2016 (поставщик - ООО "Регион 55", покупатель - ООО "ЭкоТРАНС");
2.1.3 акт оказания услуг N 565 от 02.03.2016 (исполнитель - ООО "Регион 55", заказчик - Дудиков А.В., Тара).
2.2. От ООО "Регион 55":
2.2.1 письмом от 22.03.2016 исх. N 56р (вх. Омского УФАС России от 23.03.2016
N 2004э):
- реестр договоров, действующих в 2016 году с покупателями услуги по накоплению ТБО;
- копия договора перенайма N 1 муниципального имущества - Полигон твердых и жидких бытовых отходов от 18.06.2014 года;
- копия приложения N 1 к договору перенайма N 1 муниципального имущества - Полигон твердых и жидких бытовых отходов от 18.06.2014 года (Акт приема-передачи прав и обязанностей Цедента как арендатора по Договору аренды муниципального имущества - Полигон твердых и жидких бытовых отходов N 5 от "14" февраля 2014 г.);
2.2.2 письмом от 11.04.2016 б/н (вх. Омского УФАС России от 12.04.2016 N 2570э):
- пояснения относительно установления различных цен для покупателей услуги по накоплению ТБО;
- тарифы ООО "Регион 55" на услуги по транспортированию отходов с последующим накоплением;
- информация об объемах оказанных услуг по транспортировке ТБО для последующего накопления в 2016 году;
- исправленный реестр договоров, действующий в 2016 году, с покупателями услуги по накоплению ТБО;
- копия акта оказания услуг N 4 от 11.01.2016 г. (<_>);
- копия акта оказания услуг N 5 от 12.01.2016 г. (<_>);
- копия акта оказания услуг N 10 от 14.01.2016 г. (<_>);
- копия акта оказания услуг N 24 от 19.01.2016 г. (<_>);
- копия акта оказания услуг N 63 от 31.01.2016 г. (<_>);
- копия акта оказания услуг N 635 от 09.02.2016 г. (<_>);
- копия акта оказания услуг N 329 от 11.02.2016 г. (<_>);
- копия акта оказания услуг N 321 от 29.02.2016 г. (<_>);
- копия акта оказания услуг N 322 от 29.02.2016 г. (<_>);
- копия акта оказания услуг N 734 от 21.03.2016 г. (<_>);
- копия акта оказания услуг N 737 от 21.03.2016 г. (<_>);
- копия договора N 1 от 11.01.2016 г. с предпринимателем <_> на оказание услуг по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов;
- копия договора N 49 от 11.01.2016 г. с <_> на оказание услуг по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов и приложение N 1 к договору (график вывоза отходов);
- копия договора N 78 от 11.01.2016 г. с <_> на оказание услуг по сбору и транспортировке твердых бытовых отходов и приложение N 1 к договору (график вывоза отходов);
- пояснения относительно соответствия полигона твердых и жидких бытовых отходов (незавершенное строительство) требованиям Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- объемы оказанных услуг по накоплению ТБО в натуральном (м/куб.) и стоимостном (руб.) выражении за период с 01.06.2014 года по 31.03.2016 года (раздельно по годам).
3. Комиссия Омского УФАС России отмечает, что ООО "Регион 55" в материалы рассматриваемого дела о нарушении антимонопольного законодательства документы и письменные пояснения были предоставлены под грифом "коммерческая тайна", в связи с чем указанные документы находятся в отдельном томе дела N 04-05/12-2016.
Так, из представленных ООО "Регион 55" в Омское УФАС России письменных пояснений и документов следовало, что между Комитетом по экономике и управлению муниципальной собственностью Администрации Тарского муниципального района и ООО "Регион 55" заключен договор N 1 "Перенайма муниципального имущества - Полигон твердых и жидких бытовых отходов" от 18.06.2014.
Согласно условиям означенного договора перенайма N 1 к ООО "Регион 55" перешло право аренды указанного муниципального имущества.
Поскольку полигон, расположенный по адресу: Омская область, Тарский район, г.Тара, в 1120 м на юго-запад от перекрестка ул. Немчиновская и объездной дороги, является объектом незавершенного строительства, работа на нем велась в режиме накопления.
В соответствии с представленным ООО "Регион 55" реестром договоров с покупателями услуги по накоплению ТБО, в 2016 году договоры на оказание услуг по накоплению (временному складированию) ТБО были заключены с <_>хозяйствующими субъектами, для семи из которых стоимость услуги составляла <_> рублей за 1 м3 ТБО.
Относительно установления различной стоимости услуги по накоплению ТБО Общество указало, <_>
Из представленных Заявителем и ООО "Регион 55" материалов следовало, что в феврале 2016 года ООО "ЭкоТРАНС" была оказана услуга по накоплению ТБО по цене <_> руб. за 1 м3 (акт оказания услуг N <_>), а <_> та же услуга была оказана по цене <_>руб. за 1 м3 (акт оказания услуг N <_>), что свидетельствовало о том, что в один и тот же период услуги по накоплению ТБО на полигоне в г. Таре оказывались по различной стоимости.
Пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с пунктами 3.9 - 3.10 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 N 345, в целях определения признаков наличия доминирующего положения ООО "Регион 55" был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по накоплению твердых бытовых отходов в географических границах Тарского муниципального района Омской области за период с 28.06.2014 по 31.03.2016.
По результатам проведенного анализа установлено, что доля ООО "Регион 55" на указанном товарном рынке за период с 28.06.2014 по 16.03.2016 составила 100 процентов, в связи с чем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции Общество занимало доминирующее положение на рынке услуг по накоплению твердых бытовых отходов в географических границах Тарского муниципального района Омской области в период с 28.06.2014 года по 16.03.2016 года.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что при рассмотрении заявления ООО "ЭкоТРАНС" в действиях ООО "Регион 55", выразившихся в экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении Обществом различных цен на одну и ту же услугу - услугу по накоплению ТБО на полигоне в городе Таре, выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Омским УФАС России на основании статьи 39.1 указанного Закона ООО "Регион 55" было выдано Предупреждение N 04/06-16 от 21.04.2016 о необходимости прекращения указанных действий путем установления единой стоимости услуги по накоплению ТКО для всех хозяйствующих субъектов, с которыми у ООО "Регион 55" заключены договоры возмездного оказания услуг по накоплению ТБО в границах Тарского муниципального района Омской области.
ООО "Регион 55" письмом от 26.04.2016 б/н, поступившим в Омское УФАС России 26.04.2016 (вх. N 3074э), сообщило о том, что с 17.03.2016 Общество прекратило оказывать услуги по накоплению ТБО на территории Тарского муниципального района, в связи с чем действия по установлению различной стоимости на указанную услугу ООО "Регион 55" в настоящий момент не допускаются, требования Предупреждения N 04/06-16 от 21.04.2016 выполнены в полном объеме.
В целях контроля за исполнением ООО "Регион 55" Предупреждения N 04/06-16 от 21.04.2016 Омское УФАС России письмом от 10.05.2016 N 04-2944 запросило у Общества письменные мотивированные пояснения, в которых просило указать, каким образом ООО "Регион 55" выполнило Предупреждение N 04/06-16 от 21.04.2016, с приложением подтверждающих документов.
ООО "Регион 55" письмом от 20.05.2016 б/н (вх. Омского УФАС России от 24.05.2016 N 3737) сообщило, что, поскольку с 17.03.2016 Общество не оказывает хозяйствующим субъектам услуги по накоплению ТБО, то с указанной даты возмездное оказание услуг по различным ценам не производится. В этом же письме ООО "Регион 55" сообщило о том, что поскольку Предупреждение N 04/06-16 от 21.04.2016 не содержит прямого указания на необходимость принятия мер по устранению последствий нарушения необоснованного установления цен на одну и ту же услугу, действия по устранению последствий Обществом не осуществлялись.
После получения указанного письма ООО "Регион 55" Омское УФАС России пришло к выводу о неисполнении ООО "Регион 55" Предупреждения N 04/06-16 от 21.04.2016 и, учитывая, что в действиях ООО "Регион 55" имелись признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, с учетом требований действующего законодательства (часть 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции) приказом руководителя Омского УФАС России от 26.05.2016 N 90 в отношении ООО "Регион 55" (ИНН 5505208592, ОГРН 1105543019416, адрес места нахождения: 644068, г. Омск, ул. микрорайон Входной, 2885 км, д. 1) возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 04-05/12-2016.
Определением Омского УФАС России от 10.06.2016 к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах, была привлечена Администрация Тарского муниципального района Омской области.
4. В процессе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства
N 04-05/12-2016 в материалы дела были представлены документы и информация:
4.1. От ООО "ЭкоТРАНС" (в копиях):
4.1.1 свидетельство о государственной регистрации юридического лица (ООО "ЭкоТРАНС") <_>
4.1.2 свидетельство о постановке на учет российской организации (ООО "ЭкоТРАНС") в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серия <_>
4.1.3 решение единственного участника ООО "ЭкоТРАНС" от <_> о возложении на <_>полномочий директора ООО "ЭкоТРАНС" на три года;
4.1.4 устав ООО "ЭкоТРАНС", утвержденный решением единственного участника ООО "ЭкоТРАНС" (редакция N 2).
4.2. От ООО "Регион 55" (в копиях):
4.2.1 свидетельство о государственной регистрации юридического лица (ООО "Регион 55") <_>
4.2.2 свидетельство о постановке на учет российской организации (ООО "Регион 55") в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серия <_>
4.2.3 устав ООО "Регион 55", <_>
4.2.4 приказ о назначении директора от <_>
4.2.5 договор перенайма N 1 муниципального имущества - Полигон твердых и жидких бытовых отходов от <_>
4.2.6 приложение N 1 к договору перенайма N 1 муниципального имущества - Полигон твердых и жидких бытовых отходов от <_> (Акт приема-передачи прав и обязанностей Цедента как арендатора по Договору аренды муниципального имущества - Полигон твердых и жидких бытовых отходов N <_>);
4.2.7 соглашение от <_>
4.2.8 соглашение от <_>
4.2.9 соглашение от <_>
4.2.10 соглашение от <_>
4.2.11 соглашение от <_>
4.2.12 соглашение от <_>
4.2.13 соглашение от <_>
4.2.14 соглашение от <_>вич;
4.2.15 соглашение от <_>
4.2.16 соглашение от <_>
4.2.17 соглашение от <_>
4.2.18 акт оказания услуг <_>
4.2.19 акт оказания услуг <_>
4.2.20 акт оказания услуг <_>
4.2.21 акт оказания услуг <_>
4.2.22 акт оказания услуг <_>
4.2.23 акт оказания услуг <_>
4.2.24 акт оказания услуг <_>
4.2.25 акт оказания услуг <_>
4.2.26 акт оказания услуг <_>
4.2.27 акт оказания услуг <_>
4.2.28 акт оказания услуг <_>
4.2.29 акт оказания услуг <_>
4.2.30 акт оказания услуг <_>
4.2.31 оборотно-сальдовая ведомость по контрагентам за 1 квартал 2016 г.;
4.2.32 расчет тарифа на услугу по накоплению ТБО до 08.02.2016 г.;
4.2.33 расчет тарифа на услугу по накоплению ТБО с 08.02.2016 г.;
4.2.34 штатное расписание на период с 01.01.2015 г.;
4.2.35 перечень сотрудников ООО "Регион 55", задействованных на накоплении ТКО, в транспортировании ТКО;
4.2.36 письмом от 22.07.2016 б/н (вх. Омского УФАС России от 25.07.2016
N 447/ДСП) Обществом представлены:
<_>
4.2.37 письмом от 08.08.2016 б/н (вх. Омского УФАС России от 09.08.2016
N 488э/ДСП) Обществом представлены:
4.2.38 письмом от 25.08.2016 б/н (вх. Омского УФАС России от 25.08.2016
N 527э/ДСП) Обществом представлена <_>
4.3. От Администрации Тарского муниципального района Омской области (в копиях):
4.3.1 пояснения относительно заключения Договора перенайма N 1 муниципального имущества - Полигон твердых и жидких бытовых отходов от 09.03.2016;
4.3.2 распоряжение Администрации Тарского муниципального района Омской области от 19.12.2013 N 576 "Об утверждении конкурсной документации о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества - Полигон твердых и жидких бытовых отходов";
4.3.3 уведомление от 30.01.2014 б/н о признании претендента Участником открытого конкурса и заключении договора аренды;
4.3.4 распоряжение Администрации Тарского муниципального района Омской области от 24.02.2014 N 61 "О перечислении денежных средств по итогам конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества - Полигон твердых и жидких бытовых отходов";
4.3.5 акт приема-передачи от 14.02.2014 (Приложение N 1 к Договору N 5 аренды муниципального имущества - Полигон твердых и жидких бытовых отходов от 14.02.2014;
4.3.6 письмо ООО "Регион 55" Главе Тарского муниципального района Омской области (исх. N 180 Р от 10.02.2016);
4.3.7 письмо Комитета по экономике и управлению муниципальной собственностью Администрации Тарского муниципального района от 25.02.2016 N 181;
4.3.8 распоряжение Администрации Тарского муниципального района Омской области от 09.03.2016 N 93 "Об уступке прав по договору перенайма муниципального имущества - Полигон твердых и жидких бытовых отходов";
4.3.9 Отчет N 1263 об определении рыночной стоимости арендной платы: объекта незавершенного строительства (общей площадью 80 647 кв.м), земельного участка (общей площадью 80 646 кв. м) по адресу: Омская область, Тарский р-н, г. Тара, в 1120 м. на юго-запад от перекрестка ул. Немчиновская и объездной дороги;
4.3.10 извещение о проведении торгов N <_>
4.3.11 протокол N 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе по извещению N <_>
4.3.12 протокол N 2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе по извещению N <_>
4.3.13 договор N 5 аренды муниципального имущества - Полигон твердых и жидких бытовых отходов от 14.02.2014;
4.3.14 договор перенайма N 1 муниципального имущества - Полигон твердых и жидких бытовых отходов от 18.06.2014;
4.3.15 договор перенайма N 1 муниципального имущества - Полигон твердых и жидких бытовых отходов от 09.03.2016;
4.3.16 акт приема-передачи от 09.03.2016 прав и обязанностей Цедента как арендатора по Договору аренды муниципального имущества - Полигон твердых и жидких бытовых отходов N 5 от 14.02.2014 (Приложение N 1 к Договору перенайма N 1 муниципального имущества - Полигон твердых и жидких бытовых отходов от 09.03.2016);
4.3.17 акт приема-передачи от 18.06.2014 прав и обязанностей Цедента как арендатора по Договору аренды муниципального имущества - Полигон твердых и жидких бытовых отходов N 5 от 14.02.2014 (Приложение N 1 к Договору перенайма N 1 муниципального имущества - Полигон твердых и жидких бытовых отходов от 18.06.2014).
4.4. От Муниципального бюджетного учреждения "Городское хозяйство" письмом от 18.08.16 N 88 (вх. Омского УФАС России от 19.08.2016 N 6345э):
4.4.1 пояснения относительно оказания ООО "Регион 55" МБУ "Городское хозяйство" услуг по накоплению ТБО на полигоне в г. Таре;
4.4.2 копия акта ООО "Регион 55" оказания услуг по накоплению ТБО на полигоне МБУ "Городское хозяйство" N 494 от 01.03.2016;
4.4.3 копия счета МБУ "Городское хозяйство" на оплату N 8 от 01.03.2016;
4.4.4 копия счета МБУ "Городское хозяйство" на оплату N 1 от 11.01.2016;
4.4.5 копия акта ООО "Регион 55" оказания услуг по накоплению ТБО на полигоне МБУ "Городское хозяйство" N 4 от 11.01.16;
4.5. От <_>письмом от 22.08.2016 б/н (вх. Омского УФАС России от 22.08.2016 N 6396э):
4.5.1 пояснения относительно факта передачи ТБО для накопления на полигоне в г.Таре по акту оказания услуг N 565 от 02.03.2016;
4.5.2 копия акта ООО "Регион 55" оказания услуг по накоплению ТБО на полигоне <_> N 565 от 02.03.2016.
5. Комиссия Омского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, заслушав представителей сторон в процессе рассмотрения дела N 04-05/12-2016, установила следующие обстоятельства.
В период с 08.02.2016 по 16.03.2016 ООО "Регион 55" (ИНН 5505208592), осуществляя деятельность по накоплению ТБО на полигоне, расположенном в г. Таре в 1120 м на юго-запад от перекрестка ул. Немчиновская и объездной дороги, установило различные цены на одну и ту же услугу - услугу по накоплению твердых коммунальных отходов. Так, например, в феврале 2016 года ООО "ЭкоТРАНС" была оказана услуга по накоплению ТБО по цене <_>руб. за 1 м3 (акт оказания услуг N 329 от 11.02.2016), а <_> и МБУ "Городское хозяйство" та же услуга (после 08 февраля 2016 года) была оказана по цене <_> руб. за 1 м3 (акты оказания услуг N 565 от 02.03.2016 и N 494 от 01.03.2016, соответственно), что свидетельствует о том, что в один и тот же период времени услуги по накоплению ТБО на полигоне в г. Таре оказывались по различной стоимости.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии по делу N 04-05/12-2016 поддержал доводы, изложенные в заявлении о нарушении антимонопольного законодательства.
В результате анализа представленной ООО "Регион 55" информации об объемах оказанных услуг за 2015 год и 1 квартал 2016 года и структуре затрат подразделения Общества в г. Таре установлено, что основную долю в расходах Общества составили: <_> ( 60%), <_> ( 12%) и <_> ( 11%).
Комиссия отмечает, что в 2015 году подразделением в г. Таре наряду с услугой по накоплению ТБО одновременно оказывалась услуга по накоплению жидких бытовых отходов (далее - ЖБО), однако расходы, связанные с содержанием полигона, отнесены исключительно на услугу по накоплению ТБО. В 2016 году услугу по накоплению ЖБО Общество не оказывало.
Кроме того, в 2015 году и в 1 квартале 2016 года расходы на оплату труда административно-управленческого персонала подразделения в г. Таре (заместитель директора, бухгалтер) в полном объеме отнесены на услуги по накоплению ТБО без учета осуществления данным подразделением других видов деятельности.
Комиссия также установила, что при расчете тарифа на услугу по накоплению ТБО в 2016 году в объеме ТБО, подлежащих накоплению на полигоне в г. Таре, не учтены объемы отходов, вывозимые непосредственно Обществом при оказании услуг по сбору и транспортировке ТБО.
Согласно представленным данным при расчете тарифа, действовавшего до 08.02.2016, ООО "Регион 55" исходило из объемов отходов, предполагаемых к накоплению (по данным проектной документации). Начиная с 08.02.2016, Обществом при тех же затратах в расчет тарифа принят объем отходов по фактическим данным за 2015 год, который в <_>раза меньше предполагаемого в проектной документации.
Комиссия отмечает, что информацией о значительном отличии фактических объемов накопления ТБО на полигоне от объемов, предполагаемых к накоплению по данным проектной документации, ООО "Регион 55" располагало задолго до принятия решения о повышении тарифа. Так, годовой объем отходов, предполагаемых к накоплению по данным проектной документации - <> м3, по итогам работы за 2-е полугодие 2014 года объем принятых на накопление ТБО составил <_>м3, за 7 месяцев 2015 года - <_>м3, в целом за 2015 год - <_>м3.
Кроме того, Общество не смогло пояснить наличие в оборотно - сальдовой ведомости за 1 квартал 2016 года по строке "ТБО накопление на полигоне, м3" значения <>
Решение о повышении тарифа было принято Обществом в феврале 2016 года (с 08.02.2016), т.е. после того, как на рынок услуг по транспортированию ТКО в г. Таре и Тарском районе Омской области вышло ООО "ЭкоТРАНС".
В ходе рассмотрения дела N 04-05/12-2016 ООО "Регион 55" не представило Комиссии обоснований установления различных цен на одни и те же услуги.
Комиссия отмечает, что в процессе рассмотрения заявления ООО "ЭкоТРАНС" и дела N 04-05/12-2016 информация ООО "Регион 55" направлялась либо не в полном объеме, либо не соответствовала действительности, в результате чего Общество постоянно корректировало сведения, представляемые в Омское УФАС России.
Так, например, в реестре договоров, действующих в 2016 году, с покупателями услуги по накоплению ТБО, представленном ООО "Регион 55" письмом от 22.03.2016 N 56 р (вх. Омского УФАС России от 23.03.2016 N 2004э), в качестве хозяйствующего субъекта - покупателя услуги по накоплению ТБО, было указано ООО "Регион 55" (обособленное подразделение в г. Таре). В последующем Общество откорректировало данную информацию, пояснив в письме от 11.04.2016 б/н (вх. Омского УФАС России от 12.04.2016 N 2570э), что контрагент - ООО "Регион 55" обособленное подразделение в г. Таре указан ошибочно, заменив его на другого хозяйствующего субъекта - ООО "Регион 55" (ИНН 5535007244).
Письмом от 11.03.2016 б/н (вх. Омского УФАС России от 12.04.2016 N 2570э) ООО "Регион 55" представлена копия акта оказания услуг N 635 от 09.02.2016 (заказчик - <_>), при этом, в уже откорректированном реестре договоров, действующих в 2016 году с покупателями услуги по накоплению ТБО, объем отходов, переданных на накопление <_> в январе - феврале 2016 года, Обществом не указан.
На заседании Комиссии 01.07.2016 ООО "Регион 55" представлен расчет тарифа на услугу по накоплению ТБО до 08.02.2016 и с 08.02.2016 в разрезе по статьям затрат, который впоследствии был откорректирован письмом от 22.07.2016 б/н (вх. Омского УФАС России от 25.07.2016 N 447/ДСП).
Кроме того, в документах, представленных Обществом, отсутствовала копия акта об оказании услуг N 565 от 02.03.2016 (заказчик - <_>). Относительно отсутствия данного документа ООО "Регион 55" в письме от 22.07.2016 б/н (вх. Омского УФАС России от 25.07.2016 N 447/ДСП) пояснило, что <_>
На заседании Комиссии директор ООО "Регион 55" <_> подтвердил данную информацию, указав, что договор на оказание услуг между ООО "Регион 55" и ИП <_>не заключался, акт оказания услуг ИП <_>у Общества отсутствует, как отсутствует и корешок талона, который, по мнению Общества, является единственным доказательством того, что отходы были завезены на полигон.
Комиссия по рассмотрению дела N 04-05/12-2016 считает вышеназванные доводы ООО "Регион 55" несостоятельными, поскольку акт оказанных услуг - это документ, подтверждающий факт оказания исполнителем услуг в определенном объеме и получения заказчиком этих услуг, в материалах дела присутствует копия акта об оказании услуг N 565 от 02.03.2016, подписанного заместителем директора <_> и ИП <_> в акте имеются оттиски печати Общества и печати ИП <_> Факт отсутствия у ООО "Регион 55" указанного акта, как и корешка талона, Комиссия не принимает в качестве доказательств того, что услуги не были оказаны.
Кроме того, как следует из ответа <_> полученного в процессе рассмотрения настоящего дела (вх. Омского УФАС России от 22.08.2016 N 6396э), акт оказания услуги подписывался им в офисе ООО "Регион 55" 2 марта 2016 года (второй экземпляр акта с подписью <_> остался в офисе), тогда же путем внесения наличных денежных средств в кассу Общества была произведена оплата за услуги из расчета <_> руб. за 1 м3 отходов. ТБО передавались на полигон 03.03.2016. Поскольку вывоз мусора был разовым, необходимости в заключении договора не было.
В материалах дела также имеется копия акта оказания услуг N 494 от 01.03.2016 <_>на <_> м3 ТБО из расчета <_> руб. за 1 м3. Как следует из ответа <_> полученного в процессе рассмотрения настоящего дела (вх. Омского УФАС России от 19.08.2016 N 6345э), "ТБО вывозились на накопительную площадку ежедневно в рабочие дни_", что подтверждает факт оказания услуги по накоплению ТБО для МБУ "Городское хозяйство" по <_> руб. за 1 м3 и после 08.02.2016.
Ссылку Общества на невозможность изменения стоимости услуги по договорам, заключенным до 08.02.2016, ввиду отсутствия в договорах возможности одностороннего изменения цены, Комиссия считает несостоятельной, поскольку Общество не представило доказательств направления контрагентам дополнительных соглашений, содержащих условие по изменению стоимости услуги, и отказа контрагентов от подписания указанных дополнительных соглашений к договорам.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия считает доказанным факт оказания услуги по накоплению ТБО на полигоне в г. Таре ООО "Регион 55" после 08.02.2016 как по <_> руб. за 1 м3, так и по <_> руб. за 1 м3.
На заседании Комиссии 10.08.2016 директором ООО "Регион 55" было заявлено ходатайство о прекращении дела N 04-05/12-2016 ввиду отсутствия, по мнению Общества, нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях ООО "Регион 55". В обоснование своей позиции ООО "Регион 55" указало, что на момент вынесения Предупреждения N 04/06-16 от 21.04.2016 Общество не осуществляло деятельность по накоплению ТКО в Тарском муниципальном районе Омской области, а Предупреждение N 04/06-16 от 21.04.2016 не содержит требований о выполнении каких-либо иных действий, кроме прекращения оказания услуги по разным ценам.
Данное ходатайство было отклонено Комиссией в связи с тем, что Комиссия усматривает в действиях ООО "Регион 55" по установлению различных цен на одну и ту же услугу по накоплению ТБО на полигоне в г. Таре признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Довод Общества относительно того, что Предупреждение N 04/06-16 от 21.04.2016 Омского УФАС России не содержит требований о выполнении каких-либо иных действий, кроме прекращения оказания услуги по разным ценам, Комиссия также считает несостоятельным по следующим основаниям.
Приказом ФАС России от 22.01.2016 N 57/16 "Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства" утвержден порядок выдачи предупреждения, а также его форма. Установление антимонопольным органом факта наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства в соответствии с Законом о защите конкуренции и вышеназванным Приказом ФАС России от 22.01.2016 N 57/16 является основанием для выдачи предупреждения.
Омское УФАС России, усмотрев в действиях ООО "Регион 55" по оказанию услуги по накоплению ТБО на полигоне в г. Таре по различным ценам в один и тот же период времени признаки нарушения антимонопольного законодательства, выдало Предупреждение N 04/06-16 от 21.04.2016 по форме и в порядке, установленным Приказом ФАС России от 22.01.2016 N 57/16 "Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства" и Законом о защите конкуренции.
При этом Комиссия отмечает, что в случае, если у ООО "Регион 55" после получения Предупреждения N 04/06-16 от 21.04.2016 возникли вопросы по поводу его исполнения, Общество было вправе обратиться в антимонопольный орган с ходатайством о разъяснении исполнения Предупреждения N 04/06-16 от 21.04.2016 либо, в случае несогласия с выданным Предупреждением N 04/06-16 от 21.04.2016, либо посчитав, что указанное предупреждение нарушает права и законные интересы ООО "Регион 55" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могло обжаловать его в судебном порядке, однако своим правом ООО "Регион 55" не воспользовалось.
Также Комиссия отмечает, что в статье 39.1 Закона о защите конкуренции четко регламентированы случаи обязательной выдачи предупреждения при обнаружении признаков нарушения антимонопольного законодательства, в том числе пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
В процессе рассмотрения дела N 04-05/12-2016 о нарушении антимонопольного законодательства, в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссия по делу N 04-05/12-2016 приняла заключение об обстоятельствах дела N 04-05/12-2016, которое было оглашено на заседании комиссии 14.09.2016 и вручено лицам, участвующим в деле (далее - Заключение).
ООО "Регион 55" и ООО "ЭкоТРАНС" после получения Заключения не предоставили в Омское УФАС России какие - либо письменные пояснения и/или возражения, а также иные доказательства. В заседании Комиссии директор ООО "Регион 55" <_>устно пояснил, что Общество поддерживает позицию, ранее изложенную в имеющихся в материалах дела N 04-05/12-2016 письменных пояснениях и документах, и считает, что в действиях ООО "Регион 55" отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.
Пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дела N 04-05/12-2016 о нарушении антимонопольного законодательства отмечает, что в процессе рассмотрения настоящего дела Федеральным законом от 03.07.2016 N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Закон о защите конкуренции были внесены изменения, вступившие в силу 04.07.2016.
В частности, статья 5 Закона о защите конкуренции дополнена частью 2.1, в соответствии с которой "не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей, за исключением:
1) хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона_".
Согласно информации, размещенной на сайте Федеральной налоговой службы в разделе "Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств" в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения, согласно которым учредителями (участниками) юридического лица - ООО "Регион 55 (ИНН 5505208592) являются два физических лица. При этом по имеющейся в материалах дела N 04-05/12-2016 информации, выручка ООО "Регион 55" от реализации товаров за 2015 год <_>
Вместе с тем, в соответствии с информацией о группе лиц, представленной Обществом в процессе рассмотрения настоящего дела 25.08.2016 года (исх. N б/н), ООО "Регион 55" (ИНН 5505208592) входит в группу лиц с другими хозяйствующими субъектами по основанию, предусмотренному пунктом 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.
Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом вступивших в силу изменений в Закон о защите конкуренции, положение ООО "Регион 55" (ИНН 5505208592) на рынке услуг по накоплению твердых бытовых отходов в географических границах Тарского муниципального района Омской области за период с 28.06.2014 по 16.03.2016 является доминирующим.
В ходе рассмотрения дела N 04-05/12-2016 ООО "Регион 55" не оспаривалось, что его положение на рынке услуг по накоплению твердых бытовых отходов в географических границах Тарского муниципального района Омской области в период с 28.06.2014 по 16.03.2016 не может быть признано доминирующим.
С учетом вышеизложенного Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дела N 04-05/12-2016 считает доводы ООО "Регион 55" об отсутствии в действиях Общества нарушения антимонопольного законодательства несостоятельными. Факты оказания ООО "Регион 55" услуги по накоплению ТБО на полигоне в г. Таре ООО "ЭкоТРАНС" после 08.02.2016 по <_>руб. за 1 м3, а другим хозяйствующим субъектам, в том числе и ИП <_> по <_>руб. за 1 м3, Комиссия считает установленными.
Действиями ООО "Регион 55" (ИНН 5505208592) по установлению различных цен на одну и ту же услугу по накоплению ТБО на полигоне в городе Таре были ущемлены интересы ООО "ЭкоТРАНС", что является нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Выводы Комиссии соответствуют действующему законодательству и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Комиссия Омского УФАС России, установив в процессе рассмотрения дела N 04-05/12-2016 нарушение ООО "Регион 55" запрета на злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг по накоплению твердых бытовых отходов в географических границах Тарского муниципального района Омской области в период с 08.02.2016 по 16.03.2016, в рамках полномочий, предоставленных антимонопольному органу пунктом 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции по выдаче хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний, считает необходимым выдать ООО "Регион 55" предписание, направленное на устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства, в которое надлежит включить мероприятия, подлежащие выполнению.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 2 статьи 45, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Омского УФАС России решила:
1. Признать нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" действия ООО "Регион 55", выразившиеся в злоупотреблении ООО "Регион 55" доминирующим положением на рынке услуг по накоплению твердых бытовых отходов в географических границах Тарского муниципального района Омской области в период с 08.02.2016 по 16.03.2016 путем экономически, технологически и иным образом не обоснованного установления различных цен на одну и ту же услугу - услугу по накоплению твердых бытовых отходов на полигоне в городе Таре, что повлекло ущемление интересов ООО "ЭкоТРАНС".
2. Выдать ООО "Регион 55" предписание, в которое включить мероприятия, направленные на устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства.
3. Материалы дела N 04-05/12-2016 передать уполномоченному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 13 октября 2016 г. N 04-05/12-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.10.2016