Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
от 5 октября 2016 г. N 06/7252
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
<>
при участи представителей интересов:
государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" (далее - Заказчик, ГУП РК "Крымэнерго") О. Ю. Гончарук (по доверенности),
Акционерного общества Группа Компаний "Системы и технологии" (далее - Заявитель) И. А. Комаровой (по доверенности), А. В. Денисова (по доверенности), -
рассмотрев жалобу Заявителя от 26.09.2016 N 2020 (вх. N2518/09 от 28.09.2016) на действия Заказчика при проведении запроса предложений в электронной форме "Модернизация АСКУЭ ГУП РК Крымэнерго" (извещение N 31604062688) (далее - Запрос предложений), рассмотрев предоставленные Заявителем и Заказчиком материалы, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), установила:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия закупочной комиссии Заказчика, выразившихся в отказе в допуске его заявки к участию в Запросе предложений.
Крымским УФАС России принято Уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 29.09.2016 N 06/7117, направленное Заявителю, Заказчику, Электронной торговой площадке и размещенное на официальном сайте Крымского УФАС России (http://solutions.fas.gov.ru; http://www.krym.fas.gov.ru/).
На заседании Комиссии представители Заявителя поддержали доводы жалобы в полном объеме. Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик и Закупочная комиссия Заказчика действовали в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупках товаров, работ, услуг ГУП РК "Крымэнерго", Документацией для участия в процедуре запроса предложений в электронном виде.
В результате рассмотрения жалобы, на основании документов и сведений, предоставленных Заявителем и Заказчиком, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" (далее - Положение о закупках), которым предусмотрено проведение закупки запросом предложений в электронной форме.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте - 02.09.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос предложений в электронной форме;
3) дата и время окончания подачи заявок: 14.09.2016 в 09:30, дата и время рассмотрения заявок: 28.09.2016 в 17:00, дата и время подведения итогов: 05.10.2016 в 17:00;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 4 930 908,00 российских рублей;
5) на участие подано 6 заявок, из них отклонены 3 заявки, в т. ч. заявка Заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 3 статьи 3 Закона о закупках определено, что в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В силу части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в т.ч.:
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно Протоколу N18275/2 рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом запроса предложений в электронной форме "Модернизация АСКУЭ ГУП РК Крымэнерго" от 20.09.2016 заявка Заявителя отклонена по причине:
(цитата Протокола).
Комиссия установила, что в документации Запроса предложений Заказчиком установлены требования к участникам, в т.ч.: "_
2.4. Подготовка заявок
2.4.1. Общие требования к заявке
2.4.1.1. Участник закупки запроса предложений должен подготовить заявку, включающую:
а) Опись документов (форма N1 документации);
б) Анкета Участника закупки (форма N3 документации)
в) Заполненные Проект договора и приложения к Проекту договора, с подписью уполномоченного лица и печатью Участника закупки (при наличии) (Раздел 6 документации). Документы должны быть предоставлены в виде скана с оригинала. Приложение N 1"Задание на проектирование" заполняется в соответствии с ТЗ;
г) Документы, подтверждающие соответствие Участника закупки требованиям настоящей документации (п. 2.3.2.);
2.4.1.2. Заявка должна быть подготовлена в электронной форме с использованием функционала ЭТП (п. 2.4.2.) и подписана электронной цифровой подписью.
_
1.6. Антидемпинговые меры.
1.6.1. Если Участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена договора, которая на 25 (двадцать пять) и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, Участник закупки предоставляет обеспечение исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанном в п. 17 Извещения о проведении запроса предложений.
1.6.2. Обеспечение, указанное в пункте 1.6.1 настоящей документации, предоставляется Участником закупки с учётом требований п. 2.4.8. Документации. Участник закупки, не выполнивший данного требования, будет считаться уклонившимся от заключения договора.
_
2.4.8. Обеспечение обязательств по договору
2.4.8.1. Исполнение договора может обеспечиваться предоставлением безотзывной банковской гарантии, выданной банком, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия договора не менее чем на один месяц.
2.4.8.2. В случае если участником запроса предложений, с которым заключается договор, предложена цена договора, которая на 25 (двадцать пять) и более процентов ниже начальной (максимальной) цены договора, то участник запроса предложений предоставляет обеспечение исполнения договора с учетом положений п. 1.6.1. Документации.
Договор заключается только после предоставления участником запроса предложений, с которым заключается договор, обеспечения исполнения договора в виде банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям данной статьи Документации, или в виде внесения денежных средств на указанный Заказчиком счёт, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику, в размере обеспечения исполнения договора, установленном документацией запроса предложений.
_" (цитата документации Запроса предложений).
Заказчиком в документации Запроса предложений установлен размер обеспечения исполнения договора - 30% от цены договора.
Вместе с тем, рассмотрев копию заявки Заявителя, Комиссия установила, что Заявителем в составе заявки подан проект договора, заполненный в соответствии с требованиями Заказчика, установленными в документации Запроса предложений, т.е. проект договора заполнен и подписан уполномоченным лицом Заявителя - "Начальник тендерного отдела АО ГК "Системы и Технология" По доверенности N 55 от 15.08.2016 ______ Н. А. Горустович" и заверен печатью АО ГК "Системы и Технология". В составе заявки предоставлена доверенность N 55 от 15.08.2016, выданная Н. А. Горустовичу - полномочному представителю АО ГК "Системы и Технология". Кроме того, в проекте договора в разделе 12. Обеспечение исполнения договора Заявителем указано: "12.1. Размер предоставленного до даты заключения настоящего Договора обеспечения исполнения Договора - 45% (сорок пять процентов) от цены Договора_" (цитата).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Закупочной комиссии Заказчика по отклонению заявки Заявителя по требованию, нарушают требования пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках, Положения о закупке, и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, доводы Заявителя о необоснованном отклонении Закупочной комиссией Заказчика его заявки нашли свое подтверждение.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать жалобу Заявителя обоснованной.
Признать в действиях Закупочной комиссии Заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Заказчику выдать предписание об устранении нарушений Закона о закупках.
Передать материалы дела N 06/1679-16 соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Прекратить действие Уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 01.08.2016 N 06/4976.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Предписание по делу N 06/2368-16 об устранении нарушений
Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ
"О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
05.10.2016 |
г. Симферополь |
Комиссия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
<>
на основании решения Комиссии от 05.10.2016 по делу N 06/2368-16 по итогам рассмотрения жалобы Акционерного общества Группа Компаний "Системы и технологии" от 26.09.2016 N 2020 (вх. N2518/09 от 28.09.2016) на действия государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме "Модернизация АСКУЭ ГУП РК Крымэнерго" (извещение N 31604062688) (далее - Запрос предложений), в соответствии с частями 17, 20, 23 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями), предписывает:
1. Заказчику, Закупочной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки отменить Протокол рассмотрения и оценки заявок от 22.09.2016, Протокол о результатах от 22.09.2016, Протокол о внесении изменений в протокол от 28.09.2016 (далее - Протоколы) и разместить информацию об отмене Протоколов на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт).
2. Заказчику назначить новую дату и время рассмотрения и оценки заявок на участие в Запросе предложений, новую дату и время подведения итогов Запроса предложений, а также разместить данную информацию на Официальном сайте.
3. Заказчику, Оператору электронной площадки уведомить участников, подавших заявки на участие в Запросе предложений, в том числе Заявителя, о новых дате и времени рассмотрения и оценки заявок на участие в Запросе предложений и подведения итогов Запроса предложений.
4. Заказчику, Закупочной комиссии Заказчика рассмотреть заявки, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений, в том числе заявку Заявителя, и осуществить дальнейшее определение победителя в соответствии с требованиями документации Запроса предложений, в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымэнерго" и с учетом решения от 05.10.2016 по делу N 06/2368-16.
5. Заказчику, закупочной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки исполнить настоящее предписание и в срок до 06.11.2016 предоставить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи (3652) 252-431 или электронной почте по адресу: to82@fas.gov.ru.
6. Прекратить действие Уведомления о принятии жалобы к рассмотрению и приостановлении торгов от 29.09.2016 N 06/7117.
Невыполнение в установленный срок предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере в соответствии с частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 5 октября 2016 г. N 06/7252
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.10.2016