Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
от 6 октября 2016 г. N АБ-07-06/2016-249-3
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок;
заместитель председателя Комиссии <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок (отсутствует);
члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <_> -специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
в присутствии:
представителей заказчика - Муниципального казенного учреждения города Ижевска "Служба городского строительства" (далее - Заказчик): <_> (доверенность от 11.01.2016 г. N 6), <_> (без доверенности);
в отсутствие представителя заявителя - ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель): о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом (в деле имеется уведомление от 03.10.2016 г. N АБ01-17-07/8525э);
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика - муниципального казенного учреждения города Ижевска "Служба городского строительства" при проведении электронного аукциона "выполнение работ по строительству объекта: Межшкольный стадион МБОУ "СОШ N70" по адресу: ул. Школьная, 54 в Октябрьском районе г. Ижевска" (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0313300033316000036, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), установила:
29.09.2016 г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя. Заявителем обжалуются положения документации об Аукционе.
Из содержания жалобы следует, что срок оплаты, указанный в проекте контракта документации об Аукционе ("оплата в течение 180 дней"), противоречит требованиям Закона о контрактной системе, в частности, статье 6 Закона.
По мнению Заявителя, проект контракта документации об Аукционе содержит противоречащие требованиям Закона о контрактной системе условия о порядке определения пени в случае просрочки исполнения обязательств, а также условия о размере штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Заявитель считает, что Заказчиком допущено нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Из содержания жалобы следует, что Заказчик неправомерно установил требование о подписании подрядчиком счет-фактуры (пункт 7.1 проекта контракта документации об Аукционе).
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных пояснениях, представленных для приобщения к материалам дела.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
14.09.2016 г. Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС в сфере закупок) извещение и документацию о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 15 683 194,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 04.10.2016 г. для участия в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки; решением аукционной комиссии допущены к участию в Аукционе участники закупки, подавшие аукционные заявки NN 1, 2, 4.
Согласно протоколу проведения Аукциона от 07.10.2016 г. минимальное предложение о цене контракта - 14506954.45 рублей - поступило от участника закупки, заявке которого присвоен номер 1.
На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Рассмотрев довод жалобы Заявителя относительно срока оплаты работ, указанного в проекте контракта документации об Аукционе, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт его необоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В соответствии со статьями 190, 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно пункту 7.1 проекта контракта документации об Аукционе расчёты производятся перечислением денежных средств в безналичной форме в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, с учетом ранее принятых и неисполненных обязательств, в течение 180 дней с момента подписания форм N КС-2 и форм N КС-3, актов приема-передачи смонтированного оборудования, актов на прочие работы, счет-фактуры.
При таких обстоятельствах, когда проект контракта документации об Аукционе содержит указание на период времени, с истечением которого связана оплата выполненных работ, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
Рассмотрев доводы Заявителя относительно условий документации об Аукционе о порядке определения пени в случае просрочки исполнения обязательств, а также условий о размере штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 (далее - постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063).
Условия об имущественной ответственности Заказчика и подрядчика за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, а также за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, указаны Заказчиком в разделе 5, пункте 9 раздела 8 документации об Аукционе.
Рассмотрев условия раздела 5, пункта 9 раздела 8 документации об Аукционе, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о соответствии указанных положений документации об Аукционе требованиям постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063, а также к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушения требований частей 4, 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев довод жалобы Заявителя о нарушении части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику (часть 3 статьи 65 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно извещению о проведении Аукциона окончание срока подачи заявок на участие в Аукционе приходится на календарную дату - 30.09.2016 г.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что документация об Аукционе не содержит информации о дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Довод жалобы Заявителя о нарушении Заказчиком требований части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт необоснованным, а также признаёт в действиях Заказчика нарушение требований пункта 11 части 1 статьи 64 Закона.
Рассмотрев довод жалобы о неправомерном установлении Заказчиком требования о подписании подрядчиком счет-фактуры (пункт 7.1 проекта контракта документации об Аукционе), Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Принимая во внимание, что пункт 7.1 проекта контракта документации об Аукционе содержит расширенный перечень оснований для оплаты выполненных работ, в том числе для участников закупки с различными видами налогообложения, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что довод Заявителя о том, что подрядчик, применяющий упрощенную систему налогообложения для оплаты может предъявить только счёт-фактуру, не находит своего подтверждения, в связи с чем, данный довод жалобы признается необоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России установлены следующее нарушение Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пунктам 1-3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из буквального толкования указанных положений Закона о контрактной системе, следует, что документация об электронном аукционе должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки, не может содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников закупки о требованиях к объекту закупки. Требования к объекту закупки, в том числе к условиям контракта должны быть ясными, четкими, непротиворечивыми, исключать возможность неоднозначного толкования и быть реально исполнимыми.
Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об электронном аукционе создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.
В соответствии с разделом 6, пунктом 1 раздела 8 документации об Аукционе, а также приложением N 1 к документации об Аукционе подрядчик выполняет работы с применением материалов, оборудования, технические характеристики которых должны соответствовать требованиям ГОСТ 55664-2013, ГОСТ 52169-2003, ГОСТ 9.307-89, ГОСТ 8736-93, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 23735-2014, ГОСТ 26633-2012, ГОСТ 9128-2009, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 6665-91.
В соответствии с ГОСТ 55664-2013 значения показателя товара по типу ворот являются вариативными.
В соответствии с ГОСТ 8267-93 значения показателя товара по истираемости являются вариативными в зависимости от марки по истираемости щебня и гравия (И1, И2, И3, И4).
В соответствии с ГОСТ 8267-93 значения показателя товара по морозостойкости являются вариативными и зависят от марки по морозостойкости F15, F25, F50, F100, F150, F200, F300, F400.
В соответствии с ГОСТ 8267-93 значения показателя товара по содержанию зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе, по дробимости щебня, по содержанию пылевидных и глинистых частиц, % по массе и т.д. являются также вариативными.
В соответствии с ГОСТ 6665-91 значения показателей товара - бортового камня по прочности, по трещиностойкости, по прочности на сжатие, по морозостойкости являются вариативными.
Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что требования к материалам, используемым при выполнении работ, указаны Заказчиком не перечислением их в документации об Аукционе, а путём возложением на участника Аукциона функции по самостоятельному выбору необходимых характеристик и показателей объекта закупки, соответствующих требованиям ГОСТ 55664-2013, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 6665-91.
В материалы дела Заказчиком не представлены доказательства, подтверждающие наличие у Заказчика объективной потребности в товаре, используемом при выполнении работ, обладающем всеми характеристиками, перечисленными в ГОСТ.
Указанные действия Заказчика свидетельствуют о необъективном описании объекта закупки, что является нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки, поданной на участие в электронном аукционе должна содержать:
согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги,
конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе не содержит инструкции по заполнению первой части аукционной заявки, содержащей:
1) указание на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определяющей, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определяющей, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
В действиях Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе с нарушением требований пунктов 1, 2, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержатся признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок, решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика - муниципального казенного учреждения города Ижевска "Служба городского строительства" при проведении электронного аукциона "выполнение работ по строительству объекта: Межшкольный стадион МБОУ "СОШ N70" по адресу: ул. Школьная, 54 в Октябрьском районе г. Ижевска" (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0313300033316000036) необоснованной.
2. Признать заказчика - муниципального казенного учреждения города Ижевска "Служба городского строительства" при проведении электронного аукциона "выполнение работ по строительству объекта: Межшкольный стадион МБОУ "СОШ N70" по адресу: ул. Школьная, 54 в Октябрьском районе г. Ижевска" (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0313300033316000036) нарушившим пункты 1, 2, 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - муниципальному казенному учреждению города Ижевска "Служба городского строительства" предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновного должностного лица заказчика - муниципального казенного учреждения города Ижевска "Служба городского строительства" по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии __________ <_>
Члены Комиссии:
|
__________ <_>
__________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия от 6 октября 2016 г. N АБ-07-06/2016-249-3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.10.2016