Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
N 03-21/37-2016 (опубликовано 29 июля 2016 г.)
РЕШЕНИЕ по делу N 03-21/37-2016 о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе "29" июля 2016 года г. Йошкар-Ола Резолютивная часть решения объявлена: "28" июля 2016 года Полный текст решения изготовлен: "29" июля 2016 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: председатель Комиссии член Комиссии член Комиссии рассмотрев дело N 03-21/37-2016, возбужденное по факту нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), в присутствии законного представителя региональной общественной организации содействия гражданам в избавлении от зависимостей РМЭ - председателя правления Б., паспорт; И. - представителя ООО "Газета "Марий Эл" (доверенность от 04.12.2015), УСТАНОВИЛА: В ходе мониторинга печатных средств массовой информации сотрудниками Марийского УФАС России обнаружена реклама с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Так, в номере 24 (24752) от 05.04.2016 газеты "Марий Эл" на странице 15 размещена реклама высокоэффективных методов избавления от алкогольной и табачной зависимости, стрессопсихотерапии, с признаками нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" следующего содержания: Комиссия Марийского УФАС России, рассмотрев материалы дела, выслушав позиции лиц, участвующих в деле, считает указанную рекламу ненадлежащей по следующим основаниям. Согласно статье 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Из анализа текста рекламы следует, что объектом рекламирования выступают методы избавления от алкогольной и табачной зависимости, стрессопсихотерапии по методу А.Р.Довженко, а также психологическая самокоррекция по методу Г.А. Шичко, применяемые психиатром-наркологом В.Н.Захаровым. Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой, так как распространена при помощи печатного издания, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования. В соответствии с частью 7 статьи 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой другими способами предупредительная надпись должна занимать не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Указанные требования не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники. В соответствии с Международной классификацией болезней десятого пересмотра МКБ-10 (принята 43-ей Всемирной Ассамблеей Здравоохранения) психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя, психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением табака включены в рубрики "Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ" (F10-F19). В письме от 01.07.2016 (исх. NИ12-560/16) территориальный орган Росздравнадзора по Республике Марий Эл сообщил, что терминология, использованная в тексте рассматриваемой рекламы - "алкогольная и табачная зависимость", относится к поименованным рубрикам заболеваний по смысловому содержанию. В силу пункта 4 статьи 2 Закона N 323-ФЗ под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. В рассматриваемой рекламе указана услуга по избавлению от алкогольной и табачной зависимости, стрессопсихотерапии по методу А.Р.Довженко, а также психологической самокоррекция по методу Г.А. Шичко, применяемые психиатром-наркологом В.Н.Захаровым, что является медицинской услугой согласно пункту 4 статьи 2 Закона N 323-ФЗ.
Издание "Газета "Марий Эл" не является специализированным печатным изданием, предназначенным для медицинских и фармацевтических работников. Таким образом, рассматриваемый рекламный модуль в силу части 7 статьи 24 Закона о рекламе должен сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. На основании изложенного, Комиссия Марийского УФАС России пришла к выводу о том, что в рассматриваемая реклама нарушает требования части 7 статьи 24 Закона о рекламе. Пунктами 5, 6, 7 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрены понятия рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя. Рекламодатель изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Из указанного определения следует, что рекламодателем может быть как лицо, заинтересованное в реализации объекта рекламирования (изготовитель товара, продавец товара, лицо, оказывающее услуги), так и иное лицо, если указанное лицо совершило действия по выбору объекта рекламирования (под которым понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама) и содержания рекламной информации. Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Согласно письменным пояснениям ООО "Газета "Марий Эл" (вх. N 7665 от 16.06.2016) рекламодателем и рекламопроизводителем является Региональная общественная организация содействия гражданам в избавлении от зависимостей Республики Марий Эл (далее - РООСГИЗ РМЭ), рекламораспространителем - ООО "Газета "Марий Эл". РООСГИЗ РМЭ и ООО "Газета "Марий Эл" заключен договор на оказание информационных услуг от 30.03.2016, согласно которому Заказчик (РООСГИЗ РМЭ) поручает подготовить и опубликовать в газете "Марий Эл" представленные им материалы, а ООО "Газета "Марий Эл" обязуется опубликовать представленные Заказчиком материалы. Исполнение указанного договора подтверждается актом N79 от 18.04.2016 и платежным поручением N48 от 21.04.2016. На заседании Комиссии общество признало нарушение законодательства о рекламе, пояснив, что указанное нарушение произошло в связи с незнанием специальных требований, предъявляемых Законом о рекламе к рекламе медицинских услуг. Общественная организация в письменных пояснениях от 01.07.2016 (исх. N6) также указала, что является рекламодателем и рекламопроизводителем, а газета "Марий Эл" - рекламораспространителем. РООСГИЗ РМЭ сообщило, что заявка на изготовление рекламы подана организацией в письменной форме 30.03.2016. Макет рекламы разрабатывался, утверждался и изготавливался организацией самостоятельно. Общественная организация также признала нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе. На основании изложенного следует, что рекламодателем и рекламопроизводителем является РООСГИЗ РМЭ, рекламораспространителем - ООО "Газета "Марий Эл". В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе несут рекламодатель и рекламораспространитель. В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе несут рекламодатель и рекламораспространитель. Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Марийское УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, считает, необходимым выдать региональной общественной организации содействия гражданам в избавлении от зависимостей РМЭ, ООО "Газета "Марий Эл" предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе. Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия РЕШИЛА: 1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в номере 24 (24752) от 05.04.2016 газеты "Марий Эл" на странице 15, поскольку нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". 2. Выдать региональной общественной организации содействия гражданам в избавлении от зависимостей РМЭ, ООО "Газета "Марий Эл" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Председатель Комиссии Члены Комиссии ПРЕДПИСАНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ N 03-21/37-2016 "29" июля 2016 года г. Йошкар-Ола Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: председатель Комиссии член Комиссии член Комиссии на основании своего решения от "29" июля 2016 года по делу N 03-21/37-2016 о признании ненадлежащей рекламы, распространённой в номере 24 (24752) от 05.04.2016 газеты "Марий Эл" на странице 15, следующего содержания: в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ПРЕДПИСЫВАЕТ: 1. ООО "Газета "Марий Эл" в семидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы без указания предупредительной надписи в рекламе медицинских услуг. 2. ООО "Газета "Марий Эл" представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение трех дней с момента его исполнения. Пунктом 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Председатель Комиссии Члены Комиссии ПРЕДПИСАНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ N 03-21/37-2016 "29" июля 2016 года г. Йошкар-Ола Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: председатель Комиссии член Комиссии член Комиссии на основании своего решения от "29" июля 2016 года по делу N 03-21/37-2016 о признании ненадлежащей рекламы, распространённой в номере 24 (24752) от 05.04.2016 газеты "Марий Эл" на странице 15, следующего содержания: в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ПРЕДПИСЫВАЕТ: 1. Региональной общественной организации содействия гражданам в избавлении от зависимостей РМЭ в семидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы без указания предупредительной надписи в рекламе медицинских услуг. 2. Региональной общественной организации содействия гражданам в избавлении от зависимостей РМЭ представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение трех дней с момента его исполнения. Пунктом 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Председатель Комиссии Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл N 03-21/37-2016 (опубликовано 29 июля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.10.2016