Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
от 27 июня 2016 г. N 03-21/25-2016
Резолютивная часть решения объявлена: "21" июня 2016 года
Полный текст решения изготовлен: "27" июня 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии
член Комиссии
член Комиссии
рассмотрев дело N 03-21/25-2016, возбужденное по факту нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе)
в присутствии законного представителя МАУ "Газета "Вперед" - главного редактора, представителя ИП Н. - И. на основании доверенности, установила:
| |
|
|
В ходе мониторинга была обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) в информационном общественно-политическом издании Оршанского района Республики Марий Эл "Вперед" N 44 (8659) от 15.04.2016 на стр.8. следующего содержания:
содержащие признаки нарушения части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
МАУ "Газета "Вперед" на заседании Комиссии пояснило, что рассматриваемая реклама распространена по устной заявке ИП Н., которая выступает рекламодателем спорной рекламы. Сведения о лице, предоставляющем кредит, не предоставлены.
ИП Н. пояснила, что заявка на распространение спорной рекламы была сделана в устной форме, никаких дополнительных сведений учреждение не запрашивало. Фактически реклама была оплачена ИП Н. Также индивидуальный предприниматель сообщил, что кредит предоставляет АО "Альфа-Банк", рассрочку - предприниматель.
Рассмотрев материалы дела 03-21/25-2016 о нарушении законодательства о рекламе и выслушав позицию лиц, участвующих в деле, Комиссия Марийского УФАС России признает рассматриваемую рекламу ненадлежащей по следующим основаниям.
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (статья 3 Закона о рекламе).
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо ФАС России от 05.04.2007 NАЦ/4624 "О понятии "неопределенный круг лиц").
Рассматриваемая информация является рекламой, так как предназначена для неопределенного круга лиц - размещена в средствах массовой информации и круг лиц не может быть заранее определен в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования - магазина "Юнона", который предлагает потребителям новый ассортимент мягкой и корпусной мебели, кухонный гарнитур со скидкой до 10%; направлена на привлечение внимания к ассортименту данного магазина, способствует его реализации, а также направлена на привлечение внимания потенциальных покупателей к получению кредита для приобретения товара.
Одной из целей Закона о рекламе является предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (статья 1 Закона о рекламе).
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Согласно части 1 статьи 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
В силу статьи 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-ФЗ "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках и банковской деятельности) понятие "кредит" относится к банковским операциям, осуществление которых в силу статьи 13 данного закона производится на основании лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации.
Из текса спорного рекламного объявления непосредственно не следует, о каком именно кредите идет речь: товарном, коммерческом (отсрочка, рассрочка платежа и т.д.) или банковском. Текст спорной рекламы не содержит сведений для однозначного вывода о том, кто предоставляет кредит.
Отсутствие в рекламе указанных существенных сведений искажает смысл информации, так как одно лишь включение в рекламу слова "кредиты" не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара, и вводит потенциальных клиентов в заблуждение, поскольку не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого.
Отсутствие в рекламной информации указаний на характерные признаки коммерческого или товарного кредита позволяет сделать вывод о том, что речь идет о банковском кредите.
В соответствии с пунктом 2 письма Федеральной антимонопольной службы от 16.12.2011 NАК/47126 "Об актуальных вопросах применения Федерального закона "О рекламе" арбитражными судами" в случае размещения в рекламе какого-либо товара информации о возможности приобретения данного товара в кредит, подобная реклама должна соответствовать положениям статьи 28 Федерального закона "О рекламе", в том числе, в части указания имени или наименования лица, предоставляющего кредит.
В данном случае в рассматриваемой рекламе отсутствуют какие-либо сведения о лице, предоставляющем кредит при заключении договора купли-продажи между потребителем и магазином "Юнона".
В соответствии с договором от 06.11.2015 NАП12010754 о сотрудничестве с торговой организацией (с функцией передачи документов), заключенного между АО "Альфа-Банк" и ИП Н., кредит лицам, приобретающих в магазине "Юнона" товар, предоставляет АО "Альфа-Банк".
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Письмом от 10.05.2016 исх. N18 МАУ "Газета "Вперед" пояснило, что заявка на размещение спорной рекламы была сделана в устной форме ИП Н. Утверждение и согласование рекламной информации происходило в присутствии заказчика в день подачи заявки. Договор о размещении рекламы в газете "Вперед" был заключен в устной форме. Сведениями о лице, предоставляющем кредит, учреждение не располагает.
Исполнение сторонами договора подтверждается приходным кассовым ордером N77 от 21.03.2016 на сумму 2 640 руб. за рекламу в газете, а также актом N00000052 от 21.03.2016 об оказании услуг.
Из представленных сведений и документов следует, что рекламодателем рассматриваемого рекламного материала является ИП Н., рекламораспространителем - МАУ "Газета "Вперед".
Согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 несет рекламодатель, частью 1 статьи 28 Закона о рекламе - рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Марийское УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, считает, необходимым выдать МАУ "Газета "Вперед", ИП Н. предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
| |
|
|
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в газете "Вперед" N44 (8659) от 15.04.2016 на странице 8 следующего содержания:
поскольку нарушены требования части 7 статьи 5, части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Выдать муниципальному автономному учреждению "Газета "Вперед", индивидуальному предпринимателю Н. предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
ПО ДЕЛУ N 03-21/25-2016
"27" июня 2016 года г. Йошкар-Ола
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии
член Комиссии
член Комиссии -
на основании своего решения от "27" июня 2016 года по делу N 03-21/25-2016 о признании ненадлежащей рекламы, распространённой в газете "Вперед" N 44 (8659) от 15.04.2016 на стр.8. следующего содержания:
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю Н. в семидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы без указания наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги (кредит).
2. Индивидуальному предпринимателю Н. представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение трех дней с момента его исполнения.
Пунктом 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
ПО ДЕЛУ N 03-21/25-2016
"27" июня 2016 года г. Йошкар-Ола
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии
член Комиссии
член Комиссии
на основании своего решения от "27" июня 2016 года по делу N 03-21/25-2016 о признании ненадлежащей рекламы, распространённой в газете "Вперед" N 44 (8659) от 15.04.2016 на стр.8. следующего содержания:
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Муниципальное автономное учреждение "Газета "Вперед" в семидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы без указания наименования или имени лица, оказывающего финансовые услуги (кредит).
2. Муниципальному автономному учреждению "Газета "Вперед" представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение трех дней с момента его исполнения.
Пунктом 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 27 июня 2016 г. N 03-21/25-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.10.2016