Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
от 23 июня 2016 г. N 03-21/22-2016
Резолютивная часть решения объявлена: "14" июня 2016 года
Полный текст решения изготовлен: "23" июня 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии
член Комиссии
член Комиссии
рассмотрев дело N 03-21/22-2016, возбужденное по факту нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе)
в присутствии законного представителя АУ Советского муниципального района "Газета "Вестник района" - главного редактора К. на основании приказа, паспорт; директора ООО "Стомадент" - Ж. на основании приказа, паспорт, установила:
| |
|
|
В ходе мониторинга печатных средств массовой информации на странице 15 газеты "Вестник района" N19 (9072) от 06.05.2016 была обнаружена реклама следующего содержания:
на странице 1 газеты "Вестник района" N17 (10540) от 28.04.2016 обнаружена реклама следующего содержания:
содержащие признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
На заседании Комиссии Марийского УФАС России АУ Советского муниципального района "Газета "Вестник района" пояснило, что рассматриваемая реклама распространена по письменной заявке ООО "Стомадент". Учреждение является рекламораспространителем и рекламопроизводителем спорной рекламной информации. Предупредительная надпись в рекламе медицинских услуг не была указана. АУ Советского муниципального района "Газета "Вестник района" (рекламораспространитель) признало факт нарушения части 7 статьи 24 Закона о рекламе.
ООО "Стомадент" сообщило, что заявка на размещение рекламы "Открылась стоматология _" была подана в письменной форме без указания предупредительной надписи. Итоговый макет рекламы обществом не согласован. Услуги ООО "Стомадент", указанные в рекламе, являются медицинскими.
Рассмотрев материалы дела 03-21/22-2016 о нарушении законодательства о рекламе и выслушав позицию лиц, участвующих в деле, Комиссия Марийского УФАС России признает рассматриваемую рекламу ненадлежащей по следующим основаниям.
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (статья 3 Закона о рекламе).
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (Письмо ФАС России от 05.04.2007 NАЦ/4624 "О понятии "неопределенный круг лиц").
Рассматриваемая информация об открытии стоматологии является рекламой, поскольку она распространена в информационном издании и направлена на привлечение внимания как к ООО "Стомадент", так и к услугам, которые оно оказывает: лечение, протезирование, рентгенодиагностика, отбеливание и т.д., а также информирует потребителей о выдаче семейных карт со скидкой 5%, подарочных сертификатов.
Таким образом, спорная реклама способствует формированию и поддержанию интереса к деятельности организации и ее продвижению на рынке.
Одной из целей Закона о рекламе является предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (статья 1 Закона о рекламе).
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Закон о рекламе устанавливает специальные требованиям к отдельным видам товаров (услуг).
Так, статья 24 Закона о рекламе содержит требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины.
В соответствии с частью 7 указанной статьи реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой другими способами предупредительная надпись должна занимать не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Указанные требования не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Из содержания спорной рекламы следует, что ООО "Стомадент" рекламируются такие услуги как лечение, протезирование, рентгенодиагностика, профессиональная гигиена полости рта, чистка зубов Alr Flow, глубокое фторирование (профилактика кариеса у детей, беременных), отбеливание, детский прием.
Пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" раскрывает содержание понятия "медицинская услуга" - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 27.12.2011 N1664н (далее - Номенклатура), согласно которой применительно к спорной ситуации стоматология ортопедическая, включающая в себя протезирование и стоматология терапевтическая, включающая в себя лечение, профессиональная гигиена полости рта, чистка зубов Air Flow, фторирование, отбеливание, являются видами медицинских услуг.
Из содержания распространяемой обществом рекламы следует, что указание в ней таких слов, как протезирование, отбеливание, фторирование и т.д. ассоциируются у потребителя не с самим фактом осуществления медицинской деятельности, а с конкретным перечнем оказываемых медицинских услуг, и направлено на привлечение внимания к медицинским услугам, которые оказываются стоматологией "Стомадент".
Кроме того, спорная реклама размещена в газете "Вестник района", которая не относится к числу специализированных печатных изданий, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников, а рекламируемые медицинские услуги направлены на привлечение внимания неопределенного круга потребителей, поскольку читателями указанной газеты являются жители Республики Марий Эл.
Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой медицинских услуг и должна содержать предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Соответственно спорная реклама является ненадлежащей, поскольку содержит нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе ввиду отсутствия предупредительной надписи.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Письмом от 13.05.2016 исх. N30 (вх. N6414 от 16.05.2016) АУ Советского муниципального района "Газета "Вестник района" пояснило, что спорная реклама была размещена в газете "Вестник района" во исполнении договора на оказание рекламно-информационных услуг от 12.04.2016, заключенного между учреждением и ООО "Стомадент". Текст рекламы был составлен заказчиком (ООО "Стомадент") лично и представлен газете в письменном виде. Согласование макета рекламы с заказчиком не происходило. АУ Советского муниципального района "Газета "Вестник района" признает себя рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы и считает, что нарушение части 7 статьи 24 Закона о рекламе произошло по вине специалиста учреждения по рекламе.
ООО "Стомадент" сообщило (письмо от 17.05.2016 вх. N6415), что обществом было принято решение о размещении в газете "Вестник района" рекламы с целью оповещения населения об открытии стоматологии (приказ N5 от 03.04.2016 "О размещении рекламы в газете "Вестник района"). Указанным приказом установлено о необходимости согласования текста размещаемой рекламы с редакцией. Директором ООО "Стомадент" Журавлевой Д.Р. подана заявка на размещение рекламы в редакцию газеты и представлен текст в письменном виде для согласования и размещения в печатном издании. Макет спорной рекламы разрабатывался сотрудниками АУ Советского муниципального района "Газета "Вестник района", однако не был согласован с ООО "Стомадент".
В соответствии с пунктом 1.1. договора на оказание рекламно-информационных услуг от 12.04.2016 АУ Советского муниципального района "Газета "Вестник района" оказывает ООО "Стомадент" услуги по публикации представленных обществом рекламно-информационных материалов в газете "Вестник района", в объеме и в сроки, установленные сторонами.
Согласно пункту 3.2. указанного договора ответственность за достоверность и точность предоставленного для публикации рекламно-информационного материала, с соблюдением действующего законодательства Российской Федерации, в том числе Федерального закона о рекламе, несет ООО "Стомадент".
Исполнение договора на оказание рекламно-информационных услуг от 12.04.2016 сторонами подтверждает приходный кассовый ордер N449 от 12.04.2016 на сумму 3 900 рублей.
Из представленных сведений и документов следует, что рекламодателем рассматриваемого рекламного материала является ООО "Стомадент", рекламораспространителем и рекламопроизводителем - АУ Советского муниципального района "Газета "Вестник района".
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24 Закона о рекламе несут рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Марийское УФАС России, изучив представленные в материалы дела доказательства, а также учитывая, что аналогичная реклама без указания предупредительной надписи распространялась в газете "Вестник района" от 17.03.2016 N10 (10533), 31.03.2016 N12 (10535), от 07.04.2016 N13 (10536) на странице 15, считает, необходимым выдать АУ Советского муниципального района "Газета "Вестник района", ООО "Стомадент" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
| |
|
|
РЕШИЛА:
Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в газете "Вестник района" N19 (9072) от 06.05.2016 на странице 15 и в газете "Вестник района" N17 (10540) от 28.04.2016 на странице 1, следующего содержания:
поскольку нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Выдать автономному учреждению Советского муниципального района "Газета "Вестник района", ООО "Стомадент" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
ПО ДЕЛУ N 03-21/22-2016
"23" июня 2016 года г. Йошкар-Ола
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии
| |
|
|
член Комиссии
член Комиссии
на основании своего решения от "23" июня 2016 года по делу N 03-21/22-2016 о признании ненадлежащей рекламы, распространённой в газете "Вестник района" N19 (9072) от 06.05.2016 на странице 15 и в газете "Вестник района" N17 (10540) от 28.04.2016 на странице 1, следующего содержания:
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Автономному учреждению Советского муниципального района "Газета "Вестник района" в семидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы без указания предупредительной надписи в рекламе медицинских услуг.
2. Автономному учреждению Советского муниципального района "Газета "Вестник района" представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение трех дней с момента его исполнения.
Пунктом 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
ПО ДЕЛУ N 03-21/22-2016
"23" июня 2016 года г. Йошкар-Ола
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии
| |
|
|
член Комиссии
член Комиссии
на основании своего решения от "23" июня 2016 года по делу N 03-21/22-2016 о признании ненадлежащей рекламы, распространённой в газете "Вестник района" N19 (9072) от 06.05.2016 на странице 15 и в газете "Вестник района" N17 (10540) от 28.04.2016 на странице 1, следующего содержания:
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Обществу с ограниченной ответственностью "Стомадент" в семидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы без указания предупредительной надписи в рекламе медицинских услуг.
2. Обществу с ограниченной ответственностью "Стомадент" представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в течение трех дней с момента его исполнения.
Пунктом 2.4 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 23 июня 2016 г. N 03-21/22-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.10.2016