Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 19 октября 2016 г. N 1-00-1944/77-16
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
членов Комиссии:
при участии:
от заявителя - ООО "АРОСА":
от заказчика - ГБУК г. Москвы "Московский театр "Мастерская П.Н. Фоменко"
рассмотрев жалобу ООО "АРОСА" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУК г. Москвы "Московский театр "Мастерская П.Н. Фоменко" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку свежемороженой мясной и рыбной продукции для нужд Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы "Московский театр "Мастерская П.Н. Фоменко" (реестровый N 31604142179) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в неправомерном отклонении заявки Заявителя от участия в Закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).
27.09.2016 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
В соответствии с извещением о проведении Закупки от 27.09.2016 дата окончания подачи заявок - 04.10.2016, дата проведения аукциона - 05.10.2016.
Согласно протоколу подведения итогов от 05.10.2016 N 31604142179-01 Закупочной комиссией принято решение о признании заявки ООО "АРОСА" не соответствующей требованиям документации:
- в строке N 9 к поставке предлагается семга свежемороженая, производство: Чили. Данная продукция включена в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации N 832 от 22.08.2016 года "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- характеристика товара и соответствие его техническим регламентам указаны в форме будущего времени ("качество продукции будет соответствовать_");
- сведения о соответствии товара требованиям ТР ТС 21/2011 по всем позициям указаны неопределенно: "Продукт _ подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям ТР ТС 21/2011_";
показатели, характеризующие качество товара указаны в вариативной форме (строка N 5 - печень говяжья - "заморожена целиком, поштучно или блоками") либо в форме диапазона: строк N 4 - говядина оковалок с/м - кусок от 4 до 5 кг., строка N 8 - треска б/г с/м - вес от 1 кг., семга с/м - туша весом 6-7 кг.
В соответствии с доводом Заявителя, отклонение заявки от участие в Закупке не правомерно, ввиду того, что документацией не установлено требование о соответствии предлагаемого товара запретам и ограничениям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации N 832 от 22.08.2016 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Вышеназванное Постановление принято в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и не распространяет свое действие на закупки, осуществляемые в порядке, установленным Законом о закупках.
Заказчик доводам Заявителя возразил, предоставив письменные пояснения.
Комиссия, изучив представленные документы и сведения, установила следующее.
Согласно пунктам 1, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
Согласно пункту 20 Информационной карты Закупочной документации в составе заявке необходимо предоставить предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, качестве работ (услуг) и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора.
В соответствии с пунктом 21 Информационной карты Закупочной документации требования к количеству, качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика предъявляются в соответствии с техническим заданием.
Пунктом 2 технического задания Закупочной документации определены краткие характеристики выполняемых работ, оказываемых услуг и поставляемых товаров.
Одновременно, техническим заданием установлено требование о том, что запрашиваемый товар должен соответствовать требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 года N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства РФ от N 1224 ).
Требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" установлены в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона контрактной системе в сфере закупок. В связи с чем, нормы Постановления Правительства РФ от N 1224 не применимы к правоотношениям, возникающим при осуществлении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Вместе с тем, в документации о Закупке не установлено требование о соответствии предлагаемой к поставке продукции требованиям постановления Правительства Российской Федерации N 832 от 22.08.2016 года "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом, нормы названного акта применимы к закупкам, осуществляемым в рамках Закона о контрактной системе.
Совокупность вышеуказанных обстоятельств исключает возможность применения требований Постановления Правительства РФ от N 1224 и постановления Правительства Российской Федерации N 832 от 22.08.2016 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении Закупки и соответственно при рассмотрении заявок участников Закупки.
Таким образом, действия Заказчика по отклонению заявки Заявителя по причине не соответствия требованиям Постановления Правительства РФ от N 1224 и постановления Правительства Российской Федерации N 832 от 22.08.2016 года "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", неправомерно.
Одновременно, Комиссией установлено, что Закупочная документация не содержит порядка/инструкции по подготовке предложения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, качестве работ (услуг) и иные предложения об условиях исполнения договора. В связи с чем, доводы Заказчика о необходимости указания участниками в составе заявок конкретных характеристик предлагаемых товаров, не находит подтверждения. Пунктом 2 технического задания Закупочной документации определены краткие характеристики выполняемых работ, оказываемых услуг и поставляемых товаров включающее ссылки на ГОСТы и допустимые характеристики предлагаемых товаров. Учитывая изложенное, отклонение заявок участников по причине не указания последними конкретных показателей, характеристик товаров неправомерно, ввиду отсутствия в документации соответствующего требования.
Документальный анализ заявки Заявителя позволяет сделать вывод о том, что участником предложены к поставки товары, имеющие характеристики, указанные в техническом задании Закупочной документации, а также соответствующие указанным в документации ГОСТам. При этом, доказательств обратного Заказчиком не предоставлено.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В связи с чем, Комиссия пришла к выводу о неправомерности отклонения заявки Заявителя от участия в Закупке по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов от 05.10.2016 N 31604142179-01.
Учитывая изложенное, Комиссия приняла решение о признании жалобы Заявителя обоснованной.
В то же время, при изучении заявки Заявителя было установлено, в соответствии с котировочной заявкой, ООО "АРОСА" предложено осуществить поставку по цене 479 000 руб. 00 коп. Одновременно, таблица цен. Содержит иную цену - 482 725, 00 руб. 00 коп. Таким образом, в заявке Заявителя указаны различные цены договора. Названное противоречие не позволяет достоверно установить предлагаемое участником ценовое предложение и не соответствует требованиям документации, а также позволяет признать заявку в качестве соответствующей требованиям документации.
Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику не выдавать, в связи с тем, что допущенное нарушение не повлияло на права Заявителя, так как имелись иные основания для отклонения заявки от участия в Закупке.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 октября 2016 г. N 1-00-1944/77-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.10.2016