Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
от 20 октября 2016 г. N РНП-38-0179
Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению обращений на нарушение торгов и порядка заключения договоров (далее-Комиссия), а именно, жалоб на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), на которую приказом N 32 от 15.03.2016 г. возложены полномочия по проверке сведений, предоставляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211, в составе: (_),
при участии представителей Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации (далее - ПАО "Иркутскэнерго", Заказчик): С. (по доверенности), И. по доверенности,
в отсутствии представителя участника закупки-лица, в отношении которого подано обращение - ООО "Лекстрой", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения обращения;
рассмотрев обращение ПАО "Иркутскэнерго" (далее Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Лекстрой" (далее - Участник) в связи с уклонением от заключения договора по результатам закупки, установила:
В Управление ФАС по Иркутской области обратился Заказчик о включении сведений в отношении ООО "Лекстрой" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением участника закупки от заключения договора по результатам открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ "Техническое перевооружение здания дома отдыха ООО "Парк-Отель "Бурдугуз" (инв. N 169). "Модернизация фасада" (N извещения 31603952135)
В ходе рассмотрения обращения Комиссия установила следующее.
Заказчиком 02.08.2016 г. на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (для размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Единая информационная система, ЕИС) размещено извещение о проведении закупки N 31603952135) в форме запроса предложений на выполнение работ "Техническое перевооружение здания дома отдыха ООО "Парк-Отель "Бурдугуз" (инв. N 169). Модернизация фасада".
По итогам вскрытия конвертов, рассмотрения, оценки заявок и подведения итогов открытого запроса предложений (Протокол N 2-322 заседания Центральной закупочной комиссии по выбору победителя запроса предложений (открытый запрос предложений для субъектов малого и среднего предпринимательства N 31603952135, подписан 25.08.2016 г., размещен в ЕИС - 26.08.2016 г.) принято решение о присвоении первого порядкового номера и признании победителем закупки: участника закупки ООО "Лекстрой".
Пунктом 14.4 Документации о закупке предусмотрено, что участник, представивший Заявку, признанную лучшей, в течение 5 рабочих дней после получения оферты (подписанного договора) должен представить Заказчику подписанный им договор на бумажном носителе со всеми приложениями, в течение 1 рабочего дня после подписания полученной оферты (подписанного договора должен представить Заказчику подписанный им договор со всеми приложениями в электронном (сканированном) виде, в формате PDF на электронный адрес исполнителя по договору.
Пунктом 11.2 Положения о закупках Заказчика предусмотрено, что срок заключения договора с победителем закупки, участниками, которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства должен составлять не более 20 рабочих дней со дня принятия Заказчиком решения о заключении такого договора.
Согласно пункту 11.4 Положения о закупках Заказчика в случае если участник закупки, обязанный заключить договор, не представил Заказчику в срок, указанный в пункте 11.2 Положения, подписанный им договор, такой участник признается уклонившимся от заключения договора.
Письмом от 26.08.2016 г. исх. N 17 ООО "Лекстрой" уведомил Заказчика об отзыве своих заявок на участие в закупках N 31603952146, N 31603952135 и отказе от подписания договоров (в случае победы) в связи с форс-мажорными обстоятельствами, а именно: продолжительными дождями, в результате которых склад ООО "Лекстрой", находящийся в подвальном помещении, затоплен, материалы и оборудование пришли в негодность, на основании чего заявленные работы не могут быть выполнены Участником.
08.09.2016 г. Заказчик направил почтовой связью в адрес победителя проекты договоров подряда N39 и N 40 (письмо от 07.09.2016 г. N 505-12/8669 (N почтового отправления 66402503268387), которые 12.09.2016 г. были возвращены отправителю в связи с отсутствием ООО "Лекстрой" по указанному адресу.
21.09.2016 г. Заказчиком принято решение о направлении сведений в отношении ООО "Лекстрой" в реестр недобросовестных поставщиков, оформленное протоколом N 2-322/1 - подписан 05.10.2016 г., размещен в ЕИС - 05.10.2016 г.
22.09.2016 г. Заказчиком направлены сведения в антимонопольный орган в отношении ООО "Лекстрой" для включения в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения договора по результатам закупки.
Комиссия, исследовав имеющиеся в деле материалы, доводы обращения Заказчика, приходит к следующим выводам.
В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (часть 2 статьи 5 ФЗ ""О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 "Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков" утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлено, что в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган сведения о таком участнике.
В соответствии с пунктом 8 "Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков" утв. постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 установлено, уполномоченный орган осуществляет проверку представленных заказчиком документов, содержащих сведения, предусмотренные пунктами 2 - 4 Правил, в установленном им порядке.
Согласно приказу ФАС России от 18.03.2013 N 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" проверка Сведений о включении в реестр осуществляется Комиссией в течение 10 дней с даты их поступления. По результатам проверки Сведений Комиссия дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС России для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения Сведений в Реестр, которое оформляется приказом ФАС России.
Подтвержденные по результатам проверки Сведения включаются в Реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия указанного в пункте 2 настоящего Приказа решения руководителя ФАС России.
Таким образом, при поступлении сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения договора антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт уклонения данного лица от заключения контракта с заказчиком (обстоятельства, свидетельствующие о намерении отказаться от заключения). Антимонопольному органу в обязательном порядке следует установить факт недобросовестности и вины участника заказа
Победитель закупки признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в предусмотренные сроки, не направил заказчику проект договора, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона. Вместе с тем, для оценки поведения участника закупки, Комиссией рассматриваются действия заказчика в части соблюдения им порядка заключения договора, установленного документацией о закупке, поскольку по общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Пунктом 14.4 Документации о закупке предусмотрено, что участник, представивший Заявку, признанную лучшей, в течение 5 рабочих дней после получения оферты (подписанного договора) должен представить Заказчику подписанный им договор на бумажном носителе со всеми приложениями, в течение 1 рабочего дня после подписания полученной оферты (подписанного договора должен представить Заказчику подписанный им договор со всеми приложениями в электронном (сканированном) виде, в формате PDF на электронный адрес исполнителя по договору.
Пунктом 11.2 Положения о закупках Заказчика предусмотрено, что срок заключения договора с победителем закупки, участниками, которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства должен составлять не более 20 рабочих дней со дня принятия Заказчиком решения о заключении такого договора.
08.09.2016 г. Заказчик направил почтовой связью в адрес победителя проекты договоров подряда N39 и N 40 (письмо от 07.09.2016 г. N 505-12/8669 (N почтового отправления 66402503268387), которые 12.09.2016 г. были возвращены отправителю в связи с отсутствием ООО "Лекстрой" по указанному адресу.
Таким образом, срок на подписание договора истек 21.09.2016 г.
Участник не представил Заказчику подписанный проект договора со всеми приложениями к нему с учетом условий, предложенных в заявке.
Согласно части 2 статьи 5 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения договора, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 223-ФЗ, в том числе приведших к невозможности заключения договора с этим лицом как с признанным победителем закупки и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения договора, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
Нарушение процедуры заключения договора по итогам запроса котировок цен, влекущее признание участника уклонившимся, и включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, носит формальный характер, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей в сфере закупок.
ООО "Лекстрой" не исполнило свое обязательство по заключению договора, вытекающее из статуса победителя закупки, в рамках осуществления им предпринимательской деятельности оно несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (статья 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Участником не представлены документы, свидетельствующие о невозможности исполнения принятых на себя обязательств по заключению договора, вследствие форс-мажорных обстоятельств, на которые Участник ссылается в письме Заказчику от 26.08.2016 г. N 17.
Следовательно, ООО "Лекстрой" не предприняты все необходимые и разумные меры с целью заключения договора или представления доказательств наступления форс-мажорных обстоятельств, в поведении Общества наличествуют признаки недобросовестности и включение ООО "Лекстрой" в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Таким образом, в ходе проведения проверки подтвердился факт недобросовестного поведения ООО "Лекстрой" при заключении договора подряда по результатам закупки (N извещения 31603952135), следовательно, на основании части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Постановления Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" сведения в отношении ООО "Лекстрой", подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" Комиссия Иркутского УФАС России, решила:
Сведения, представленные заказчиком в отношении ООО "Лекстрой" (Российская Федерация, 664009, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Ширямова, д. 5, офис 1; ИНН 3812156046, дата подведения итогов закупки: 16.08.2016 г., сведения о договоре: техническое перевооружение здания дома отдыха ООО "Парк-Отель "Бурдугуз" (инв. N 169). Модернизация фасада" (извещение N 31603952135), код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2): 43.3 (Работы строительные отделочные); валюта договора: Российский рубль; цена договора: 923 971,8 руб., 25; код валюты договора -643, срок исполнения договора: с даты заключения договора по 03.10.2016 г.) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
Копию заключения направить сторонам по обращению.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 20 октября 2016 г. N РНП-38-0179
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.10.2016