Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 25 октября 2016 г. N 274-12152-16/7
Резолютивная часть решения оглашена
25.10.2016 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:. (далее - Комиссия Самарского УФАС России),
рассмотрев жалобу ООО "Аргус" (далее - Заявитель) на действия АО "РН-Транс" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по подготовке 4-х-осных вагонов-цистерн под налив нефтепродуктов на ст. Суховская Восточно-Сибирской ж.д. для нужд АО "РН-Транс" в г. Ангарске в период с даты подписания по 30.09.2017 г. (Извещение N 31604111433) (далее - Запрос предложений),
в присутствии представителей ООО "Аргус" - Г. П.В. (доверенность от 22.04.2016 г. N 7), АО "РН-Транс" - А.Я.О. (доверенность от 01.12.2015 г. N РНТ-503/15), Л. В.Е. (доверенность от 01.12.2015 г. N РНТ-501/15), ООО "Валэнси" - Р. Д.В. (доверенность от 30.12.2015 г. N 119), Г.Р.К. (доверенность от 24.10.2016 г. N 68),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
14.10.2016 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Аргус" на действия АО "РН-Транс" при проведении Запроса предложений, направленная письмом Иркутского УФАС России от 14.10.2016 г. N 9571.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы, участниками Запроса предложений могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства. Также, АО "РН-Транс" в извещении о проведении Запроса предложений неверно определены ОКПД-2 и ОКВЭД-2. Кроме того, Заявитель считает, что ООО "Валэнси" нарушены статьи 7, 10 и 14.8 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, ООО "Аргус" просит вынести предписание в адрес ООО "Валэнси" и АО "РН-Транс", признать Заявителя победителем торгов.
18.10.2016 г. в Самарское УФАС России поступило ходатайство ООО "Аргус" о выдаче предписания АО "РН-Транс" на заключение договора с ООО "Аргус" по итогам Запроса предложений, направленное письмом Иркутского УФАС России от 17.10.2016 г. N 9632.
Заказчиком письмом (вх. N 7835-з от 21.10.2016 г.) представлены документы и сведения, запрошенные уведомлением Самарского УФАС России от 17.10.2016 г. N 9411/7.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1. 19.09.2016 г. Заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 31604111433 о проведении Запроса предложений (далее - Извещение) и документация (далее - Документация о закупке).
В соответствии с Извещением предметом Запроса предложений является оказание услуг по подготовке 4-х-осных вагонов-цистерн под налив нефтепродуктов на ст. Суховская Восточно-Сибирской ж.д. для нужд АО "РН-Транс" в г. Ангарске в период с даты подписания по 30.09.2017 г.
Заказчиком выступило Акционерное общество "РН-Транс".
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что 30.06.2015 г. на сайте http://zakupki.gov.ru Заказчиком размещена действующая на момент размещения Извещения редакция Положения о закупке товаров, работ, услуг АО "РН-Транс" (далее - Положение).
Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и положением о закупке.
2. Из жалобы следует, что участниками Запроса предложений могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Вместе с тем, в силу пункта 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 г. N 1352 (далее - Постановление N 1325) утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема; требования к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства и форма годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 1325 закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом (далее - положение о закупке), торгов, иных способов закупки:
а) участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства;
б) участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства;
в) в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 8 Постановления N 1325 для проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 настоящего Положения заказчики обязаны утвердить перечень товаров, работ, услуг (в том числе инновационной продукции, высокотехнологичной продукции), закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом допускается осуществление закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, у любых лиц, указанных в части 5 статьи 3 Федерального закона, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 9 Постановления N 1325 предусмотрено, что перечень составляется на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и включает в себя наименования товаров, работ, услуг и соответствующий код (с обязательным указанием разделов, классов и рекомендуемым указанием подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ).
Из пункта 10 Постановления N 1325 следует, что заказчик размещает перечень в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система) или до ввода в эксплуатацию единой информационной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт), а также на сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что 14.09.2016 г. АО "РН-Транс" на сайте http://zakupki.gov.ru размещен Перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства (223-ФЗ) (далее - Перечень).
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 3.1.1 Информационной карты (Блок 2 Документации о закупке) предусмотрено, что участниками закупки являются любые лица, в том числе субъекты МСП.
При этом, Извещение содержит следующие сведения о классификации предмета Запроса предложений: ОКДП-2 52.21.1 и ОКВЭД-2 52.21.1.
Вместе с тем, Перечень, утвержденный АО "РН-Транс", не включает вышеуказанные коды.
Как следует из пункта 18 Постановления N 1352 и пункта 3.1.1 Инструкции для участника закупки (Блок 3 Документации о закупке), в случае если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг не превышает 50 миллионов рублей и указанные товары, работы, услуги включены в перечень, заказчик обязан осуществить закупки таких товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства.
На основании вышеизложенного и учитывая, что услуги входящие в предмет Запроса предложений, не включены в Перечень, рассматриваемая закупка АО "РН-Транс" может быть осуществлена у любых лиц, указанных в части 5 статьи 3 Закона о закупках, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, в рассматриваемых действиях Заказчика нарушения Закона о закупках и Постановления N 1325 не установлены.
3. Заявитель не согласен с ОКДП-2 и ОКВЭД-2, указанными Заказчиком в Извещении.
Согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны следующие сведения, в том числе предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
При этом, Закон о закупках и иное федеральное законодательство не содержат положений, ограничивающих возможность заказчика в классификации работ, услуг в определенный код Общероссийского классификатора видов работ.
Из Извещения следует, что предметом договора является оказание услуг по подготовке 4-х-осных вагонов-цистерн под налив нефтепродуктов на ст. Суховская Восточно-Сибирской ж.д. для нужд АО "РН-Транс" в г. Ангарске в период с даты подписания по 30.09.2017 г. При этом, объем оказываемых услуг составляет 162 852 шт.
При проведении Запроса предложений АО "РН-Транс" выбран следующий ОКДП-2: 52.21.1 "Услуги, связанные с железнодорожным транспортом" и ОКВЭД-2: 52.21.2 "Деятельность вспомогательная, связанная с железнодорожным транспортом".
В ходе рассмотрения жалобы Заказчик пояснил, что выбранный код охватывает те виды деятельности, которые содержатся в проекте договора. Кроме того, указание в Извещении более общего кода способствует расширению возможностей участия юридических и физических лиц в закупочных процедурах.
Таким образом, рассматриваемый довод Заявителя не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела.
4. Согласно доводам Заявителя ООО "Валэнси" нарушены статьи 7, 10, и статья 14.8 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона о защите конкуренции монопольно низкой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В силу статьи 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о том, что ООО "Валэнси" занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, и своими действиями ограничивает конкуренцию и (или) ущемляет интересы других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Учитывая указанные обстоятельства, в рассматриваемых действиях ООО "Валэнси" отсутствуют признаки нарушения статей 10, 14.8 Закона о защите конкуренции.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Самарского УФАС России не усматривает оснований для признания жалобы ООО "Аргус" обоснованной и удовлетворения заявленного ходатайства.
5. 21.10.2016 г. в Самарское УФАС России поступили письменные возражения ООО "Валэнси" (вх. N 7853-з от 21.10.2016 г.), из которых следует, что нормами права не предусмотрена возможность обжалования действий заказчика, в связи с некорректным или не точным указанием кода деятельности. При этом, по основаниям, не предусмотренным частью 10 статьи 3 Закона о закупках, обжаловать действия заказчика в антимонопольный орган не допускается.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях: неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения; предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке; осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При этом необходимо отметить, что данная норма не содержит указания на то, что перечень обжалуемых в антимонопольный орган действий заказчика является закрытым, в связи с чем жалобы на иные действия заказчика подлежат рассмотрению по правилам, установленным действующим законодательством.
Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, рассматривающим жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В силу части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции положениям Закона о закупках не противоречат, что позволяет применять названные нормы как в совокупности, так и отдельно друг от друга, в том числе в случае неурегулированности Законом о закупках отдельных процедурных моментов. В противном случае отсутствие законодательно закрепленной возможности контроля стадии проведения торгов неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов и, как следствие, не достижению основных целей как Закона о защите конкуренции, так и Закона о закупках.
Аналогичные доводы подтверждаются имеющейся судебной практикой (Постановление АС Уральского округа от 27.12.2013 по делу N А60-8616, Постановление АС МО от 11.11.2013 по делу А40-34966/13, определение от 21.05.2014 N ВАС-5634/14 об отказе в передаче указанного дела в Президиум ВАС РФ, где ВАС РФ указал на следующее: "Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ в часть 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган в порядке, предусмотренном названной нормой, также рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках").
Исходя из вышеизложенного, рассматриваемый довод ООО "Валэнси" является несостоятельным и не может быть принят Комиссией Самарского УФАС России.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России, решила:
Признать жалобу ООО "Аргус" необоснованной.
Заместитель Председателя Комиссии: |
. |
Члены Комиссии: |
.
. |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 25 октября 2016 г. N 274-12152-16/7
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.10.2016