Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
от 24 октября 2016 г. N 04-05/4767
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Бугаев Д.В. |
Руководитель Управления, |
Члены комиссии:
Спиридонова О.Г. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
Крупчак Т.С. |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе"), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации",
в присутствии представителей от:
Заказчика: Лазаревой О.А. (доверенность от 24.10.2016 N 01-17/2102);
Заявитель, Уполномоченный орган уведомлены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей не направили. установила:
17 октября 2016 года в Архангельское УФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "ФК САТИКОМ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ Архангельской области "Архангельский клинический онкологический диспансер" (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов в 2017 году (извещение N 0124200000616005404).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с утверждением документации об аукционе несоответствующей ФЗ "О контрактной системе.
Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в устных объяснениях по жалобе.
Уполномоченный орган письменных объяснений по жалобе в адрес Архангельского УФАС России не представил.
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.
В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области "Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области" от 18.12.2009 N 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.
Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области "Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области" от 20 декабря 2013 года N 595-пп (далее - Постановление N 595-пп).
Согласно Постановлению N 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.
10.10.2016 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0124200000616005404 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов в 2017 году (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта - 152 818,80 рублей.
Оператор электронной площадки - АО "Единая электронная торговая площадка".
Заявитель в жалобе указывает на то, что установленные характеристики товара являются терапевтически не значимыми для применения лекарственного препарата и направлены только на ограничение конкуренции и отсечения лекарственных препаратов иных производителей, за исключением лекарственного препарата "Ортанол" (ЛП-003011) производитель Лек Фармасьютикалз д.д, Словения.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 ФЗ "О контрактной системе" установлено, что документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из смысла пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, ФЗ "О контрактной системе" не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для Заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.
Более того, указание в документации об аукционе требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями ФЗ "О контрактной системе". При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Необходимо отметить, что Заказчик не имеет возможности устанавливать требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, в свою очередь, положения ФЗ "О контрактной системе" не обязывают Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Описание объекта закупки, наименование и количество закупаемого товара указано в разделе II "Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта" документации об аукционе. Указанный раздел состоит, в том числе, из таблицы, в которой содержится следующая информация:
"Наименование объекта закупки (МНН) - Омепразол.
Характеристика лекарственного препарата - 40 мг N5 лиофилизат для приготовления раствора для инфузий, флакон; показания к применению: лечение и профилактика рецидива язвенной болезни желудка и язвы двенадцатиперстной кишки; рефлюкс эзофагит; синдром Золлингера - Эллисона; профилактика и лечение эрозивно-язвенных поражений желудка и двенадцатиперстной кишки, обусловленных приемом нестероидных противовоспалительных средств (НПВС);
Симптоматическое лечение гастро-эзофагеального рефлюкса; поддерживающая терапия рефлюкс-эзофагита в фазе ремиссии.*
Возможность использования в качестве растворителя: 0,9% раствор натрия хлорида, 5% раствор глюкозы.**
Возможность приготовления растворов для инфузии в мягких контейнерах.***
Отсутствие клинически значимого взаимодействия омепразола с пироксикамом, диклофенаком, напроксеном, метопрололом.****
Срок годности готового раствора в течение 4 часов без использования холодильного оборудования при температуре не ниже 18°С.*****
* указанное требование обусловлено необходимостью наиболее широкого наличия показаний для использования препарата при различных клинических состояниях пациентов в стационаре.
** требование установлено в связи с возможностью назначения препарата в том числе у пациентов с сахарным диабетом.
*** требование установлено в связи с возможностью более быстро и безопасно приготовить раствор для введения пациентам в условиях стационара
**** данное требование установлено в связи с необходимостью безопасности совместного назначения препарата у пациентов получающих нпвп.
***** указанное требование по стабильности готового раствора препарата установлено в целях обеспечения его эффективности при введении.
*****В первой части заявки допускается использование слов: "не ниже" или указывается температурный режим согласно инструкции, не ниже установленного Заказчиком".
В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика указала, что установление таких характеристик лекарственного препарата как конкретной лекарственной формы "лиофилизат", требования к форме выпуска - флакон, требования к количеству товара во вторичной упаковке N5, требования к сроку хранения, требования к показателям по применению - лечение и профилактика рецидива язвенной болезни желудка и язвы двенадцатиперстной кишки; рефлюкс эзофагит; синдром Золлингера - Эллисона; профилактика и лечение эрозивно-язвенных поражений желудка и двенадцатиперстной кишки, обусловленных приемом нестероидных противовоспалительных средств (НПВС); симптоматическое лечение гастро-эзофагеального рефлюкса; поддерживающая терапия рефлюкс-эзофагита в фазе ремиссии; требования к возможности использования в качестве растворителя: 0,9% раствор натрия хлорида, 5% раствор глюкозы; требования о возможности приготовления растворов для инфузии в мягких контейнерах; требования об отсутствии клинически значимого взаимодействия омепразола с пироксикамом, диклофенаком, напроксеном, метопрололом, является, существенным и обязательным условием исполнения медицинской организацией обеспечения пациентов необходимыми лекарствами. Данный препарат закупается каждый год.
Участник закупки вправе предложить иную фасовку (количество флаконов в потребительской упаковке) предлагаемого лекарственного препарата, при этом общее количество товара (количество флаконов) должно быть не менее заявленного. Требование к сроку хранения готового препарата - не менее 4 часов обусловлено тем, что готовый раствор готовится не для одного пациента, а для всех пациентов и расходуется в процедурном кабинете в часы его работы (с 09 час. до 12 час.), что способствует достижению необходимого клинического эффекта при лечении. Пациенты диспансера - это, как правило, люди, имеющие одно или несколько сопутствующих заболеваний, которые предусматривают постоянное использование препаратов (пироксикам и напроксен при артритах, диклофенак при боли, метопролол при сердечно-сосудистой патологии), то есть велика вероятность одновременного приема этих препаратов и соответственно важна индифферентность этих препаратов по отношению друг к другу. Требование о возможности использования в качестве растворителя 0,9% раствор натрия хлорида, 5% раствор глюкозы установлено для пациентов с сахарным диабетом, которым нельзя глюкозу. Требование о возможности приготовления растворов для инфузии в мягких контейнерах обусловлено тем, что возможна ситуация, когда могут поставляться растворы в пластиковых контейнерах (мешках).
В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представитель Заказчика представила на обозрение распечатки с сайтов производителей инструкций по применению лекарственного препарата для медицинского применения Омепразол (Омез, Ультоп, Лосек), требования к показаниям по применению в той или иной формулировке все заявленные показания присутствуют у большинства производителей.
Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что документация об аукционе не усматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В связи с этим, участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и требованиям Заказчика.
Вместе с тем, при рассмотрении документов о проведении открытого аукциона Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 21.10.2016 на участие в электронном аукционе было подано 3 заявки, которым были присвоены порядковые номера 1, 2, 3; два участники закупки допущены к участию в электронном аукционе. Данное обстоятельство также свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что включение в техническое задание требований к закупаемому товару о наличии вышеуказанных характеристик лекарственного препарата в соответствии с потребностью Заказчика не противоречит действующему законодательству о контрактной системе.
Заявителем в подтверждение своих доводов каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки не представлено.
При таких обстоятельствах факт ограничения количества участников закупки Комиссией Архангельского УФАС России не установлен.
Таким образом, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений ФЗ "О контрактной системе" не установлено.
Кроме того, Заявитель указывает на статью 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Комиссия Архангельского УФАС России по контролю в сфере закупок не уполномочена рассматривать жалобу в части несоответствия документации об аукционе требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок, решила:
Признать жалобу ООО "ФК САТИКОМ" необоснованной.
Передать материалы дела в структурное подразделение Архангельского УФАС России по признакам нарушений статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Д.В. Бугаев
Члены Комиссии О.Г. Спиридонова
Т.С. Крупчак
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 24 октября 2016 г. N 04-05/4767
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.10.2016