Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 21 октября 2016 г. N 208-ВП/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
|
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
|
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
|
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев гражданина о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении электронных аукционов на приобретение 1-комнатных квартир для переселения граждан из ветхоаварийного жилого дома (извещения N 0169300028116000196, N0169300028116000197, N0169300028116000198, N0169300028116000199), на приобретение 2-комнатных квартир для переселения граждан из ветхоаварийного жилого дома (извещения N 0169300028116000200, N0169300028116000201, N0169300028116000202, N0169300028116000203, N0169300028116000204, N0169300028116000205), на приобретение 3-комнатных квартир для переселения граждан из ветхоаварийного жилого дома (извещения N 0169300028116000206, N0169300028116000207, N0169300028116000208, N0169300028116000209, N0169300028116000210), при заключении контрактов с единственными поставщиками на аренду жилых помещений N 117 от 12.07.2016, N 131 от 07.08.2016 в присутствии:
- представителя Администрации Каслинского городского поселения (далее - Заказчик), действующего на основании доверенности N 12 от 07.10.2016;
- представителя Администрации Каслинского муниципального района (далее - Уполномоченный орган), действующего на основании доверенности N 346 от 11.02.2016
- в отсутствии Заявителя, уведомленного о дате, времени, месте проведения внеплановой проверки, установила:
В Челябинское УФАС России 26.09.2016 поступило обращение гражданина о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении электронных аукционов на приобретение 1-комнатных квартир для переселения граждан из ветхоаварийного жилого дома (извещения N 0169300028116000196, N0169300028116000197, N0169300028116000198, N0169300028116000199), на приобретение 2-комнатных квартир для переселения граждан из ветхоаварийного жилого дома (извещения N 0169300028116000200, N0169300028116000201, N0169300028116000202, N0169300028116000203, N0169300028116000204, N0169300028116000205), на приобретение 3-комнатных квартир для переселения граждан из ветхоаварийного жилого дома (извещения N 0169300028116000206, N0169300028116000207, N0169300028116000208, N0169300028116000209, N0169300028116000210), при заключении контрактов с единственными поставщиками на аренду жилых помещений N 117 от 12.07.2016, N 131 от 07.08.2016.
По состоянию на 21.10.2016 года контракты по результатам аукционов NN0169300028116000196, N0169300028116000199 N0169300028116000200, N0169300028116000201, N0169300028116000202, N0169300028116000203, N0169300028116000204, N0169300028116000205 N0169300028116000206, N0169300028116000207, N0169300028116000208, N0169300028116000209, N0169300028116000210 контракты заключены. Аукционы (извещения NN0169300028116000197, N0169300028116000198) признаны несостоявшимися в связи с тем, что до предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме не подано ни одной заявки.
Согласно доводам, изложенным в обращении, Заявитель считает, что аукционы объявлены Заказчиком с нарушением требования действующего законодательства о контрактной системе, а именно:
1) Заказчик в Техническом задании аукционных документаций установил ограничение по году постройки не ранее 1990 года. Гражданина в обращении пояснил, что Техническому заданию соответствует лишь один дом, находящийся на территории г. Касли, поскольку с 1990 года был построен один многоквартирный дом, находящийся по адресу г. Касли, ул. Революции, д.71, вследствие чего, Заказчиком ограничена конкуренция;
2) Дом, предложенный участниками закупки, находящийся по адресу г. Касли, ул. Революции, д.71 имеет большое количество нарушений строительного процесса и находится в аварийном состоянии;
3) Установлены ограничения по площади жилых помещений, которым соответствуют только жилые помещения, находящийся по адресу г. Касли, ул. Революции, д.71;
4) В обращении указано, что договор аренды жилых помещений для временного проживания жильцов дома, находящегося в аварийном состоянии, заключен без проведения каких-либо конкурентных процедур, что также является нарушением законодательства о контрактной системе;
5) начальная (максимальная) цена контракта за один квадратный метр определена без учета Постановления Министерства Тарифного регулирования и энергетики от 30.06.2016 N 29/1;
Представитель Заказчик на заседании комиссии Челябинского УФАС России с доводами обращения не согласился и пояснил по доводам обращения следующее:
1) С 1990 года в г. Касли построено несколько многоквартирных домов, вследствие чего, конкуренция не ограничена.
2) Состояние дома, находящегося по адресу г. Касли, ул. Революции, д.71, удовлетворительное, никаких нарушений строительного процесса при приемке здания зафиксировано не было.
3) Относительно ограничения площади жилых помещений Заказчиком указано, что в техническом задании документаций установлено минимальное значение площади жилого помещения, которое соответствует ранее занимаемой переселяемыми лицами площади помещения.
4) В связи с тем, что Постановлением главы Каслинского городского поселения 07.07.2016 был введен режим чрезвычайной ситуации из-за угрозы разрушения дома N150 по ул. Лобашова, Заказчиком заключен договор без проведения конкурентных процедур по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
5) Не использовано Постановление Министерства Тарифного регулирования и энергетики от 30.06.2016 N 29/1, поскольку указанным Постановлением определена стоимость квадратного метра общей площади квадратного метра, вместе с тем, Заказчик приобретал жилую площадь.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам,
1. Согласно статье 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании в документацию не должны включаться требования к товарам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
1.1. Как видно из документаций об электронных аукционах, Заказчик в пункте 2.9 Технического задание установил требование к объекту закупки, согласно которому год постройки дома должен быть не ранее 1990 года.
На заседание комиссии Заказчиком представлены сведения о построенных с 1990 года многоквартирных домах. Как видно из данных документов с 1990 года построены следующие здания:
1) многоквартирный дом по ул. Революции г. Касли (Акт N1 государственной приемочной комиссии о приемке от 07.05.1995);
2) многоквартирный дом N 3 по ул. Ленина (Акт N15 государственной приемочной комиссии о приемке от 29.06.1993);
3) многоквартирный дом по ул. Лобашова г. Касли (Акт N4 государственной приемочной комиссии о приемке от октября 1995);
4) многоквартирный дом по ул. 1-го мая г. Касли (Акт N3 государственной приемочной комиссии о приемке от 30.06.1993);
5) многоквартирный дом по ул. Ленина г. Касли (Акт N3 государственной приемочной комиссии о приемке от 15.12.1998);
6) многоквартирный дом по ул. Революции г. Касли (Акт б/н рабочей комиссии о готовности законченного строительством здания, сооружения для предъявления государственной приемочной комиссии от 28.05.2003;
7) многоквартирный дом по ул. К.Маркса г. Касли (Акт N29 государственной приемочной комиссии о приемке от 30.06.1990).
Таким образом, требованию, уставленному в техническом задании, о том, что год постройки должен быть не ранее 1990 года, соответствуют 7 многоквартирных домов, находящихся на территории Каслинского городского поселения, следовательно, довод Заявителя о том, что Заказчик ограничил конкуренцию, установив указанное требование, не находит своего подтверждения.
1.2. Согласно части 1 статьи 89 Жилищного Кодекса РФ в случае, если дом, в котором находятся жилые помещения, подлежит сносу, то гражданам предоставляется иное жилое помещение, площадь которого должна быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Заказчик в документации об аукционах установил требование, согласно которому площадь жилого помещения должна быть не менее той площади, которую граждане занимали ранее.
Как видно из Технического задания документаций об электронных аукционах, Заказчик в пункте 2.5 указал:
1) по аукциону N 0169300028116000196 - размер площади жилой комнаты не менее 19,6 кв.м;
2) по аукциону N 0169300028116000197 - размер площади жилой комнаты не менее 16,1 кв.м;
3) по аукциону N 0169300028116000198 - размер площади жилой комнаты не менее 10,5 кв.м;
4) по аукциону N 0169300028116000199 - размер площади жилой комнаты не менее 15,5 кв.м;
5) по аукциону N 0169300028116000200 - размер площади одной комнаты не менее 15,3 кв.м., второй комнаты не менее 15,7 кв.м;
6) по аукциону N 0169300028116000201 - размер площади одной комнаты не менее 15,3 кв.м., второй комнаты не менее 7,3 кв.м;
7) по аукциону N 0169300028116000202 - размер площади одной комнаты не менее 19,7 кв.м., второй комнаты не менее 10,7 кв.м.
8) по аукциону N 0169300028116000203 - размер площади одной комнаты не менее 16,3 кв.м., второй комнаты не менее 15,8 кв.м.
9) по аукциону N 0169300028116000204 - размер площади одной комнаты не менее 20,1 кв.м., второй комнаты не менее 15,4 кв.м.
10) по аукциону N 0169300028116000205 - размер площади одной комнаты не менее 15 кв.м., суммарная площадь второй и третьей комнаты не менее 12,4 кв.м;
11) по аукциону N 0169300028116000206 - размер площади одной комнаты не менее 15 кв.м., суммарная площадь второй и третьей комнаты не менее 12,4 кв.м.
12) по аукциону N 0169300028116000207 - размер площади одной комнаты не менее 7,6 кв.м., суммарная площадь второй и третьей комнаты не менее 19,9 кв.м.
13) по аукциону N 0169300028116000208 - размер площади одной комнаты не менее 15,4 кв.м., суммарная площадь второй и третьей комнаты не менее 14,7 кв.м.
14) по аукциону N 0169300028116000209 - размер площади одной комнаты не менее 15,4 кв.м., суммарная площадь второй и третьей комнаты не менее 16,1 кв.м.
15) по аукциону N 0169300028116000210 - размер площади одной комнаты не менее 15,4 кв.м., суммарная площадь второй и третьей комнаты не менее 31 кв.м.
Таким образом, Заказчиком не указано конкретное значение площади, поскольку установлена лишь нижняя предельная граница. То есть, участники закупки могли предложить большую площадь, следовательно, довод Заявителя о том, что установлены ограничения по площади жилых помещений, которым соответствуют только жилые помещения, находящийся по адресу г. Касли, ул. Революции, д.71, не находит своего подтверждения.
Кроме того, закупки по аукционам N 0169300028116000197 N 0169300028116000198 не состоялись, вследствие чего, Заказчик повторно объявил аукционы на приобретение 1-комнатных квартир для переселения граждан из ветхоаварийного жилого дома N 0169300028116000219, N 0169300028116000220. Участниками данных закупок предложены жилые помещения, находящиеся по другому адресу, что также подтверждает, что Заказчиком соблюдены требования статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель в обращении указал, что дом, предложенный участниками закупки, находящийся по адресу г. Касли, ул. Революции, д.71 имеет большое количество нарушений строительного процесса и находится в аварийном состоянии.
Вместе с тем, Заказчик на заседание комиссии представил документы, которые подтверждают удовлетворительное состояние дома, находящегося по адресу г.Касли, ул. Революции, д. 71, а именно:
1) Распоряжение Четвертого территориального отдела Управления регионального государственного строительного надзора N 97 от 06.12.2012 "Об утверждении заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства "78-и квартирный 5-ти этажный дом" требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации";
2) Заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства "78-и квартирный 5-ти этажный дом" требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации N46 от 06.12.2012;
3) Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию NRU74510107-47 от 11.12.2012.
Таким образом, довод Заявителя о том, что дом, предложенный участниками закупки, находящийся по адресу г. Касли, ул. Революции, д.71 имеет большое количество нарушений строительного процесса и находится в аварийном состоянии, не находит своего подтверждения, поскольку Заказчиком представлены документы, которые подтверждают, что при строительстве указанного дома соблюдены требования технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Кроме того, Заявитель не представил доказательств того, что дом, находящийся по адресу г. Касли, ул. Революции, д.71 находится в аварийном состоянии.
3. Пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Как видно из представленных документов, 04.07.2016 в результате обследования дома, находящегося по адресу г. Касли, ул. Лобашова, д. 150, выявлено выпучивание стен с каждой стороны дома, а также обнаружены трещины в стенах. Постановлением главы Каслинского городского поселения 07.07.2016 вследствие возникшей угрозы разрушения дома введен режим чрезвычайной ситуации.
Муниципальный контракт N117 заключен с ООО "Доменант Урал" 12 июля 2016 года.
Таким образом, контракт заключен без проведения конкурентных процедур. Вместе с тем, заключение контракта с единственным поставщиком обусловлено угрозой разрушения дома и необходимостью затрат времени, что нецелесообразно в данном случае, поскольку был введен режим чрезвычайной ситуации вследствие возникшей угрозы разрушения дома.
Довод Заявителя о том, что договоры аренды жилых помещений для временного проживания жильцов дома, находящегося в аварийном состоянии, заключены без проведения каких-либо конкурентных процедур, также не находит своего подтверждения.
4) Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, начальная (максимальная) цена контракта определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Постановлением Министерства Тарифного регулирования и энергетики от 30.06.2016 N 29/1 определена стоимость одного квадратного метра в муниципальных районах Челябинской области (далее - Постановление).
Заказчиком при определении Н (М)ЦК не использовано указанное Постановление, поскольку нормативно-правовой акт определяет среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, когда Заказчику необходима была стоимость одного квадратного метра жилой площади.
Вместе с тем, не представляется оценить указанный довод обращения Заявителя, поскольку Челябинское УФАС России в соответствии с с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" не обладает полномочиями по финансовому контролю.
Комиссия по контролю в сфере закупок Челябинского УФАС России, проведя внеплановую проверку, выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе:
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Из совокупности указанных норм следует, Заказчик в извещении и документации об электронном аукционе должен максимально четко указать требования к составу заявки, а также определить перечень документов, которые должны представить участники закупки.
Как видно из пункта 21 Информационной карты "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе", во второй части заявки участники закупки должны представить копии документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение (квартиру).
Согласно пункту 2.13 Технического задания, являющегося приложением N 1 к информационной карте, на момент заключения муниципального контракта Поставщик обязан предоставить Заказчику правоустанавливающие документы на жилое помещение.
Таким образом, Заказчиком не указаны документы, которые должен представить участник закупки во второй части заявки в качестве документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение (квартиру), что ведет к нарушению пункта 2 части 1 статьи 64, поскольку Заказчиком не определены четкие требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе.
Кроме того, исходя из документации невозможно определить, на каком этапе проведения электронного аукциона участник закупки должен предоставить Заказчику указанные документы. Противоречие между содержанием пункта 21 Информационной карты документации об электронном аукционе и содержанием пункта 2.13 Технического задания Проекта контракта не позволит Заказчику заключить контракт на условиях документации об Аукционе и может привести к нарушению им части 1 статьи 34, части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заказчиком и Уполномоченным органом, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы обращения гражданина о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении электронных аукционов на приобретение 1-комнатных квартир для переселения граждан из ветхоаварийного жилого дома (извещения N 0169300028116000196, N0169300028116000197, N0169300028116000198, N0169300028116000199), на приобретение 2-комнатных квартир для переселения граждан из ветхоаварийного жилого дома (извещения N 0169300028116000200, N0169300028116000201, N0169300028116000202, N0169300028116000203, N0169300028116000204, N0169300028116000205), на приобретение 3-комнатных квартир для переселения граждан из ветхоаварийного жилого дома (извещения N 0169300028116000206, N0169300028116000207, N0169300028116000208, N0169300028116000209, N0169300028116000210), при заключении контрактов с единственными поставщиками на аренду жилых помещений N 117 от 12.07.2016, N 131 от 07.08.2016, не подтвержденными.
2. Признать в действия Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не выдавать, в связи с тем, что по результатам проведения аукциона контракт заключен.
4. Направить обращение гражданина орган финансового контроля для рассмотрения по существу довода обращения, касающегося порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 октября 2016 г. N 208-ВП/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 28.10.2016