Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
областным законом
(приложение)
Региональная целевая программа
"Развитие системы социального обслуживания семей
и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
в Ленинградской области на 2007-2010 годы"
13 октября 2008 г.
Паспорт
региональной целевой программы
"Развитие системы социального обслуживания семей
и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
в Ленинградской области на 2007-2010 годы"
Полное наименование программы |
Региональная целевая программа "Развитие системы социального обслуживания семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Ленинградской области на 2007-2010 годы" (далее - Программа) |
Заказчик Программы | Правительство Ленинградской области |
Основание для разработки Программы |
1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" 2. Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 4. Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" 5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 ноября 2003 года N 567 "Об утверждении Концепции "Совершенствование медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства" 6. Областной закон от 19 февраля 1999 года N 23-оз "О региональных целевых программах Ленинградской области" 7. Областной закон от 29 ноября 2004 года N 97-оз "О социальном обслуживании населения в Ленинградской области" 8. Постановление Губернатора Ленинградской области от 11 июля 2003 года N 149 "О порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией региональных целевых программ Ленинградской области" 9. Постановление Правительства Ленинградской области от 3 марта 2006 года N 54 "Об утверждении методических рекомендаций по оценке эффективности региональных целевых программ Ленинградской области" |
Период реализации Программы |
2007-2010 годы |
Цель Программы | Содействие улучшению положения семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей |
Основные задачи Программы |
Увеличение охвата детей и семей с детьми профилактическими мероприятиями, повышение эффективности мероприятий по профилактике семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних; увеличение охвата детей-инвалидов мерами социальной реабилитации и повышение эффективности мероприятий по их социальной реабилитации и интеграции в общество; предоставление социальной поддержки несовершеннолетним и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации; проведение мониторинга качества социального обслуживания семей с детьми; организация и проведение культурно-массовых мероприятий, направленных на нравственное и духовное воспитание детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, их оздоровление и пропаганду устоев семьи, здорового образа жизни; предоставление социального обслуживания детям-инвалидам, проживающим в отдаленных населенных пунктах сельской местности |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе |
2007 год Всего - 30 818,0 тыс.руб., в том числе за счет средств: федерального бюджета - 16 320,0 тыс.руб., областного бюджета - 9 538,0 тыс.руб., бюджетов муниципальных образований - 3 310,0 тыс.руб., прочих источников - 1 650,0 тыс.руб. |
2008 год Всего - 36 494,0 тыс.руб., в том числе за счет средств: федерального бюджета - 20 680,0 тыс.руб., областного бюджета - 10 444,0 тыс.руб., бюджетов муниципальных образований - 3 570,0 тыс.руб., прочих источников - 1 800,0 тыс.руб. |
|
2009 год Всего - 38 994,0 тыс.руб., в том числе за счет средств: федерального бюджета - 21 650,0 тыс.руб., областного бюджета - 11 384,0 тыс.руб., бюджетов муниципальных образований - 3 910,0 тыс.руб., прочих источников - 2 050,0 тыс.руб. |
|
2010 год Всего - 41 592,0 тыс.руб., в том числе за счет средств: федерального бюджета - 22 630,0 тыс.руб., областного бюджета - 12 352,0 тыс.руб., бюджетов муниципальных образований - 4 320,0 тыс.руб., прочих источников - 2 290,0 тыс.руб. |
|
Объем финансовых средств, освоенных в рамках региональных целевых программ по отрасли социального обслуживания населения на 2001-2006 годы |
Всего - 231 066,3 тыс.руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета - 57 832,1 тыс.руб., за счет средств областного бюджета - 140 707,3 тыс.руб., за счет средств бюджетов муниципальных образований - 28 120,0 тыс.руб., за счет средств прочих источников - 2 856,9 тыс.руб. внебюджетные средства - 1 550,0 тыс.руб.; из них в 2006 году: всего - 27 339,3 тыс.руб., в том числе за счет средств: федерального бюджета - 17 102,1 тыс.руб., областного бюджета - 8 569,3 тыс.руб., прочих источников - 1 667,9 тыс.руб. |
Ожидаемые конечные социальные и экономические результаты реализации Программы |
Повышение эффективности социальной поддержки несовершеннолетних и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в целях оказания им оперативной помощи; повышение качества и доступности социальных услуг для семей с детьми-инвалидами; повышение эффективности работы по предупреждению семейного неблагополучия и профилактике безнадзорности Социальная эффективность Программы Снижение доли семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, от общего количества семей с детьми на 0,1 процента ежегодно; увеличение доли несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и охваченных профилактическими мероприятиями и социальной реабилитацией, от общего количества несовершеннолетних на 0,3 процента ежегодно; увеличение количества несовершеннолетних, возвращенных в родную семью после прохождения социальной реабилитации в связи со стабилизацией ситуации в семье, от общего количества несовершеннолетних, прошедших реабилитацию, на 0,5 процента ежегодно; снижение доли безнадзорных детей от общего количества несовершеннолетних на 0,5 процента ежегодно; увеличение доли семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и охваченных профилактическими мероприятиями и социальной реабилитацией, от общего количества семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на 1 процент ежегодно; увеличение доли детей-инвалидов, прошедших социальную реабилитацию, от общего количества детей-инвалидов, имеющих рекомендации индивидуальной программы реабилитации, на 1 процент ежегодно; увеличение доли детей-инвалидов, прошедших реабилитацию и имеющих положительные результаты в социальной адаптации, от общего количества детей-инвалидов, имеющих рекомендации индивидуальной программы реабилитации, на 5 процентов ежегодно; увеличение доли родителей детей-инвалидов, обученных приемам ухода за детьми-инвалидами, от общего количества родителей детей-инвалидов на 5 процентов ежегодно. Экономическая эффективность Программы Экономическая эффективность Программы выражается в экономии бюджетных средств: на выделение материальной помощи семьям, выведенным из состояния трудной жизненной ситуации или социально опасного положения; на предоставление социального обслуживания несовершеннолетним, возвращенным в родную семью после прохождения социальной реабилитации; на проведение социального обслуживания детей-инвалидов в результате их полной или частичной реабилитации и обучения родителей приемам ухода за детьми-инвалидами. Отношение ожидаемой экономии от результатов реализации мероприятий Программы к плановым затратам составляет: 2007 год - 0,85 2008 год - 0,80 2009 год - 0,76 2010 год - 0,73 Бюджетная эффективность Программы не предусматривается |
Разработчик Программы |
Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области |
Срок разработки Программы |
2006 год |
Представитель заказчика Программы |
Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области |
Основной исполнитель и соисполнители Программы |
Основным исполнителем Программы является комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области. Соисполнители Программы - отраслевые органы исполнительной власти Ленинградской области: комитет по культуре, комитет по здравоохранению, комитет по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике; администрации муниципальных образований Ленинградской области; муниципальные учреждения социального обслуживания населения |
Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы |
Быстрова Зинаида Николаевна - председатель комитета по труду и социальной защите населения Ленинградской области, тел. 225-26-40 |
Система организации контроля за выполнением Программы |
Контроль за выполнением программных мероприятий, целевым использованием бюджетных средств со стороны органов местного самоуправления осуществляет комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области. О ходе реализации и результатах выполнения мероприятий Программы, целевом использовании бюджетных средств комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области ежеквартально информирует комитет экономического развития Ленинградской области и ежегодно - Правительство Ленинградской области. Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области по социальным вопросам |
1. Анализ состояния системы социального обслуживания
семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации,
в Ленинградской области и обоснование целей и задач Программы
1.1. Оценка и анализ исходной ситуации.
Социальное обслуживание семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Ленинградской области осуществляется в соответствии с основными положениями государственной политики в отношении семей и детей, изложенными в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года, федеральной целевой программой "Дети России" на 2003-2006 годы, региональными целевыми программами "Семья" и "Дети-инвалиды Ленинградской области", реализуемыми с 2001 по 2006 год.
На организацию социального обслуживания семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Ленинградской области в рамках региональных целевых программ за прошедший период израсходовано 231,1 млн.рублей, в том числе 140,7 млн.рублей из средств областного бюджета Ленинградской области.
Использование программно-целевого подхода в решении социальных проблем семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Ленинградской области способствовало развитию региональной системы социального обслуживания семей с детьми, межведомственного взаимодействия социальных служб с другими ведомствами и организациями по предупреждению семейного неблагополучия, профилактике безнадзорности несовершеннолетних, социальной поддержке, адаптации и реабилитации несовершеннолетних включая детей-инвалидов.
На 1 января 2007 года на учете в органах социальной защиты населения состоят как нуждающиеся в том или ином виде социальной поддержки 119,2 тысячи семей, где проживают 158,8 тысячи детей.
Среди семей, состоящих на учете:
4 453 многодетных семьи,
40 200 неполных семей,
3 090 семей с детьми, где родители являются инвалидами,
36 441 малоимущая семья;
1 025 семей, находящихся в социально опасном положении.
В области зарегистрировано 1 969 безнадзорных несовершеннолетних, 3 850 детей-инвалидов.
Социальное обслуживание несовершеннолетних и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, организуется комитетом по труду и социальной защите населения Ленинградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области в рамках переданных им отдельных государственных полномочий на базе муниципальных учреждений (отделений) социального обслуживания населения.
На 1 января 2007 года сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей в Ленинградской области представлена 24 учреждениями (отделениями) социального обслуживания семьи и детей на 1 268 мест для дневного и круглосуточного пребывания детей.
Учреждениями оказывается полный комплекс социально-педагогических, социально-психологических, социально-юридических, социально-бытовых услуг в отделениях социальной реабилитации, профилактики безнадзорности.
Реализация мероприятий федеральной и региональных целевых программ социального обслуживания несовершеннолетних и семей с детьми позволила оснастить учреждения необходимым реабилитационным, технологическим, бытовым оборудованием, что позволяет на качественном уровне предоставлять социальные услуги несовершеннолетним и семьям с детьми.
Ключевым направлением деятельности социозащитных учреждений является профилактика семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних.
В настоящее время в Ленинградской области функционирует 20 специализированных учреждений и отделений для несовершеннолетних на 680 мест. В структуре учреждений - стационарные социально-реабилитационные отделения (социальные приюты), социально-реабилитационные отделения дневного пребывания, отделения профилактики безнадзорности, открытые приемные, кризисные отделения, телефоны доверия, социальные гостиницы, предоставляющие услуги несовершеннолетним и их родителям.
Развивающейся формой предоставления долговременной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, является социальный патронаж семей как инициируемая учреждением система взаимоотношений с семьей на основе ее долгосрочного обслуживания и предоставления ей комплекса социальных услуг. В 2006 году под патронажем социальных работников находилось 10 345 семей с детьми (134 487 детей), что на 27 процентов больше, чем в 2005 году.
Новым направлением деятельности органов социальной защиты и учреждений социального обслуживания семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Ленинградской области стала организация профилактической работы с семьями осужденных несовершеннолетних, а также с несовершеннолетними, имеющими условную меру наказания, и молодыми людьми, возвращающимися из исправительно-воспитательных учреждений. В области отработан механизм взаимодействия заинтересованных служб и ведомств для профессионального обучения, трудоустройства, а также по защите прав несовершеннолетних при возвращении из воспитательных колоний и спецучреждений закрытого типа.
Решению проблем профилактики безнадзорности способствует работа областного отделения перевозки, созданного в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних в муниципальном образовании Всеволожский муниципальный район. В 2006 году отделением перевозки были доставлены к месту постоянного проживания 170 детей и подростков, самовольно ушедших из семей, в том числе 76 человек - в пределах территории Ленинградской области.
Комитетом по труду и социальной защите населения Ленинградской области большое значение уделяется развитию системы семейных воспитательных групп. В течение 2006 года 233 подростка были помещены в постоянные и временные семейные воспитательные группы. Из них 112 детей были помещены в семейные воспитательные группы на летний период.
Одной из важнейших мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является организация оздоровления и занятости детей и подростков в летнее время. В 2006 году различными формами организованного отдыха, оздоровления и занятости был охвачен 5 781 ребенок. Каждый четвертый подросток, отдохнувший в летнем лагере, созданном на базе социозащитных учреждений для несовершеннолетних, состоял на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. В Гатчинском, Бокситогорском, Кингисеппском, Ломоносовском, Лодейнопольском муниципальных районах летом 2006 года были открыты трудовые лагеря для несовершеннолетних правонарушителей, где отдыхали и работали более 1 000 человек. Организация летней занятости детей способствовала снижению количества правонарушений несовершеннолетних на 2,8 процента по сравнению с 2005 годом.
В Ленинградской области успешно используется технология раннего выявления и профилактики семейного неблагополучия. В соответствии с распоряжением Губернатора Ленинградской области от 28 августа 2001 года N 396-рг "О комплексной операции "Подросток" в Ленинградской области" ежегодно органами социальной защиты населения проводится месячник "Семья". В период месячника во всех муниципальных образованиях Ленинградской области осуществляется обследование семей, составляются социальные паспорта семей по микрорайонам, корректируется банк данных семей, нуждающихся в социальной поддержке. В 2006 году в ходе месячника выявлено 5 688 подростков, проживающих в семьях, нуждающихся в социальной поддержке, что составило 3,5 процента от общей численности детей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения. Поставлены на профилактический учет в органах социальной защиты населения 4 596 неблагополучных семей.
Благодаря активному взаимодействию социальных служб с другими субъектами профилактики безнадзорности в последние годы в области наметилась положительная тенденция снижения количества безнадзорных несовершеннолетних. В 2006 году зарегистрировано 1969 безнадзорных несовершеннолетних, что на 12 процентов меньше, чем в 2005 году.
Важным направлением деятельности социозащитных учреждений является социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями (в том числе детей-инвалидов).
Комплекс реабилитационных социально-медицинских, социально-бытовых, социально-психологических и иных услуг предоставляют 18 муниципальных реабилитационных учреждений и отделений для детей с ограниченными возможностями на 616 мест. В 2006 году социально-реабилитационные услуги получили более 7,5 тысячи детей с ограниченными возможностями в возрасте от 0 до 18 лет, в том числе в отделениях раннего вмешательства - 668 детей.
В работу учреждений активно внедряются инновационные технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями: арттерапия, сказкотерапия, ипотерапия, методики Монтессори. Развиваются новые формы работы с семьями, имеющими детей-инвалидов, - организуются школы для родителей, которых обучают приемам ухода за детьми-инвалидами.
Результатом предоставления реабилитационных услуг детям с ограниченными возможностями стала положительная динамика в состоянии здоровья у 70 процентов детей, 85 процентов детей имеют положительные результаты в социальной адаптации, 13 процентов детей полностью реабилитированы.
В результате целенаправленной скоординированной деятельности органов здравоохранения, образования, социальной защиты населения за последние 4 года численность детей-инвалидов в области снизилась почти на 2 000 человек.
Всего в 2006 году учреждения социального обслуживания семьи и детей оказали социальные услуги 18 604 семьям с детьми. В течение 2006 года социозащитными учреждениями обслужен 55 671 человек, в том числе 33 266 несовершеннолетних, из них 2 476 детей-инвалидов. Всего в 2006 году несовершеннолетним и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, была оказана 421 тысяча социальных услуг, что в два раза больше, чем в 2005 году. В результате проделанной работы в 2006 году по сравнению с 2005 годом численность безнадзорных несовершеннолетних снизилась на 12 процентов, детей-инвалидов - на 12,7 процента.
В соответствии с областным законом от 30 декабря 2005 года N 130-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере социальной защиты населения" полномочия по предоставлению социальных услуг несовершеннолетним и семьям с детьми переданы администрациям муниципальных образований.
С 1 января 2006 года работа специализированных учреждений для несовершеннолетних осуществляется в соответствии с государственным заказом на социальное обслуживание населения. При формировании государственного заказа на 2006 год большое внимание уделялось проблеме увеличения объема социальных услуг семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, в основном это:
1) расширение охвата семей с неблагополучными детьми профилактическими мерами, направленными на предотвращение безнадзорности;
2) организация социального патронажа детей и семей социальными воспитателями;
3) увеличение и развитие семейных воспитательных групп;
4) укрепление взаимодействия со службами и учреждениями по сопровождению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;
5) активизация профилактической работы с детьми, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних при Главном управлении внутренних дел, а также условно осужденными, воспитанниками исправительно-воспитательных учреждений и их семьями;
6) повышение эффективности и качества социально-реабилитационных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями;
7) активное вовлечение некоммерческих организаций в работу по предоставлению социальных услуг семьям с детьми.
Начавшийся в 2004 году процесс оптимизации учреждений социального обслуживания семьи и детей позволил более рационально использовать имущественный комплекс, материальную, техническую и кадровую базы учреждений социального обслуживания семьи и детей.
В течение 2004-2006 годов была упорядочена работа по предоставлению социальных услуг в учреждениях:
установлен перечень гарантированных социальных услуг, предоставляемых бесплатно несовершеннолетним и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации (социально-бытовых, социально-правовых, социальных психолого-педагогических, социально-экономических, социально-медицинских);
определен порядок зачисления и предоставления социального обслуживания несовершеннолетним и семьям с детьми в социозащитных учреждениях;
установлены сроки пребывания детей и подростков в социозащитных реабилитационных учреждениях.
В таблице 1 приведены показатели функционирования системы социального обслуживания семьи и детей в 2004-2006 годах.
Таблица 1
N п/п |
Наименование показателя | 2004 год | 2005 год | 2006 год |
1. | Объем оказания социальных услуг семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации (тыс.услуг) |
213,3 | 243,0 | 421,0 |
2. | Численность безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних (человек) |
2370 | 2244 | 1969 |
3. | Объем средств, сэкономленных в связи с возвратом ребенка из социозащитного учреждения в семью вместо помещения его в детское учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (тыс.рублей) |
17500,0 | 18000,0 | 26812,0 |
4. | Объем средств, сэкономленных в связи с предоставлением экономически выгодных форм социальной реабилитации несовершеннолетних (семейные воспитательные группы) (тыс.рублей) |
4080,0 | 4320,0 | 5112,0 |
5. | Численность детей-инвалидов (человек) | 5240 | 4411 | 3850 |
6. | Объем средств, сэкономленных в связи с сокращением затрат на пенсионное обеспечение детей-инвалидов в результате реабилитации (млн.рублей) |
11,0 | 14,0 | 13,5 |
7. | Охват реабилитационными услугами детей с ограниченными возможностями от общей численности нуждающихся детей (процентов) |
54 | 75 | 80 |
8. | Охват социальным патронажем семей с детьми-инвалидами (процентов) |
75 | 80 | 85 |
Анализ результатов развития социального обслуживания несовершеннолетних и семей с детьми за 2005-2006 годы показывает следующее.
В Ленинградской области создана система социального обслуживания несовершеннолетних и семей с детьми, которая включает: выявление семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социальную реабилитацию безнадзорных несовершеннолетних, предоставление социально-психологических, социально-педагогических, социально-медицинских, социально-правовых услуг несовершеннолетним и семьям с детьми, в том числе в оперативном режиме, организацию летнего отдыха и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, профилактические мероприятия, направленные на укрепление устоев семьи, пропаганду здорового образа жизни.
Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию к сокращению детской безнадзорности и детской инвалидности, говорить о полном устранении этих негативных социальных явлений преждевременно.
Необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных не только на расширение, но и на совершенствование деятельности социозащитных учреждений, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также на профилактику социального неблагополучия семей с детьми.
Использование программно-целевого подхода позволит обеспечить высокий уровень межведомственной координации, будет способствовать наиболее эффективному взаимодействию при выработке общих подходов в ходе реализации мер социальной поддержки и улучшения положения детей.
1.2. Характеристика проблемы.
Анализ организации социального обслуживания несовершеннолетних и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Ленинградской области показывает следующее:
1) недостаточен охват несовершеннолетних и семей с детьми различными мерами социальной поддержки;
2) социальные услуги предоставляются семьям с детьми на уровне, не в полной мере соответствующем утвержденным государственным стандартам качества социальных услуг;
3) требуется разработка новых форм социальной реабилитации и социальной поддержки несовершеннолетних и семей с детьми в целях повышения эффективности мер профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей, в том числе: сетевой терапии семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации; социального психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, молодых семей; социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях семьи, обучения родителей методам реабилитации детей-инвалидов; организации работы социального такси для обслуживания детей-инвалидов, проживающих в отдаленных населенных пунктах, методик развития трудовых, творческих навыков детей-инвалидов;
4) недоступно получение социального обслуживания семьями с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе с детьми-инвалидами, проживающими в сельской местности.
Основная цель Программы - содействие улучшению положения семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей.
Цели Программы:
повышение качества социальных услуг, предоставляемых несовершеннолетним и семьям с детьми, и доведение их до уровня разработанных стандартов качества;
разработка и внедрение новых, эффективных, форм социального обслуживания: сетевой терапии семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации; социального психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, молодых семей; социальной реабилитации несовершеннолетних в условиях семьи, обучения родителей методам реабилитации детей-инвалидов; организации работы социального такси для обслуживания детей-инвалидов, проживающих в отдаленных населенных пунктах, методик развития трудовых, творческих навыков детей-инвалидов;
усиление мер профилактической направленности социального обслуживания несовершеннолетних и семей с детьми;
привлечение общественных структур и некоммерческих организаций к работе по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства.
Основные задачи Программы:
увеличение охвата детей и семей профилактическими мероприятиями, повышение эффективности мероприятий по профилактике семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних;
увеличение охвата детей-инвалидов мерами социальной реабилитации и повышение эффективности проводимых мероприятий по их социальной реабилитации и интеграции в общество;
предоставление социальной поддержки несовершеннолетним и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации;
проведение мониторинга качества социального обслуживания семей с детьми;
организация и проведение культурно-массовых мероприятий, направленных на нравственное и духовное воспитание детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, их оздоровление и пропаганду здорового образа жизни;
предоставление социального обслуживания детям-инвалидам, проживающим в отдаленных населенных пунктах сельской местности.
1.3. Связь Программы с другими региональными целевыми Программами,
реализуемыми в Ленинградской области.
Программа разработана на основе региональных целевых программ "Дети-инвалиды Ленинградской области" на 2004-2006 годы" и "Семья" на 2004-2006 годы".
Эффективность Программы достигается совместной реализацией запланированных ею мероприятий и мероприятий следующих региональных целевых программ (таблица 2).
Таблица 2
N п/п |
Мероприятие | Планируемые объемы финансирования из областного бюджета в 2007 году по состоянию на 1 января 2007 года (тыс.рублей) |
1 | 2 | 3 |
1. "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы" |
||
1. | Разработка и апробация моделей и технологий психолого-педагогического сопровождения процессов развития личности |
15,0 |
2. | Разработка нормативно-правового обеспечения дистанционного обучения - сопровождение |
220,0 |
3. | Разработка моделей реализации гендерного подхода в образовательной деятельности образовательных учреждений |
15,0 |
Итого по программе "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы" |
250,0 | |
2. "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера и развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения Ленинградской области на 2005-2008 годы" |
||
1. | Предоставление средств контроля за уровнем сахара в крови у детей, больных сахарным диабетом |
3 000,0 |
2. | Профилактика йоддефицитных заболеваний среди беременных, кормящих матерей и детей высокой степени риска |
3 000,0 |
3. | Приобретение сурфактантов для лечения новорожденных детей с критической массой тела и легочной патологией для снижения заболеваемости новорожденных, перинатальной и младенческой смертности |
1 500,0 |
Итого по программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера и развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения Ленинградской области на 2005-2008 годы" |
7 500,0 | |
3. "Молодежь Ленинградской области" на 2005-2008 годы" | ||
1. | Проведение ежегодного фестиваля молодых семей Ленинградской области |
70,0 |
2. | Проведение семинаров, "круглых столов", конференций по вопросам организации работы с молодыми семьями |
93,0 |
3. | Проведение мероприятий по работе с молодыми семьями (фестивалей, тематических лагерей, поддержка проектов), в том числе участие в мероприятиях, проводимых в других регионах |
200,0 |
Итого по программе "Молодежь Ленинградской области" на 2005-2008 годы" |
363,0 |
Программа разработана с учетом прогноза социально-экономического развития Ленинградской области до 2010 года и в соответствии с распоряжением Губернатора Ленинградской области от 28 августа 2001 года N 396-рг "О комплексной операции "Подросток" в Ленинградской области". Мероприятия Программы направлены на профилактику и коррекцию асоциального поведения безнадзорных детей и подростков.
2. Обоснование мероприятий Программы
и расчет необходимого ресурсного обеспечения
2.1. Источники финансирования Программы.
Для реализации мероприятий Программы планируется привлечение средств областного, местных бюджетов и внебюджетных средств согласно Плану реализации мероприятий Программы (приложение 1 к Программе).
Предполагаемые Программой расходы рассчитаны на 2007-2010 годы и составляют 147 898,0 тысячи рублей, в том числе за счет средств:
областного бюджета - 43 718,0 тыс.рублей,
федерального бюджета - 81 280,0 тыс.рублей,
бюджетов муниципальных образований - 15 110,0 тыс.рублей,
прочих источников - 7 790,0 тыс.рублей.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется по фактически сложившимся затратам за предыдущие годы. Фактические затраты на реализацию программ социальной поддержки семьи и детей в 2006 году из областного бюджета составили 8 569,3 тысячи рублей. Предполагаемые затраты на 2007 год из областного бюджета рассчитаны с учетом дефлятора (1,11) и составляют 9 538,0 тысячи рублей.
Реализация мероприятий Программы предусматривает закупку товаров и услуг, которая будет производиться в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
2.2. Расчет предполагаемой эффективности Программы.
Реализация Программы обеспечит повышение общественного благосостояния, выражаемого целевыми показателями в сфере социальной защиты семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Ленинградской области.
Для оценки эффективности Программы применены показатели государственной статистической отчетности по формам 1.1 АИС "Дети", 2-УСОН, N 1-ДЕТИ (соц.), N 1-СД "Территориальные учреждения социального обслуживания семьи и детей", а также показатели, утвержденные приказом комитета по труду и социальной защите населения Ленинградской области от 21 апреля 2006 года N 48 "О целевых показателях в сфере труда и социальной защиты населения Ленинградской области на 2006-2008 годы".
Показатели эффективности
(по разделам Плана реализации мероприятий Программы)
Раздел 1 "Развитие сферы социальных услуг для семей и детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации"
Критерий оценки эффективности мероприятий по данному разделу Программы - повышение эффективности системы социальной поддержки несовершеннолетних и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в целях оказания им оперативной помощи.
Социальная эффективность
Целевые показатели:
снижение доли семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, от общего количества семей с детьми на 0,1 процента ежегодно (2007 год - 191 семья, 2008 год - 190 семей, 2009 год - 189 семей, 2010 год - 190 семей);
увеличение количества несовершеннолетних, возвращенных в родную семью после прохождения социальной реабилитации в связи со стабилизацией ситуации в семье, по сравнению с общим количеством несовершеннолетних, прошедших реабилитацию, на 0,5 процента ежегодно (2007 год - 6 человек, 2008 год - 10 человек, 2009 год - 15 человек, 2010 год - 19 человек);
снижение доли безнадзорных детей от общего количества несовершеннолетних на 0,5 процента ежегодно (2007 год - 121 человек, 2008 год - 123 человека, 2009 год - 123 человека, 2010 год - 123 человека).
Экономическая эффективность
Выражается в экономии бюджетных средств:
на выделение материальной помощи семьям, выведенным из состояния трудной жизненной ситуации или социально опасного положения, в размере от 300,0 рубля до 1300,0 рубля в год;
на предоставление социального обслуживания несовершеннолетним, возвращенным в родную семью после прохождения социальной реабилитации, в размере 48 750,0 рубля на одного ребенка в год на стационарном отделении, 10 186,0 рубля на одного ребенка в год на отделении дневного пребывания социозащитного учреждения;
от предоставления экономически выгодных форм социальной реабилитации несовершеннолетних (семейные воспитательные группы) в размере 48 432,0 рубля на одного ребенка в год.
2007 год - 0,85
плановые затраты - 4 210,0 тыс.рублей,
ожидаемая экономия от результатов реализации мероприятий Программы - 3 585,0 тыс.рублей.
2008 год - 0,80
плановые затраты - 4 796,0 тыс.рублей,
ожидаемая экономия от результатов реализации мероприятий Программы - 3 878,1 тыс.рублей.
2009 год - 0,82
плановые затраты - 5 027,0 тыс.рублей,
ожидаемая экономия от результатов реализации мероприятий Программы - 4 170,1 тыс.рублей.
2010 год - 0,82
плановые затраты - 5 379,0 тыс.рублей,
ожидаемая экономия от результатов реализации мероприятий Программы - 4 413,8 тыс.рублей.
Раздел 2 "Внедрение инновационных технологий в развитие социальных
услуг в специализированных учреждениях для детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями"
Критерий оценки эффективности мероприятий по данному разделу Программы - повышение качества и доступности социальных услуг для семей с детьми-инвалидами.
Социальная эффективность
Целевые показатели:
увеличение доли детей-инвалидов, прошедших социальную реабилитацию, от общего количества детей-инвалидов, имеющих рекомендации индивидуальной программы реабилитации (далее - ИПР), на 1 процент ежегодно (2007 год - 26 человек, 2008 год - 28 человек, 2009 год - 29 человек, 2010 год - 30 человек);
увеличение доли детей-инвалидов, прошедших реабилитацию и имеющих положительные результаты в социальной адаптации, от общего количества детей-инвалидов, имеющих рекомендации ИПР, на 5 процентов ежегодно (2007 год - 78 человек, 2008 год - 83 человека, 2009 год - 83 человека, 2010 год - 83 человека);
увеличение доли родителей детей-инвалидов, обученных приемам ухода за детьми-инвалидами, от общего количества родителей детей-инвалидов на 5 процентов ежегодно (2007 год - 300 человек, 2008 год - 230 человек, 2009 год - 260 человек, 2010 год - 260 человек).
Экономическая эффективность
Выражается в экономии бюджетных средств:
на выделение материальной помощи семьям с детьми-инвалидами, выведенными из состояния трудной жизненной ситуации, в размере не менее 300,0 рубля на одного ребенка в год;
на проведение социального обслуживания детей-инвалидов в результате их полной или частичной реабилитации и обучения родителей приемам ухода за детьми-инвалидами в размере не менее 41 318,25 рубля на одного ребенка в год на стационарном отделении, 28 921,0 рубля на одного ребенка в год на дневном отделении социозащитного учреждения;
на пенсионное обеспечение детей-инвалидов в результате снятия инвалидности после проведения реабилитации в размере 2 000,0 рубля в месяц.
2007 год - 0,86
плановые затраты - 2 733,0 тыс.рублей,
ожидаемая экономия от результатов реализации мероприятий Программы - 2 353,0 тыс.рублей.
2008 год - 0,78
плановые затраты - 2 912,0 тыс.рублей,
ожидаемая экономия от результатов реализации мероприятий Программы - 2 257,4 тыс.рублей.
2009 год - 0,74
плановые затраты - 3 105,0 тыс.рублей,
ожидаемая экономия от результатов реализации мероприятий Программы - 2 294,2 тыс.рублей.
2010 год - 0,63
плановые затраты - 3 593,0 тыс.рублей,
ожидаемая экономия от результатов реализации мероприятий Программы - 2 278,2 тыс.рублей.
Разделы 3 "Организация летнего отдыха, занятости и оздоровления
детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации" и 4 "Пропаганда
семейных ценностей, здорового образа жизни, социальная поддержка семей с
детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации"
Критерий оценки эффективности мероприятий по данным разделам Программы - повышение эффективности работы по предупреждению семейного неблагополучия и профилактике безнадзорности.
Социальная эффективность
Целевые показатели:
увеличение доли семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и охваченных профилактическими мероприятиями и социальной реабилитацией, от общего количества семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на 1 процент ежегодно:
2007 год - 1 174 семьи,
2008 год - 1 192 семьи,
2009 год - 1 192 семьи,
2010 год - 1 192 семьи;
увеличение доли несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и охваченных профилактическими мероприятиями и социальной реабилитацией, от общего количества несовершеннолетних на 0,3 процента ежегодно:
2007 год - 436 человек,
2008 год - 476 человек,
2009 год - 477 человек,
2010 год - 477 человек.
Экономическая эффективность
Выражается в экономии бюджетных средств:
на организацию социального патронажа семей, выведенных из состояния трудной жизненной ситуации или социально опасного положения, в размере не менее 301,0 рубля на одну семью в год;
на организацию летнего отдыха и занятости детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в результате выхода семьи из трудной жизненной ситуации в размере не менее 6 620,0 рубля на одну семью в год.
2007 год - 0,85
плановые затраты - 2 595,0 тыс.рублей,
ожидаемая экономия от результатов реализации мероприятий Программы - 2 206,0 тыс.рублей.
2008 год - 0,83
плановые затраты - 2 826,0 тыс.рублей,
ожидаемая экономия от результатов реализации мероприятий Программы - 2 344,0 тыс.рублей.
2009 год - 0,72
плановые затраты - 3 252,0 тыс.рублей,
ожидаемая экономия от результатов реализации мероприятий Программы - 3 252,0 тыс.рублей.
2010 год - 0,70
плановые затраты - 3 380,0 тыс.рублей,
ожидаемая экономия от результатов реализации мероприятий Программы - 2 354,4 тыс.рублей.
Бюджетная эффективность Программы не предусматривается.
2.3. Целевые показатели результатов реализации Программы.
В таблице 3 приведены исходные данные за 2006 год для расчета показателей результатов реализации Программы.
Таблица 3
Исходные данные | 2006 год |
Общая численность детей в возрасте от 0 до 18 лет (тыс.человек) |
246,5 |
Количество безнадзорных детей (человек) | 1969 |
Общая численность семей с детьми (тыс.семей) | 189,6 |
Количество несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации (человек) |
158 882 |
Количество семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (тыс.семей) |
119,2 |
Количество семей с детьми, находящихся в социально опасном положении (семей) |
1 025 |
Количество несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и охваченных профилактическими мероприятиями и социальной реабилитацией (человек) |
43 733 |
Количество семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и охваченных профилактическими мероприятиями и социальной реабилитацией (семей) |
38 162 |
Количество несовершеннолетних, прошедших реабилитацию в социозащитных учреждениях (человек) |
1 404 |
Количество несовершеннолетних, возвращенных в родную семью после прохождения социальной реабилитации в связи со стабилизацией ситуации в семье (человек) |
826 |
Количество детей-инвалидов, имеющих рекомендации ИПР (человек) |
2 724 |
Количество детей-инвалидов, имеющих рекомендации ИПР и прошедших социальную реабилитацию в социозащитных учреждениях (человек) |
1 662 |
Количество детей-инвалидов, прошедших социальную реабилитацию в социозащитных учреждениях и имеющих положительные результаты в социальной адаптации (человек) |
1 285 |
Количество родителей детей-инвалидов (человек) | 5 200 |
Количество родителей детей-инвалидов, обученных приемам ухода за детьми-инвалидами (человек) |
2 850 |
В таблице 4 приведены значения целевых показателей результатов реализации Программы.
Таблица 4
(процентов)
Целевые показатели | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Доля безнадзорных детей от общего количества детей |
0,8 | 0,75 | 0,7 | 0,65 | 0,6 |
Доля семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, от общего количества семей с детьми |
0,54 | 0,44 | 0,34 | 0,24 | 0,14 |
Доля несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и охваченных профилактическими мероприятиями и социальной реабилитацией, от общего количества несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации |
27,5 | 27,8 | 28,1 | 28,4 | 28,7 |
Доля семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и охваченных профилактическими мероприятиями и социальной реабилитацией, от общего количества семей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
32,0 | 33,0 | 34,0 | 35,0 | 36,0 |
Доля несовершеннолетних, возвращенных в родную семью после прохождения социальной реабилитации в связи со стабилизацией ситуации в семье, от общего количества несовершеннолетних, прошедших реабилитацию |
58,8 | 59,3 | 59,8 | 60,3 | 60,3 |
Доля детей-инвалидов, прошедших социальную реабилитацию, от общего количества детей-инвалидов, имеющих рекомендации ИПР |
61,0 | 62,0 | 63,0 | 64,0 | 65,0 |
Доля детей-инвалидов, прошедших социальную реабилитацию и имеющих положительные результаты в социальной адаптации, от общего количества детей-инвалидов, имеющих рекомендации ИПР и прошедших социальную реабилитацию |
77,0 | 82,0 | 87,0 | 92,0 | 97,0 |
Доля родителей детей-инвалидов, обученных приемам ухода за детьми-инвалидами, от общего количества родителей детей-инвалидов |
74,0 | 79,0 | 84,0 | 89,0 | 94,0 |
3. Состав, функции и полномочия участников разработки
и реализации Программы
3.1. Управление Программой. Состав участников реализации Программы.
Основным исполнителем Программы является комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области.
Соисполнители Программы - отраслевые органы исполнительной власти Ленинградской области: комитет по культуре, комитет общего и профессионального образования, комитет по здравоохранению, комитет по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике; администрации муниципальных образований, муниципальные учреждения социального обслуживания населения.
Выбор исполнителей наиболее значимых мероприятий Программы (поставки товаров и оказания услуг) преимущественно осуществляется на конкурсной основе. Закупка товаров и услуг будет производиться в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Условия конкурса определяются нормативно-правовыми требованиями Правительства Российской Федерации к проведению конкурсов в части исполнения федеральных программ и нормативно-правовыми требованиями Правительства Ленинградской области в части исполнения региональных целевых программ.
3.2. Формы управления Программой при ее реализации.
Реализация Программы осуществляется в соответствии с областным законом от 19 февраля 1999 года N 23-оз "О региональных целевых программах Ленинградской области", постановлением Правительства Ленинградской области от 11 июля 2003 года N 149 "О порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией региональных целевых программ в Ленинградской области", постановлением Правительства Ленинградской области от 3 марта 2006 года N 54 "Об утверждении методических рекомендаций по оценке эффективности региональных целевых программ в Ленинградской области".
Вышеназванное постановление Правительства Ленинградской области от 11 июля 2003 г. N 149 признано утратившим силу
Организация работ, предусмотренных Программой, экспертиза предлагаемых решений и приемка выполненных работ осуществляется непосредственно комитетом по труду и социальной защите населения Ленинградской области.
Взаимоотношения между участниками реализации Программы осуществляются на договорной основе.
Решение вопросов реализации Программы осуществляется на основе рекомендаций комитета по труду и социальной защите населения Ленинградской области.
3.3. Контроль за выполнением Программы.
Контроль за выполнением программных мероприятий, целевым использованием бюджетных средств органами местного самоуправления осуществляет комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области.
О ходе реализации и результатах выполнения Программы, целевом использовании бюджетных средств комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области ежеквартально информирует комитет экономического развития Ленинградской области и ежегодно - Правительство Ленинградской области.
Общий контроль за ходом выполнения Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области по социальным вопросам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.