Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
постановлением Правительства
Ленинградской области
(приложение)
Концепция
развития начального профессионального образования
в Ленинградской области на период до 2010 года
Концепция развития начального профессионального образования в Ленинградской области на период до 2010 года (далее - Концепция) разработана в связи с принципиальными изменениями социально-экономических условий функционирования системы начального профессионального образования. Сформированная для выполнения заказа лишь одного заказчика - государства, она перестала соответствовать изменившимся требованиям и, оказавшись на рынке труда в качестве производителя образовательных услуг, предлагаемых потребителю как товар, в значительной мере потеряла устойчивость.
Из всех звеньев образовательной системы Российской Федерации начальное профессиональное образование в наибольшей степени оказалось затронутым структурной ломкой переходного периода и значительно запаздывает с изменениями по обновлению содержания образования, совершенствованию финансового механизма, организационной структуры и материальной базы.
Но даже с учетом того, что эта ступень профессионального образования с экономической точки зрения существенно отстает от потребностей экономики, она остается незаменимым звеном системы образования, поскольку ее социальная значимость для молодежи, для которой закрыта перспектива средней школы, определяется единственным шансом продолжить учебу, а не пополнить группу социально исключенных подростков.
Концепция подготовлена с учетом положений следующих законодательных и нормативных правовых актов, определяющих основные принципы реализации образовательной политики, а также приоритетные направления модернизации системы образования на средне- и долгосрочную перспективу: Закона Российской Федерации "Об образовании", областного закона "О правовом регулировании деятельности системы образования Ленинградской области", Национальной доктрины образования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года N 751, Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р.
Настоящая Концепция основана на реализации экономической и социальной функций системы начального профессионального образования, выражающихся через оптимальное согласование экономических и образовательных интересов общества в воспроизводстве трудового потенциала по категории квалифицированных рабочих и специалистов, и определяет цели, задачи, приоритетные направления развития системы начального профессионального образования Ленинградской области на период до 2010 года, а также механизмы их реализации.
В современных условиях образовательные учреждения начального профессионального образования должны входить в рыночные отношения через обновленный организационно-экономический механизм, выступая субъектом регионального товарного рынка в двух качествах:
как производители профессиональных образовательных услуг и продукции учебно-производственных мастерских;
как потребители рабочей силы, материальных и финансовых средств для воспроизводства кадрового и материально-технического потенциала.
С учетом этого развитие системы начального профессионального образования должно быть направлено:
на повышение мобильности и адаптированности системы к процессам, происходящим в региональной экономике, рыночной инфраструктуре, демографии;
на эффективное использование и наращивание всех видов ресурсов для повышения качества образовательных услуг, удовлетворения потребностей экономики в квалифицированных кадрах в территориально-отраслевом и профессиональном аспектах, молодежи - в получении качественного профессионального образования, взрослого населения - в профессиональной подготовке и переквалификации.
1. Общая ситуация и тенденции в системе начального
профессионального образования Ленинградской области
На 1 января 2006 года система начального профессионального образования Ленинградской области представлена 29 государственными образовательными учреждениями с контингентом обучающихся дневной формы обучения 15 507 человек. Основной контингент обучаемых - жители Ленинградской области (96,7 процента общего числа обучающихся).
В учреждениях начального профессионального образования ведется обучение по 75 профессиям (по 107 образовательным программам).
На современном этапе приоритетные направления деятельности системы начального профессионального образования Ленинградской области заключаются в оптимизации структуры, объемов и профилей профессиональной подготовки в соответствии с потребностями рынка труда и развивающейся экономики Ленинградской области, совершенствовании механизма формирования регионального заказа на подготовку кадров, в создании условий для более широкого вовлечения работодателей в процесс профессиональной подготовки кадров и развития органов государственно-общественного управления в профессиональном образовании.
В числе основных результатов деятельности в 2005 году - реструктуризация сети государственных образовательных учреждений начального профессионального образования Ленинградской области, приведение спектра образовательных программ начального профессионального образования в соответствие с региональным заказом на подготовку рабочих кадров.
В результате реструктуризации сеть учреждений начального профессионального образования сократилась на 17 единиц (16 учреждений присоединено к другим образовательным учреждениям начального профессионального образования, одно профессиональное училище преобразовано в политехнический колледж).
Начавшийся в 2005 году процесс реструктуризации сети учреждений начального профессионального образования Ленинградской области позволил более рационально использовать имущественный комплекс, материально-техническую базу и педагогические кадры объединившихся образовательных учреждений, исключить дублирование профессий, спланировать прием с учетом реальных перспектив развития образовательных учреждений, сложившейся демографической ситуации, потребности предприятий и организаций в квалифицированных кадрах.
Организовано профессиональное обучение и создана материально-техническая база по трем новым профессиям, востребованным на региональном рынке труда: "кровельщик", "монтажник санитарно-технических и вентиляционных систем и оборудования", "контролер полуфабрикатов и изделий из древесины".
С 2004 года комплектование образовательных учреждений начального профессионального образования Ленинградской области осуществляется в соответствии с региональным заказом на основании данных о потребности в квалифицированных рабочих кадрах, заявленной предприятиями и организациями на среднесрочную перспективу.
Основой формирования заказа является заключение прямых договоров на подготовку кадров между учебными заведениями и работодателями. Структура заказа носит отраслевой характер.
Функционирование системы начального профессионального образования Ленинградской области в 2002-2005 годах характеризуется следующими основными показателями:
N п/п |
Наименование показателя | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год |
1 2 3 4 5 6 7 |
Сеть учреждений ГОУ НПО *, единиц Контингент обучающихся в ГОУ НПО дневной формы обучения, человек - всего из них: на базе среднего (полного) общего образования на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования на базе основного общего образования без получения среднего (полного) общего образования в том числе: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей дети с ограниченными возможностями здоровья Численность обучающихся на 10 000 населения, человек Коэффициент наполняемости ГОУ НПО Прием в ГОУ НПО, человек - всего из них: выпускники 9-х классов выпускники 11-х классов дети, не имеющие основного общего образования в том числе: дети-сироты дети с ограниченными возможностями здоровья Доля выпускников 9-х классов, поступивших в ГОУ НПО, процентов Доля выпускников 11-х классов, поступивших в ГОУ НПО, процентов |
51 20 829 1780 16 993 2056 980 331 125 1,1 8551 6236 1187 1128 415 184 26,7 9,6 |
51 19 994 1465 16 472 2057 1146 370 122 1,04 7892 6040 1079 773 517 225 26,3 8,7 |
50 18 914 1238 15 801 1875 1336 436 113 1,0 7466 5647 854 965 623 284 25,9 6,8 |
29 15 507 802 12 474 2231 1151 317 107 0,89 5104 4320 543 241 427 317 23,6 4,5 |
В 2005 году в профессиональные училища и лицеи приняты 5104 человека, что составило 93,1 процента от утвержденных контрольных цифр приема.
Под влиянием демографической ситуации общий прием в образовательные учреждения начального профессионального образования с 2002 года сократился на 3,4 тысячи человек (почти на 40 процентов).
Основной контингент поступающих формируют выпускники 9-х классов, их доля увеличилась с 73 процентов в 2002 году до 84,6 процента в 2005 году.
Фактическое выполнение плана приема в 2005 году по группам профессий в соответствии с их отраслевой принадлежностью составило:
по профессиям сельскохозяйственного профиля - 904 человека (99 процентов плана);
по профессиям транспорта и связи - 607 человек (96,4 процента);
по профессиям промышленности - 1363 человека (92 процента);
по профессиям строительных, монтажных и дорожных работ - 725 человек (84 процента);
по профессиям легкой промышленности - 211 человек (72 процента);
по профессиям сферы обслуживания и общественного питания - 1294 человека (99 процентов).
На основании заявок работодателей в профессионально-технические училища принимается около 80 процентов общего приема молодых людей.
Развиваются договорные отношения образовательных учреждений начального профессионального образования с работодателями в сфере профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров для нужд предприятий и организаций Ленинградской области (в 2001 году было заключено 77 прямых договоров, в 2005 году - более 240).
Подготовка кадров в системе начального профессионального образования Ленинградской области в 2002-2005 годах характеризуется следующими основными показателями:
N п/п |
Наименование показателя | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год |
1 1.1 1.2 2 3 3.1 3.2. 4 |
Выпуск из ГОУ НПО, человек Общая занятость, процентов в том числе: трудоустройство продолжение обучения служба в Вооруженных силах Российской Федерации Занятость по отраслям, процентов промышленность транспорт и связь строительство сельское хозяйство торговля и общественное питание другие отрасли Обучение взрослого населения в ГОУ НПО, человек - всего в том числе: подготовлено новых рабочих переподготовлено повысили квалификацию из них обучено: по направлению служб занятости по договорам с предприятиями по индивидуальным договорам Итоги учебной деятельности ГОУ НПО Выпускники, прошедшие итоговую аттестацию, процентов Выпускники, получившие квалификационные разряды, процентов в том числе: выше установленных государственным стандартом дипломы с отличием ниже установленных государственным стандартом Выпускники ГОУ НПО, состоящие на учете в органах службы занятости населения на конец года, процентов от выпуска |
7784 87,6 51,4 14,6 21,6 23,1 10,8 9,0 17,8 18,3 21 7932 4586 2789 557 1693 669 5570 99,4 22,0 4,2 5,0 1,4 |
7500 87,9 52,3 16,0 19,5 29,8 8,2 6,9 18,0 24,4 12,7 6632 4952 1235 445 1583 533 4516 98,9 21,0 4,2 5,3 1,8 |
6925 88,8 51,6 14,3 22,9 27,4 11,6 8,8 16,6 16,0 19,6 6436 5082 954 400 1455 455 4526 99,8 18,5 2,8 6,0 1,7 |
6501 88,6 51,2 14,9 22,5 34,0 10,5 11,5 16,1 16,0 11,9 4570 3589 710 271 372 363 3835 97,6 25,9 4,1 7,8 2,3 |
Выпуск квалифицированных рабочих и специалистов из учреждений начального профессионального образования в 2005 году составил 6501 человек.
В соответствии с потребностью рынка труда в структуре подготовки кадров увеличилась доля молодых рабочих, подготовленных для отраслей промышленности (с 23,1 до 34,0 процента), строительства (с 9,0 до 11,5 процента).
Доля выпускников, получивших квалификационные разряды выше установленных государственным стандартом, увеличилась на 3,9 процента.
Выпускники с начальным профессиональным образованием востребованы работодателями. По итогам 2005 года по полученной профессии трудоустроено 51,2 процента выпускников, продолжили обучение в учреждениях среднего и высшего профессионального образования 14,9 процента, не трудоустроены из-за отсутствия рабочих мест 11,4 процента.
Материально-технический и кадровый потенциал системы начального профессионального образования используется также для профессиональной подготовки (переподготовки) взрослого населения. В 2005 году образовательными учреждениями начального профессионального образования Ленинградской области по программам профессиональной (ускоренной) подготовки (от 1 до 6 месяцев) обучено 4570 человек, в том числе по направлениям службы занятости населения - 372 человека (8,1 процента), по заявкам работодателей - 363 человека (8,0 процента), по индивидуальным договорам с гражданами - 3835 человек (83,9 процента).
Анализ перспективной потребности рынка труда Ленинградской области в квалифицированных рабочих кадрах на 2006-2010 годы, заявленной предприятиями и организациями, показывает, что в 2007-2008 годах спрос на квалифицированную рабочую силу увеличится с 8,2 до 9,2 тысячи человек, а в 2009-2020 годах будет находиться на уровне 7,3 тысячи человек. При этом более 60 процентов дополнительной потребности в кадрах предприятия готовы обеспечить за счет подготовки на базе образовательных учреждений начального профессионального образования.
Всего заявлена потребность почти по 450 рабочим профессиям. В перспективе наиболее востребованными будут 32 интегрированные рабочие профессии. Потребность предприятий по указанному кругу профессий составит в 2006-2010 годах в среднем 7,5 тысячи человек в год (около 70 процентов от заявленной потребности).
Возрастающие потребности регионального рынка труда в квалифицированных кадрах предъявляют новые требования к уровню материально-технического оснащения учреждений начального профессионального образования.
Вместе с тем материально-техническая обеспеченность системы начального профессионального образования характеризуется существенным дефицитом. Одна из основных проблем - нехватка современного производственного оборудования. Моральный и физический износ основных фондов, составляющий по разным видам учебного оборудования от 85 до 100 процентов, значительно снижает качество подготовки квалифицированных рабочих.
Потребность предприятий и организаций Ленинградской области в квалифицированных рабочих кадрах по наиболее востребованным профессиям в 2006-2010 годах:
Наименование профессии |
Дополнительная потребность в кадрах, человек |
В том числе потребность в подготовке кадров в ГОУ НПО, человек |
||||||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Слесарь - всего в том числе: слесарь аварийно-восстано- вительных работ слесарь механосборочных работ слесарь КИПиА слесарь по ремонту автомобилей слесарь по ремонту реакторно-турбинно- го оборудования слесарь по ремонту сельскохозяйствен- ных машин и оборудования слесарь по сборке металлоконструкций слесарь-ремонтник слесарь-сантехник Профессии строительства - всего в том числе: каменщик кровельщик маляр штукатур плотник столяр стропальщик Водитель - всего в том числе: водитель автомобиля Электромонтер - всего в том числе: электромонтер по обслуживанию и ремонту электроустановок электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Оператор - всего в том числе: оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм оператор котельной оператор машинного доения оператор технологических установок Электрогазосварщик Машинист - всего в том числе: машинист бульдозера машинист крана машинист экскаватора Тракторист-машинист сельскохозяйствен- ного производства Монтажник - всего в том числе: монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций монтажник санитарно-техничес- ких систем и оборудования монтажник технологического оборудования и связанных с ним конструкций Швея Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий Продавец Электросварщик ручной сварки Токарь Сборщик корпусов металлических судов Электрослесарь Овощевод Аппаратчик Повар Тракторист Станочник - всего в том числе: станочник деревообрабатываю- щих станков Моторист-матрос Вальщик леса Электромонтажник - всего в том числе: электромонтажник по силовым сетям и электрооборудованию Фрезеровщик Тракторист по подготовке лесосек, трелевке и вывозке леса Наладчик оборудования Итого Всего потребность |
1720 90 51 159 158 156 58 48 389 352 708 82 84 81 55 157 64 26 695 609 661 46 494 540 40 69 240 42 454 410 63 35 85 383 320 71 90 121 917 220 211 196 193 163 142 122 100 96 89 83 61 85 84 65 58 52 40 40 8876 9714 |
1393 77 51 154 132 50 50 66 336 223 590 59 54 75 39 113 53 32 556 482 529 46 373 652 33 76 221 209 401 427 63 56 62 295 300 77 72 116 324 231 230 192 176 169 38 137 110 80 82 155 136 80 66 65 58 52 30 40 7494 8240 |
1656 77 260 182 131 50 54 52 328 197 591 67 51 73 36 106 39 49 618 494 536 47 389 761 30 66 207 168 398 474 63 128 59 268 333 75 72 125 357 55 246 225 153 178 40 130 107 103 76 153 129 80 45 77 70 23 30 34 8065 9165 |
1313 75 51 129 148 50 52 51 321 202 587 74 55 62 37 106 60 37 519 442 469 47 323 400 31 63 186 13 396 323 62 44 59 278 303 76 86 106 305 53 166 228 148 186 45 127 105 82 74 153 128 82 45 71 65 23 33 36 6653 7332 |
1316 73 55 129 130 50 58 51 324 208 574 69 56 71 35 104 52 36 524 449 501 48 349 403 31 56 190 13 393 318 62 44 56 284 310 75 85 116 305 39 146 228 149 197 42 129 105 68 75 147 123 80 46 76 70 26 34 35 6646 7294 |
1357 90 21 123 125 136 58 14 257 330 498 57 71 59 24 137 64 12 545 505 542 42 416 503 40 68 240 30 340 233 39 15 48 383 153 18 77 31 186 220 88 81 114 51 118 122 93 86 87 66 51 83 44 36 31 22 16 24 6121 6675 |
1060 77 19 131 112 20 50 21 215 212 405 47 43 61 17 91 52 20 416 387 423 43 310 462 33 74 221 35 288 229 37 34 31 295 141 23 59 31 197 231 101 76 87 48 19 137 102 71 78 95 81 80 43 36 31 16 14 24 5200 5692 |
1035 77 20 126 106 20 54 21 211 186 380 53 42 39 14 86 38 25 440 407 390 43 283 431 30 64 207 30 280 223 41 21 32 268 148 22 58 40 218 55 117 87 88 46 20 130 99 75 72 92 74 80 22 42 36 13 14 18 4910 5377 |
1019 75 23 114 123 20 52 21 209 194 417 58 46 50 16 92 59 24 399 362 363 43 254 401 31 61 186 30 285 213 38 21 34 278 167 23 73 41 178 53 119 85 89 45 26 127 97 71 70 94 75 80 22 41 36 14 17 22 4823 5297 |
1012 73 25 114 104 20 58 21 211 198 413 54 47 59 14 91 51 24 409 374 375 44 264 405 31 54 190 30 288 206 38 20 29 284 174 22 72 51 188 39 116 83 90 46 23 129 96 60 71 87 70 80 23 41 36 17 18 21 4820 5268 |
Итоги проводимых ежегодных конкурсов профессионального мастерства среди учащихся учреждений начального профессионального образования, свидетельствуют о том, что зачастую продемонстрированные знания, умения и практические навыки, полученные в ходе образовательного процесса, не вполне соответствуют производственным технологиям, применяемым на производстве.
Одним из факторов, ограничивающим развитие начального профессионального образования, является также недостаточная обеспеченность кадрами необходимой квалификации. Численность педагогических работников в образовательных учреждениях начального профессионального образования Ленинградской области существенно не меняется, но сохраняется тенденция "старения" кадров и отставания их профессионального уровня от требований нового содержания образования и технологий обучения.
Демографические условия в перспективе приведут к дальнейшему сокращению объемов подготовки кадров в системе начального профессионального образования. Кроме того, в период с 2006 по 2010 годы прогнозируется сокращение численности населения трудоспособного возраста, вызванное падением рождаемости в начале 90-х годов и снижением интенсивности миграционных процессов.
В разрезе возрастных групп предполагается сокращение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, ухудшение соотношения возрастных групп населения моложе и старше трудоспособного возраста, что вызовет обострение проблемы дефицита трудовых ресурсов.
В таких условиях решающая роль отводится профессиональной ориентации молодежи, которая должна быть включена в сферу социальной адаптации уже на этапе общего образования.
Как показывают результаты опроса учащихся общеобразовательных учреждений, в сфере материального производства намерены работать от 2 до 8 процентов выпускников школ. Две трети старшеклассников не готовы самостоятельно решать вопросы, касающиеся выбора будущей профессии.
Анализ состояния и тенденций развития системы начального профессионального образования Ленинградской области позволяет выявить следующие проблемы ее функционирования:
система начального профессионального образования не в полной мере отвечает перспективным требованиям рынка труда по структуре и уровню профессиональной подготовки выпускников;
система начального профессионального образования испытывает значительный дефицит в ресурсном обеспечении и финансировании. Состояние материально-технической базы и уровень финансирования не соответствуют ее задачам в сфере социально-экономического развития региона;
в системе начального профессионального образования недостаточно развиты отношения социального партнерства между образовательными учреждениями и работодателями, что затрудняет становление новых форм и механизмов участия работодателей, профессиональных сообществ и других заинтересованных сторон в решении проблем профессионального образования;
фактически отсутствует ответственность учебных заведений за конечные результаты своей образовательной деятельности (в вопросах трудоустройства, закрепляемости выпускников на предприятиях).
2. Цели и задачи развития системы начального
профессионального образования Ленинградской области
Стратегической целью развития системы начального профессионального образования Ленинградской области является переориентация системы на наиболее полное удовлетворение потребностей экономики региона в квалифицированных рабочих кадрах, создание механизма согласования указанных потребностей с участием всех социальных партнеров, модернизацию организационно-экономического механизма функционирования системы начального профессионального образования.
Задачи развития системы начального профессионального образования Ленинградской области состоят в реализации следующих стратегий адаптации, обеспечивающих устойчивость системы в долгосрочной перспективе:
обеспечение тесной взаимосвязи между рынком труда и рынком образовательных услуг;
обновление содержания и технологий начального профессионального образования, повышение качества предоставляемых профессиональных образовательных услуг;
совершенствование экономических механизмов функционирования и инвестиционной привлекательности начального профессионального образования;
развитие кадрового потенциала системы начального профессионального образования, усиление социальной поддержки обучающихся и работников учреждений начального профессионального образования.
3. Приоритетные направления развития системы начального
профессионального образования Ленинградской области
Достижение стратегической цели и задач развития системы начального профессионального образования Ленинградской области обеспечивается путем реализаций системы программных мероприятий по следующим основным направлениям:
1) обеспечение тесной взаимосвязи между рынком труда и рынком образовательных услуг:
дальнейшее развитие системы среднесрочного прогнозирования потребности рынка труда в квалифицированных кадрах;
совершенствование механизма формирования регионального заказа на подготовку кадров в системе начального профессионального образования;
оптимизация сети образовательных учреждений начального профессионального образования (создание интегрированных образовательных учреждений, реализующих двухуровневое профессиональное образование), объемов и профилей подготовки кадров в системе начального профессионального образования; расширение подготовки по интегрированным профессиям, востребованным на рынке труда;
внедрение механизма целевой контрактной подготовки кадров в системе начального профессионального образования;
обеспечение участия работодателей и других социальных партнеров в развитии профессионального образования, в том числе в формировании регионального заказа на подготовку кадров, целевой контрактной подготовке кадров, оценке качества программ профессиональной подготовки и формировании содержания программ непрерывного профессионального образования;
развитие системы профессиональной ориентации учащейся молодежи в целях обеспечения всем молодым людям доступа к информации о профессиях, востребованных на рынке труда, профессиональном образовании и обучении и возможностях их получения;
обеспечение участия учреждений начального профессионального образования в реализации предпрофильной и профильной подготовки учащихся общеобразовательных школ;
организация внутрисетевого взаимодействия образовательных учреждений в целях повышения мобильности сферы образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективного управленческого опыта;
создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников учреждений начального профессионального образования путем развития целевой контрактной подготовки, создания в образовательных учреждениях служб маркетинговых услуг, формирования у выпускников готовности к самоопределению по вопросам подбора работы, организации собственного дела;
2) совершенствование содержания и технологий начального профессионального образования, повышение качества предоставляемых профессиональных образовательных услуг:
обеспечение соответствия содержания начального профессионального образования и методов обучения новым производственным технологиям;
привлечение работодателей к разработке и экспертизе учебных программ и учебно-программной документации, профессиональных образовательных стандартов и квалификаций, проведению аттестации учащихся;
создание учебно-программной документации по новым профессиям, включенным в региональный заказ на подготовку кадров в системе начального профессионального образования;
разработка и применение новой системы критериев и показателей оценки деятельности системы начального профессионального образования, отражающей соответствие функционирования данной системы задачам социально-экономического развития региона;
внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней образования, для обеспечения своевременного реагирования системы образования на динамично изменяющиеся потребности рынка труда и профессиональные запросы и учащейся молодежи;
обеспечение участия учреждений начального профессионального образования в реализации программ непрерывного профессионального образования, обеспечивающих преемственность различных уровней профессионального образования;
радикальное улучшение материально-технической базы учреждений начального профессионального образования;
обеспечение системы начального профессионального образования высококвалифицированными педагогическими кадрами и их социальная поддержка;
3) совершенствование экономических механизмов и инвестиционной привлекательности начального профессионального образования:
внедрение новых механизмов взаимодействия учреждений начального профессионального образования и работодателей, обеспечивающих привлечение в сферу образования дополнительных материальных, финансовых, интеллектуальных и иных ресурсов;
разработка финансовых нормативов на подготовку квалифицированных рабочих по профессиям начального профессионального образования приоритетных отраслей экономики региона;
создание попечительских, управляющих советов образовательных учреждений начального профессионального образования в целях привлечения дополнительных финансовых средств и обеспечения их эффективного расходования; разработка научно-методического обеспечения деятельности попечительских и управляющих советов в образовательных учреждениях начального профессионального образования;
развитие взаимодействия образовательных учреждений начального профессионального образования с органами службы занятости населения по созданию экономических условий для обеспечения занятости выпускников и подготовке (переподготовке) незанятого населения.
4. Этапы реализации Концепции
На первом этапе (2006-2007 годы) предусматривается проведение мероприятий, обеспечивающих:
завершение оптимизации сети образовательных учреждений начального профессионального образования, апробацию моделей их финансирования (создание интегрированных образовательных учреждений, реализующих двухуровневое профессиональное образование - отраслевых колледжей, а также профильных учреждений начального профессионального образования, осуществляющих обучение различных категорий молодежи, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, незанятого взрослого населения);
разработку и постепенное внедрение нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося в образовательных учреждениях начального профессионального образования в зависимости от реализуемых профессиональных образовательных программ (высоко-, средне- и низкозатратные профессии);
совершенствование региональной нормативно-правовой базы, регулирующей ответственность заказчиков и исполнителей регионального заказа на подготовку рабочих кадров; внедрение механизма целевой контрактной подготовки специалистов в учреждениях начального профессионального образования;
переход на подготовку кадров по рабочим профессиям в образовательных учреждениях начального профессионального образования на основе общего полного образования.
На втором этапе (2008-2009 годы) приоритет отдается мероприятиям, направленным:
на техническое перевооружение учебно-материальной базы системы начального профессионального образования; на инвестиции в модернизацию материальной инфраструктуры образования и другие высокозатратные работы; на обновление методического, кадрового и информационного обеспечения системы;
на создание интегрированных центров начального профессионального образования, объединяющих в своем составе образовательные учреждения, инфрастуктуру органов службы занятости населения и представительства региональных объединений промышленников и предпринимателей;
на развитие государственно-общественных форм управления в системе начального профессионального образования, обеспечение научно-методического сопровождения деятельности управляющих и попечительских советов в образовательных учреждениях;
на расширение объемов целевой контрактной подготовки кадров в образовательных учреждениях начального профессионального образования.
На данном этапе необходимо завершить переход системы начального профессионального образования на целевую контрактную подготовку кадров в соответствии с механизмом регионального заказа.
Основными принципами такого механизма являются:
формирование планов приема в образовательные учреждения начального профессионального образования в соответствии с перспективной потребностью экономики и социальной сферы в квалифицированных кадрах;
организация подготовки кадров на основе заявок работодателей через систему прямых договоров между работодателями и образовательными учреждениями;
софинансирование работодателями профессиональной подготовки в образовательных учреждениях начального профессионального образования;
учет потребностей в получении профессионального образования социально слабозащищенной категорией молодежи ("социальный заказ").
Внедрение механизма целевой контрактной подготовки позволит создать условия для обеспечения кадрами предприятий и учреждений производственной и социальной сферы, обеспечить социальную поддержку слабо защищенных категорий молодежи в получении качественного профессионального образования, улучшить показатели трудоустройства выпускников учреждений начального профессионального образования, повысить эффективность бюджетного финансирования системы начального профессионального образования, создать механизм реального финансового участия работодателей в подготовке необходимых квалифицированных рабочих кадров.
На третьем этапе (2010 год) реализуются мероприятия, направленные на осуществление постепенного перехода к финансированию учебных заведений начального профессионального образования с учетом конечных результатов их деятельности, а также анализируются и распространяются результаты, полученные на предыдущих этапах, определяются приоритетные направления развития системы начального профессионального образования на последующие годы.
5. Механизм реализации Концепции
Решение задач, поставленных в Концепции, обеспечивается путем реализации региональных целевых программ и других программных документов, определяющих комплекс мероприятий по развитию системы начального профессионального образования Ленинградской области:
План основных мероприятий по реализации Концепции развития начального профессионального образования Ленинградской области на период до 2010 года;
План действий органов исполнительной власти Ленинградской области по обеспечению предприятий и организаций квалифицированными кадрами на 2006-2007 годы, утвержденный постановлением Губернатора Ленинградской области от 3 марта 2006 года N 29-пг;
Постановлением Губернатора Ленинградской области от 12 марта 2012 г. N 25-пг названное постановление признано утратившим силу
Комплекс мероприятий по реализации в Ленинградской области приоритетного национального проекта в сфере образования и приоритетных направлений развития образования в Ленинградской области на период до 2010 года, утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 22 декабря 2005 года N 329;
региональная целевая программа "Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2006-2010 годы", утвержденная областным законом от 18 мая 2006 года N 32-оз;
региональная целевая программа "Развитие дополнительного профессионального (педагогического) образования в Ленинградской области на 2006-2009 годы", утвержденная областным законом от 13 июля 2005 года N 58-оз;
региональная целевая программа "Информатизация системы образования Ленинградской области на 2002-2006 годы", утвержденная областным законом от 16 августа 2002 года N 35-оз.
Организационно-техническое, методическое и экспертное сопровождение реализации Концепции предполагает проведение постоянного мониторинга результатов реализации программных мероприятий, в том числе:
выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации программных мероприятий и разработка предложений по их решению;
подготовка рекомендаций по уточнению и корректировке перечня программных мероприятий на очередной финансовый год.
6. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Реализация Концепции позволит придать системе начального профессионального образования Ленинградской области устойчивость и целостность, обеспечить ее переориентацию на удовлетворение потребностей регионального рынка труда и запросов личности в получении качественного профессионального образования, обновить структуру и содержание начального профессионального образования, создать новые механизмы взаимодействия учреждений начального профессионального образования и работодателей, обеспечивающие привлечение в сферу начального профессионального образования дополнительных материальных, финансовых, интеллектуальных и иных ресурсов.
Критериями и индикаторами оценки эффективности деятельности системы начального профессионального образования Ленинградской области являются:
удовлетворение потребностей социально-экономической сферы региона в профессионально-мобильных кадрах (повышение доли обучающихся в учреждениях начального профессионального образования на контрактно-договорной основе с работодателями, увеличение численности и доли выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в соответствии с заключенными договорами, повышение их закрепляемости на предприятиях и в организациях);
удовлетворение потребностей населения в качественных профессиональных образовательных услугах, расширение возможностей профессиональной самореализации молодежи (рост числа и доли обучающихся в рамках интегрированных учреждений профессионального образования, увеличение количества и доли детей с ограниченными возможностями, получивших начальное профессиональное образование);
снижение ресурсоемкости конечного результата деятельности в сфере начального профессионального образования, переход к эффективным правовым и экономическим механизмам, обеспечивающим стабильное функционирование и развитие профессиональных учебных заведений (рост привлеченных средств в систему начального профессионального образования Ленинградской области, совершенствование процедур оценки качества подготовки и сертификации квалификаций рабочих и специалистов; увеличение доли учреждений начального профессионального образования, имеющих органы общественно-гражданского управления образованием).
______________________
* ГОУ НПО - государственное образовательное учреждение начального профессионального образования.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Ленинградской области от 19 июня 2006 г. N 187 "О концепции развития начального профессионального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.