Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение I
Справка
о недостатках в организации платных услуг в образовательных
учреждениях Санкт-Петербурга
Важнейшей целью проводимой в стране школьной реформы является повышение качества образования. Закон РФ "Об образовании" отводит ведущую роль в этом процессе образовательному учреждению.
Образовательному учреждению предоставляются права юридического лица /ст.12 п.2 Закона РФ "Об образовании"/, что дает возможность в условиях ограниченного бюджетного финансирования привлекать дополнительные средства.
Согласно ст.45 Закона "Об образовании" к платным дополнительным образовательным услугам относятся "обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с учащимися углубленным изучением предметов и другие услуги". Основной признак дополнительных образовательных платных услуг тот, что они "не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета" /ст.45 п.3/.
Кроме Закона "Об образовании" организация платных образовательных услуг регламентируется Законом "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Кодексом Законов о Труде Российской Федерации, Основами гражданского законодательства.
В образовательных учреждениях Санкт-Петербурга получили распространение следующие виды платных образовательных услуг:
- дополнительные учебные программы,
- углубленное изучение предметов, которые не являются обязательными,
- репетиторство,
- услуги психологической службы,
- кружки по интересам,
- спортивно-оздоровительные мероприятия,
- услуги логопеда,
- музыкальные занятия,
- экзамены в системе экстерната,
- особые условия обучения в школе.
Комитетом по образованию в 1993 году были направлены в образовательные учреждения Санкт-Петербурга методические рекомендации по организации платных услуг. Однако, эти рекомендации не всегда выполнялись. Были выявлены следующие нарушения в применении вышеназванных рекомендаций.
1. В Уставах образовательных учреждений не всегда и не в полном объеме были зафиксированы вышеназванные виды платных услуг.
2. Руководители образовательных учреждений не использовали средства, выделяемые из бюджета, а вместо часов, оплачиваемых государством, вводили в учебный план отдельные предметы за счет средств родителей. Например, учебный план 11 класса составляет 38 часов в неделю, которые полностью обеспечены бюджетными ассигнования. Руководители школ в тарификационный список вносили 32 часа и 38 возможных, а за 6 часов, внесенных в учебный план в качестве дополнительных предметов, взимали плату с родителей. Данная практика запрещена Законом "Об образовании" /ст.45/. Родителями могут быть оплачены только вышеперечисленные виды платных услуг, если они остались за рамками учебного плана данного образовательного учреждения.
3. Сбор денег за услуги зачастую осуществляли работники учреждения, в должностные обязанности которых не входило выполнение данной работы, что является серьезным нарушением, т.к. сбор денег разрешен лишь специально уполномоченному лицу - кассиру, который работает по договору с осуществляющим платные услуги учреждением или предприятием и несет материальную ответственность.
4. Имели место случаи приема денег без выдачи квитанций, родители просто расписывались в ведомости или тетради против фамилии своего ребенка, а в ряде случаев - без квитанции и без росписи, в то время как оплата может производиться только в установленном Законом порядке: кассир оформляет в двух экземплярах соответствующий документ о произведенном наличном расчете, копия которого остается в распоряжении плательщика. Категорические запрещается сбор денег под роспись в ведомости. В случае осуществления безналичных расчетов квитанция об оплате с отметкой Сбербанка или копия платежного поручения предоставляется кассиру. Расчеты кассира с учреждением /предприятием/ и последних с банком производятся в установленном законом порядке.
5. Не всегда заключались письменные договоры между родителями и учреждением, предприятием, оказывающим платные услуги. Иногда договоры заключались между родителями и учреждением, а услуги оказывало предприятие, что вызывало вопросы со стороны родителей, особенно в отношении установления цены на услугу.
6. В отдельных случаях допускалось искусственное ограничение размеров оплаты труда работников, оказывающих платные услуги, что приводило к конфликтным ситуациям.
7. Иногда введение платных дополнительных услуг ухудшало условия обучения других учащихся, что конечно, недопустимо.
С учетом вышеизложенного Комитет по образованию доводит до сведения "Правила предоставления платных услуг в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.