Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к приказу вице-губернатора
Ленинградской области -
руководителя аппарата
Губернатора и Правительства
Ленинградской области
от 5 апреля 2005 г. N 7.1-08/1
Методические рекомендации
о порядке разработки и утверждения должностного регламента
государственного гражданского служащего в органах
исполнительной власти и аппаратах мировых судей
Ленинградской области
1. Общие положения
1.1. Должностной регламент является локальным нормативным актом, требования к которому установлены статьей 47 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ, определяющим квалификационные требования к должности, должностные обязанности, основные права и ответственность государственного гражданского служащего Ленинградской области (далее - гражданский служащий) при осуществлении им служебной деятельности по замещаемой должности.
1.2. Цели разработки должностного регламента:
1) создание организационно-правовой основы служебной деятельности гражданских служащих;
2) повышение ответственности гражданского служащего за результаты его деятельности, осуществляемой на основании контракта;
3) обеспечение объективности при проведении конкурса, аттестации, принятии решений о присвоении классного чина гражданскому служащему, о поощрении, о применении дисциплинарного взыскания.
1.3. Должностной регламент разрабатывается исходя из задач и функций, возложенных на конкретный государственный орган, в соответствии с положением, с соблюдением требований действующего законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации, нормативных правовых актов Ленинградской области.
1.4. Должностной регламент составляется для каждой штатной должности, предусмотренной штатным расписанием, носит обезличенный характер и объявляется гражданскому служащему под расписку при заключении служебного контракта, в том числе при перемещении на другую должность, а также при временном исполнении обязанностей по должности.
2. Требования, предъявляемые к содержанию должностного регламента
2.1. В должностном регламенте указывают наименование государственного органа, конкретной должности, реквизиты согласования и утверждения, место должности в Реестре должностей государственной гражданской службы Ленинградской области по группам (высшая, главная, ведущая, старшая, младшая) и по категориям (руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты), может быть указана непосредственная подчиненность (кому непосредственно подчиняется данный гражданский служащий), порядок назначения и освобождения от должности, наличие и состав подчиненных.
2.2. Должностной регламент включает:
1) квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
2) должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
3) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
4) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
5) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
6) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
7) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
8) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
2.3. В раздел квалификационных требований к должности входят требования
1) к уровню профессионального образования,
2) стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности,
3) профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
При указании квалификационного требования к уровню образования следует указывать конкретные специальности в соответствии с нормативными актами о специальностях и квалификациях, применяемыми при организации учебного процесса и оформлении дипломов. На текущий момент таким документом является Постановление Госстандарта России от 30.09.2003 N 276-ст, ОК 009-2003, 009-2003.
Минимальные квалификационные требования к стажу (опыту) работы регулируются ст. 12 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и ст. 14 Областного закона "О правовом регулировании государственной гражданской службы Ленинградской области".
2.4. В разделе должностных обязанностей непременно должны быть указаны конкретные функции, необходимостью исполнения которых обосновано введение конкретной должности в соответствующем штатном расписании. Конкретные обязанности должны соответствовать положению об органе исполнительной власти и положению о структурном подразделении, в штатном расписании которого введена соответствующая должность. Недопустимо включение в должностной регламент гражданского служащего функций и обязанностей, выходящих за рамки компетенции соответствующего органа.
2.5. В определенных специфических условиях служебной деятельности соответствующего государственного органа возможны совмещения должностей государственных служащих и функций руководителей и специалистов.
2.6. Согласно технологическому разделению труда при формулировке обязанностей руководителей учитываются их обязанности планировать, организовывать, координировать, контролировать, анализировать, принимать решения и оценивать результаты его выполнения.
Для специалистов, как правило, определяется круг обязанностей по подготовке проектов государственных решений в соответствии с перечисленными функциями, например:
- консультант готовит и анализирует многовариантные решения в определенной сфере, оценивает качество и обоснованность информации, изучает результаты практического применения решений, информирует руководство о возможных последствиях;
- главный специалист готовит решения по сложным перспективным, стратегическим проблемам, требующим высокого уровня профессионализма, принимает меры к их согласованию;
- ведущий специалист готовит решения по сложным текущим задачам, требующим решения в той или иной сфере деятельности;
- специалист I категории готовит решения по текущим вопросам и, возможно, участвует в подготовке решений компетенции главного и ведущего специалистов;
- специалист II категории и специалист участвуют в подготовке всех видов решений и выполняют оперативную текущую работу по обеспечению их выполнения.
2.7. В соответствии с постановлением Губернатора Ленинградской области от 21.01.2005 N 7-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Ленинградской области от 30 декабря 1997 года N 534-пг "Об утверждении инструкции по делопроизводству в органах исполнительной власти Ленинградской области", в должностные обязанности работников (не менее двух) должны быть включены функции правового (юридического) обеспечения деятельности соответствующего органа исполнительной власти Ленинградской области.
2.8. В соответствии с п. 3 постановления Губернатора Ленинградской области от 30 декабря 1997 года N 534-пг "Об утверждении инструкции по делопроизводству в органах исполнительной власти Ленинградской области" (с изменениями и дополнениями) следует предусмотреть в должностных обязанностях отдельных служащих функции ответственных за делопроизводство.
2.9. Также следует указать общие для всех гражданских служащих обязанности (основные обязанности урегулированы ст. 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
2.10. В целях временного исполнения обязанностей (в случае отпуска, командировки и так далее) в должностном регламенте следует предусматривать указание обязанности временно исполнять обязанности иного гражданского служащего.
2.11. Кроме того, в этом разделе указываются обязанности работника, возлагаемые на него в соответствии со сложившейся в данном структурном подразделении практикой распределения иных обязанностей, выполняемых данным подразделением по решению его руководителя.
2.12. Права предлагается формулировать исходя из содержания ст. 14 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
2.13. Перечень прав, которыми в пределах своей компетенции обладает гражданский служащий при исполнении возложенных на него должностных обязанностей, может содержать такие права служащего, как право принятия решений, получения информации, необходимой для работы, требования выполнения определенных действий, право визирования документов и участия в их обсуждении и подготовке и т.п.
2.14. Раздел "Ответственность" может содержать формы ответственности гражданского служащего за результаты и последствия его деятельности, а также за непринятие своевременных мер по конкретным вопросам служебной деятельности, если они относятся к кругу его непосредственных обязанностей.
Вопросы дисциплинарной ответственности гражданского служащего содержатся в ст. 57 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", где предусмотрены замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, освобождение от замещаемой должности, увольнение с гражданской службы. Перечислять их в должностном регламенте возможно, но не обязательно.
В отдельных случаях возможны иные виды ответственности, установленные федеральным и региональным законодательством.
Формулировка, предлагаемая в качестве примерной, связывает ответственность с нарушением запретов, связанных с гражданской службой, несоблюдением ограничений и невыполнением обязательств, установленных федеральными законами, неисполнением (ненадлежащим исполнением) должностных обязанностей, с утратой или порчей государственного имущества Ленинградской области, которое было предоставлено гражданскому служащему для исполнения должностных обязанностей.
2.15. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения, перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений, перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям должен корреспондироваться с должностными обязанностями конкретного гражданского служащего на закрепленном за ним участке работы, исходя из задач, которые стоят перед органом исполнительной власти и (или) структурным подразделением в соответствии с административным регламентом государственного органа.
2.16. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений должны основываться на сроках и процедурах, регулируемых Инструкцией по делопроизводству в органах исполнительной власти Ленинградской области и иными регламентными документами.
2.17. Раздел "Порядок служебного взаимодействия" отражает вертикальные и горизонтальные связи гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, а также с организациями и гражданами.
2.18. Раздел "Показатели эффективности и результативности" отражает вопросы оценки результатов деятельности государственного гражданского служащего в целях объективной его характеристики как специалиста.
В наиболее общем виде показатели деятельности конкретного государственного служащего не должны формулироваться без общих показателей эффективности деятельности государственных органов и специфических показателей эффективности конкретного органа исполнительной власти. Федеральным законом утверждение специфических показателей отнесено к компетенции самого органа и должно быть произведено правовым актом этого органа.
В показателях эффективности деятельности гражданского служащего следует предусматривать как объективные (например, количественные), так и субъективные (зависящие от личности оценивающего) характеристики результативности.
2.19. Описанные выше обязательные разделы текста должностного регламента могут быть дополнены другими, отражающими специфические условия работы конкретных государственных органов.
3. Порядок разработки, согласования, утверждения
должностного регламента
3.1. В соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданский службе Российской Федерации" соответствующим органом по управлению государственной гражданской службой должны утверждаться примерные должностные регламенты.
3.2. Органом по управлению государственной гражданской службой в системе органов исполнительной власти Ленинградской области в соответствии с положением является аппарат Губернатора и Правительства Ленинградской области.
3.3. В соответствии со ст. 47 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" утверждение должностного регламента является функцией представителя нанимателя.
3.4. Нанимателем для всех государственных гражданских служащих Ленинградской области является сам субъект РФ - Ленинградская область.
Представителем нанимателя в отношении государственных гражданских служащих в аппаратах мировых судей и органах исполнительной власти Ленинградской области в соответствии со ст. 5 Областного закона "О правовом регулировании государственной гражданской службы Ленинградской области" является Губернатор Ленинградской области.
3.5. В соответствии с постановлением Губернатора Ленинградской области "О кадровом процессе в системе органов исполнительной власти Ленинградской области" от 16 сентября 2004 года N 144-пг (с изменениями и дополнениями) функции по утверждению должностных регламентов Губернатором Ленинградской области делегированы руководителям органов исполнительной власти Ленинградской области (председателям комитетов, управляющему делами, начальнику особой части, начальнику мобилизационного управления, начальнику управления записи актов гражданского состояния, начальнику инспекции, руководителю аппарата).
3.6. Должностной регламент должен быть согласован управлением государственной службы и кадров, а также соответствующим юридическим (правовым) подразделением.
3.7. Согласованный и утвержденный должностной регламент хранится как оригинал нормативного акта управлением государственной службы и кадров.
3.8. Экземпляр должностного регламента, заверенный печатью отдела кадров, выдается гражданскому служащему, назначенному на соответствующую должность, в качестве приложения к служебному контракту.
Такой же экземпляр с оригиналом подписи гражданского служащего, ознакомленного при назначении на должность, подшивается в личное дело в качестве приложения к служебному контракту.
3.9. Для текущей работы с подлинника должностного регламента начальнику соответствующего структурного подразделения государственного органа может быть выдана заверенная печатью отдела кадров копия.
3.10. Должностной регламент вступает в силу с момента его утверждения руководителем государственного органа или другим должностным лицом, уполномоченным на это, и действует до замены новым должностным регламентом, разработанным и утвержденным в установленном порядке.
3.11. Требования должностного регламента являются обязательными для гражданского служащего, назначенного на соответствующую должность (и заключившего служебный контракт), с момента его ознакомления с должностным регламентом под подпись и до перемещения на другую должность или увольнения из государственных органов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.