Приказом Лицензионной палаты Правительства Санкт-Петербурга от 31 марта 2006 г. N 15-п настоящий приказ признан утратившим силу
Приказ Лицензионной палаты администрации Санкт-Петербурга
от 5 сентября 2000 г. N 223-п
"Об утверждении методических рекомендаций по проведению проверки
соблюдения лицензионных требований и условий осуществления
деятельности в сфере социального обслуживания населения"
Согласно Федеральному Закону от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", вступающему в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, прекращается лицензирование деятельности по социальному обслуживанию населения
С целью определения порядка и условий проведения проверок соблюдения лицензионных требований и условий осуществления деятельности в сфере социального обслуживания населения
Приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по проведению проверки соблюдения лицензионных требований и условий осуществления деятельности в сфере социального обслуживания населения
2. Начальнику управления надзора за соблюдением лицензионных условий Водовозову А.Н. обеспечить ознакомление сотрудников управления с данными методическими рекомендациями
3. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя председателя Лицензионной палаты Санкт-Петербурга Ромашову Е.В.
Председатель Палаты |
С.Ю.Ветлугин |
Методические рекомендации по проведению проверки соблюдения
лицензионных требований и условий осуществления деятельности
в сфере социального обслуживания населения
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25.09.98 г. N 158-ФЗ:
- Надзор за соблюдением лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, лицензирующими органами в пределах их компетенции.
- Лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и положением о лицензировании конкретного вида деятельности обязан обеспечить условия для проведения лицензирующими органами проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью определения порядка и условий проведения проверок соблюдения лицензионных требований и условий осуществления деятельности в сфере социального обслуживания населения.
В методических рекомендациях:
- представлены краткая характеристика социальных служб, их основные задачи, перечень предоставляемых услуг;
- рассмотрены вопросы нормативно-методического обеспечения деятельности, вопросы правового регулирования в области социального обслуживания населения;
- изложены требования к специалистам, к помещениям социальных служб, а также условия осуществления деятельности в сфере социального обслуживания населения;
- оговорены порядок привлечения учреждениями социального обслуживания к оказанию социальных услуг дополнительных организаций, порядок расчетов за выполненную работу (оказанную услугу), оформление договоров на социальное обслуживание;
- дан перечень документов, регламентирующих деятельность в сфере социального обслуживания;
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: "от 11.12.95 г. N 195-Фз" следует читать как "от 10.12.95 г. N 195-ФЗ"
- приведено содержание статей Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения" от 11.12.95 г. N 195-Фз (Приложение 2).
1. Нормативно-методическое обеспечение деятельности
в сфере социального обслуживания населения.
1.1. Деятельность в сфере социального обслуживания населения обеспечивается нормативными и методическими документами:
1.1.1. Международные и федеральные документы:
- Конституция Российской Федерации;
- Кодексы Российской Федерации;
- Международные стандарты;
- Законы Российской Федерации;
- Постановления Правительства Российской Федерации;
- Указы президента Российской Федерации;
- Приказы, постановления, письма Министерства социальной защиты населения, Министерства труда и социального развития, Министерства Здравоохранения, Министерства образования Российской Федерации.
1.1.2. Документы субъекта Российской Федерации:
- Распоряжения губернатора Санкт-Петербурга;
- Приказы Комитета по труду и социальной защите населения, Комитета по образованию, Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга;
- иные документы.
Наименования и реквизиты документов представлены в Приложении 1.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: "от 11.12.95 г. N 195-Фз" следует читать как "от 10.12.95 г. N 195-ФЗ"
1.2. Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает Федеральный закон Российской Федерации "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 11.12.95 г. N 195-ФЗ.
Содержание статей с 1 по 15 (представленных в приложении 2):
1. Социальное обслуживание
2. Законодательство Российской Федерации
3. Основные понятия
4. Системы социальных служб
5. Принципы социального обслуживания
6. Государственный стандарт социального обслуживания
7. Право граждан на социальное обслуживание
8. Материальная помощь
9. Социальное обслуживание на дому
10. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях
11. Предоставление временного приюта
12. Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания
13. Консультативная помощь
14. Реабилитационные услуги
15. Плата за социальное обслуживание.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: "от 11.12.95 г. N 195-Фз" следует читать как "от 10.12.95 г. N 195-ФЗ"
1.3. Отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируют Федеральные законы Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 16.09.98 г. N 158-ФЗ, "Об основах социального обслуживания населения" от 11.12.95 г. N 195-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 11.04.2000 г. N 326, направленные на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также установление правовых основ единого рынка.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: "от 17.05.96 г. N 830" следует читать как "от 17.07.96 г. N 830"
Порядок лицензирования в сфере социального обслуживания населения, осуществляемого предприятиями и учреждениями (за исключением государственных и муниципальных учреждений), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, без образования юридического лица определяет "Положение о лицензировании деятельности в сфере социального обслуживания населения", утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17.05.96 г. N 830.
1.4. Условиями осуществления деятельности в сфере социального обслуживания по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, социальной поддержке населения, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации являются:
1.4.1. Соблюдение Законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, требований техники безопасности и охраны труда, регламентирующих лицензируемые виды деятельности в сфере социального обслуживания населения.
1.4.2. В пределах срока лицензии лицензиат обязан обеспечить выполнение требований Государственных контролирующих и надзорных органов (Санэпиднадзора, Противопожарной службы и т.д.).
1.4.3. Обеспечить соблюдение условий и правовых принципов при социальном обслуживании населения.
1.4.4. Обеспечить соответствие социального обслуживания Государственным стандартам по объему и качеству услуг, порядку и условиям их выполнения.
1.4.5. Привлекать к оказанию социальных услуг дополнительные организации только при наличии у них лицензий по социальному обслуживанию населения.
1.4.6. Выполнять установленные требования к специалистам, осуществляющим социальное обслуживание населения.
1.4.7. Осуществлять социальное обслуживание населения по договорам с обязательным включением в них разделов, предусматривающих взаимную ответственность сторон.
1.4.8. В случае изменения реквизитов лицензиата или иных существенных условий выполнения лицензируемой деятельности, в 10-дневный срок в письменном виде проинформировать об этом Лицензионную палату Санкт-Петербурга.
1.4.9. Для осуществления деятельности на вновь организованных территориально обособленных объектах (помимо заявленных) необходимо представить в Лицензионную палату дополнительные документы в соответствии с действующим законодательством.
1.4.10. До окончания сроков действия заключений Государственных контрольных и надзорных органов (санэпиднадзора, противопожарной службы) представить в Лицензионную палату Санкт-Петербурга документы, подтверждающие разрешения этих органов, в пределах их компетенции, на осуществление лицензиатом заявленной деятельности на новый срок.
1.4.11. До окончания сроков действия правоустанавливающих документов на использование объектов (помещения, оборудования и т.д.) представить в Лицензионную палату Санкт-Петербурга материалы, подтверждающие возможность использования объектов на новый срок.
1.4.12. Устранить замечания заключения в установленные сроки.
1.4.13. Обеспечить условия для проведения проверок лицензирования деятельности, в том числе представление необходимой информации и документации, для осуществления лицензирующим органом надзорных полномочий.
1.4.14. Нарушение лицензионных условий является основанием для приостановления лицензии или ее аннулирования.
2. Общие положения
2.1.Деятельность социальных служб
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: "от 11.12.95 г. N 195-Фз" следует читать как "от 10.12.95 г. N 195-ФЗ"
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 11.12.95 г. N 195-ФЗ
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых услуг, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Предоставляемые услуги носят разовый или продолжительный (постоянный) характер.
Услуги могут оказываться гражданам как в учреждениях (стационарного, амбулаторного и др.типа), так и на дому и по телефону.
В центрах социального обслуживания в соответствии с "Примерным положением о центре", утвержденным приказом Минсоцзащиты от 20.07.93 г. N 137 осуществляется бытовое медицинское и культурное обслуживание.
В стационарах питание обслуживаемых может осуществляться как в специально оборудованных помещениях, так и в ближайших предприятиях общественного питания.
Отделениями социальной помощи на дому центров социального обслуживания представляются следующие услуги:
- доставка на дом продуктов питания;
- доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;
- доставка на дом медикаментов, а также благотворительная и другие виды натуральной помощи;
- оплата жилья, коммунальных и других услуг;
- сдача и доставка вещей и предметов домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт;
- содействие в получении необходимой медицинской и протезно-ортопедической помощи, посещение обслуживаемых лиц в стационарных лечебных учреждениях;
- организация предоставления различных услуг учреждениями и предприятиями торговли общественного питания, коммунально-бытового хозяйства, здравоохранения, нотариальных учреждений и т.п.;
- содействие в организации ремонта жилья, обеспечении топливом, обработке приусадебных участков, а также доставка воды и протопка печей;
- помощь в написании писем, оформлении документов, в т.ч. для установлении опеки и попечительства; обмена жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения;
- содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших.
Служба срочной помощи центров социального обслуживания для оказания неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке.
Основные направления деятельности службы:
- предоставление необходимой информации и консультаций по вопросам социальной помощи;
- обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
- предоставление одежды, обуви и других предметов первой необходимости;
- оказание материальной помощи;
- содействие в получении временного жилья;
- направление граждан в соответствующие органы и службы для квалифицированного и полного разрешения их вопросов;
- оказание экстренной психологической помощи, в том числе по "Телефону доверия";
- оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными особенностями.
Правовые услуги, оказываемые в учреждениях социального обслуживания включают:
- помощь в оформлении документов;
- содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ;
- оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат;
- содействие в получении юридической помощи и иных правовых услуг;
Социально-бытовые и санитарно-гигиенические услуги:
- оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях;
- обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;
- содействие в проведении медико-социальной экспертизы;
- проведение реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных) в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации;
- оказание первичной медико-санитарной и стоматологической помощи;
- организация прохождения диспансеризации;
- госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения, содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение;
- обеспечение техническими средствами и реабилитации;
- обеспечение санитарно-гигиенических требований в жилых помещениях и местах общего пользования.
Оказание психологической помощи, морально-психологической поддержки в учреждениях социального обслуживания включает в себя и консультативную помощь в учреждениях гражданам, нуждающимся в помощи, а также их родственникам, посещение специалистами и социальными работниками, нуждающихся в помощи граждан, находящихся в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания психологической поддержки граждан на дому.
В соответствии с "Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.07.98 г. N 867 в учреждениях предусмотрено проведение комплекса мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказание социальной помощи, осуществления связи с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.
Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь включает в себя:
- диагностику физического и психического развития и отклонения в поведении детей, консультирование в том числе анонимные, с целью снятия стресса;
- психолого-педагогическую реабилитацию и коррекцию;
- социально-трудовую адаптацию и профориентацию;
- лечебную педагогику;
- дифференциальное обучение и др.
Настоящее "Типовое положение" является типовым для государственных и муниципальных учреждений при осуществлении социальной помощи детям, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Для негосударственных учреждений настоящие Типовое положение является примерным.
(Из-за недостатка нормативных и регламентирующих документов для негосударственных учреждений, организаций социального обслуживания рекомендуется этот подход распространить при осуществлении всех видов деятельности в сфере социального обслуживания населения).
Специализированная помощь лицам с кризисными состояниями и профилактика суицидального поведения предоставляется организованной, в соответствии с приказом Минздрава РФ от 06.05.98 г. N 148, суицидологической службой, имеющей в своей структуре следующие отделения: "Телефон доверия", кабинет социально-психологической помощи, отделение кризисных состояний.
"Телефон доверия" предназначен для профилактической помощи по телефону обращающимся лицам с целью предотвращения у них суицидальных и иных опасных действий. Основное условие работы "телефона доверия" - сохранение тайны беседы с абонентом, за исключением тех случаев, когда выявляется наличие у абонента психического расстройства, обуславливающего непосредственную опасность для абонента или окружающих (в таких случаях ставится в известность служба скорой психиатрической помощи, милиция).
Кабинет социально-психологической помощи оказывает консультативно-лечебную и профилактическую помощь лицам обратившимся в связи с кризисным, суицидоопасным состоянием. Основная задача:
- оказание медицинской, психологической и социальной помощи пациентам;
- оказание психологической и психопрофилактической помощи населению терапевтической бригадой (врачом-психиатором, медицинским психологом, социальным работником).
Медицинский психолог участвует в приемах, проводит психологическую диагностику, психологические исследования и различные индивидуальные и групповые формы психотерапии и психологической коррекции.
Социальный работник обследует условия проживания и трудовой деятельности пациента, осуществляет реализацию его прав и интересов по месту работы или учебы, в органах и учреждениях исполнительной власти и др.; оказывает помощь в бытовом и трудовом трудоустройстве.
Отделение кризисных состояний. Задача отделения:
- стационарная лечебно-диагностическая помощь пациентам с выраженными суицидальными тенденциями;
- создание для пациентов отделения психотерапевтической среды;
- медико-психологическая и социальная помощь населению
В кризисных центрах помощи женщинам, "Примерное положение" о которых утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 10.07.97 г. N 40, (но не вступило в силу из-за отсутствия регистрации Министерством юстиции РФ) предусмотрено:
- оказание помощи различных видов женщинам, находящимся в кризисной ситуации, остро нуждающимся в незамедлительной социальной защите и помощи;
- поддержка женщин в решении проблем мобилизации их собственных возможностей и внутренних ресурсов по преодолению сложных ситуаций;
- социальный патронаж женщин, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке, предоставление временного приюта;
- повышение стрессоустойчивости и психологической культуры населения;
- помощь женщинам в создании в семье атмосферы уважения, благоприятного микроклимата, преодоления конфликтов и иных нарушений супружеских и внутрисемейных отношений;
- социально-психологическая помощь женщинам в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.
Центр оказывает социальные услуги следующим категориям женщин:
- подвергшимся психофизическому насилию;
- потерявшим родных и близких;
- имеющих детей-инвалидов;
- женщинам-инвалидам;
- одиноким матерям;
- несовершеннолетним матерям;
- беременным, в т.ч. несовершеннолетним и одиноким;
- женщинам из неполных семей;
- находящимся в предразводной и послеразводной ситуации;
- находящимся в конфликте с семьей;
- находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
- самостоятельно проживающим выпускницам детских домов и школ-интернатов;
- женщинам, вышедшим на пенсию и испытывающим дискомфорт, в т.ч. одиноким пожилым женщинам, брошенным детям.
Большое внимание уделяется:
- индивидуальной работе по предупреждению и избавлению от вредных привычек, по подготовке к созданию семьи и рождению ребенка;
- консультированию по медико-социальным вопросам (планирование семьи, современные средства контрацепции, гигиены питания и жилища, избавление от избыточного веса, вредных привычек, сексуальные расстройства, психосексуальное развитие и др.);
- обеспечению бытовых, психологических и прочих условий жизнедеятельности во время пребывания в стационарных отделениях на срок не более двух месяцев;
- обеспечению доступной и своевременной помощи женщинам, нуждающимся во временном приюте.
В социальных учреждениях, предназначенных для ночлега лиц без определенного места жительства и занятий - в "Домах ночного пребывания" (временное положение, утвержденное приказом Минсоцзащиты населения РФ от 25.01.94 г. N 10) гражданам предоставляется:
- ночлег, талон на питание (одноразовое);
- консультативная помощь в вопросах бытового и трудового устройства;
- определение в стационарные учреждения социального обслуживания;
- нуждающимся - первая доврачебная помощь и санобработка.
Гериатрические центры оказывают медицинскую помощь и медико-социальную помощь населению старших возрастов (лицам пожилого и престарелого возрастов).
Организация медико-социальной помощи требует тесного взаимодействия учреждений здравоохранения и социальной защиты населения.
Задача центра не только оказание консультативной, лечебно-диагностической и реабилитационной помощи пожилым гражданам, но и лицам с признаками преждевременного старения.
Дома для одиноких престарелых (стационарные учреждения социальной защиты населения. "Примерное положение о социальном доме для одиноких престарелых", утверждено Минсоцзащиты населения РФ от 07.04.94 г., N 1-1132-18) предназначены:
- для постоянного проживания одиноких граждан пенсионного возраста, а также супружеских пар из их числа, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании условий для самореализации основных жизненных потребностей;
- создание условий для предоставления проживающим престарелым гражданам социально-бытовых и медицинских услуг (помощи).
Социальный дом состоит из одно-, двухкомнатных квартир и комплекса служб социально-бытового назначения:
- медицинского кабинета;
- библиотеки;
- помещения клубной работы;
- столовой (буфета);
- пункта заказов на продовольственные товары;
- пунктов сдачи белья и вещей в прачечную;
- пунктов сдачи вещей в химчистку;
- помещений для трудовой деятельности.
Медико-социальная помощь гражданам пожилого возраста оказывается и в учреждениях социальной защиты стационарного типа - Домах интернатах для престарелых и инвалидов.
(В соответствии с инструкцией об организации медицинского обслуживания, противоэпидимических и санитарно-гигиенических мероприятий в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, утвержденной приказом Минсоцзащиты России от 28.07.95 г. N 170).
Медико-социальная помощь гражданам пожилого возраста направлена:
- на лечение имеющихся у них заболеваний и уход;
- поддержание активного образа жизни;
- социальную защиту в случае болезни и неспособности удовлетворить свои основные жизненные потребности.
2.2. Привлечение учреждениями социального обслуживания к оказанию
социальных услуг дополнительных организаций.
Деятельность служб (учреждений) социального обслуживания строится на сотрудничестве с различными государственными, общественными организациями и учреждениями, благотворительными фондами и отдельными гражданами.
При необходимости учреждения социального обслуживания населения могут привлекать к оказанию социальных услуг дополнительные организации при наличии у последних лицензий по социальному обслуживанию с непросроченными сроками действия.
Пользоваться столовыми, кафе и другими объектами социально-бытового назначения сторонних организаций при наличии у последних документов, подтверждающих правомочность предоставления тех или иных услуг (лицензии, сертификаты и т.д.) с непросроченными сроками действия.
2.3. Ведение документации в учреждениях социального обслуживания.
Порядок ведения документации в учреждениях социального обслуживания населения регламентируется нормативными документами Федерального и городского уровней (Государственных органов социальной защиты населения, социального развития, здравоохранения, образования и других, а также контрольных и надзорных органов в пределах своей компетенции).
Регламентом устанавливается перечень организационной, учетно-отчетной финансовой и иной документации, устанавливается (или рекомендуется) форма, устанавливается порядок ведения документации, а также оговариваются другие требования к ведению документации.
Приказом Минсоцзащиты России от 27.12.99 г. N 250 утвержден порядок учета работы (дневник, рабочая тетрадь) медицинских сестер отделения специализированной помощи на дому (Приложение 3).
(Форма дневника проста и информативна и может быть и рекомендована в качестве примерной (основы) при разработки негосударственными социальными службами, в том числе предпринимателями, собственной документации для учета оказываемых услуг).
Положением об отделении "Телефон доверия", утвержденным приказом Минздрава России от 06.05.98 г. N 148 предусмотрен еженедельный учет, составление сводок о всех случаях завершенных суицидов, суицидальных попытках на обслуживаемой территории, ведение журнала посещений, оформление письменных приглашений пациентов.
В утвержденном приказом Минсоцзащиты от 25.01.94 г. N 10 "Временном положении о доме ночного пребывания" предусмотрено ведение бухгалтерского учета в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности, утвержденным Приказом Минфина РФ от 26.12.94 г. N 170, организация учета медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с действующей инструкцией, утвержденной Приказом Минздрава от 02.06.87 г. N 747.
Инструкцией "Об организации медицинского обслуживания, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в домах-интернатах для престарелых и инвалидов", утвержденной приказом Минсоцзащиты от 28.07.95 г. N 170 предусмотрено:
- ведение журнала по учету сильнодействующих препаратов и спирта, журнала по прохождению медицинских осмотров сотрудниками;
- заполнение и направление в Центр санитарно-эпидемиологического надзора экстренных извещений по учетной форме N 58;
- ведение журнала регистрации случаев инфекционных заболеваний по учетной форме N 50;
- ведение бракеражных журналов (при приготовлении пищи в пищеблоках учреждения);
- наличие в каждой прачечной учреждения журнала медицинских осмотров и санитарного журнала, пронумерованного, прошнурованного и зарегистрированного в Центре госсанэпиднадзора;
- ведение медицинской документации по формам, установленным для них органами здравоохранения.
Наличие журналов, инструкций и другой документации по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности предусмотрено действующими нормативными актами, регулирующими вопросы охраны труда в Российской Федерации.
2.4. Договорные отношения в области социального обслуживания
Социальное обслуживание населения социальными службами осуществляется по договорам.
В соответствии со статьями Гражданского кодекса РФ, часть 1:
- договором признается соглашение двух или несколько лиц об установлении, изменении и прекращении гражданских прав и обязанностей (статья 420.1).
- условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия прописано законом или иными правовыми актами (статья 421).
- исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (статья 424.1).
- договор должен соответствовать, обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими к моменту его заключения (статья 422.1).
- договор, по которому сторона должна получать плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным (статья 423.1).
- безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления (статья 423.2).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона "Об основах социального обслуживания" социальное обслуживание осуществляется бесплатно и за плату. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется Правительством Российской Федерации.
Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами утверждено постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 г. N 739
Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Нормативными документами (в частности Положением о конкретном учреждении социального обслуживания) предусмотрено:
- оказание основных услуг бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты;
- оказание услуг, не входящих в перечень основных, за плату по прейскуранту стоимости социальных, медицинских и иных услуг, утвержденному местными органами самоуправления;
- оказание услуг на договорной основе.
Лица, принимаемые на социальное обслуживание на договорной основе, заключают с социальными учреждениями договор, определяющий характер и объем оказываемых услуг, а также порядок и размер оплаты за них.
Договор в обязательном порядке предусматривает взаимную ответственность сторон в установленном порядке, гарантию как обслуживаемым, так и социальным работникам.
Договор об условиях оказания услуг и оплате за них может заключаться как с лицом, принимаемым на обслуживание, так и с его родственниками, обязанными содержать его по закону, или с каждым из них при оплате на долевых условиях, а также с трудовыми коллективами, организациями и ведомствами, обеспечивающими обслуживание.
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 17.02.92 г. N 2300-1 (В редакции Федеральных законов РФ от 09.01.96 г. N 2-ФЗ и от 17.12.99 г. N 212-ФЗ) регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, выполнении работ, устанавливает права потребителей на приобретение услуг (работ) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
В соответствии с названным законом:
- порядок расчетов за выполненную работу (оказанную услугу) определяется договором между потребителем и исполнителем (статья 37);
- продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору (статья 4.1.);
- если законами или в установленном ими порядке, в частности стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям (статья 4.5.).
Государственная и общественная защита прав потребителей.
Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) осуществляют государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области прав потребителей. Этот орган (его территориальные органы) направляет:
- материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании;
- в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей (статья 40.1.).
3. Требования к помещениям учреждений и предприятий
социального обслуживания.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: "от 15.12.95 г. N 195-Фз" следует читать как "от 10.12.95 г. N 195-ФЗ"
В соответствии со статьей 17 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 15.12.95 г. N 195-ФЗ, учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:
1) комплексные центры социального обслуживания населения;
2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;
3) центры социального обслуживания;
4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
6) социальные приюты для детей и подростков;
7) центры психолого-педагогической помощи населению;
8) центры экстренной психологической помощи населению;
9) центры (отделения) социальной помощи на дому;
10) дома ночного пребывания;
11) специальные дома для одиноких престарелых;
12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
13) геронтологические центры;
14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.
Все учреждения должны размещаться в специально предназначенном здании (зданиях) или помещениях, выделенных в зданиях административного или жилого фонда, которые должны быть обеспечены всеми видами коммунально-бытового благоустройства, оснащены телефонной связью.
В соответствии с нормативными документами в учреждениях социального обслуживания предусмотрено наличие определенных служб, отделений, кабинетов и других структурных подразделений в зависимости от номенклатуры, целей и задач, поставленных перед социальным учреждением.
В центре социального обслуживания (приказ Минсоцзащиты РФ N 137 от 20.07.93, Примерное положение о центре социального обслуживания) предусмотрено наличие:
- отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов с помещениями для кабинета доврачебной (врачебной) медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, мастерских, помещения специально оборудованные для питания обслуживаемых, спальные помещения и т.д.;
- отделения социальной помощи на дому;
- службы срочной социальной помощи;
- других, создаваемых с учетом необходимости и имеющихся возможностей структурных подразделений, деятельность которых не противоречит задачам Центра.
Центры психолого-педагогической помощи населению (постановление Минтруда РФ от 10.07.97 N 40 "Об утверждении примерного Положения о кризисном центре помощи женщинам", приказ Министерства здравоохранения РФ от 06.05.98 N 148 "О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением") предусматривает наличие:
- отделения дневного пребывания;
- стационарного отделения;
- отделения "телефон доверия", расположенного в специально оборудованном помещении, где при необходимости предусмотрено несколько номеров телефонов, расположенных в отдельных звуконепроницаемых кабинетах;
- кабинет социально-психологической помощи с помещениями для приема пациента, для психолога, социального работника и другого персонала.
Центры экстренной психологической помощи по телефону (приказ Министерства здравоохранения РФ от 06.05.98 N 148 "О специализированной помощи лицам с кризисным состояниями и суицидальным поведением") предусматривает наличие специально оборудованного помещения, где при необходимости предусмотрено несколько номеров телефонов, расположенных в отдельных звуконепроницаемых кабинетах.
Центры (отделения) социальной помощи на дому (приказ Минсоцзащиты РФ от 20.07.93 N 137 "Об утверждении примерного Положения о центре социального обслуживания").
Дома ночного пребывания (Приказ Минсоцзащиты РФ от 25.01.94 N 10 "О домах ночного пребывания", постановление Правительства РФ от 08.06.96 N 670 "Об утверждении примерного Положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий") предусматривает наличие:
- помещений для ночлега;
- медицинского пункта;
- помещений для проведения санитарной обработки поступающих лиц и их одежды (душевная установка и дезинфекционная камера);
- изоляторы.
Специальные дома для одиноких престарелых (письмо Минсоцзащиты РФ от 11.04.94 N 1-1132-18, Примерное Положение о специальном доме для одиноких престарелых) предусматривает наличие:
- круглосуточного диспетчерского пункта;
- комплекса служб социально-бытового назначения - медицинский кабинет, библиотеку и помещение для клубной работы, столовую (буфет), пункт заказов на продовольственные товары, сдачи белья и вещей в прачечную или химчистку, помещения для трудовой деятельности и др.
Стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками).
Дом-интернат для престарелых и инвалидов (приказ Минсоцзащиты от 28.07.95 N 170 "Об утверждении Инструкции об организации медицинского обслуживания, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий в домах-интернатах для престарелых") предусматривает наличие:
- приемно-карантинного отделения;
- изолятора;
- медицинского блока;
- спальных комнат;
- кухни;
- продовольственных складов;
- столовой;
- бани;
- прачечной;
- комнаты дневного пребывания;
- клубного помещения;
- библиотеки-читальни;
- комнаты настольных игр;
- уборных;
- умывальных комнат;
- комнат гигиены женщины;
- кладовых;
- специального помещения для совершения обряда прощания с умершими;
- отделения милосердия для престарелых и инвалидов.
Гериатрические центры (приказ Министерства здравоохранения РФ от 28.07.99 N 297 "О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в Российской Федерации") предусматривает наличие:
- стационарных учреждений различного профиля;
- консультативного отделения;
- отделения диагностики;
- организационно-методического отдела (кабинета);
- вспомогательных подразделений и служб и т.д.
4. Санитарно-эпидемиологические требования
к учреждениям социального обслуживания.
Закон Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30.03.99 г. N 52-ФЗ" направлен на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В законе применяются следующие понятия:
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам факторов среды обитания хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, проектов строительных объектов, эксплуатационной документации.
В области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обязанность граждан (статья 10):
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии осуществляемой ими деятельности обязаны (статья 11):
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, должностных лиц;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению:
- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
- проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
- своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
- иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания;
- осуществлять гигиеническое обучение работников.
Перечень документов и их количество зависит непосредственно от вида осуществляемой деятельности и объектов, на которых эта деятельность осуществляется. Ниже дан краткий перечень документов устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования при осуществлении различных видов деятельности:
СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания"
СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания"
СниП "Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования".
СниП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий"
"Санитарные нормы микроклимата производственных помещений", утвержденные заместителем главного госсанврача СССР 31.09.86 N 4088-86.
"Санитарные нормы допустимых уровней шума на рабочих местах", утвержденные госсанврачом СССР 12.03.85 N 3223-85.
"Инструкция по проведению обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медосмотров", утвержденных МЗ СССР 29.09.89 N 555.
СанПиН 42-123-4117-86 "Условия и сроки хранения особо скоропортящихся продуктов".
Для обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека законом устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования:
- к жилым помещениям:
помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от срока;
- к производственным, общественным помещениям, зданиям, сооружениям, оборудованию и транспорту:
при эксплуатации должны осуществлять санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными правовыми актами Российской Федерации;
индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг, если нарушаются санитарные правила;
- к организации питания:
при организации питания в специально оборудованных местах, в том числе при их приготовлении, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила;
- к условиям воспитания и обучения:
в дошкольных и других образовательных учреждениях, независимо от организационно-правовых норм, должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания и выполняться требования санитарного законодательства;
программы, методики, технические и аудиовизуальные средства, учебная мебель, учебники и т.д. допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
На основании законов Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" и других нормативных актов, разрабатываются типовые инструкции для учреждений (предприятий) социального обслуживания, регулирующие организацию медицинского обслуживания, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий.
Приказом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 28.07.95 N 170 утверждена "Инструкция об организации медицинского обслуживания, противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий для престарелых и инвалидов".
Инструкция регулирует организацию медико-санитарного обслуживания престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты населения:
- домах-интернатах для престарелых и инвалидов общего типа;
- домах (отделениях) милосердия;
- геронтологических центрах;
- и других аналогичных учреждений.
В инструкции изложены санитарно-эпидемиологические требования к каждому структурному подразделению учреждения (приемно-карантинное отделение, изолятор, кабинеты врача, медицинской сестры, процедурный, лечебной гимнастики и массажа и иные, аптеки, лаборатории, кухни, продовольственные склады, столовые, бани-прачечные и другие) и организация в них противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий.
Требованиями регламентированы:
- номенклатура помещений;
- организация мероприятий (по площади, планировке, температурному режиму, освещенности и т.д.);
- оборудование и освещенность помещения;
- использование помещений (при наличии заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора);
- режимы проветривания, уборки помещений, территорий;
- дезинфекция помещений, мебели, стерилизация инструмента;
- обработка, стирка и смена белья;
- организация бань;
- организация питания;
- режимы мытья посуды;
- прохождение персоналом медицинского осмотра;
- организация трудовой терапии;
- и другие мероприятия.
Контроль за выполнением санитарно-эпидемиологических мероприятий осуществляется государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора (районными ЦГСЭН).
По результатам проверок санитарно-эпидемиологического состояния учреждения должностными лицами, осуществляющими санитарно-эпидемиологический контроль, составляет акт проверки.
В акте отражаются нарушения санитарно-эпидемиологического режима, указываются замечания и устанавливаются сроки их устранения и т.д.
Копия оформленного в установленном порядке акта проверки хранится в учреждениях и по первому требованию предоставляется государственным контрольным и надзорным органам, а также лицензирующим органам (статья 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25.09.98 г. N 158-ФЗ).
5. Требования пожарной безопасности
к учреждениям социального обслуживания
В соответствии с законом Российской Федерации "О пожарной безопасности" от 24.12.94 г. N 69-ФЗ, определяющим общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации:
- Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченными государственными органами.
- Нарушение требований пожарной безопасности - не выполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
- Противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержание помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.
- Государственный пожарный надзор - специальный вид государственной надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушения.
- Соблюдение требований пожарной безопасности является обязательным условием лицензирования для всех лицензируемых видов деятельности, в том числе работ, услуг. (Статья 32. Лицензирование).
- Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности (статья 34) - приложение 4.
Общие требования пожарной безопасности на территории Российской Федерации устанавливают "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации" ППБ 01-93 (введены в действие приказом МВД РФ от 14.12.93 г. N 536).
Правила ППБ 01-93 являются обязательными для исполнения всеми учреждениями и организации (независимо от форм собственности, вида деятельности и ведомственной принадлежности), их работниками, а также гражданами.
При обеспечении пожарной безопасности наряду с Правилами следует руководствоваться стандартами, СниП-и, нормами технического проектирования; отраслевыми и региональными правилами пожарной безопасности и другими, утвержденными в установленном порядке, нормативными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности.
Правила пожарной безопасности ППБ 01-93 устанавливают следующие условия и требования:
- на каждом объекте (здание, помещение, территория и т.д.) должна быть обеспечена безопасность людей при пожаре;
- на каждом объекте должна быть разработана инструкция о мерах пожарной безопасности для каждого взрывоопасного и пожароопасного участка (мастерская, цех и т.д.);
- ответственность за пожарную безопасность отдельных территорий, сооружений, помещений и т.д. несет руководитель организации;
- ответственность за пожарную безопасность объектов частной собственности несут их владельцы, а при аренде зданий, сооружений, помещений, установок - арендаторы;
- во всех производственных, административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны;
- помещения, здания и сооружения необходимо обеспечить первичными средствами пожаротушения в соответствии с Приложением 5;
- первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них;
- не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов;
- в зданиях и сооружениях при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка оповещения людей о пожаре);
- руководитель объекта с массовым пребыванием людей (50 человек и более) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре обязан разработать инструкцию, определяющую действия персонала по обеспечению безопасности и быстрой эвакуации людей;
- в помещениях (зданиях, сооружениях, территориях и других объектах) инструкцией должны быть определены и оборудованы места для курения;
- должен быть определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение;
- для объектов с ночным пребыванием (дома-интернаты, дома престарелых и инвалидов, дома ночного пребывания и т.д.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и ночное;
- на объектах ночного пребывания должно быть организовано круглосуточное дежурство обслуживающего персонала.
6. Требования к специалистам, социальным работникам,
осуществляющим социальное обслуживание населения.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания населения и склонные по своим личным качествам к оказанию социальным услуг.
Квалификационные требования к специалисту: уровень образования (высшее, среднее специальное, среднее); повышение квалификации, специализация (способ получения, периодичность, продолжительность курса обучения и т.д.), стаж работы по специальности предусмотрены Положениями о учреждении социального обслуживания того или иного типа (из номенклатуры социальных учреждений) и другими регламентирующими документами Федерального и муниципального уровня.
Требования Государственных стандартов социального обслуживания являются обязательными для социальных служб (специалистов, социальных работников и т.д.). Неукоснительное следование принципам социального обслуживания (гуманность, конфиденциальность, адресность, приоритетность, личная ответственность за соблюдение анонимности, прав и свободы граждан и т.д.) - таков далеко не полный перечень требований, предъявляемых к личным качествам специалистов, работников социальной сферы. (До недавнего времени личностные характеристики относились к разряду субъективных, в настоящее время появляются регламенты, в которых прямо или косвенно оговариваются те или иные личные качества, например, о таком качестве как ответственность специалиста в Положении "О кризисном центре помощи женщинам" пункт 1.12: ответственность за соблюдение анонимности, прав и свобод женщин, обратившихся в Центр несет как руководство, так и каждый сотрудник Центра в рамках действующего законодательства.)
Создание системы квалификационных тестов для специалистов, социальных работников позволяет раскрыть личностные характеристики и возможности.
Важной особенностью при осуществлении деятельности в сфере социального обслуживания является совместное выполнение поставленных задач по оказанию социальной помощи специалистами различных областей: психологами, работниками образования, здравоохранения, питания, социальными работниками и т.д.
Существующие положения о совместном взаимодействии социальных и медицинских работников, а также конкретные положения о социальном работнике, о медицинском психологе (приказы Минздрава N 294 от 30.10.95, N 391 от 26.11.96 г., с приложениями) позволяют регламентировать и упорядочить работу, в том числе и по подбору кадров и требованиям к специалистам.
Для работников социальной сферы обязательно наличие медицинского допуска к работе.
Лица, принятые на должность проходят предварительный медицинский осмотр с оформлением допуска к работе. Дальнейший порядок и периодичность медицинских осмотров устанавливается государственными территориальными органами здравоохранения или санэпиднадзора.
Положением о психолого-педагогических, медико-социальных центрах индивидуального сопровождения предусмотрен прием на работу в социальные центры педагогов-психологов, социальных педагогов и других специалистов, имеющих профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании, постоянное повышение своей квалификации в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также в учреждениях повышения квалификации.
Примерное положение об отделении специализированной помощи на дому предусматривает принятие на должность социальных работников граждан, прошедших соответствующую подготовку по установленной программе.
Специалисты подразделений суицидологической службы проходят обучение на курсах тематического усовершенствования по суицидологии.
К работе в отделении "Телефон доверия" суицидальной службы привлекаются врачи психиатры, психотерапевты, медицинские психологи, прошедшие специализацию по суицидологии и имеющие стаж работы в учреждениях, оказывающих психиатрическую помощь.
К работе в кабинете социально-психологической помощи привлекаются врачи психиатры, медицинские психологи и социальные работники.
Врач-психиатр со стажем работы в области практической психотерапии не менее 3 лет, при наличии сертификата по психиатрии, а также свидетельство о специализации по суицидологии.
Требования к медицинскому и иному персоналу отделения, относительно специализации и основных принципов работы с пациентами и их социальным окружением, соответствует требованиям, предъявляемым к персоналу кабинетов социально-психологической помощи.
Для врачей, работающих в гериатрических центрах необходимое требование - повышение квалификации по специальности "Гериатрия" (циклы продолжительностью 100 часов очной части). Привлекаемые к работе в центрах, социальные работники должны быть специалистами по социальной работе в здравоохранении.
При работе в домах ночного пребывания (или в других учреждениях социального обслуживания), где проводится санитарная обработка поступающих лиц и их одежды в душевых установках и дезинфекционных камерах, обязательным условием является наличие удостоверения (допуска) к работе с дезинфекционными камерами.
Приложение 1
Перечень документов, регламентирующих деятельность
в сфере социального обслуживания населения
и ее лицензирование.
I. Документы международного и федерального уровня
1. Международный стандарт "Управление качеством и элементы системы качества" ИСО 9402-2, 1991 г.
2. Кодекс Российской Федерации
2.1. Гражданский кодекс РФ
2.2. Семейный кодекс РФ
2.3. Жилищный кодекс РСФСР
3. Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН, ОКООЗ-93)
4. Федеральные законы
4.1. "О защите прав потребителей" от 07.02.92 г. N 2300-1
4.2. "О стандартизации" от 10.06.93 г. N 5154-1
4.3. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 г. N 5487-1
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: "от 24.12.94 г. N 69-ФЗ" следует читать как "от 21.12.94 г. N 69-ФЗ"
4.4. "О пожарной безопасности" от 24.12.94 г. N 69-ФЗ
4.5. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 02.08.95 г. N 122-ФЗ
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: "от 15.12.95 г. N 195-ФЗ" следует читать как "от 10.12.95 г. N 195-ФЗ"
4.6. "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 15.12.95 г. N 195-ФЗ
4.7. "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей" от 21.12.96 г. N 159-ФЗ
4.8. "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25.09.98 г. N 158-ФЗ
4.9. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99. N 52-ФЗ
5. Постановления Правительства РФ
5.1. "О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, представляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" от 25.11.95 г. N 1151
5.2. "О порядке обеспечения спецодеждой, обувью и инвентарем социальных работников государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания" от 04.12.95 г. N 1187
5.3. "О порядке участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности" от 16.12.95 г. N 1285
5.4. "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, представляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" от 15.04.96 г. N 473
5.5. "О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами" от 24.06.96 г. N 739
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: "от 17.06.96 г. N 829" следует читать как "от 17.07.96 г. N 829"
5.6. "О приемной семье" от 17.06.96 г. N 829
5.7. Распоряжение Правительства РФ "Социальные нормативы и нормы" от 03.07.96 г. N 1063-р
5.8. "Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" от 13.08.97 г. N 1013
5.9. "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 11.04.2000 г. N 326
6. Указы Президента РФ.
6.1. "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав" от 06.09.93 г. N 1338
6.2. "Об основных направлениях государственной семейной политики" от 14.05.96 г. N 712
7. Приказы, постановления, письма Министерства социальной защиты населения.
7.1. приказ "Об утверждении примерного положения о центре социального обслуживания" от 20.07.93 г. N 137
7.2. приказ "О домах ночного пребывания" от 25.01.94 г. N 10
7.3. письмо "Примерное положение о специальном доме для одиноких престарелых" от 11.04.94 г. N 1-1132-18
7.4. приказ "О создании отделений специализированной помощи на дому" от 27.12.94 г. N 259
7.5. приказ "Об утверждении Инструкции об организации медицинского обслуживания, противопожарных и санитарно-гигиенических мероприятиях в домах-интернатах для престарелых" от 28.07.95 г. N 170
7.6. приказ "О порядке и условиях зачисления на социальное обслуживание на дому" от 15.09.95 г. N 218
7.7. приказ "О постановлении Правительства РФ "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, представляемых гражданами пожилого возраста и инвалидам" от 03.06.96 г. N 165
7.8. приказ "Об утверждении форм Примерных договоров, заключенных между государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, представляющими платные социальные услуги, и гражданами пожилого возраста и инвалидами, получающие данные услуги, или их законными представителями" от 24.06.96 г. N 180
7.9. Постановление "Об утверждении примерного положения о кризисном центре помощи женщинам" от 10.07.97. N 40
8. Приказ Министерства труда и социального развития РФ "Об утверждении Примерного положения о Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" от 18.07.97 г. N 36
9. Приказы Министерства здравоохранения РФ.
9.1. "О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением" от 06.05.98 г. N 148
9.2."О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в РФ" от 28.07.99 г. N 297
II. Документы субъекта РФ.
10. Распоряжения губернатора Санкт-Петербурга.
10.1."О мерах по улучшению социальной защиты детей и подростков Санкт-Петербурга" от 25.03.97 г. N 257-р
10.2."О проведении лицензирования деятельности в сфере социального обслуживания семей, детей и молодежи Санкт-Петербурга" от 03.10.97 г. N 1019-р
10.3."О внесении изменений и дополнений в распоряжение губернатора Санкт-Петербурга от 03.10.97 г. N 1019-р" от 30.06.98 г. N 604-р
11. Приказ Комитета по труду и социальной защите населения Администрации Санкт-Петербурга "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, представляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями социального обслуживания в Санкт-Петербурге" от 15.07.1997 N 81
12. Приказ Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга "О психолого-педагогических, медико-социальных центрах индивидуального сопровождения развития учащихся Санкт-Петербурга" от 21.09.98 г. N 606.
Приложение 2
Закон Российской Федерации
"Об основах социального обслуживания населения
в Российской Федерации"
от 11.12.95 г. N 195-ФЗ.
Статьи 1-15.
Статья 1. Социальное обслуживание
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании
Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
1) социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;
2) клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;
3) социальные услуги - действия по оказанию клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом;
4) трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Статья 4. Системы социальных служб.
1. Государственная система социальных служб - система, состоящая как из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, так и из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. К муниципальной системе социальных служб относятся муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.
3. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населению без образования юридического лица.
4. Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.
Статья 5. Принципы социального обслуживания
Социальное обслуживание основывается на принципах:
1) адресности;
2) доступности;
3) добровольности;
4) гуманности;
5) приоритетности предоставляемых услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
6) конфиденциальности;
7) профилактической направленности.
Статья 6. Государственные стандарты социального обслуживания
1. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
2. Государственные стандарты социального обслуживания утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. Требования, установленные государственными стандартами социального обслуживания, являются обязательным для социальных служб независимо от форм собственности на всей территории Российской Федерации.
Статья 7. Право граждан на социальное обслуживание
1. Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом.
2. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина; его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.
3. Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.
Статья 8. Материальная помощь
1. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средства ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
2. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 9. Социальное обслуживание на дому
1. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.
2. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.
Статья 10. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях
Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Статья 11. Предоставление временного приюта
Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных условий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.
Статья 12. Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания
В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Статья 13. Консультативная помощь
В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.
Статья 14. Реабилитационные услуги
Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.
Статья 15. Плата за социальное обслуживание
1. Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.
2. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется Правительством Российской Федерации.
3. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности устанавливаются ими самостоятельно.
Приложение 3
На лицевой стороне обложки:
Дневник (рабочая тетрадь)
учета работы медицинской сестры отделения
специализированной помощи на дому.
-------------------------------------------------------------------------
(Фамилия, Имя, Отчество)
на первой странице:
список больных, находящихся на обслуживании
-------------------------------------------------------------------------
N Фамилия Домашний Диагноз Дата Дата и Примечание
Имя адрес (основной приема причина
Отчество (телефон) и сопут- на обслу- снятия
ствующий) живание с обслу-
живания
-------------------------------------------------------------------------
1 2 3 4 5 6 7
-------------------------------------------------------------------------
на второй странице
-------------------------------------------------------------------------
N Дата Ф.И.О. Краткое содержание Отметка лица,
посещения обслужива- проделанной работы проверяющего
емого работу (заме-
чания и пред-
ложения)
-------------------------------------------------------------------------
1 2 3 4 5
-------------------------------------------------------------------------
Примечание: лист назначения врача вклеивается в дневник.
Приложение N 4
Закон Российской Федерации "О пожарной безопасности"
от 24.12.94 г. N 69-ФЗ
Статья 34. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
Граждане имеют право на:
защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
возмещение ущерба, причиненного пожаром в порядке, установленном действующим законодательством;
участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.
Граждане обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности;
иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам пожарной охраны проводить обследования и проверки, принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
ППБ-01-93
Правила пожарной безопасности Приложение N 5
Определение необходимого количества
первичных средств пожаротушения
Об изменениях внесенных в настоящий раздел ППБ-01-93, см. приказы МВД РФ:
1. При определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их отношение к огнетушащим веществам, а также площадь производственных помещений, открытых площадок и установок.
2. Асбестовые полотна, грубошерстные ткани и войлок размером не менее 1х1 м предназначены для тушения небольших очагов пожаров при воспламенении веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха. В местах применения и хранения ЛВЖ и ГЖ размеры полотен могут быть увеличены (2х1,5; 2х2 м).
Каждое из перечисленных средств следует применять для тушения пожаров классов "А", "В", "Д", "(Е)" из расчета одно на каждые 200 кв.м. Площади.
3. В соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.009-83 бочки для хранения воды должны иметь объем не менее 0,2 куб.м. И комплектоваться ведрами. Ящики для песка должны иметь объем 0,5, 1,0 и 3,0 куб.м. И комплектоваться совковой лопатой по ГОСТ 3620-76.
4. Емкости для песка, входящие в конструкцию пожарного стенда, должны быть вместимостью не менее 0,1 куб.м. Конструкция ящика должна обеспечивать удобство извлечения песка и исключать попадание осадков.
5. Комплектование технологического оборудования огнетушителями осуществляется согласно требованиям технических условий (паспортов) на это оборудование или соответствующим правилам пожарной безопасности.
6. Комплектование импортного оборудования огнетушителями производится согласно условиям договора на его поставку.
7. Выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей рекомендуется производить в зависимости от их огнетушащей способности, предельной площади, класса пожара горючих веществ и материалов в защищаемом помещении или на объекте согласно ИСО N 3941-77:
класс А - пожары твердых веществ, в основном органического происхождения, горение которых сопровождаются тлением (древесина, текстиль, бумага);
класс В - пожары горючих жидкостей или плавящихся твердых веществ;
класс С - пожары газов;
класс Д - пожары металлов и их сплавов;
класс (Е) - пожары, связанные с горением электроустановок.
Выбор типа огнетушителя (передвижной или ручной) обусловлен размерами возможных очагов пожара. При их значительных размерами возможных очагов пожара. При их значительных размерах необходимо использовать передвижные огнетушители.
8. Выбирая огнетушитель с соответствующим температурным пределом использования, необходимо учитывать климатические условия эксплуатации зданий и сооружений.
9. Если возможны комбинированные очаги пожара, то предпочтение при выборе огнетушителя отдается более универсальному по области применения.
10. Для предельной площади помещений разных категорий (максимальной площади, защищаемой одним или группой огнетушителей) необходимо предусматривать число огнетушителей одного из типов, указанное в табл. 1 перед знаком "++" или "+".
11. В общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже должны размещаться не менее двух ручных огнетушителей.
12. Помещения категории Д могут не оснащаться огнетушителями, если их площадь не превышает 100 кв.м.
13. При наличии нескольких небольших помещений одной категории пожарной опасности количество необходимых огнетушителей определяется согласно п.7 и табл.1 с учетом суммарной площади этих помещений.
14. Огнетушители, отправленные с предприятиями на перезарядку, должны заменяться соответствующим количеством заряженных огнетушителей.
15. При защите помещений ЭВМ, телефонных станций, музеев, архивов и т.д. следует учитывать специфику взаимодействия огнетушащих веществ с защищаемыми оборудованием, изделиями, материалами и т.п. Данные помещения рекомендуются оборудовать хладоновыми и углекислотными огнетушителями с учетом предельно допустимой концентрацией огнетушащего вещества.
16. Помещения, оборудованные автоматическими установками пожаротушения, обеспечиваются огнетушителями на 50% исходя из их расчетного количества.
17. Расстояние от возможного очага пожара до места размещения огнетушителя не должно превышать 20 м. Для общественных зданий и сооружений, 30 м. Для помещений категорий А,Б и В, 40 м. для помещений категорий В и Г, 70 для помещений категории Д.
18. На объекте должно быть определено лицо, ответственное за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения.
Учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения следует вести в специальном журнале произвольной формы.
19. Каждый огнетушитель, установленный на объекте, должен иметь порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской. На него заводят паспорт по установленной форме.
20. Огнетушители должны всегда содержаться в исправном состоянии, периодически осматриваться, проверяться и своевременно перезаряжаться.
21. В зимнее время (при температуре ниже 1 C) огнетушители необходимо хранить в отапливаемых помещениях.
22. Размещение первичных средств пожаротушения в коридорах, проходах не должно препятствовать безопасной эвакуации людей. Их следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 м.
23. Асбестовое полотно, войлок (кошму) рекомендуется хранить в металлических футлярах с крылышками, периодически (не реже одного раза в 3 месяца) просушивать и очищать от пыли.
24. Для размещения первичных средств пожаротушения в производственных и складских помещениях, а также на территории объектов должны оборудоваться пожарные щиты (пункты).
25. Использование первичных средств пожаротушения для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожара, не допускается.
Таблица N 1
Нормы оснащения помещений ручными огнетушителями
Катего- рии Поме- щения |
Предель- ная за- щищаемая площадь кв.м. |
Класс пожа- ра |
Пенные и водные огнету- шители вмести- мостью 10 л |
Порошковые Огнетушители вместимо- стью, л |
Хладоновые огнетушители вместимостью 2(3) л |
Углекислотные огнетушители вместимостью, л |
|||
2 | 5 | 10 | 2 | 5(8) | |||||
А,Б,В (горю- чие га- зы и жидкос- ти) |
200 | А В С Д (Е) |
2++ 4+ - - - |
- - - - - |
2+ 2+ 2+ 2+ 2+ |
1++ 1++ 1++ 1++ 1++ |
- 4+ 4+ - - |
- - - - - |
- - - - 2++ |
В | 400 | А Д (Е) |
2++ - - |
4+ - - |
2++ 2+ 2++ |
1+ 1++ 1+ |
- - 2+ |
- - 4+ |
2+ - 2++ |
Г | 800 | В С |
2+ - |
- 4+ |
2++ 2++ |
1+ 1+ |
- - |
- - |
- - |
Г,Д | 1800 | А Д (Е) |
2++ - - |
4+ - 2+ |
2++ 2+ 2++ |
1+ 1++ 1+ |
- - 2+ |
- - 4+ |
- - 2++ |
Общест- венные здания |
800 | А (Е) |
4++ - |
8+ - |
4++ 4++ |
2+ 2+ |
- 4+ |
- 4+ |
4+ 2++ |
Примечания.
1. Для тушения очагов пожаров различных классов порошковые огнетушители должны иметь соответствующие заряды: для класса А - порошок АВС(Е); для классов В, С, и (Е) или АВС(Е) и для класса Д-Д.
2. Знаком "++" обозначены рекомендуемые к оснащению объектов огнетушители, знаком "+" - огнетушители, применение которых допускается при отсутствии рекомендуемых и при соответствующем обосновании, знаком "-" - огнетушители, которые не допускаются для оснащения данных объектов.
3. В замкнутом помещении объемом не более 50 кв.м. для тушения пожаров вместо переносных огнетушителей или дополнительно к ним могут быть использованы огнетушители самосрабатывающие порошковые.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Лицензионной палаты администрации Санкт-Петербурга от 5 сентября 2000 г. N 223-п "Об утверждении методических рекомендаций по проведению проверки соблюдения лицензионных требований и условий осуществления деятельности в сфере социального обслуживания населения"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Лицензионной палаты Правительства Санкт-Петербурга от 31 марта 2006 г. N 15-п настоящий приказ признан утратившим силу