Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
Концепция развития сферы культуры Санкт-Петербурга
на 2006-2009 годы
1. Введение
Концепция развития сферы культуры Санкт-Петербурга на 2006-2009 годы (далее - Концепция) разработана с учетом задач, стоящих перед Санкт-Петербургом в связи с принятием новой социально-экономической стратегии. Концепция направлена на создание основ для более эффективного, динамичного, целеустремленного развития отрасли и консолидированного участия в этом процессе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций, осуществляющих культурную деятельность на территории Санкт-Петербурга. Главная задача Концепции - определение целей и направлений развития на среднесрочный период.
Концепция учитывает взятый Правительством Российской Федерации курс на совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования. Концепция должна стать базой и практическим инструментом формирования целевых программ Правительства Санкт-Петербурга в сфере культуры, ведомственных программ Комитета по культуре, а также основным базовым документом для разработки планов, программ и отдельных проектов учреждений культуры, финансирующихся из бюджета Санкт-Петербурга, и других организаций культуры, претендующих на государственную поддержку.
Концепция отходит от узкого понимания сферы культуры как отрасли, подведомственной Комитету по культуре. Концепция стремится включить в орбиту единой политики все субъекты культуры, действующие в Санкт-Петербурге, независимо от того, поддерживаются ли они государством, развиваются на коммерческой или на безвозмездной основе.
Концепция разработана с учетом данных социологических исследований, проведенных закрытым акционерным обществом "Санкт-Петербургский социологический научно-исследовательский центр" на тему "Анализ приобщенности населения Санкт-Петербурга к культурной жизни города" и следующими нормативными документами:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2004 N 842 "О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация".
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2005 N 239 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ".
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 740 "О федеральной целевой программе "Культура России (2006-2010 годы)".
6. Устав Санкт-Петербурга.
7. Закон Санкт-Петербурга от 20.02.1998 N 28-6 "О молодежи и молодежной политике Санкт-Петербурга".
8. Закон Санкт-Петербурга от 12.10.2005 N 555-78 "О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге".
9. Закон Санкт-Петербурга от 26.10.2005 N 584-83 "О Программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы".
10. Закон Санкт-Петербурга от 21.12.2005 N 728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга".
11. Закон Санкт-Петербурга от 01.02.2006 N 40-8 "Об Основных направлениях молодежной политики Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы".
12. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.04.1995 N 13 "О мерах по сохранению и развитию культуры Санкт-Петербурга".
13. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.11.1999 N 50 "О мерах по развитию сферы культуры Санкт-Петербурга".
14. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 09.03.2004 N 361/1 "Об основных мероприятиях по развитию научной сферы, а также инновационной деятельности в науке и образовании Санкт-Петербурга на 2004-2007 годы".
15. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2004 N 431 "О Концепции реформирования городского хозяйства Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы".
16. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 06.04.2004 N 525 "О программе развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге на 2004-2006 годы".
17. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.05.2004 N 806 "О Комитете по культуре".
18. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 07.12.2004 N 1920 "О развитии системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга в 2005-2008 гг.".
19. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2005 N 343 "О Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг.".
20. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.04.2005 N 475 "О перспективном финансовом плане Санкт-Петербурга на 2006-2008 годы".
21. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.04.2005 N 550 "О Плане первоочередных мероприятий по модернизации деятельности общедоступных библиотек на 2006-2007 годы".
22. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2005 N 1427 "О Концепции оптимизации условий содержания и экспонирования коллекций животных Ленинградского зоологического парка на 2005-2009 гг.".
23. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.10.2005 N 1541 "О Программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 годы".
24. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 N 1681 "О Петербургской стратегии сохранения культурного наследия".
25. Ежегодное послание Губернатора Санкт-Петербурга Законодательному Собранию Санкт-Петербурга 2004 года.
26. Ежегодное послание Губернатора Санкт-Петербурга Законодательному Собранию Санкт-Петербурга 2005 года.
2. Преимущества и основные проблемы сферы культуры Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург - город классического искусства и традиционной культуры. Высокий уровень культурного предложения компенсирует отсутствие в регионе природных богатств, создает городу мировую известность, привлекает миллионы гостей, обеспечивает "статью петербургского экспорта", формирует климат для инвестиций.
Городская среда Санкт-Петербурга неповторима главным образом благодаря культуре. Сохранение и дальнейшее развитие уникального культурного пространства Санкт-Петербурга должны оставаться ключевыми задачами политики Санкт-Петербурга.
Несмотря на усилия последних лет, направленные на повышение материально-технической базы учреждений культуры, капитальный и текущий ремонт зданий и помещений, занимаемых такими учреждениями, проведение значительного числа культурных событий и мероприятий, центральной проблемой в сфере культуры продолжает оставаться проблема недостаточно высокого спроса на культурные услуги среди населения Санкт-Петербурга. Согласно данным социологического опроса, проведенного в 2005 году, только 15,5 процента горожан называют культуру среди любимых форм проведения досуга.
Другой проблемой, требующей повышенного внимания, является проблема доступности культурных услуг. Значительная часть населения ограничена в возможностях доступа к качественному культурному продукту в силу территориальной удаленности проживания от исторического центра города, где сосредоточено большинство учреждений культуры. Серьезными препятствиями могут являться нехватка информации, материальные проблемы, недостатки работы общественного транспорта, отсутствие комфорта и удобств для детей, инвалидов, пенсионеров.
Не менее серьезной является проблема престижа петербургской культуры. Санкт-Петербург как европейский и мировой центр культуры испытывает соперничество со стороны других городов, активно использующих фактор культуры для повышения своей привлекательности. Внутри Санкт-Петербурга идет характерная для общества с рыночной экономикой конкурентная борьба за потребителя между культурой и другими формами проведения досуга. При этом задача выработки специальной маркетинговой стратегии по осуществлению позиционирования петербургской культуры до недавнего времени не считалась настолько важной, чтобы решать ее на уровне Санкт-Петербурга. Недостаточно активно ведется представление культуры Санкт-Петербурга в российских регионах и за рубежом, а также въездная гастрольная деятельность.
В число проблем, требующих решения на уровне Санкт-Петербурга, входят не отвечающее современным нормам состояние многих зданий и помещений, в которых расположены учреждения культуры, нехватка помещений, недостаточное количество учреждений в новых районах Санкт-Петербурга, недостаточная модернизированность материально-технической базы.
Необходимо также обратить внимание на низкую общественную и экономическую эффективность функционирования ряда учреждений культуры, обусловленную, в первую очередь, острым дефицитом управленческих кадров, недостаточным внедрением программно-целевого метода бюджетного планирования, несовершенством системы оценки результатов деятельности, неразвитостью "обратной связи" с обществом.
3. Культура в структуре ориентиров современной
социально-экономической политики Санкт-Петербурга
Государственная политика в сфере культуры может быть эффективной только в том случае, если она осуществляется в едином комплексе с текущей социально-экономической политикой. Цели культурного развития должны соответствовать тем целям, на достижение которых направлены усилия общества. В Концепции предпринята попытка интегрировать культурную политику в систему общей политики обновления Санкт-Петербурга.
Программой социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 26.10.2005 N 584-83 (далее - Программа), предусматривается, что главной целью социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы является рост благосостояния жителей Санкт-Петербурга. В системе приоритетных задач ключевое место занимает задача повышения качества городской среды, которое определяется исходя из соответствия определенным стандартам проживания. Программой разработана система таких стандартов, единая для всех сфер городского хозяйства. Для каждой отрасли определяются свои нормативы стандартов и нормативные значения.
На основании Программы делаются следующие, принципиально важные для управления сферой культуры выводы:
1. В рамках современной политики Санкт-Петербурга культура рассматривается как одна из отраслей по оказанию услуг населению, вносящих, наряду со здравоохранением, общим образованием, общественной безопасностью, общественным транспортом, жилищно-коммунальным хозяйством и социальной защитой, определенный вклад в социальную и экономическую жизнь Санкт-Петербурга.
2. Вклад культуры заключается в содействии повышению качества городской среды и качества проживания в Санкт-Петербурге.
3. В культуре, как и в других сферах, необходимо поддерживать процессы, способствующие общественной эффективности услуг, доступности услуг и развитию ресурсов.
4. Результаты деятельности в сфере культуры будут оцениваться исходя из конкретных числовых индикаторов, отраслевых нормативов и показателей.
4. Цель и основные задачи современной политики
Санкт-Петербурга в сфере культуры
На 2006-2009 годы устанавливается главная цель политики Санкт-Петербурга в сфере культуры:
расширение участия населения в культурной жизни.
Предлагается использовать следующие понятия в качестве ориентиров для осуществления процесса развития сферы культуры:
востребованность;
доступность;
статусность;
динамизм;
устойчивость;
эффективность.
Соответствующие этим ориентирам задачи формулируются следующим образом:
1. Повышение внимания к интересам населения в процессе формирования и предоставления услуг в сфере культуры.
2. Повышение доступности культурных услуг для всех категорий и групп населения Санкт-Петербурга.
3. Повышение престижа петербургской культуры и культурной деятельности.
4. Поддержка многообразия и богатства творческих процессов в пространстве культуры Санкт-Петербурга.
5. Сохранение уникальных ресурсов культуры Санкт-Петербурга и их развитие с учетом традиционных особенностей и типовых черт.
6. Повышение эффективности управления процессами в сфере культуры.
С учетом поставленных задач предлагаются следующие основные направления развития культурной сферы Санкт-Петербурга:
1. Модернизация услуг в сфере культуры в интересах всех групп и слоев населения Санкт-Петербурга.
2. Повышение образовательной роли культуры.
3. Обеспечение доступности культурных услуг и творческой деятельности для лиц с ограниченными физическими возможностями и малообеспеченных слоев населения.
4. Обеспечение равномерного распределения культурного предложения по районам Санкт-Петербурга.
5. Совершенствование информационного пространства петербургской культуры.
6. Поддержка процессов, способствующих росту престижа петербургской культуры среди населения Санкт-Петербурга, в Российской Федерации и за рубежом.
7. Содействие росту многообразия и богатства творческих процессов.
8. Сохранение культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга и поддержка устойчивого развития сферы культуры.
9. Совершенствование управления и финансово-хозяйственной деятельности учреждений культуры.
Перечень ожидаемых результатов реализации указанных направлений представлен в приложении к Концепции.
5. Основные направления развития сферы культуры Санкт-Петербурга
5.1. Модернизация услуг в сфере культуры в интересах всех групп
и слоев населения Санкт-Петербурга
Развитие культурного предложения в Санкт-Петербурге должно учитывать меняющиеся потребности общества. Учреждениям культуры следует больше ориентироваться на потребителя, повышать внимание к его запросам и пожеланиям. Необходимо применять дифференцированный подход к потребителю в зависимости от его принадлежности к той или иной возрастной, социальной, национальной, иной группе или аудитории.
Задачи в рамках данного направления:
повышение адресности культурных услуг, ориентация услуг на конкретные группы и категории потребителей;
повышение разнообразия культурных услуг; расширение доступа к ценностям и объектам, ранее неизвестным или закрытым для обозрения;
повышение комфортности потребления услуг и улучшение стандартов обслуживания;
обеспечение оснащенности процесса предоставления услуг современными техническими и технологическими средствами;
развитие дополнительных услуг в учреждениях культуры;
расширение использования открытых городских пространств для проведения культурных мероприятий.
5.2. Повышение образовательной роли культуры
Использование ресурсов культуры в образовательных целях в значительной мере обуславливает спрос на услуги культуры, способствует конкурентоспособности и экономическому успеху отдельных культурных мероприятий и инициатив.
Задачи в рамках данного направления:
развитие образовательной деятельности организаций культуры, направленной на обслуживание детско-юношеской аудитории; расширение круга организаций, работающих в этой сфере;
развитие культурно-образовательной деятельности, направленной на привлечение семейной аудитории, различных групп и категорий взрослого населения;
повышение уровня методической обеспеченности культурно-образовательного процесса; внедрение инновационных моделей и методик, современных технических и технологических средств;
привлечение внимания общества к важности и приоритетности развития образовательной функции культуры.
5.3. Обеспечение доступности культурных услуг и творческой деятельности
для лиц с ограниченными физическими возможностями
и малообеспеченных слоев населения
Отдельного внимания со стороны государства требуют вопросы социальной интеграции малообеспеченных горожан, инвалидов, детей-сирот, беженцев, многодетных семей. Роль культуры в решении этих вопросов должна повышаться. Право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и творческих процессах относится к основным правам личности и гарантируется государством.
Задачи в рамках данного направления:
развитие в учреждениях культуры системы льготного и бесплатного обслуживания отдельных категорий населения;
расширение социокультурной деятельности организаций культуры, создание культурных программ для категорий населения, требующих социальной поддержки;
обеспечение оснащенности учреждений культуры специализированным оборудованием и материально-техническими средствами для доступа инвалидов и групп с ограниченной мобильностью;
привлечение внимания общества к проблемам инвалидов и малообеспеченных групп населения, содействие развитию творческих способностей представителей этих групп, применению их творческого и интеллектуального потенциала в сфере культуры.
5.4. Обеспечение равномерного распределения культурного
предложения по районам Санкт-Петербурга
Жители удаленных от центра районов по объективным причинам ограничены в возможностях пользоваться услугами большинства культурных учреждений Санкт-Петербурга. Требуются скоординированные и планомерные усилия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга для решения существующей проблемы.
Задачи в рамках данного направления:
активизация деятельности организаций культуры, расположенных в "спальных" районах Санкт-Петербурга;
повышение объема и качества услуг, предоставляемых домами культуры, учреждениями культурно-досугового типа, подростково-молодежными клубами, кинотеатрами, библиотеками и другими организациями различных форм собственности в удаленных от центра районах Санкт-Петербурга;
расширение географии общегородских праздников; совершенствование календаря праздничных мероприятий районного масштаба;
расширение сети организаций культуры, увеличение числа площадок для предоставления культурных услуг населению в удаленных от центра районах Санкт-Петербурга;
повышение посещаемости учреждений культуры, расположенных в центре Санкт-Петербурга, жителями "спальных" районов Санкт-Петербурга.
5.5. Совершенствование информационного пространства
петербургской культуры
Недостаточная информированность населения Санкт-Петербурга о предоставляемых культурных услугах должна быть восполнена путем совершенствования информационной поддержки проводимых акций и мероприятий. Будущее информационного поля культуры Санкт-Петербурга - в расширении электронных ресурсов учреждений и в их объединении на базе информационно-ресурсных центров обслуживания горожан.
Задачи в рамках данного направления:
создание условий для формирования единого культурно-информационного пространства Санкт-Петербурга;
развитие информационно-рекламной деятельности организаций культуры и расширение связей организаций культуры со средствами массовой информации;
развитие информационно-издательской деятельности в сфере культуры;
повышение оснащенности организаций культуры современным оборудованием и программным продуктом, расширение использования информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры;
содействие созданию собственных информационных ресурсов организаций культуры и их использованию в сети Интернет;
поддержка создания и обновления сводных информационных Интернет-ресурсов сферы культуры.
5.6. Поддержка процессов, способствующих росту престижа
петербургской культуры среди населения Санкт-Петербурга,
в Российской Федерации и за рубежом
Содействие динамичному развитию туристической отрасли - одна из актуальных задач культуры. Туристическая привлекательность Санкт-Петербурга во многом зависит от количества престижных культурных событий, проводящихся в Санкт-Петербурге, от уровня комфортности предоставления культурных услуг, от уровня обслуживания в учреждениях культуры.
Усиление влияния петербургской культуры в регионах Российской Федерации и за рубежом, формирование имиджа Санкт-Петербурга - составная часть современной политики Санкт-Петербурга. Должны активнее развиваться межрегиональное и международное культурные сотрудничества, в первую очередь со странами Балтийского региона и в рамках Содружества Независимых Государств, где требуется поддержка русской культуры и русского языка. Одновременно необходимо вести работу над повышением статуса культуры в системе ценностей горожан.
Задачи в рамках данного направления:
увеличение числа престижных мероприятий общероссийского и международного уровня на площадках Санкт-Петербурга; расширение представления культуры других регионов и стран;
расширение программ общегородских праздничных мероприятий;
расширение представления петербургской истории, учреждений культуры, коллективов, знаменитых имен Санкт-Петербурга в культурных мероприятиях;
развитие посредством культуры идей гражданственности, патриотизма, традиционной петербургской толерантности;
развитие новых форм и направлений культурно-образовательного туризма; обеспечение модернизации учреждений культуры и их деятельности, направленной на привлечение и эффективное обслуживание гостей Санкт-Петербурга;
содействие широкому использованию в сфере культуры маркетинговых технологий;
расширение информационной поддержки пребывания туристов в Санкт-Петербурге;
активизация прямых контактов учреждений культуры, творческих союзов, общественных организаций с российскими и международными партнерами;
расширение представительства петербургской культуры в российских регионах и за рубежом;
повышение вовлеченности горожан и структур гражданского общества в процесс формирования единого культурного пространства Санкт-Петербурга.
5.7. Содействие росту многообразия и богатства творческих процессов
В основе культурного процесса лежит творческая деятельность отдельных личностей. Создание широких возможностей для реализации творческого потенциала личности на профессиональном или любительском уровне - норма современного цивилизованного общества.
Творческое многообразие, свойственное Санкт-Петербургу как современному мегаполису, должно рассматриваться как фактор, вносящий существенный вклад в формирование привлекательного образа Санкт-Петербурга, влияющий на качество проживания, на развитие туризма и становление экономики Санкт-Петербурга.
Задачи в рамках данного направления:
создание условий для выявления и продвижения молодых дарований;
обеспечение устойчивого развития традиционной системы музыкального и художественного образования, средних профессиональных учебных заведений;
содействие развитию современного искусства всех направлений;
содействие развитию творческих союзов и других общественных организаций, объединяющих учреждения и частных лиц, занятых в сфере культуры, представителей творческих профессий;
поддержка современной молодежной культуры;
содействие развитию национальных культур, традиций и обычаев этнических общностей и национальных образований Санкт-Петербурга;
создание условий для развития народного творчества и ремесел;
создание условий для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры;
содействие развитию любительского творчества.
5.8. Сохранение культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга
и поддержка устойчивого развития сферы культуры
Богатство петербургского наследия в значительной мере обуславливает привлекательность Санкт-Петербурга для бизнеса, инвестиций, туризма и проживания.
Основные приоритеты, критерии и направления деятельности по сохранению недвижимого наследия изложены в постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 N 1681 "О Петербургской стратегии сохранения культурного наследия". Дополнительно следует отметить важность работы по сохранению движимого наследия: библиотечных, музейных, архивных, кино-, фото- и иных аналогичных фондов.
Параллельно с решением задач, связанных с сохранностью объектов культуры, должны активней решаться задачи развития организаций культуры. Речь идет о таких направлениях, как новые постановки в театрах, экспозиционно-выставочная работа в музеях, пополнение репертуаров оркестров и концертных коллективов, издательская деятельность.
Значительные усилия требуются для приведения в надлежащий вид зданий и помещений, занимаемых учреждениями культуры. В настоящее время около 150 объектов недвижимости, занимаемых подведомственными Комитету по культуре организациями, остро нуждаются в ремонтно-реставрационных работах. Для отдельных учреждений культуры требуются новые площади и новые здания. Предложения по реконструкции и строительству объектов недвижимости для существующих и вновь создаваемых организаций учтены в Генеральном плане Санкт-Петербурга.
Задачи в рамках данного направления:
обеспечение сохранности предметов музейного фонда Российской Федерации, фондов библиотек и архивов, кинофонда и других фондов;
обеспечение безопасности культурных ценностей, находящихся на территории Санкт-Петербурга;
наращивание объема и качества основных услуг учреждений культуры;
обеспечение сохранности зданий и помещений, занимаемых организациями культуры; проведение ремонтных и реставрационных работ на объектах, занимаемых учреждениями культуры;
модернизация материально-технической базы учреждений культуры;
расширение площадей, занимаемых учреждениями культуры, и строительство объектов недвижимости для целей культуры.
5.9. Совершенствование управления и финансово-хозяйственной
деятельности учреждений культуры
Данное направление объединяет задачи, ориентированные на решение двух ключевых проблем управленческого характера: кадрового дефицита - в первую очередь среди руководящего состава - и невысокой экономической эффективности деятельности учреждений культуры.
Кадровая проблема сегодня стоит наиболее остро. Уход специалистов из отрасли и слабый приток молодежи снижают производительность и качество культурного процесса, ведут к ослаблению инициативы и замедлению развития сферы культуры.
Рост экономических показателей не является самоцелью для учреждений культуры. Существенная часть возложенных на них функций должна быть обеспечена стабильным бюджетным финансированием. Однако степень необходимой бюджетной поддержки может быть различна у разных типов учреждений. Многие из них в состоянии привлекать и зарабатывать значительные средства для своего развития. Эту работу необходимо совершенствовать и расширять.
Задачи в рамках данного направления:
повышение уровня доходов работников культуры;
создание условий для карьерного и профессионального роста в сфере культуры;
укрепление связей и расширение взаимодействия между организациями культуры и образовательными учреждениями, формирующими управленческие кадры для сферы культуры;
внедрение передового европейского и мирового опыта управления культурными процессами;
формирование современной системы повышения квалификации работников культуры;
повышение доходов учреждений культуры от предоставления платных и дополнительных услуг;
привлечение в сферу культуры негосударственных источников финансирования: средств инвесторов, предпринимателей, благотворительных фондов и физических лиц.
6. Роль и задачи Комитета по культуре
Решение задач, обозначенных в Концепции, возможно лишь при условии скоординированности действий институтов власти и субъектов культуры, включая государственные учреждения федерального подчинения, а также организации культуры иных форм собственности. Именно в координации процессов, необходимых для развития сферы культуры, состоит ключевая роль Комитета по культуре.
Задачи Комитета по культуре, направленные на повышение эффективности управления сферой культуры, формулируются следующим образом:
повышение уровня взаимодействия с иными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, в чью компетенцию входят вопросы культурной политики Санкт-Петербурга, в первую очередь с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Комитетом по образованию, Комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, Комитетом по труду и социальной защите населения, Комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга, Комитетом по градостроительству и архитектуре, Комитетом по инвестициям и стратегическим проектам, Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, Комитетом по науке и высшей школе, а также с администрациями районов Санкт-Петербурга;
расширение взаимодействия с общественностью, творческими союзами, негосударственным сектором культуры, зарубежными правительственными и неправительственными организациями;
расширение сотрудничества с государственными учреждениями культуры федерального подчинения, с Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, с Федеральным агентством по культуре и кинематографии и другими институтами власти федерального уровня;
совершенствование механизмов финансового обеспечения процесса развития сферы культуры; поддержка развития учреждений культуры наряду с поддержкой их основной деятельности; расширение программно-целевой деятельности в рамках осуществляемого Правительством Санкт-Петербурга перехода к бюджетированию, ориентированному на результат;
усиление роли стратегического планирования; разработка концепций развития учреждений, отдельных направлений: музейного, театрально-концертного, киносети;
совершенствование системы оценки результатов культурных мероприятий, деятельности учреждений, всей отрасли в целом;
обеспечение совещательного голоса общественности в принятии решений на всех уровнях управления; повышение роли коллегиальных органов: Музейного, Библиотечного, Театрального, Музыкального и Художественного советов при Комитете по культуре; расширение практики экспертной оценки реализуемых проектов и программ;
внедрение постоянного мониторинга культурных процессов, мониторинга общественного мнения по вопросам культуры, мониторинга результатов деятельности в сфере культуры;
проведение нормотворческой работы для обеспечения процесса реализации Концепции;
совершенствование методической базы развития культуры; дальнейшее внедрение в практику управления современных научных разработок, рекомендаций специалистов, отечественного и мирового опыта; повышение квалификации специалистов Комитета по культуре;
расширение информационной поддержки культурных мероприятий и культурных процессов.
7. Основные механизмы реализации Концепции
Накопившиеся за время экономического спада проблемы в культуре значительно превышают возможности государства по их решению. В нынешних условиях бюджетные ресурсы Санкт-Петербурга недостаточны, чтобы в полном объеме финансировать все указанные в Концепции направления.
Распределение доступных финансовых средств в рамках единой программы развития культуры не представляется эффективным. Предлагается концентрировать средства и ресурсы по выделенным направлениям с использованием программно-целевого метода планирования.
Концепция разработана в целях ее дальнейшего использования для разработки целевых программ в сфере культуры (программ отдельных учреждений культуры, ведомственных программ развития, межведомственных целевых программ).
Ориентация на программно-целевой характер деятельности означает повышение роли планирования в культуре, в том числе стратегического планирования. Концепция заключает в себе методическую и содержательную основы для подготовки концепций развития учреждений культуры и отдельных секторов отрасли.
Основным механизмом реализации Концепции является создание комплекса межведомственных целевых программ, принимающих в качестве цели один из предложенных ориентиров (востребованность, доступность, статусность, динамизм, устойчивость, эффективность) либо включающих в себя одно из основных направлений, указанных в разделах 4 и 5 Концепции. Концепция, выделяя направления и формулируя главную цель, задачи и планируемые результаты, предлагает структурированный материал для таких программ. Конкретные мероприятия, сроки, ответственность и необходимое финансирование будут определены внутри программ.
Другим механизмом, обеспечивающим реализацию Концепции, является расширение системы поощрения, в том числе награждений премиями, отдельных учреждений культуры и творческих работников.
В целях более эффективного управления отраслью необходимо осуществлять дальнейшую оптимизацию сети учреждений культуры Санкт-Петербурга. В первую очередь реорганизации будет подвергнута сеть детских кинотеатров Санкт-Петербурга с выделением единой управляющей компании, обеспечивающей репертуарную политику и кинообслуживание подрастающего поколения.
8. Оценка эффективности
Одним из средств, повышающих эффективность предоставления культурных услуг, позволяющих спрогнозировать ожидаемые и оценить достигнутые результаты, является внедрение на всех уровнях системы показателей эффективности.
Программа определяет эффективность отрасли как ее вклад в социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга. Этот вклад измеряется при помощи системы отраслевых нормативов (показателей) стандартов проживания в Санкт-Петербурге: стандарта общественной эффективности культурных услуг, инфраструктурного стандарта, стандарта качества культурных услуг. Отраслевые нормативы должны быть использованы в ведомственных и межведомственных программах в качестве целевых индикаторов для оценки конечного социально-экономического эффекта программных мероприятий. Вместе с тем, указанная система носит обобщающий характер, отражает выполнение отраслью государственных функций, но не передает всей специфики и разнообразия отраслевой деятельности и ее результатов. Целесообразно произвести дальнейшее уточнение и расширение показателей в рамках конкретных целевых программ в процессе их формирования. Необходимо также осуществить комплекс работ по определению числовых значений этих показателей, дополняющих систему отраслевых нормативов.
Разработка целевых индикаторов должна быть произведена учреждениями культуры в ходе подготовки собственных программ развития и отдельных проектов, представляемых в Комитет по культуре для рассмотрения в рамках отраслевых и межотраслевых программ, для определения приоритетов финансирования и так далее. В этой работе следует опираться на положения Концепции, учитывать ее основные цели и ориентиры.
9. Заключение
Культура Санкт-Петербурга - важнейший региональный ресурс, ключевой фактор устойчивого развития. Ее вклад в формирование качественной городской среды, становление экономики, социальную стабильность является неоспоримым, и он будет повышаться по мере расширения влияния культуры на общество, усиления ее роли в жизни людей, живущих, работающих, учащихся и отдыхающих в Санкт-Петербурге. О том, что в Санкт-Петербурге есть для этого необходимые условия, свидетельствуют данные социологического опроса: более 80 процентов горожан считают, что "современный культурный человек должен хотя бы несколько раз в год побывать в театрах, музеях, на различных концертах". Именно такая цель - вовлечение петербуржцев в культурную жизнь Санкт-Петербурга - ставится в Концепции. Стремясь повысить доступность культурных благ для всего населения, а не только для избранной его части, Концепция одновременно сохраняет все то лучшее, чем гордится культура Санкт-Петербурга. Реализация Концепции позволит объединить усилия многих организаций культуры и творческих сил Санкт-Петербурга, которые уже сегодня работают в этом направлении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.