Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
областным законом
(приложение)
Региональная целевая программа
"Безопасное материнство" на 2003-2006 годы"
Содержание
Паспорт
региональной целевой программы "Безопасное материнство"
на 2003-2006 годы"
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: "от 15 октября 1998 года N 29" следует читать как "от 15 января 1998 года N 29"
/-----------------------------------------------------------------------\
|Полное наименование|Региональная целевая программа "Безопасное материн-|
|Программы |ство" на 2003-2006 годы" (далее - Программа) |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Основания для раз- |Указ Президента Российской Федерации от 15 октября |
|работки Программы |1998 года N 29 "О Президентской программе "Дети |
| |России" на 1998-2000 годы"; |
| |Постановление Правительства Российской Федерации от|
| |25 августа 2000 года N 625 "О федеральных целевых |
| |программах по улучшению положения детей в Российс- |
| |кой Федерации на 2001-2002 годы"; |
| |постановление Правительства Российской Федерации от|
| |5 октября 1999 года N 1119 "О мерах по профилактике|
| |заболеваний, связанных с дефицитом йода"; |
| |приказ Министерства здравоохранения Российской Фе- |
| |дерации от 20 апреля 2001 года N 124 "О федеральных|
| |целевых программах по улучшению положения детей в |
| |Российской Федерации на 2001-2002 годы"; |
| |приказ Министерства здравоохранения Российской Фе- |
| |дерации от 14 декабря 1999 года N 444 "О мерах по |
| |профилактике заболеваний, связанных с дефицитом |
| |йода" |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Период реализации |2003-2006 годы |
|Программы | |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Цели Программы |Государственная поддержка материнства и детства, |
| |создание условий для охраны здоровья матери и рож- |
| |дения здоровых детей, охрана репродуктивного здо- |
| |ровья, предупреждение и снижение материнской и мла-|
| |денческой заболеваемости и смертности |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Основные задачи и |Совершенствование организации и качества оказания |
|мероприятия |акушерско-гинекологической помощи; |
|Программы |оснащение новейшей лечебно-диагностической и эндо- |
| |скопической аппаратурой для интенсивного наблюдения|
| |и лечения беременных и новорожденных; |
| |закупка лекарственных средств для обеспечения "бе- |
| |зопасных" родов; |
| |профилактика йоддефицита у беременных и детей; |
| |продолжение формирования службы планирования семьи |
| |в Ленинградской области; |
| |обеспечение подростков и социально незащищенных |
| |женщин средствами гормональной контрацепции; |
| |повышение квалификации медицинских работников (80 |
| |человек в год); |
| |завершение строительства родильного дома в городе |
| |Выборге |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Объем финансовых |18327,6 тысячи рублей, в том числе: |
|ресурсов, заплани- |федеральный бюджет - 1900,0 тысяч рублей, |
|рованных по |областной бюджет - 9000 тысяч рублей, |
|Программе на 2003 |бюджеты муниципальных образований - 7427,6 тысячи |
|год |рублей |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Объем финансовых |127307,3 тысячи рублей, в том числе: |
|ресурсов, необходи-|федеральный бюджет - 16773,4 тысячи рублей, |
|мых для завершения |областной бюджет - 44795,5 тысячи рублей, |
|Программы |бюджеты муниципальных образований - 65738,4 тысячи |
| |рублей, из них: |
| |2003 год - 18327,6 тысячи рублей, в том числе: |
| |федеральный бюджет - 1900,0 тысяч рублей, |
| |областной бюджет - 9000,0 тысяч рублей, |
| |бюджеты муниципальных образований - 7427,6 тысячи |
| |рублей; |
| |2004 год - 36626,5 тысячи рублей, в том числе: |
| |федеральный бюджет - 4900,0 тысяч рублей, |
| |областной бюджет - 12598,4 тысячи рублей, |
| |бюджеты муниципальных образований - 19128,1 тысячи |
| |рублей; |
| |2005 год - 36143,7 тысячи рублей, в том числе: |
| |федеральный бюджет - 4986,7 тысячи рублей, |
| |областной бюджет - 11598,4 тысячи рублей, |
| |бюджеты муниципальных образований - 19558,6 тысячи |
| |рублей; |
| |2006 год - 36209,5 тысячи рублей, в том числе: |
| |федеральный бюджет - 4986,7 тысячи рублей, |
| |областной бюджет - 11598,7 тысячи рублей, |
| |бюджеты муниципальных образований - 19624,1 тысячи |
| |рублей |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Объем освоенных фи-|82429,5 тысячи рублей, в том числе: |
|нансовых ресурсов |федеральный бюджет - 4794,1 тысячи рублей, |
|за период действия |областной бюджет - 60447,1 тысячи рублей, |
|региональной целе- |бюджетны муниципальных образований - 6393,2 тысячи |
|вой программы "Бе- |рублей, |
|зопасное материнст-|прочие источники - 10795,1 тысячи рублей |
|во" (1997-2002 го- | |
|ды) | |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Ожидаемые конечные |Реализация мероприятий Программы позволит: |
|результаты, соци- |укрепить материально-техническую базу учреждений |
|альный и экономи- |родовспоможения; |
|ческий эффект, важ-|обеспечить современный уровень организации и каче- |
|нейшие целевые по- |ство акушерско-гинекологической помощи вне, во вре-|
|казатели Программы |мя беременности и в родах, пре- и перинатальной по-|
| |мощи: |
| |сохранить на низком уровне показатели перинатальной|
| |и младенческой смертности в пределах 11,5 промилле |
| |и 12 промилле, что обеспечит экономический эффект в|
| |год не менее 603,0 тысяч рублей за счет сокращения |
| |средних сроков посещения беременной женской кон- |
| |сультации, сроков лечения на койке патологии бере- |
| |менных, уменьшения числа патологических родов, рож-|
| |дения недоношенных детей (выхаживание на койках ин-|
| |тенсивной терапии); |
| |ежегодно снижать врожденную хромосомную патологию, |
| |влияющую на уровень инвалидности с детства, на 10 |
| |процентов, что приведет к экономии федеральных |
| |средств в размере 1024,0 тысяч рублей в год из рас-|
| |чета 256,0 тысяч рублей на содержание одного ребен-|
| |ка в год; |
| |снизить на 25 процентов врожденный гипотиреоз с |
| |ежегодной экономической эффективностью 10,0 тысяч |
| |рублей в год за счет проведения профилактики йодо- |
| |зависящих заболеваний у беременных; |
| |ежегодно снижать на 10 процентов число заболеваний |
| |щитовидной железы у детей с экономическим эффектом |
| |6300,0 рублей в год за счет проведения йодозамести-|
| |тельной терапии у детей; |
| |снизить уровень осложнений родов на 5 процентов в |
| |год с ежегодной экономической эффективностью 868,0 |
| |тысяч рублей за счет уменьшения затрат и снижения |
| |количества дней пребывания на акушерской койке в |
| |два-три раза, |
| |ежегодно снижать число абортов на 10 процентов, что|
| |позволит предотвратить незапланированные беремен- |
| |ности или беременности высокого риска и достигнуть |
| |экономической эффективности до 2425,0 тысяч рублей |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Разработчик |Комитет по здравоохранению Правительства Ленинград-|
|Программы |ской области |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Срок разработки |2002 год |
|Программы | |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Представитель за- |Комитет по здравоохранению Правительства Ленинград-|
|казчика Программы |ской области |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Основной исполни- |Комитет по здравоохранению Правительства Ленинград-|
|тель и соисполните-|ской области, |
|ли Программы |органы местного самоуправления |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Фамилия, имя, от- |Шишкина Ольга Степановна - начальник сектора орга- |
|чество, должность, |низации медицинской помощи матерям и детям комитета|
|номер телефона ру- |по здравоохранению Правительства Ленинградской об- |
|ководителя Програм-|ласти; тел. 275-28-67 |
|мы | |
|-------------------+---------------------------------------------------|
|Система организации|Общий контроль за выполнением Программы осуществ- |
|контроля за выпол- |ляет вице-губернатор Ленинградской области по со- |
|нением Программы |циальному развитию. Для осуществления оперативного |
| |контроля руководители учреждений и служб, |
| |участвующих в Программе, представляют ежеквартально|
| |в комитет по здравоохранению Правительства Ленин- |
| |градской области сведения о выполнении мероприятий |
| |и финансирования Программы. |
| |Комитет по здравоохранению Правительства Ленинград-|
| |ской области ежеквартально направляет информацию о |
| |ходе финансирования и выполнения Программы в коми- |
| |тет по экономике и инвестициям Ленинградской облас-|
| |ти |
\-----------------------------------------------------------------------/
1. Анализ ситуации, обоснование целей и задач Программы
1.1. Анализ состояния родовспоможения в Ленинградской области
В условиях наметившихся тенденций позитивного развития экономики, снижения темпов падения рождаемости особенно важное значение приобретает создание оптимальных условий для материнства, сохранение здоровья женщины-матери и обеспечение рождения и развития здорового ребенка.
Как показала практика, решение приоритетных задач по охране здоровья матерей и детей оптимально осуществлять в рамках целевых программ, что позволяет сосредоточить материальные и финансовые ресурсы на решении острых проблем материнства и детства.
На территории Ленинградской области программа "Безопасное материнство" реализуется с 1996 года. Постановлением Правительства Ленинградской области от 26 октября 2000 года N 23 региональная целевая программа "Безопасное материнство" продлена на 2001-2002 годы.
Проводимые комплексные мероприятия по Программе позволяют:
сохранить показатели перинатальной и младенческой смертности на низком уровне: показатель перинатальной смертности за 2001 год составил 9,21 на 1000 родов (1999 год - 10,8, 2000 год - 11,7); показатель младенческой смертности - 10,4 на 1000 родившихся живыми (1999 год - 11,8; 2000 год - 11,6);
уменьшить степень риска материнской заболеваемости и смертности: по сравнению с 1997 годом показатель материнской смертности снизился в 3,7 раза и составил в 2001 году 16,3 на 100 тысяч родившихся живыми (1997 год - 59,8; 2000 год - 17,7);
снизить родовой травматизм. За 2001 год случаев родового травматизма в родильных стационарах области не зарегистрировано (1999 год - 3 случая, 2000 год - 1 случай). Распространение идеологии безопасного материнства способствовало развитию перинатальной помощи на основе психологически комфортного (физиологического) родоразрешения, совместного пребывания матери и ребенка, раннего прикладывания новорожденного к груди, что привело к снижению на 26 процентов гнойно-септической заболеваемости среди новорожденных;
продолжить развитие службы планирования семьи в области; снизить в абсолютных цифрах на 1120 или 5,2 процента число абортов по сравнению с 2000 годом и, что особенно важно, в возрастной группе подростков до 14 лет на 30,7 процента; в группе 15-19 лет - на 13 процентов, криминальных абортов - на 39 процентов по сравнению с 1996 годом. В семи районах открыты кабинеты планирования семьи, в 10 районах организованы специализированные приемы детских подростковых гинекологов, в пяти - кабинеты экстренной контрацепции на базах социальных центров "Семья";
улучшить оснащение родовспомогательных учреждений области современным медицинским оборудованием, которое способствует внедрению современных технологий сохранения и восстановления репродуктивной функции, перинатальных технологий.
Отработана система пренатальной диагностики на уровне районов, которая позволяет уменьшить количество рождения детей с врожденными пороками развития (инвалиды с детства). В областной клинической больнице открыта лаборатория пренатальной диагностики с медико-генетическим обследованием. Упорядочены и увеличены объемы медико-генетического консультирования и пренатальной диагностики: ультразвуковое обследование на выявление врожденных пороков развития плода, хорионбиопсия, кариотипирование. В два раза по сравнению с 2000 годом увеличились объемы молекулярно-генетических исследований и выявлений хромосомной патологии на ранних сроках беременности, что способствует сокращению рождения детей с тяжелой умственной патологией и множественными пороками развития, ведущими к инвалидизации детей. Количество прерываний беременности с врожденной патологией плода, не совместимой с жизнью, увеличилось до 80 процентов (2000 год - 67 процентов). Проблемы, связанные с врожденными и наследственными болезнями, при которых традиционные лечебные меры не эффективны, демонстрируют важность профилактики как с медицинской и социальной, так и экономической точек зрения. Для предотвращения потерь детей по этим причинам требуется дальнейшее внедрение в практическое здравоохранение высоких технологий, подготовка квалифицированных специалистов и наличие в учреждениях родовспоможения соответствующей аппаратуры и оснащения.
Создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, предупреждение и снижение материнской и перинатальной заболеваемости и смертности являются важнейшими медико-социальными проблемами, на которые оказывают влияние экономические и социальные факторы (качество жизни и питания, уровень организации и оказания медицинской помощи женщинам и детям и другие).
В создавшихся условиях социально-экономического положения населения в течение последних 10 лет в Ленинградской области наблюдается существенное изменение тенденций в репродуктивном поведении населения - сокращение числа женщин и семей, желающих иметь детей. Показатель рождаемости в 2001 году составил 7,36 на 1000 населения (1990 год - 11,0; 1995 год - 7,1; 2000 год - 6,8).
Наметившаяся положительная тенденция воспроизводства населения происходит на фоне снижения качества репродуктивного здоровья женщин - увеличивается число женщин, страдающих гинекологическими заболеваниями, бесплодием, осложнениями беременности, родов и послеродового периода. Качество здоровья беременных отражает низкий удельный вес нормальных родов, показатель которого в целом по области в 2001 году составил 40,4 процента, а в областном родильном доме (город Всеволожск) не достигает 20 процентов.
На высоком уровне сохраняется невынашивание - 4,4 процента (2000 год - 4,2 процента; 1999 год - 4,5 процента) и удельный вес преждевременных родов - 3,4 процента (1999 год - 4 процента). Преждевременные роды остаются одной из основных причин перинатальной заболеваемости и смертности. Показатель числа недоношенных детей в 2001 году составил 77,1 на 1000 родившихся живыми (75 - в 2000 году), то есть ежегодно рождается 600-700 новорожденных с массой тела от 1 до 2,5 килограмма. Неразрывно связано с этой проблемой и совершенствование системы выхаживания новорожденных, в том числе и недоношенных; оснащение родильных отделений и палат интенсивной терапии для новорожденных современным лечебно-диагностическим оборудованием (согласно приложению 5 к Программе) и повышение профессиональной подготовки медицинских кадров. С учетом высокого показателя патологических родов, удельного веса преждевременных родов (основные показатели родовспоможения Ленинградской области приведены в таблице 1), которые являются основной причиной ранней неонатальной смертности, за счет рождения глубоконедоношенных детей, детей с низкой массой тела и тяжелыми формами интранатальной асфиксии, в Программу заложено приобретение сурфактантов. Неблагоприятным фоном является рост социально обусловленных заболеваний - наркомании, алкоголизма, инфекций, передаваемых половым путем, включая СПИД, в том числе у беременных. В 2001 году в акушерских стационарах области родоразрешены 21 ВИЧ-инфицированная беременная.
Удельный вес экстрагенитальной патологии у беременных в 2001 году составил 69,7 процента, более 50 процентов из них имеют по 2-3 заболевания. Неудовлетворительное питание женщин, особенно при беременности, обуславливает высокий уровень заболеваемости анемией (40 процентов к числу закончивших беременность в 2001 году). Данные по районам приведены в таблице 1. С целью оздоровления беременных Программой предусмотрена закупка за счет средств местных бюджетов антианемических препаратов для амбулаторно-поликлинического лечения анемии у беременных (согласно приложению 1 к Программе).
Экстрагенитальная патология как нарушение функции щитовидной железы (недостаточное потребление йода) у беременных женщин в два раза увеличивает риск развития гестоза, самопроизвольных выкидышей и преждевременных родов; в 23 процентах случаев приводит к хронической внутриутробной гипоксии и асфиксии плода; в 68,2 процента - к перинатальной энцефалопатии, новорожденные в два раза чаще страдают пролонгированной гипербилирубинемией, гнойно-септическими заболеваниями, в 17-25 процентах случаев встречаются внутриутробные аномалии развития плода, такие как гидроцефалия, микроцефалия, болезнь Дауна; в 50 процентах случаев возникают осложнения в родах и послеродовом периоде. Наиболее тяжелыми последствиями йодного дефицита являются нарушения умственного и физического развития ребенка, которые возникают преимущественно в перинатальный период.
Перечисленные факторы влияют на мертворождаемость и перинатальную заболеваемость. Показатель заболеваемости новорожденных по родильным стационарам области за 2001 год составил 297,2 на 1000 (2000 год - 274,0; 1999 год - 264,9). В структуре заболеваемости и младенческой смертности определяющими причинами являются состояния, возникающие в перинатальном периоде, в том числе врожденные пороки развития. Рост заболеваемости новорожденных влияет на увеличение числа детей с хронической патологией, инвалидов с детства, на ухудшение генофонда.
В Ленинградской области за последние пять лет удельный вес детей с патологией щитовидной железы вырос в пять раз и в 2001 году составил 43,2 процента всей эндокринной патологии, что может являться следствием йоддефицита у матери во время беременности и в период грудного вскармливания. Проявлениями йоддефицита у детей являются более частые заболевания по сравнению со здоровым ребенком, склонность к хроническим заболеваниям, отставание в физическом и умственном развитии.
С целью снижения удельного веса патологических родов, пороков внутриутробного развития плода, врожденного гипотиреоза и снижения заболеваний щитовидной железы у детей в Программу заложена закупка йодзамещающих препаратов с расчетом количества беременных и детей группы риска (таблица 2).
Одним из основных показателей, характеризующих качество медицинской помощи женщинам и состояние их здоровья, является материнская смертность. В течение последних лет в области наметилась положительная тенденция к стабилизации этого показателя. Материнской смертности от абортов в 2001 году не зарегистрировано. В структуре смертности матерей ведущими причинами остаются тяжелая экстрагенитальная патология, кровотечения, развившиеся на фоне соматической патологии и токсикозов, септические осложнения. Сохраняется высокий уровень кровотечений в родах в основном у женщин с экстрагенитальной патологией.
Проблемы, связанные с абортами, имеют национальный характер (особенно на фоне низкой рождаемости). Несмотря на абсолютное снижение числа абортов, показатель по Ленинградской области на 1000 женщин фертильного возраста остается высоким: 1998 год - 64,05; 1999 год - 59,8; 2000 год - 50,8; 2001 год - 50,0. Остается высоким уровень осложнений после абортов: более 70 процентов женщин страдают воспалениями женской половой сферы, высок уровень эндокринных нарушений, невынашивания беременности, бесплодия. В общей структуре материнской смертности в 43 процентах случаев смерть обусловлена абортами, в том числе криминальными.
Одна из основных причин высокого уровня абортов и смертности после абортов - недостаточное использование современных гормональных средств контрацепции женщинами фертильного возраста (1998 год - 73,4 на 1000 женщин фертильного возраста; 1999 год - 49,5; 2000 год - 52,7; 2001 год - 61,2). Для снижения числа абортов и материнской смертности от абортов Программой предусмотрено бесплатное обеспечение гормональными средствами контрацепции социально незащищенных женщин и подростков за счет средств местных бюджетов.
Существующий потенциал службы охраны здоровья женщин, материально-техническое оснащение в районах области не в полной мере соответствуют современным требованиям, предъявляемым к учреждениям, оказывающим специализированную помощь женщинам. Необходимо продолжить подготовку и специализацию медицинских кадров: акушеров-гинекологов, акушерок, обучение врачей других специальностей, педагогов, социальных работников основам планирования семьи и полового воспитания. Обеспечить внедрение системы информирования населения по вопросам безопасности материнства.
Низкий уровень здоровья женщин репродуктивного возраста, распространенность абортов, патологии беременности и родов, обуславливающие материнскую смертность и перинатальные потери, являются основанием продолжения комплекса государственных мер неотложного и перспективного характера, утверждения их как Программы.
2. Цели и задачи Программы
Цель Программы заключается в принятии комплекса дополнительных мер государственной поддержки, направленных на создание условий для охраны здоровья матери и рождение здоровых и желанных детей, охрану репродуктивного здоровья, профилактику и снижение числа абортов, предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности.
Программа предусматривает решение следующих задач:
совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической помощи за счет внедрения современных технологий сохранения и восстановления репродуктивной функции, перинатальных технологий, укрепления материально-технической базы родовспомогательных учреждений;
оснащение эффективной современной лечебно-диагностической и эндоскопической аппаратурой, аппаратурой для интенсивного наблюдения и лечения новорожденных;
оснащение медико-генетического кабинета и проведение медико-генетического обследования супругов с целью предупреждения рождения детей с врожденной патологией;
обеспечение профилактики осложнений беременности и родов (кровотечений, токсикоза, гнойно-септических заболеваний и других); закупка простагландинов для обеспечения "безопасных" родов;
обеспечение скринингового обследования беременных групп высокого риска на внутриутробную патологию; профилактика и лечение невынашивания беременности, выхаживание недоношенных детей, закупка сурфактантов;
проведение профилактики йоддефицита среди беременных, кормящих матерей и детей высокой группы риска с целью снижения осложнений беременности, родов, снижения мертворождаемости и младенческой смертности, риска врожденных пороков развития плода, снижения случаев развития заболеваний щитовидной железы и связанных с ними осложнений;
продолжение формирования службы планирования семьи в Ленинградской области с государственными и общественными структурами с целью создания условий регулирования рождаемости методами и средствами контрацепции, сохранения репродуктивного здоровья, рождения только желанных и здоровых детей;
обеспечение подростков и социально незащищенных женщин средствами гормональной контрацепции;
подготовка и специализация медицинских кадров: акушеров-гинекологов, акушерок, врачей-неонатологов, анестезиологов-реаниматологов, работающих в сфере охраны материнства и детства;
информационное обеспечение населения по проблемам охраны репродуктивного здоровья, вопросам безопасного материнства, здорового образа жизни, планирования семьи, ответственности родителей за рождение здорового ребенка;
завершение строительства родильного корпуса в городе Выборге.
3. Основные направления Программы
1. Принятие мер государственной поддержки безопасного материнства.
2. Совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической помощи:
продолжение совершенствования амбулаторно-поликлинической и стационарной акушерско-гинекологической помощи, основанной на оптимизации деятельности первичной медико-профилактической службы на всех уровнях, реструктуризации, внедрении современных технологий сохранения и восстановления репродуктивной функции и перинатальных технологий;
проведение работы в соответствии с федеральными стандартами качества оказания медицинской помощи во время беременности, родов, в послеродовом периоде, гинекологической помощи детям и подросткам;
дальнейшее развитие консультативно-диагностических служб, дневных стационаров с расширением акушерско-гинекологической помощи в амбулаторных условиях; внедрение специализированных видов медицинской помощи (профилактика и ранняя диагностика врожденных пороков развития, онкологических заболеваний, медико-генетическое обследование);
продолжение оснащения родовспомогательных учреждений современной лечебно-диагностической аппаратурой, оснащение медико-генетического кабинета, обеспечение "безопасных" родов (закупка простагландинов). Проведение профилактического лечения йоддефицитных заболеваний с целью снижения мертворождаемости, пренатальной и младенческой смертности, гестозов, осложнений во время беременности и родов. Закупка сурфактантов с целью снижения перинатальной и младенческой смертности среди недоношенных и маловесных новорожденных. С целью внедрения современных эффективных методов профилактики абортов предусматривается централизованная закупка средств гормональной контрацепции для обеспечения населения групп социального риска (подростки, малообеспеченные, безработные, инвалиды) за счет средств федерального бюджета и внебюджетных средств.
3. Совершенствование подготовки и повышение квалификации медицинских кадров:
обеспечение повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала (80 человек ежегодно) по вопросам оказания неотложной медицинской помощи в акушерстве и гинекологии, внедрения новых перинатальных и семейно ориентированных технологий, по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний репродуктивной системы женщин, инфекций, передающихся половым путем и так далее;
осуществление работы по сертификации специалистов, работающих в области охраны репродуктивного здоровья;
повышение роли и статуса средних медицинских работников, включение в их деятельность вопросов профилактики абортов, современных технологий подготовки семьи к беременности и родам.
4. Обеспечение информированности населения по вопросам безопасности материнства и здоровья женщин:
разработка и внедрение образовательных программ для населения по проблеме здоровья женщины и безопасного материнства на основе ведущих факторов, влияющих на материнскую заболеваемость и смертность, с особым вниманием к проблемам репродуктивного здоровья подростков, предупреждения абортов, инфекций, передаваемых половым путем;
разработка программ по вопросам создания здоровой семьи, подготовки к рождению ребенка, "безопасных" родов, грудного вскармливания, информационно-образовательных материалов (брошюры, буклеты, плакаты и другое);
приобретение видеофильмов по проблемам здоровья и безопасности материнства.
5. Завершение в 2006 году строительства родильного корпуса в городе Выборге, находящегося в муниципальной собственности, (на 120 коек) за счет средств муниципального и федерального бюджетов. Проектно-сметная документация разработана в 1989 году Ленгражданпроектом и утверждена администрацией муниципального образования Выборгский район, ведется корректировка проекта.
Действующий родильный дом находится в приспособленном трехэтажном здании, требующем капитального ремонта и замены теплосети, канализационной системы и системы водоснабжения. Родильный дом обеспечивает лечебно-диагностическую помощь населению города Выборга, Выборгского района и города Светогорска. Технологический процесс родов по системе "Мать и Дитя" соблюдается с трудом, так как норматив площадей занижен в два раза. В то же время отмечается тенденция к увеличению количества родов: 2000 год - 1302, 2001 год - 1508 с удельным весом патологических родов - 60 процентов.
Отсутствие должных площадей не позволяет соблюдать санитарно-эпидемиологический режим родильного дома: увеличивается риск развития гнойно-септической заболеваемости среди беременных, рожениц, родильниц и новорожденных; затруднено внедрение современного лечебно-диагностического оборудования в достаточном количестве из-за постоянной перегрузки электросети; нет возможности развернуть операционные (в настоящее время в родильном доме одна операционная для чистых и гнойных операций), отделение реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, что необходимо, учитывая количество родов и отдаленность от Санкт-Петербурга (135 км). Завершение строительства нового корпуса родильного дома позволит увеличить объемы и улучшить качество оказания акушерско-гинекологической помощи населению, уменьшить отток беременных и больных в другие лечебно-профилактические учреждения.
4. Ожидаемые конечные результаты реализации мероприятий
Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
укрепить материально-техническую базу учреждений родовспоможения;
обеспечить современный уровень организации и качества акушерско-гинекологической помощи вне, во время беременности и в родах, пре- и перинатальной помощи;
сохранить на низком уровне показатели перинатальной смертности (11,5 на 1000 родов) и младенческой смертности (12,0 на 1000 родившихся живыми). Обеспечение родовспомогательных учреждений современным лечебно-диагностическим оборудованием, внедрение современных технологий в акушерстве и обучение персонала приведет к предотвращению 65-70 перинатальных и младенческих потерь (в абсолютных цифрах) в год. Экономическая эффективность в сокращении дородовых посещений беременной женской консультации, в том числе областной клинической поликлиники, сокращении сроков лечения на койке патологии беременных, количества патологических родов, рождения недоношенных детей (выхаживание на койке интенсивной терапии) составит не менее 603,0 тысячи рублей;
снизить врожденную хромосомную патологию плода, влияющую на уровень инвалидности с детства, на 10 процентов, что приведет к ежегодной экономии государственных средств в размере 1024,0 тысячи рублей. Данная группа детей - глубокие инвалиды с детства, которые не могут самостоятельно себя обслуживать, продолжительность их жизни не превышает 30 лет, как правило, такие дети находятся в специализированных государственных учреждениях. Уменьшатся косвенные затраты, так как матери таких детей вынуждены не работать, браки в 50 процентах случаев распадаются;
ежегодно снижать врожденный гипотириоз новорожденных на 25 процентов (в абсолютных цифрах - 10 детей) за счет проведения профилактики йодозависящих заболеваний у беременных. Стоимость лечения одного ребенка в год - 1000,0 рублей (лечение пожизненное). Экономический эффект составит 10000,0 рублей в год;
ежегодно снижать удельный вес осложненных родов на пять процентов (в абсолютных цифрах - 280-300 патологических родов). Стоимость одного дня пребывания на муниципальной акушерской койке составляет 306,28 рубля, на областной - 313,68 рубля (в ценах 2002 года), среднее количество дней пребывания на койке в результате осложненных родов - 10 дней. Уменьшение количества патологических родов приведет к уменьшению затрат и снижению количества пребывания на койке в два-три раза (4,5-5,5 дней). Экономия финансовых средств - в пределах 868,0 тысячи рублей;
ежегодно снижать на 10 процентов заболевания щитовидной железы у детей. Затраты на лечение одного ребенка с патологией щитовидной железы - 420,0 рублей в год. За счет проведения йодзаместительной терапии у детей (в абсолютных цифрах - 15 детей в год) экономический эффект составит 6300,0 тысяч рублей в год;
ежегодно снижать абсолютное число абортов на 10 процентов в год. Ежегодное предотвращение незапланированной беременности или беременностей высокого риска (около 2 тысяч) предотвратят 1064 аборта, 88 выкидышей, 168 инфицированных выкидышей, 44 (2,2 процента) осложнений после абортов и 680 незапланированных родов высокого риска, что позволит снизить расходы государства в пределах 2425,0 тысяч рублей в год.
5. Мероприятия по безопасному материнству
1. Программа разрабатывалась с учетом заявок лечебно-профилактических учреждений и реальной потребностью родовспомогательных учреждений Ленинградской области в современном лечебно-диагностическом оборудовании, этим определены учреждения здравоохранения для включения в Программу. Программа предусматривает долевое участие муниципальных образований в размере 25 процентов от средств областного бюджета, которое направлено на закупку антианемических препаратов и препаратов гормональной контрацепции.
2. Объем финансирования, запланированный на лечение анемии, приведен в приложении 1 к Программе по каждому району с учетом количества беременных с анемией, удельным весом беременных из групп средней и высокой степени риска по материнской и младенческой смертности с возможным лечением в амбулаторных условиях и учетом долевого участия муниципального образования.
3. С целью снижения перинатальной и младенческой смертности в Программу заложено приобретение сурфактантов с учетом высокого процента патологических родов (59,6 процента), удельного веса преждевременных родов (3,4 процента), которые являются основной причиной ранней неонатальной и младенческой смертности за счет рождения новорожденных с низкой массой тела от 500 до 2000 грамм (около 200 новорожденных ежегодно). Учреждения здравоохранения, указанные в Программе по обеспечению сурфактантами, выполняют функцию межрайонных отделений, в которых сосредоточена основная патология новорожденных, имеются реанимационные койки и койки интенсивного ухода за новорожденными. Ленинградское областное государственное учреждение "Детская клиническая больница" оказывает экстренную медицинскую помощь глубоконедоношенным детям на месте при выездах в районы и проводит лечение в реанимационном отделении.
4. С учетом высокого уровня патологических родов для обеспечения их безопасности для матери и плода, минимального риска для женщины при прерывании беременности по медицинским и социальным показаниям (3,2 процента), снижения материнской смертности Программой предусмотрена закупка простагландинов из расчета количества патологических родов и удельного веса осложнений в родовспомогательных учреждениях области и Ленинградской областной клинической больнице.
5. С целью снижения удельного веса патологических родов, пороков внутриутробного развития плода, врожденного гипотиреоза и снижения заболеваний щитовидной железы у детей Программой предусмотрена закупка йодзамещающих препаратов с расчетом количества беременных и детей высокой группы риска.
6. Обеспечение гормональной контрацепцией социально незащищенных женщин и подростков предусмотрено с учетом показателя числа абортов на 1000 женщин фертильного возраста в каждом муниципальном образовании при его долевом участии.
Таблица 1. Основные показатели родовспоможения
Таблица 1.1.
Муниципальное образование |
Количество женщин фертильного возраста |
Беременные | Роды | Новорожденные с низкой массой 500-2000 грамм (количество и процент) |
|||
количество бере- менных высокой группы риска |
удельный вес анемии (процент) |
количество родов в акушерских стацио- нарах области |
удельный вес патологических родов (процент) |
удельный вес преждевременных родов (процент) |
|||
Бокситогорский район | 5800 | 154 | 85,0 | 211 | 57,3 | 6,2 | 5 - 2,4 |
Волосовский район | 12548 | 379 | 33,3 | 283 | 50,9 | 11,5 | 8 - 2,8 |
Всеволожский район | 33693 | 617 | 58,8 | 994 | 94,7 | 7,3 | 36 - 3,6 |
Волховский район | 5097 | 187 | 48,9 | нет роддома | нет роддома | нет роддома | нет роддома |
Город Волхов | 7430 | 229 | 53,7 | 671 | 48,5 | 8,0 | 22 - 3,3 |
Выборгский район | 39269 | 906 | 70,8 | 1480 | 59,0 | 6,4 | 39 - 2,6 |
Гатчинский район и город Гатчина |
44868 | 822 | 40,1 | 1052 | 77,6 | 7,3 | 39 - 3,7 |
Кингисеппский район | 18936 | 348 | 52,2 | 572 | 54,0 | 6,1 | 13 - 2,3 |
Киришский район | 17802 | 361 | 39,3 | 611 | 27,6 | 7,2 | 14 - 2,3 |
Кировский район | 20000 | 341 | 47,5 | нет роддома | нет роддома | нет роддома | нет роддома |
Лодейнопольский район | 9735 | 172 | 51,1 | 280 | 83,5 | 6,1 | 5 - 1,8 |
Ломоносовский район | 15831 | 265 | 63,7 | 207 | 32,8 | 5,9 | 2 - 1,0 |
Лужский район | 17890 | 379 | 55,2 | 589 | 39,0 | 5,0 | 13 - 2,25 |
Подпорожский район | 8400 | 163 | 81,7 | 248 | 28,2 | 5,7 | 6 - 2,4 |
Приозерский район | 13109 | 251 | 66,4 | 388 | 59,8 | 7,5 | 11 - 2,8 |
Сланцевский район | 10199 | 221 | 72,6 | 336 | 53,0 | 4,8 | 7 - 2,1 |
Тихвинский район | 21600 | 388 | 49,8 | 606 | 61,0 | 4,6 | 15 - 2,5 |
Тосненский район | 34368 | 466 | 51,9 | 679 | 42,0 | 7,8 | 23 - 3,4 |
Город Пикалево | 5420 | 128 | 81,8 | 213 | 54,5 | 1,9 | 1 - 0,5 |
Город Ивангород | 3647 | 52 | 66,4 | нет роддома | нет роддома | нет роддома | нет роддома |
Город Светогорск | 6122 | 89 | 66,6 | нет роддома | нет роддома | нет роддома | нет роддома |
Город Сертолово | 7112 | 93 | 82,0 | нет роддома | нет роддома | нет роддома | нет роддома |
Колтушская волость | 1800 | 37 | 71,2 | нет роддома | нет роддома | нет роддома | нет роддома |
Город Новая Ладога | 2182 | 46 | 40,8 | нет роддома | нет роддома | нет роддома | нет роддома |
Поселок Кузнечное | Нет акушера гинеколога; беременные наблюдаются в женской консультации МУЗ "Приозерская центральная районная больница" |
||||||
Город Коммунар | 5009 | 77 | 41,6 | нет роддома | нет роддома | нет роддома | нет роддома |
Город Сосновый Бор | 18430 | 61 | 47,2 | 421 | 57 | 4,7 | 11 - 2,8 |
Всего | 386297 | 7232 | 40,0 | 9841 | 59,6 | 3,4 | 270 - 2,7 |
Таблица 1.2.
Муниципальное образование |
Смертность | Заболеваемость новорожденных на 1000 новорожденных в акушерских стационарах) (промилле) |
Аборты | |||
перинатальная (на 1000 родов) |
младенческая (на 1000 родив- шихся живыми) |
материнская (на 100000 родившихся живыми) (случаи) |
число абортов на одни роды |
число абортов на 1000 женщин фертильного возраста |
||
Бокситогорский район | 7,81 | 0 | 161,3 | 2,0 | 71,0 | |
Волосовский район | 2,64 | 15,46 | 272,2 | 2,5 | 65,5 | |
Всеволожский район | 9,72 | 6,96 | 264,6 | 2,5 | 81,1 | |
Волховский район | 12,82 | 7,02 | нет роддома | 1,1 | 67,0 | |
Выборгский район | 10,60 | 9,90 | 194,7 | 1,3 | 63,5 | |
Город Волхов | 5,24 | 8,24 | 377,7 | 0,3 | 26,9 | |
Гатчинский район и город Гатчина |
10,2 | 9,90 | 261,6 | 1,8 | 52,1 | |
Кингисеппский район | 10,34 | 9,36 | 518,2 | 1,4 | 60,0 | |
Киришский район | 11,65 | 8,53 | 194,4 | 1,7 | 64,8 | |
Кировский район | 1,75 | 7,23 | нет роддома | 0,7 | 20,8 | |
Лодейнопольский район | 10,49 | 7,09 | 240,0 | 1,6 | 61,7 | |
Ломоносовский район | 13,61 | 17,11 | 391,5 | 4,1 | 31,2 | |
Лужский район | 3,17 | 9,88 | 205,7 | 1,1 | 39,5 | |
Подпорожский район | 22,06 | 14,93 | 338,7 | 2,1 | 70,4 | |
Приозерский район | 16,71 | 14,25 | 337,9 | 2,4 | 68,7 | |
Сланцевский район | 10,87 | 17,44 | 190,2 | 1,5 | 71,4 | |
Тихвинский район | 6,18 | 19,45 | 313,9 | 2,5 | 68,6 | |
Тосненский район | 3,87 | 16,46 | 1 | 366,4 | 1,2 | 32,0 |
Город Пикалево | 9,39 | 0 | 231,2 | 2,4 | 93,2 | |
Город Ивангород | 0 | 11,76 | нет роддома | 1,6 | 52,6 | |
Город Светогорск | 0 | 7,63 | нет роддома | 0,8 | 32,5 | |
Город Сертолово | 0 | 0 | нет роддома | нет гинекологического стационара | ||
Колтушская волость | 0 | 0 | нет роддома | нет гинекологического стационара | ||
Город Новая Ладога | 39,47 | 13,33 | нет роддома | 1,3 | 51,3 | |
Поселок Кузнечное | 0,00 | 0 | нет роддома | нет гинекологического стационара | ||
Город Коммунар | 23,26 | 17,24 | 1 | нет роддома | 2,3 | 114,5 |
Город Сосновый Бор | 9,32 | 9,50 | 222,0 | 1,4 | 32,0 | |
Всего | 9,29 | 10,62 | 2 | 298,9 | 1,9 | 56,0 |
Таблица 2. Расчет потребности в финансировании проведения
йодпрофилактики препаратом "Йодмарин"
Муниципальное образование |
Количество детей с 8 по 17 лет |
Количество подростков, подверженных наибольшему риску развития йоддефицита |
Количество беремен- ных женщин |
Количество беременных женщин, подвер- женных риску развития йоддефицита |
Стоимость проведения профилактики йоддефицита у подростков |
Стоимость проведения профилактики йоддефицита у беременных женщин |
Всего объем финансирования проведения профилактики йоддефицита (рублей) |
|||
день (рублей) |
курс (рублей) |
день (рублей) |
курс (рублей) |
на один год |
на 4 года |
|||||
Бокситогорский район | 1722 | 344 | 256 | 154 | 207 | 55793 | 92 | 18432 | 74225 | 296899 |
Волосовский район | 3316 | 663 | 379 | 227 | 398 | 107438 | 136 | 27288 | 134726 | 538906 |
Волховский район | 3249 | 650 | 312 | 187 | 390 | 105268 | 112 | 22464 | 127732 | 510926 |
Всеволожский район | 11554 | 2311 | 1029 | 617 | 1386 | 374350 | 370 | 74088 | 448438 | 1793750 |
Выборгский район | 14468 | 2894 | 1510 | 906 | 1736 | 468763 | 544 | 108720 | 577483 | 2309933 |
Город Волхов | 2562 | 512 | 382 | 229 | 307 | 83009 | 138 | 27504 | 110513 | 442051 |
Город Гатчина | 6642 | 1328 | 685 | 411 | 797 | 215136 | 247 | 49320 | 264456 | 1057824 |
Гатчинский район | 6642 | 1328 | 685 | 411 | 797 | 215136 | 247 | 49320 | 264456 | 1057824 |
Город Ивангород | 1172 | 234 | 86 | 52 | 141 | 37973 | 31 | 6192 | 44165 | 176659 |
Кингисеппский район | 6037 | 1207 | 580 | 348 | 724 | 195599 | 209 | 41760 | 237359 | 949435 |
Киришский район | 7093 | 1419 | 601 | 361 | 851 | 229813 | 216 | 43272 | 273085 | 1092341 |
Кировский район | 1250 | 250 | 569 | 341 | 150 | 40500 | 205 | 40968 | 81468 | 325872 |
Колтушская волость | 542 | 108 | 61 | 37 | 65 | 17561 | 22 | 4392 | 21953 | 87811 |
Город Коммунар | 2584 | 517 | 129 | 77 | 310 | 83722 | 46 | 9288 | 93010 | 372038 |
Поселок Кузнечное | 476 | 95 | 38 | 23 | 57 | 15422 | 14 | 2736 | 18158 | 72634 |
Лодейнопольский район | 2005 | 401 | 286 | 172 | 241 | 64962 | 103 | 20592 | 85554 | 342216 |
Ломоносовский район | 3231 | 646 | 441 | 265 | 388 | 104684 | 159 | 31752 | 136436 | 545746 |
Лужский район | 8012 | 1602 | 631 | 379 | 961 | 259589 | 227 | 45432 | 305021 | 1220083 |
Город Новая Ладога | 1350 | 270 | 76 | 46 | 162 | 43740 | 27 | 5472 | 49212 | 196848 |
Город Пикалево | 1750 | 350 | 213 | 128 | 210 | 56700 | 77 | 15336 | 72036 | 288144 |
Подпорожский район | 1349 | 270 | 272 | 163 | 162 | 43708 | 98 | 19584 | 63292 | 253166 |
Приозерский район | 5111 | 1022 | 419 | 251 | 613 | 165596 | 151 | 30168 | 195764 | 783058 |
Город Светогорск | 1201 | 240 | 148 | 89 | 144 | 38912 | 53 | 10656 | 49568 | 198274 |
Город Сертолово | 2154 | 431 | 155 | 93 | 258 | 69790 | 56 | 11160 | 80950 | 323798 |
Сланцевский район | 2115 | 423 | 368 | 221 | 254 | 68526 | 132 | 26496 | 95022 | 380088 |
Тихвинский район | 7189 | 1438 | 647 | 388 | 863 | 232924 | 233 | 46584 | 279508 | 1118030 |
Тосненский район | 6994 | 1399 | 776 | 466 | 839 | 226606 | 279 | 55872 | 282478 | 1129910 |
Город Сосновый Бор | 4660 | 932 | 102 | 61 | 559 | 150984 | 37 | 7344 | 158328 | 633312 |
Всего | 116430 | 23285 | 11836 | 7102 | 13971 | 3772202 | 4261 | 852192 | 4624394 | 18497578 |
Продолжение таблицы
/---------------------------------------------------------------------\
| |Распределение объема финансирования для |
| |проведения профилактики йоддефицита на |
| |областном и муниципальном уровнях (рублей) |
| | |
|Муниципальное образование| |
| | |
| |-------------------------------------------|
| | областной бюджет | местные бюджеты |
| |---------------------+---------------------|
| |на один год|на 4 года|на один год|на 4 года|
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Бокситогорский район | 49731 | 198922 | 24494 | 97977 |
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Волосовский район | 90267 | 361067 | 44460 | 177839 |
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Волховский район | 85580 | 342321 | 42151 | 168606 |
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Всеволожский район | 300453 | 1201813 | 147984 | 591938 |
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Выборгский район | 386914 | 1547655 | 190569 | 762278 |
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Город Волхов | 74044 | 296174 | 36469 | 145877 |
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Город Гатчина | 177186 | 708742 | 87270 | 349082 |
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Гатчинский район | 177186 | 708742 | 87270 | 349082 |
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Город Ивангород | 29590 | 118362 | 14574 | 58298 |
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Кингисеппский район | 159030 | 636122 | 78328 | 313314 |
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Киришский район | 182967 | 731868 | 90118 | 360472 |
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Кировский район | 54584 | 218334 | 26884 | 107538 |
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Колтушская волость | 14708 | 58834 | 7244 | 28978 |
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Город Коммунар | 62316 | 249266 | 30693 | 122773 |
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Поселок Кузнечное | 12166 | 48665 | 5992 | 23969 |
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Лодейнопольский район | 57321 | 229285 | 28233 | 112931 |
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Ломоносовский район | 91412 | 365650 | 45024 | 180096 |
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Лужский район | 204364 | 817456 | 100657 | 402627 |
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Город Новая Ладога | 32972 | 131888 | 16240 | 64960 |
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Город Пикалево | 48264 | 193056 | 23772 | 95088 |
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Подпорожский район | 42405 | 169621 | 20886 | 83545 |
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Приозерский район | 131162 | 524649 | 64602 | 258409 |
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Город Светогорск | 33211 | 132843 | 16358 | 65430 |
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Город Сертолово | 54236 | 216945 | 26713 | 106853 |
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Сланцевский район | 63665 | 254659 | 31357 | 125429 |
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Тихвинский район | 187270 | 749080 | 92238 | 368950 |
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Тосненский район | 189260 | 757040 | 93218 | 372870 |
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Город Сосновый Бор | 106080 | 424319 | 52248 | 208993 |
|-------------------------+-----------+---------+-----------+---------|
|Всего | 3098344 |12393377 | 1526050 | 6104201 |
\---------------------------------------------------------------------/
6. Ресурсное обеспечение Программы
Для реализации мероприятий Программы необходимое финансирование составит в 2003-2006 годах 127307,3 тысячи рублей (в ценах 2002 года), в том числе: за счет средств федерального бюджета - 16773,4 тысячи рублей, областного бюджета - 44795,5 тысячи рублей, бюджетов муниципальных образований - 65738,4 тысячи рублей.
Финансирование мероприятий Программы корректируется ежегодно в установленном порядке.
План реализации мероприятий Программы представлен в приложении 1 к Программе.
Номенклатура, количество товаров, необходимых для реализации Программы, приведены в приложении 2 к Программе.
Информация о динамике финансирования региональной целевой программы "Безопасное материнство" с 1997 года и структуре программных расходов представлена в приложении 3 к Программе.
7. Система организации контроля за выполнением Программы
Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий социальные вопросы.
Для осуществления оперативного контроля руководители учреждений и служб, участвующих в Программе, предоставляют ежеквартально в комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области сведения о выполнении мероприятий и финансировании Программы. Комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области ежеквартально направляет информацию о ходе финансирования и выполнения Программы в комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.