Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 мая 2003 г. N А56-36923/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Кирейковой Г.Г., Ломакина С.А., при участии от федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" юрисконсульта Моисеевой А.Р. (доверенность от 30.08.2002 N 11/6-02),
рассмотрев 07.05.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" на решение от 27.11.2002 (судья Слобожанина В.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 30.01.2003 (судьи Маркин С.Ф., Спецакова Т.Е., Дроздов А.Г.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-36923/01,
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Волхову Ленинградской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" (далее - предприятие, ФГУП "ОЖД") 589 896 руб. 27 коп. налоговых санкций.
Решением от 27.11.2002 с ФГУП "ОЖД" в доход бюджета взыскано 487 693 руб. 05 коп. налоговых санкций. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.01.2003 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГУП "ОЖД", ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить решение и постановление и отказать в удовлетворении заявления. Судебные инстанции, по мнению подателя жалобы, неправильно применили статьи 52, 54 и 55 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку Инспекция привлекла предприятие к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату авансовых платежей по налогам.
Представители Инспекции, в установленном порядке извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ФГУП "ОЖД" поддержал доводы кассационной жалобы.
В судебном заседании в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 15 часов 00 минут 07.05.2003.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка соблюдения государственным унитарным предприятием "Волховстроевское отделение Октябрьской железной дороги Министерства путей сообщения Российской Федерации" (далее - ГУП) законодательства о налогах и сборах. По результатам проверки составлен акт от 31.08.2001 и принято решение от 11.09.2001 N 134 о привлечении ГУП к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В ходе проверки установлено, что ГУП не представило в установленный срок декларации по налогам на имущество, на пользователей автомобильных дорог, на нужды образовательных учреждений, по сборам на содержание милиции и уборку территорий, а также не полностью уплатило указанные налоги за I квартал 2001 года. Инспекция привлекла ГУП к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ и пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Приказом ФГУП "ОЖД" от 05.06.2002 N 188/н ГУП реорганизован путем присоединения к ФГУП "ОЖД".
Согласно пункту 2 статьи 50 НК РФ на правопреемника реорганизованного юридического лица возлагается обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.
Нарушение ГУП установленных сроков представления деклараций о налогах установлено судебными инстанциями и подтверждается материалами дела, в связи с чем привлечение его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, является правомерным.
Удовлетворяя заявление Инспекции о взыскании с ФГУП "ОЖД" налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ, судебные инстанции указали, что неполная уплата налогов в связи с отсутствием денежных средств является неправомерным действием (бездействием) налогоплательщика, влекущим налоговую ответственность.
Указанный вывод является ошибочным.
Согласно статье 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Кодексом установлена ответственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Как видно из акта камеральной налоговой проверки, Инспекция не установила, в результате каких неправомерных действий (бездействия) ГУП произошла неполная уплата налога, не указано также на занижение налоговой базы по налогам или неправильное исчисление налогов.
Отсутствие денежных средств на расчетных счетах не является нарушением законодательства о налогах и сборах, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.
Несвоевременная уплата налогов в соответствии со статьей 75 НК РФ влечет начисление пеней, а не привлечение к налоговой ответственности.
Кроме того, в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный статьей 122 НК РФ (пункт 16 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2002 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
В силу пункта 1 статьи 122 НК РФ штраф подлежит взысканию с налогоплательщика в случае неуплаты или неполной уплаты им сумм налога.
В соответствии с положениями статьи 52 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот.
Согласно пункту 1 статьи 55 НК РФ налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых вносятся авансовые платежи.
Как установлено статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет, то есть налоговым периодом по указанному налогу является календарный год.
Таким образом, по итогам I квартала 2001 года ГУП вносился авансовый платеж по налогу.
В силу пункта 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Кодексом.
В процессе правоприменительной практики недопустимо расширять действие норм о налоговой ответственности.
При таких обстоятельствах следует признать, что обжалуемые судебные акты подлежат частичной отмене как принятые с неправильным применением норм материального права, а кассационная жалоба ФГУП "ОЖД" - удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 27.11.2002 и постановление апелляционной инстанции от 30.01.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-36923/01 отменить в части взыскания с федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" 325 128 руб. 70 коп. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении заявления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Волхову Ленинградской области о взыскании с федерального государственного унитарного предприятия "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" 325 128 руб. 70 коп. штрафа отказать.
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Возвратить федеральному государственному унитарному предприятию "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" из федерального бюджета 14 048 рублей 59 копеек государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
М.В.Пастухова |
С.А.Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 мая 2003 г. N А56-36923/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника