Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 мая 2003 г. N А13-9041/02-05
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Ломакина С.А., Пастуховой М.В.,
при участии от ОАО "Аммофос" Самосюка С.А. (доверенность от 26.11.02 N 164-150),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области на решение от 10.01.03 (судья Маганова Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 05.03.03 (судьи Осокина Н.Н., Муханова Г.Н., Курпанова Н.Ю.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-9041/02-05,
установил:
Открытое акционерное общество "Аммофос" (далее - ОАО "Аммофос") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области (далее - налоговая инспекция) от 11.11.02 N 8 о привлечении ОАО "Аммофос" к налоговой ответственности, доначислении земельного налога и пеней, а также требований об уплате земельного налога, пеней и штрафов от 11.11.02 N 18 и N 19.
Решением суда от 10.01.03 заявленные требования удовлетворены полностью.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.03.03 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление суда и отказать в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что с изменением коэффициентов средних ставок земельного налога изменяются и размеры зональных ставок.
В судебном заседании представитель ОАО "Аммофос" просил оставить решение и постановление суда без изменения.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку соблюдения налогового законодательства ОАО "Аммофос" при уплате земельного налога за 2000, 2001 и 2002 годы. По результатам проверки вынесено решение от 11.11.02 N 8 о привлечении ОАО "Аммофос" к ответственности за совершение нарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении земельного налога и пеней. На основании решения в адрес ОАО "Аммофос" направлены требования об уплате земельного налога, пеней и штрафов от 11.11.02 N 18 и N 19.
В ходе проверки установлено, что ОАО "Аммофос" при исчислении земельного налога, подлежащего уплате в бюджет применяло ставки, установленные постановлением Череповецкой городской Думы от 10.06.97 N 88 "О ставках земельного налога и коэффициентах к ним при арендной плате", применяя к этим ставкам в 2000 году коэффициент "1,2", а в 2001 и 2002 годах не применяя коэффициента.
Ставки земельного налога в городе Череповце установлены постановлением Череповецкой городской Думы от 10.06.97 N 88 "О ставках земельного налога и коэффициентах к ним при арендной плате".
Статьей 15 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2".
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом "1,2".
В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Законом Российской Федерации "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В силу пункта 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных кодексом.
Установление федеральным законодателем повышающих коэффициентов к средним ставкам земельного налога не влечет автоматического изменения дифференцированных ставок этого налога.
Применение повышающего коэффициента ограничивается тем периодом, в отношении которого коэффициент был введен.
Поэтому ОАО "Аммофос" правомерно применяло к ставкам, установленным постановлением Череповецкой городской Думы от 10.06.97 в 2000 году коэффициент "1,2", а в 2001 году не применяло коэффициента.
Удовлетворяя заявленные требования в части доначисления земельного налога за 2002 год, суды первой и апелляционной инстанций указали на то, что устанавливающий коэффициент "2" Закон Российской Федерации "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.01 опубликован 17.12.01, а в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Из этого суды сделали вывод о том, что поскольку в соответствии с Законом Российской Федерации "О плате за землю" налоговым периодом по земельному налогу является год, то коэффициенты к ставкам земельного налога, установленные Законом, опубликованным 17.12.01, не могут быть применены ранее 01.01.03.
Однако судами не учтено, что указанный коэффициент "2" кроме Закона Российской Федерации "Об индексации ставок земельного налога" был установлен статьей 14 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год".
Данный Закон регулирует не налоговые, а бюджетные отношения, следовательно, оснований для применения норм статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае нет.
Таким образом, при исчислении ставок земельного налога за 2002 год к ставкам, установленным постановлением Череповецкой городской Думы от 10.06.97 N 88 "О ставках земельного налога и коэффициентах к ним при арендной плате" следовало применять коэффициент "2".
Следовательно, решение налоговой инспекции о доначислении земельного налога за 2002 год является неправомерным только в части применения повышающих коэффициентов, превышающих "2".
Таким образом, решение и постановление суда следует отменить в части признания недействительным решения налоговой инспекции и требования по эпизоду начисления земельного налога за 2002 год, рассчитанного с учетом коэффициентов, не превышающих "2". В этой части в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 10.01.03 и постановление апелляционной инстанции от 05.03.03 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-9041/02-05 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области от 11.11.02 N 8 и требования от 11.11.02 N 18 по эпизоду доначисления земельного налога за 2002 год, рассчитанного с учетом коэффициентов, превышающих "2".
В этой части в удовлетворении заявленных требований отказать.
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
Т.В.Клирикова |
М.В.Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 мая 2003 г. N А13-9041/02-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника