Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена
областным законом
(приложение)
Региональная целевая программа
"Развитие потребительской кооперации
в Ленинградской области на период до 2010 года"
Паспорт
региональной целевой программы
"Развитие потребительской кооперации
в Ленинградской области на период до 2010 года"
Полное наимено- вание Программы |
Региональная целевая программа "Развитие потре- бительской кооперации в Ленинградской области на период до 2010 года" (далее - Программа) |
|||
Основания для разработки Прог- раммы |
Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потреби- тельских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными федеральными законами от 11 июля 1997 года N 97-ФЗ, от 28 апреля 2000 года N 54-ФЗ и от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ); постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 1994 года N 24 "Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 7 января 1999 года N 24 "О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием"; постановление Правительства Ленинградской области от 27 мая 1999 года N 47 "О повышении роли потребительской кооперации Ленинградской области в обеспечении населения продовольствием"; постановление Правительства Ленинградской области от 19 апреля 2004 года N 61 "О мерах по выполнению Соглашения о взаимодействии Прави- тельства Ленинградской области и Ленинградского союза потребительских обществ на 2004 год"; постановление Правительства Ленинградской области от 26 июня 2003 года N 126 "О повышении эффективности участия организаций потребительской кооперации в реализации программ социально- экономического развития Ленинградской области"; постановление Губернатора Ленинградской области от 21 июня 2002 года N 121-пг "Об утверждении перечня отдаленных, труднодоступных местностей Ленинградской области, где возможно осуществление торговых операций или оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин" |
|||
Начало реализа- ции Программы |
2006 год | |||
Окончание реали- зации Программы |
2010 год | |||
Цели Программы | Повышение эффективности участия организаций потребительской кооперации в формировании соци- альной инфраструктуры села, реализации программ социально-экономического развития Ленинградской области; обеспечение государственной поддержки организа- ций потребительской кооперации в Ленинградской области |
|||
Основные задачи, мероприятия Программы |
Повышение качества жизни сельского населения за счет гарантированного обеспечения товарами и быто- выми услугами; организация закупок сельскохозяйственной про- дукции и сырья у населения и сельхозтоваро- производителей Ленинградской области; техническое перевооружение, реконструкция и строительство цехов и производств по переработке сельскохозяйственной продукции, внедрение совре- менных технологий; повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест |
|||
Объем финансовых ресурсов, запла- нированных по Программе |
Общий объем финансовых ресурсов на реализацию Программы: 1007745 тысяч рублей, из них: средства областного бюджета (тысяч рублей) |
|||
Год | Сумма | Бюджетные кредиты на попол- нение оборотных средств и для инвестиционных целей на срок, выходящий за пределы бюджетного года |
Лизинг | |
2006 | 50800 | 43000 | 7800 | |
2007 | 58000 | 50000 | 8000 | |
2008 | 68900 | 60000 | 8900 | |
2009 | 81500 | 72000 | 9500 | |
2010 | 88700 | 78700 | 10000 | |
Всего | 347900 | 303700 | 44200 | |
бюджетные средства за счет бюджетов муници- пальных образований, направляемые на возмещение расходов по доставке товаров в сельскую местность на расстояние свыше 11 километров от места их получения: 78600 тысяч рублей, в том числе: 2006 год - 14600 тысяч рублей, 2007 год - 15000 тысяч рублей, 2008 год - 15700 тысяч рублей, 2009 год - 16400 тысяч рублей, 2010 год - 16900 тысяч рублей; собственные средства организаций потребительс- кой кооперации: 341155 тысяч рублей, в том числе: 2006 год - 218860 тысяч рублей, 2007 год - 42395 тысяч рублей, 2008 год - 25470 тысяч рублей, 2009 год - 25610 тысяч рублей, 2010 год - 28820 тысяч рублей; кредиты банков: 240090 тысяч рублей, в том числе: 2006 год - 138020 тысяч рублей, 2007 год - 52900 тысяч рублей, 2008 год - 23560 тысяч рублей, 2009 год - 10860 тысяч рублей, 2010 год - 14750 тысяч рублей |
||||
Ожидаемый результат, соци- альный и эконо- мический эффект |
Повышение качества жизни и снижение социальных и экономических последствий перехода к рыночной экономике для сельского населения; обеспечение занятости населения за счет открытия новых цехов и производств, расширения видов деятельности и оказания дополнительных услуг. Создание к 2010 году не менее 500 новых рабочих мест; рост оборота розничной торговли и общественного питания, производства промышленной продукции, заготовок и объема оказываемых платных услуг населению. Увеличение совокупного оборота потреби- тельской кооперации к 2010 году до 5 миллиардов рублей (в 2004 году - 2,5 миллиарда рублей); увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за период реализации Программы в 1,8 раза, в том числе планируемые платежи в областной бюджет по годам реализации Программы: 2006 год - 40 миллионов рублей, 2007 год - 45 миллионов рублей, 2008 год - 53 миллиона рублей, 2009 год - 62 миллиона рублей, 2010 год - 70 миллионов рублей; укрепление материально-технической базы потре- бительской кооперации: ввод в действие новых, модернизация, техническое перевооружение имеющихся мощностей и объектов торговли, общественного питания, заготовок, производства и социальной сферы |
|||
Заказчик Прог- раммы |
Правительство Ленинградской области | |||
Представитель заказчика Прог- раммы |
Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области |
|||
Основной испол- нитель Программы |
Ленинградский областной союз потребительских обществ |
|||
Фамилия, имя, отчество, долж- ность, номер те- лефона руководи- теля Программы |
Смирнова Наталия Георгиевна - председатель комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области |
|||
Система органи- зации контроля за выполнением Программы |
Ежеквартальная подготовка сводного отчета о выполнении мероприятий Программы. Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета экономического развития Двас Григорий Викторович |
Содержание
1. Оценка и анализ исходной ситуации, обоснование
необходимости выполнения Программы
Деятельность потребительской кооперации регламентируется Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (с изменениями, внесенными федеральными законами от 11 июля 1997 года N 97-ФЗ, от 28 апреля 2000 года N 54-ФЗ и от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ). Согласно статье 116 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительские общества и их союзы являются некоммерческими организациями. Они созданы и осуществляют свою деятельность для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Около 80 тысяч жителей Ленинградской области являются пайщиками потребительской кооперации, в организациях которой работают более пяти тысяч человек.
Союз потребительских обществ на территории современной Ленинградской области создан в 1913 году. В настоящее время в него входят 28 потребительских обществ, 956 предприятий торговли, 128 предприятий общественного питания, 82 цеха и предприятия промышленности, 52 объекта заготовок, три учебных заведения.
Потребительская кооперация вносит существенный вклад в экономику и продовольственное обеспечение Ленинградской области. Совокупный объем деятельности Ленинградского областного союза потребительских обществ (далее - Леноблпотребсоюз) за 2004 год составил 2,5 миллиарда рублей, в том числе: оборот розничной торговли - 70 процентов, общественного питания - 6 процентов, производство промышленной продукции - 14 процентов, заготовительный оборот и бытовые услуги - 10 процентов.
Деятельность организаций потребительской кооперации направлена на повышение качества жизни сельского населения за счет гарантированного обеспечения товарами и услугами, сбыта сельскохозяйственной продукции и сырья, производства промышленной продукции, создания дополнительных рабочих мест, увеличения доходов от личного подсобного хозяйства и решения других вопросов по развитию социальной инфраструктуры села.
Низкая покупательная способность сельского населения, отпуск товаров в долг многодетным семьям и пенсионерам, систематическая задолженность предприятий социальной сферы за продукты и услуги негативно сказываются на финансовых результатах деятельности организаций потребительской кооперации.
Ежегодные социальные затраты потребительской кооперации системы Леноблпотребсоюза на повышение уровня жизни сельских жителей составляют свыше 60 миллионов рублей. Сюда включаются доставка товаров в магазины, расположенные в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, содержание убыточных сельских магазинов, бесплатные услуги, оказываемые населению (доставка дров, крупногабаритных товаров, комбикормов, ремонт жилья, оплата обучения пайщиков потребительской кооперации и их детей в кооперативных учебных заведениях, организация досуга и другие).
Более 70 процентов сельских магазинов убыточны, так как реализуют, в основном, хлеб и товары первой необходимости. За 2004 год убытки составили 42 миллиона рублей. При этом за работу убыточных магазинов уплачиваются все налоги, фактически они содержатся за счет других предприятий, которые находятся в городах и районных центрах. Расходы по доставке товаров в магазины, расположенные в сельской местности на расстоянии свыше 11 километров от пункта их получения, в отдаленных и труднодоступных местностях составляют ежегодно около 15 миллионов рублей. Кроме того, магазины потребительской кооперации работают постоянно, круглый год, несмотря на малую численность проживающего в деревнях населения. Потребительская кооперация обслуживает 355 населенных пунктов с численностью жителей до 10 человек, 698 населенных пунктов с численностью жителей от 11 до 100 человек. Автолавки обслуживают 600 малонаселенных отдаленных и труднодоступных деревень, где нет стационарной торговой сети.
В период перехода к рыночной экономике деятельность потребительской кооперации по закупке сельскохозяйственной продукции и сырья у жителей и сельхозтоваропроизводителей Ленинградской области особенно пострадала, так как в силу своей специфики требует отвлечения оборотных средств на длительный период. Для того, чтобы обеспечить максимальную закупку всей продукции, выращенной населением для продажи, необходимо вернуться к бюджетным льготным кредитам и гарантированному государственному заказу, восстановить сеть приемо-заготовительных и убойных пунктов, создать производственную инфраструктуру по первичной обработке, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущих плодов и ягод, грибов, лекарственно-технического сырья.
Более 50 процентов закупленной продукции и сырья перерабатывается на собственных предприятиях. В системе потребительской кооперации Леноблпотребсоюза работают хлебопекарни, колбасные производства, цехи по копчению и солению рыбы, выпуску консервов, кондитерских изделий, безалкогольных напитков, кетчупов, валяной обуви и других товаров. За 2004 год организациями потребительской кооперации произведено товаров (в процентах от уровня областного производства):
колбасных изделий и мясных полуфабрикатов - 22 процента;
хлеба и хлебобулочных изделий - 6 процентов;
консервов - 9 процентов;
кондитерских изделий - 3 процента;
валяной обуви - 100 процентов.
Потребительская кооперация взяла на себя оказание различного рода услуг населению, так как сфера бытового обслуживания на селе практически утрачена. Организации системы Леноблпотребсоюза оказывают услуги по раскрою тканей, ремонту и пошиву одежды и обуви, ремонту автотранспорта, жилья и оборудования, прокату, забою скота, сепарированию молока, дроблению зерна, заточке инструментов, юридические, оздоровительные, ритуальные и другие услуги.
Организации потребительской кооперации системы Леноблпотребсоюза уплатили за 2004 год налогов и сборов около 150 миллионов рублей.
Программа позволит повысить эффективность участия организаций потребительской кооперации системы Леноблпотребсоюза в реализации программ социально-экономического развития Ленинградской области, обеспечить государственную поддержку потребительской кооперации в решении социальных проблем сельских жителей Ленинградской области.
2. Цели и задачи Программы
Цель Программы - повысить эффективность участия организаций потребительской кооперации в формировании социальной инфраструктуры села, реализации программ социально-экономического развития Ленинградской области, обеспечить меры государственной поддержки организаций потребительской кооперации.
Основные задачи Программы:
гарантированное повышение качества жизни сельского населения за счет обеспечения товарами и бытовыми услугами;
организация закупок сельскохозяйственной продукции и сырья у населения и сельхозтоваропроизводителей Ленинградской области;
техническое перевооружение, реконструкция и строительство цехов и производств по переработке сельскохозяйственной продукции, внедрение современных технологий;
повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест.
Для этого необходимо осуществить выполнение следующих мероприятий:
увеличение оборота розничной торговли и общественного питания, производства товаров народного потребления, объема оказываемых населению услуг, закупок сельскохозяйственной продукции и сырья за период реализации Программы в сопоставимых ценах в два раза (по сравнению с 2004 годом);
расширение и обновление рыночной инфраструктуры, включающее ремонт и реконструкцию торговых предприятий, производственно-заготовительной базы, модернизацию торгового и технологического оборудования, приобретение контрольно-кассовой техники, отвечающей современным требованиям, обновление и увеличение автотранспортного парка;
совершенствование финансовых механизмов системы государственной поддержки потребительской кооперации Ленинградской области, в том числе:
возмещение расходов по доставке товаров в торговую сеть сельской местности (включая школьные столовые) на расстояние свыше 11 километров от пункта получения товаров;
выделение бюджетных кредитов на пополнение оборотных средств и оказание финансовой помощи на строительство и развитие объектов производства, заготовок, торговли, общественного питания, бытовых услуг населению, снижение стоимости комбикормов для продажи сдатчикам сельскохозяйственной продукции;
обеспечение организаций потребительской кооперации продукцией машиностроения на условиях лизинга (через областной лизинговый фонд).
3. Основные мероприятия Программы
Программа реализуется в течение 2006-2010 годов поэтапно.
В целях реализации задач Программы необходимо провести выполнение следующего комплекса мероприятий по видам деятельности потребительской кооперации:
3.1. Торговая деятельность
Торговля в сельской местности вследствие низкой доходности развивается медленно. Необходимо повысить качество торговли, превратить магазины в торгово-бытовые, культурные центры с современным технологическим оборудованием.
Кроме того, магазины потребительской кооперации должны производить закупку сельскохозяйственной продукции, выращенной населением на продажу.
Во всех районах области планируется провести строительство, капитальный ремонт и реконструкцию 410 магазинов, замену торгового и технологического оборудования, приобретение и размещение киосков в населенных пунктах, не имеющих стационарной сети, открытие магазинов на дому.
Для доставки товаров в сельскую местность необходимо приобрести сто единиц автотранспорта, в том числе специализированные автолавки, оборудованные холодильными установками, другие грузовые автомобили.
3.2. Общественное питание
В целях расширения услуг, направленных на удовлетворение спроса сельского населения, необходимо обеспечить развитие сети предприятий быстрого обслуживания, открытие кафетериев на предприятиях розничной торговли, сельских кафе на 20-30 мест, столовых и буфетов в сельских образовательных учреждениях, централизацию поставок сырьевых товаров и полуфабрикатов в сеть школьных столовых и учреждений социальной сферы. Планируется открыть в каждом районе Ленинградской области специализированные магазины-цехи по торговле полуфабрикатами, кулинарными, выпечными и кондитерскими изделиями собственного производства.
3.3. Производственная деятельность
Реализация мер по активизации промышленного производства, расширению ассортимента, повышению качества и безопасности готовой продукции позволит сформировать устойчивую тенденцию роста выпуска потребительских товаров.
Необходимы техническое перевооружение, реконструкция существующих и строительство новых цехов и производств по переработке сельскохозяйственной продукции, строительство холодильников, реконструкция зданий и модернизация хлебопекарного оборудования, внедрение современных технологий.
Особое внимание во всех районах области уделяется строительству "малых производств" по солению и копчению рыбы, квашению овощей, выпечке хлеба, производству макаронных, безалкогольных и кондитерских изделий и др. Подобные производства используют, как правило, местное сырье, а население получает возможность дополнительного заработка.
3.4. Заготовительная деятельность
Развивая заготовительную деятельность, организации потребительской кооперации обеспечивают занятость и увеличение доходов сельского населения, стимулируют развитие личных подсобных хозяйств, взаимодействуют с центрами занятости населения, особенно по привлечению к заготовкам безработных.
Планируется к 2010 году довести объем заготовительного оборота до 700 миллионов рублей. Необходимы строительство, реконструкция и ремонт материально-технической базы по заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущих плодов и ягод, грибов, лекарственно-технического сырья во всех районах области, а именно: приобретение сушилок для сушки ягод, грибов и лекарственного сырья, прессов для макулатуры, строительство складов, скотобойных и приемозаготовительных пунктов, строительство заготовительно-перерабатывающего производства в северо-восточных районах для заготовки и переработки дикорастущих ягод и грибов, открытие грибоварочных пунктов и других объектов.
3.5. Оказание платных услуг населению
Сфера бытового обслуживания на селе практически утрачена. Сельское население должно иметь возможность получать эти услуги на месте, не затрачивая время и средства на поездки в города и районные центры.
Повышенный спрос населения на бытовые услуги предполагает модернизацию сферы услуг, то есть создание домов быта. Сельскими жителями востребованы услуги по ремонту бытовой техники, транспортных средств, часов, одежды, обуви, прокату, ремонту и строительству жилья, сепарированию молока, парикмахерских, ветеринарных аптек, ритуальные и другие услуги. Магазины потребительской кооперации используются для размещения предприятий бытового обслуживания, аптек и аптечных киосков (в том числе ветеринарных), чайных столов, библиотек, сепараторов, маслобоек и других объектов, полностью обеспечивающих потребности сельского населения в услугах.
3.6. Образование
Подготовка специалистов в трех кооперативных учебных заведениях позволит вести образовательную деятельность по программе непрерывного профессионального образования "училище - техникум - вуз". Такой вариант интеграции образовательного процесса - самый эффективный способ оптимизации расходов на образование.
В учебных заведениях Леноблпотребсоюза ежегодно обучаются: в университете - 200 человек, в техникуме - 600 человек, в училище - 60 человек. Обучение проводится по следующим специальностям: юрист, экономист, бухгалтер, товаровед, продавец, кассир, повар, кондитер.
4. Информация о финансировании Программы
Общий объем финансовых ресурсов на реализацию Программы составляет 1007745 тысяч рублей, в том числе:
бюджетные кредиты за счет средств областного бюджета на пополнение оборотных средств и для инвестиционных целей на срок, выходящий за пределы бюджетного года, - 303700 тысяч рублей;
бюджетные средства за счет бюджетов муниципальных образований, направляемые на возмещение расходов по доставке товаров в сельскую местность на расстояние свыше 11 километров от места их получения, - 78600 тысяч рублей;
обеспечение организаций потребительской кооперации продукцией машиностроения на условиях лизинга (по квотам через областной лизинговый фонд) - 44200 тысяч рублей;
собственные средства организаций потребительской кооперации - 341155 тысяч рублей;
кредиты банков - 240090 тысяч рублей.
5. Экономическая эффективность Программы
В результате реализации Программы будут достигнуты следующие экономический и социальный эффекты:
повышение качества жизни и снижение негативных социальных и экономических последствий перехода к рыночной экономике для сельского населения;
обеспечение занятости населения за счет открытия новых цехов и производств, расширения видов деятельности и оказания дополнительных услуг. Создание к 2010 году не менее 500 новых рабочих мест;
рост оборота розничной торговли и общественного питания, производства промышленной продукции, заготовок и объема платных услуг, оказываемых населению. Увеличение совокупного оборота потребительской кооперации к 2010 году до 5 миллиардов рублей (в 2004 году - 2,5 миллиарда рублей);
увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за период реализации Программы в 1,8 раза, в том числе планируемые платежи в областной бюджет по годам реализации Программы:
2006 год - 40 миллионов рублей,
2007 год - 45 миллионов рублей,
2008 год - 53 миллиона рублей,
2009 год - 62 миллиона рублей,
2010 год - 70 миллионов рублей;
укрепление материально-технической базы потребительской кооперации: ввод в действие новых, модернизация, техническое перевооружение имеющихся мощностей и объектов торговли, общественного питания, заготовок, производства и социальной сферы.
6. План реализации мероприятий Программы
План реализации мероприятий Программы представлен в приложении к Программе.
7. Управление и контроль за реализацией Программы
Государственным заказчиком Программы является Правительство Ленинградской области.
Контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, осуществляет комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области.
Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет комитет экономического развития Ленинградской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.