г. Уфа |
|
14 июля 2014 г. |
Дело N А07-7985/2014 |
Резолютивная часть решения объявлена 08.07.2014 г.
Полный текст решения изготовлен 14.07.2014 г.
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Архиереева Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ларионовой И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску
ООО "Рыболовная компания", г. Уфа (ИНН 0273049407, ОГРН 1040203723779)
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Республике Башкортостан (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757)
Третьи лица:
1. Управление Росреестра по Республики Башкортостан
2. Правительство Республики Башкортостан
3. Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости
при участии в судебном заседании:
от истца - Юнусов Т.Д., доверенность от 18.04.2014 г.
от ответчика - Янбаева Ф.З., доверенность от 02.09.2013 г.
от третьих лиц - нет явки, извещены
ООО "Рыболовная компания" обратилось к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Республике Башкортостан
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Представитель истца огласил исковые требования, поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель ответчика представил отзыв, огласил доводы, изложенные в нем.
От Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан поступил отзыв.
Третьи лица Правительство Республики Башкортостан и Управление Росреестра по Республики Башкортостан явку представителей не обеспечили, позицию по делу не высказали.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
ООО "Рыболовная компания" на основании договора аренды N 15-14 от 21.01.2014 г., заключенного с Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, является арендатором земельного участка с кадастровым номером 02:55:030855:583, расположенного по адресу: Калининский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, вдоль автодороги "Уфа-Шакша".
Кадастровая стоимость земельного участка определена на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан N 521 от 30.12.2011 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават РБ".
По заданию истца ООО "КК Агата" был подготовлен отчет N 87-ОКС/03-2014 об оценке рыночной стоимости земельного участка.
В результате проведённых исследований рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на 01.01.2011 г. была определена исполнителем в размере, значительно отличающемся от размера установленной на основании постановления Правительства РБ N 521 от 30.12.2011 г. кадастровой стоимости.
Некоммерческое партнерство саморегулируемая организация "Свободный Оценочный Департамент" выдала положительное экспертное заключение N 240/Н-14 от 11.04.2014 г. на отчет N 87-ОКС/03-2014.
Согласно вышеназванному экспертному заключению, эксперт пришёл к выводу о том, что составленный ООО "КК Агата" отчёт о размере рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Ссылаясь на то, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН), не соответствуют его рыночной стоимости и, полагая себя лицом, заинтересованным в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, истец обратился в суд с настоящим иском.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд на основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.ч. 2, 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости") кадастровый учёт земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно п. 1 постановления Правительства Республики Башкортостан N 521 от 30.12.2011 г. были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 01.01.2011 г., в том числе прилагаемые:
- средние удельные показатели кадастровой стоимости земель населенных пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан;
- кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан;
- удельные показатели кадастровой стоимости земель населенных пунктов по кадастровому кварталу в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан в разрезе видов разрешенного использования.
Нормой ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путём подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Обращаясь в арбитражный суд, истец ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего является нарушение его прав как лица, владеющего земельным участком на праве аренды.
Принимая во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 28.06.2011 г. N 913/11, арбитражный суд приходит к выводу о том, что в данном случае предметом заявленных требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость.
Истцом в материалы дела представлен отчёт об определении рыночной стоимости земельного участка, согласно которому рыночная стоимость объекта оценки установлена по состоянию на 01.01.2011 г. в размере 11 726 000 руб.
Как указано ранее экспертным заключением Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Свободный Оценочный Департамент" подтверждается, что исследованный отчёт соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным стандартам оценки.
В соответствии с п. 22 Приказа Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 г. N 256 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)" применяя сравнительный подход к оценке, оценщик должен:
а) выбрать единицы сравнения и провести сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта-аналога по всем элементам сравнения. По каждому объекту-аналогу может быть выбрано несколько единиц сравнения.
Выбор единиц сравнения должен быть обоснован оценщиком. Оценщик должен обосновать отказ от использования других единиц сравнения, принятых при проведении оценки и связанных с факторами спроса и предложения;
б) скорректировать значения единицы сравнения для объектов-аналогов по каждому элементу сравнения в зависимости от соотношения характеристик объекта оценки и объекта-аналога по данному элементу сравнения. При внесении корректировок оценщик должен ввести и обосновать шкалу корректировок и привести объяснение того, при каких условиях значения введенных корректировок будут иными. Шкала и процедура корректирования единицы сравнения не должны меняться от одного объекта-аналога к другому;
в) согласовать результаты корректирования значений единиц сравнения по выбранным объектам-аналогам. Оценщик должен обосновать схему согласования скорректированных значений единиц сравнения и скорректированных цен объектов-аналогов.
Из применяемой оценщиком методики следует, что оценка произведена с использованием сравнительного подхода. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:030855:583, полученная с применением данного подхода к оценке, составила 11 725 614 руб. 70 коп.
Суд не усматривает нарушений требований федеральных стандартов оценки при применении указанного метода.
На основании Федерального стандарта оценки N 1 (Утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. N 256) экспертом стоимость объекта оценки была рассчитана методом сравнительного подхода, в результате определения и внесения корректировок цены аналогов (единицы измерения аналогов), как правило, должно быть близко друг к другу. В случае значительных различий скорректированных цен аналогов целесообразно выбрать другие аналоги; элементы, по которым проводится сравнение; значения корректировок.
Оснований для проведения в порядке ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебной экспертизы для проверки достоверности рыночной стоимости земельного участка, определенной отчетом N 87-ОКС/03-2014 с учетом того, что в материалы дела представлено положительное экспертное заключение N 240/Н14 - от 11.04.2014 г. на данный отчет, не имеется.
Если в нормативном правовом акте, договоре на проведение экспертизы отчета об оценке, определении суда или внутренних документах саморегулируемой организации оценщиков не указан вид экспертизы, экспертом проводится нормативно-методическая экспертиза (п. 19 Федерального стандарта оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.07.2011 г. N 328).
Законом не предусмотрены обязательные требования проведения экспертизы на подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка. В связи с этим, суд считает, что для подтверждения достоверности представленных в материалы дела отчетов об оценке, достаточно проведение нормативно-методической экспертизы, результаты которой подтверждают соответствие данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Учитывая, что истцом в отношении отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка представлено экспертное заключение, из которого следует, что представленный отчёт соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным стандартам оценки, а так же учитывая, что доказательств недостоверности отчета об оценке ни ответчиком, ни третьими лицами не представлено, суд полагает, что основания для признания представленного истцом отчета недостоверным отсутствуют.
О необходимости проверки отчета путем назначения судебной экспертизы ни ответчиком, ни третьими лицами не заявлено.
При таких обстоятельствах иск ООО "Рыболовная компания" подлежит удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 настоящего Кодекса при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Согласно ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу ст. 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При рассмотрении дела истцом заявлено ходатайство, в котором он просил отнести судебные расходы по уплате государственной пошлины на него, что не противоречит положениям ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и не влечет за собой необходимость возложения обязанности по возмещению расходов истца на ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ООО "Рыболовная компания" удовлетворить в полном объеме.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:020855:583, общей площадью 8 946 кв.м., равной его рыночной стоимости в размере 11 726 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на Интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.
Судья |
Н.В. Архиереев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.