Конституция Республики Татарстан
(введена в действие Законом РТ от 30 ноября 1992 г. N 1665-XII)
См. текст Конституции от 30 ноября 1992 г. на татарском языке в редакторе MS-Word
Настоящая Конституция принимается и провозглашается в соответствии с результатами народного голосования (референдума) о государственном статусе Республики Татарстан.
I. Основы государственного и общественного
строя Республики Татарстан
Глава 1. Общественно-политическая система
Статья 1. Республика Татарстан - суверенное демократическое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики.
Суверенитет и полномочия государства исходят от народа.
Государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние Республики Татарстан.
Статья 2. Вся власть в Республике Татарстан принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть непосредственно, в том числе путем референдума, и через систему государственных органов в соответствии с настоящей Конституцией. Конституция Республики Татарстан принимается Верховным Советом Республики Татарстан или путем референдума.
Советы народных депутатов как представительные органы народа составляют политическую основу государства.
Отдельное лицо или группа лиц не может присвоить себе право на осуществление государственной власти в Республике Татарстан.
Статья 3. Отношения гражданина и государства основываются на приоритете прав человека - высшей социальной ценности, участии граждан в управлении делами государства. В своих отношениях гражданин и государство взаимно ответственны.
Республика Татарстан гарантирует равноправие граждан во всех областях политической, экономической, социальной и культурной жизни.
Взаимное уважение, добровольное и равноправное сотрудничество всех слоев населения, граждан всех национальностей составляют социальную основу Республики Татарстан.
Статья 4. Государственными языками в Республике Татарстан являются равноправные татарский и русский языки.
Статья 5. Деятельность государственных органов в Республике Татарстан осуществляется на принципах правового государства: верховенства законов, их неуклонного соблюдения, разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Статья 6. Политические партии, профессиональные союзы, массовые движения и другие общественные объединения вправе участвовать в управлении государственными делами через своих представителей в выборных органах государственной власти. Выполняя функции, предусмотренные их программами и уставами, они действуют в рамках Конституции и законов Республики Татарстан.
Не допускаются создание и деятельность партий, организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя и целостности Республики Татарстан, подрыв ее безопасности, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, запрещается использование в этих целях средств массовой информации, а также иных средств.
Статья 7. Государство строит свою деятельность на основе принципа социальной справедливости, создает необходимые условия для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев населения, социально - экономического и культурного прогресса общества, обеспечивает экологическую безопасность и рациональное природопользование.
Статья 8. Республика Татарстан отвергает насилие и войну как средство разрешения споров между государствами и народами.
Территория Республики Татарстан является зоной, свободной от оружия массового поражения.
В Республике Татарстан пропаганда войны запрещается.
Глава 2. Экономическая система
Статья 9. Земля, ее недра, водные, лесные и другие природные ресурсы, животный и растительный мир, средства государственного бюджета, активы государственных банков, культурные и исторические ценности народов Республики Татарстан и другое имущество, обеспечивающее хозяйственную самостоятельность республики, сохранение материальной и духовной культуры являются общенародным достоянием.
Статья 10. Основу экономики Республики Татарстан составляет социальное рыночное хозяйство, в котором в соответствии с законом обеспечиваются свобода хозяйственной деятельности и разнообразие форм собственности, равные условия их правовой защиты.
Экономические отношения строятся на социальном партнерстве между гражданином и государством, потребителем и производителем, работником и работодателем.
Государство регулирует хозяйственную деятельность в интересах общества и в пределах, установленных законом.
Статья 11. Хозяйственная деятельность в Республике Татарстан осуществляется на основе частной, государственной, коммунальной собственности и собственности общественных объединений.
В частной собственности могут находиться земельные участки и другие объекты, используемые в любой не запрещенной законом сфере деятельности.
В Республике Татарстан допускаются собственность других государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан, лиц без гражданства, а также объединение имущества, находящегося в собственности граждан, юридических лиц и государств.
Статья 12. Собственность неприкосновенна. Ограничение прав собственника при владении законно приобретенным имуществом не допускается.
Собственность не должна использоваться во вред государственным и общественным интересам, правам, свободе и достоинству человека.
Принудительное отчуждение объектов собственности допускается в порядке реквизиции или конфискации в соответствии с законом.
Статья 13. Собственность Республики Татарстан и ее граждан, находящаяся за пределами территории Республики Татарстан, защищается государством.
Статья 14. Правовой режим имущества, являющегося собственностью других государств, юридических, физических лиц, а также международных организаций, определяется законами и договорами Республики Татарстан.
Статья 15. Экономика Республики Татарстан функционирует на основе принципов рыночного хозяйствования. Государство регулирует развитие экономики республики посредством программ экономического и социального развития, налоговой, кредитной, инвестиционной и амортизационной политики, политики ценообразования по товарам и услугам, определяющим жизненный уровень населения, а также по продукции предприятий - монополистов, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность предприятий и организаций. Административное ограничение деятельности экономически самостоятельных предприятий не допускается, за исключением случаев нарушений ими законодательства и международных обязательств Республики Татарстан.
Запрещается монополистическая деятельность, направленная на ограничение или устранение конкуренции.
Статья 16. Торгово-экономические отношения Республики Татарстан с другими государствами строятся на договорной основе.
Статья 17. Республика Татарстан защищает интересы потребителя и поддерживает общественную деятельность по защите его прав. Потребители имеют право на возмещение ущерба, причиненного производителями товаров и услуг, в установленном законодательством порядке.
Статья 18. Республика Татарстан обеспечивает сохранность земли, недр, вод, лесов, растительного и животного мира, принимает меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и улучшению состояния окружающий среды на основе платного природопользования.
Собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи, другие природопользователи обязаны сохранять плодородие земли.
Вред, нанесенный хозяйственной деятельностью окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, подлежат возмещению в соответствии с законодательством Республики Татарстан. Деятельность землевладельцев, землепользователей, других природопользователей, нарушающих законодательство Республики Татарстан, приостанавливается ее государственными органами. Физические и юридические лица, виновные в нарушении законодательства об охране окружающей среды, привлекаются к ответственности в соответствии с законом.
II. Личность и государство
Глава 3. Гражданство Республики Татарстан. Равноправие граждан
Статья 19. Республика Татарстан имеет свое гражданство. Основания, порядок приобретения и прекращения гражданства Республики Татарстан определяются Законом о гражданстве Республики Татарстан.
Граждане Республики Татарстан обладают гражданством Российской Федерации - России.
Граждане Республики Татарстан могут иметь гражданство иных государств, условия осуществления которого определяются договорами и соглашениями Республики Татарстан с другими государствами. Граждане Республики Татарстан могут сохранить двойное гражданство или отказаться от него.
Каждое лицо имеет право выбора гражданства и право изменять его. Лишение гражданства или права на изменение гражданства запрещается.
Статья 20. Все граждане Республики Татарстан имеют равные права и равные обязанности. Они имеют равное право на защиту со стороны государства, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, места жительства и иных обстоятельств.
Гражданам гарантируется пользование родным языком.
Права, свободы и обязанности граждан, предусмотренные Конституцией, осуществляются непосредственно на ее основе.
Порядок осуществления, охраны и защиты конституционных прав, свобод и обязанностей устанавливается законами.
Статья 21. Всем гражданам Республики Татарстан гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией Республики Татарстан, в соответствии с общепризнанными нормами международного права, а также международными договорами Республики Татарстан.
Каждому гражданину Республики Татарстан, находящемуся за ее пределами, гарантируются правовая защита и помощь Республики Татарстан.
Права и свободы гражданина могут быть ограничены или приостановлены только в соответствии с законом и по решению суда.
Статья 22. Прямое или косвенное ограничение прав либо установление преимуществ граждан по расовым, национальным и другим признакам наказывается по закону.
Статья 23. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются всеми конституционными правами и свободами наравне с гражданами Республики Татарстан, если иное не предусмотрено законом.
Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется законами и международными договорами Республики Татарстан.
Находящиеся на территории Республики Татарстан иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать и соблюдать Конституцию и законы Республики Татарстан.
Глава 4. Права, свободы и обязанности человека и гражданина
Статья 24. Граждане Республики Татарстан обладают всей полнотой личных, политических, социально - экономических и культурных прав и свобод, предусмотренных настоящей Конституцией.
Статья 25. Жизнь человека, его здоровье, личная свобода и безопасность находятся под защитой государства.
Статья 26. Гражданам Республики Татарстан гарантируется неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту и лишен свободы, иначе как на основаниях, установленных законом. В случае ареста или задержания гражданин имеет право на немедленное судебное обжалование этих действий. Каждый гражданин, привлекаемый к ответственности за правонарушение, считается невиновным, пока виновность его не будет доказана согласно закону и в рамках надлежащей правовой процедуры.
Гражданам Республики Татарстан гарантируется право на защиту.
Статья 27. Гражданам Республики Татарстан гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также производить обыск против воли проживающих в нем лиц.
Статья 28. Гражданам Республики Татарстан обеспечивается тайна переписки, телефонных переговоров, телеграфных и других форм сообщений.
Статья 29. Граждане Республики Татарстан в соответствии со своими убеждениями имеют право свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, заниматься религиозной или атеистической деятельностью. Каждый человек свободен в отправлении религиозных обрядов.
Возбуждение вражды, ненависти и национальной розни в связи с религиозными верованиями запрещается.
Религии и религиозные объединения в Республике Татарстан отделены от государства.
Статья 30. Семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Брак основывается на свободном согласии женщины и мужчины, супруги равноправны в семейных отношениях. Семейная жизнь граждан охраняется законом.
Государство проявляет заботу о семье, уделяет особое внимание обеспечению здоровья матери и ребенка и воспитанию детей.
Граждане Республики Татарстан несут ответственность за воспитание своих детей. Совершеннолетние дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.
Статья 31. Каждый гражданин в пределах территории Республики Татарстан имеет право на свободное передвижение, выбор местожительства и местопребывания. Ограничения этого права могут устанавливаться только законом.
Статья 32. Каждый человек имеет право свободно покидать территорию Республики Татарстан и возвращаться в республику.
Статья 33. Уважение личности, охрана прав и свобод граждан - обязанность всех государственных органов, общественных объединений и должностных лиц.
Граждане Республики Татарстан имеют право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, личную свободу и имущество.
Статья 34. Каждый гражданин имеет право судебного обжалования действий должностных лиц государственных органов и общественных организаций, а также право на возмещение морального и материального вреда.
Статья 35. В Республике Татарстан каждому гарантируется право на свободу слова, печати, мнений и убеждений, их беспрепятственное выражение и распространение.
Статья 36. Граждане Республики Татарстан имеют право на организацию в мирной форме и без оружия митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования в установленном законом порядке.
Статья 37. В соответствии с интересами народа и в целях развития общественной активности граждане Республики Татарстан имеют право объединяться в политические партии, профессиональные союзы, массовые движения и другие общественные объединения, участвовать в мероприятиях в порядке гражданской инициативы в рамках действующего законодательства. Государство оказывает им содействие в выполнении уставных задач.
Права, свободы и достоинство лиц, составляющих оппозиционное меньшинство в представительных органах власти, гарантируются законом.
Политические партии, профессиональные союзы, массовые движения и другие общественные объединения могут быть распущены на основе судебного решения, если их деятельность противоречит Конституции.
Статья 38. Граждане Республики Татарстан имеют право участвовать в политической жизни, в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении проектов законов и решений общереспубликанского и местного значения, в референдумах.
Статья 39. Каждому гражданину в соответствии с законом гарантируется равное право доступа к государственной службе.
Статья 40. Каждый гражданин Республики Татарстан вправе свободно получать и распространять достоверную информацию о всех сферах внутригосударственной и международной жизни, включая вопросы правового статуса личности.
Государственные органы, общественные объединения и должностные лица обязаны обеспечить гражданину возможность ознакомления с их решениями и иными материалами, затрагивающими его права и законные интересы.
Статья 41. Граждане Республики Татарстан имеют право на собственность и ее наследование.
Статья 42. Граждане Республики Татарстан имеют право на труд, то есть свободу выбирать профессию и место работы, распоряжаться своими способностями к труду. Свобода трудового договора гарантируется.
Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, и на вознаграждение за труд не ниже установленного законом минимального размера.
Государство гарантирует справедливые условия найма, увольнения и охраны труда, защиту трудовых прав и свободу представительства интересов работников на всех предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности.
Государство создает условия для осуществления права на труд несовершеннолетними, лицами с физическими и психическими недостатками, гарантирует социальную защиту инвалидов, малообеспеченных и не имеющих постоянной работы граждан, в необходимых случаях организует их обучение и переквалификацию.
Принудительный труд допускается только по решению суда, а также в случаях, установленных международными договорами Республики Татарстан.
Статья 43. Гражданам Республики Татарстан гарантируется право на отдых и досуг. Это право обеспечивается установлением рабочей недели не более 40 часов, предоставлением трудящимся ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, созданием условий для рационального использования свободного времени.
Статья 44. Каждый гражданин Республики Татарстан имеет право на охрану здоровья, включая медицинскую помощь, которая оказывается государственными и иными учреждениями здравоохранения в установленном законом порядке.
Государство поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья граждан, развитию физической культуры и спорта.
Статья 45. Граждане Республики Татарстан имеют право на здоровую окружающую природную среду.
Статья 46. Граждане Республики Татарстан имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, при рождении ребенка и достижении им установленного законом возраста, в случае потери кормильца, а также по другим основаниям и в размерах, предусмотренных законами.
Статья 47. Граждане Республики Татарстан имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству. Никто не может быть лишен жилища, иначе как на основаниях, установленных законом.
Статья 48. Граждане Республики Татарстан имеют право на получение бесплатного среднего общего и среднего специального образования в государственных учебных заведениях, а также на обучение в школе на родном языке.
Граждане Республики Татарстан вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном учебном заведении.
Статья 49. Граждане Республики Татарстан имеют право пользоваться достижениями культуры. Каждому человеку гарантируется свобода научного, технического и художественного творчества.
Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством.
См. Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах"
Статья 50. Граждане Республики Татарстан в целях защиты своих экономических и социальных интересов имеют право на забастовку как крайнюю меру разрешения коллективного трудового спора, предусмотренную законом.
Никто не может быть принужден к участию в забастовке.
Забастовка не допускается, если она может создать угрозу жизни и здоровью людей.
Статья 51. Использование гражданами провозглашенных Конституцией прав и свобод не должно наносить ущерба государственной и общественной безопасности, общественному порядку, здоровью и нравственности населения, правам и свободам других лиц.
Статья 52. Граждане Республики Татарстан обязаны соблюдать Конституцию и законы Республики Татарстан.
Статья 53. Граждане Республики Татарстан обязаны уважать права и законные интересы других лиц.
Долг каждого гражданина Республики Татарстан - уважать честь и национальное достоинство других граждан.
Статья 54. Граждане Республики Татарстан обязаны участвовать в государственных расходах посредством уплаты налогов в порядке, установленном законом.
Статья 55. Бережное отношение к природе - долг каждого гражданина Республики Татарстан.
Статья 56. Сохранение культурных ценностей, исторических памятников - долг граждан Республики Татарстан.
Порча и уничтожение памятников культуры наказываются по закону.
Статья 57. Долг граждан Республики Татарстан - содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддерживать и укреплять всеобщий мир на основе общепризнанных норм международного права.
Статья 58. Граждане Республики Татарстан обязаны нести воинскую службу в соответствии с законом. Воинская обязанность исполняется на территории Республики Татарстан или вне ее на основе договорных обязательств Республики Татарстан.
Возможность замены воинской службы выполнением альтернативных обязанностей, а также освобождения от воинской службы устанавливается законом.
III. Государственное устройство Республики Татарстан
Глава 5. Республика Татарстан - суверенное государство
Статья 59. Республика Татарстан самостоятельно определяет свой государственно-правовой статус, решает вопросы политического, экономического, социально-культурного строительства. Законы Республики Татарстан обладают верховенством на всей ее территории, если они не противоречат международным обязательствам Республики Татарстан.
Статья 60. Территория Республики Татарстан неприкосновенна. Границы между Республики Татарстан и другими государствами устанавливаются и изменяются по соглашению сторон.
Статья 61. Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией - Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения.
Статья 62. Республика Татарстан вступает в отношения с другими государствами, заключает международные договоры, обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами, участвует в деятельности международных организаций, руководствуясь принципами международного права.
Общепризнанные принципы международного права имеют приоритет над законами Республики Татарстан.
Глава 6. Административно-территориальное деление
Республики Татарстан
Статья 63. Территория Республики Татарстан делится на районы и города республиканского подчинения, районы - на города, поселки и сельсоветы, крупные города - на районы.
IV. Организация Государственной власти в
Республике Татарстан
Глава 7. Основы организации и деятельности Советов
народных депутатов
Статья 64. Верховный Совет Республики Татарстан, местные Советы - городские. районные, районные в городах и сельские составляют единую систему представительных органов государственной власти Республики Татарстан.
Советы народных депутатов самостоятельно решают все вопросы, относящиеся к их компетенции.
В поселках, сельсоветах по решению, принятому соответствующим Советом или местным референдумом, Совет может не избираться или упраздняться. Полномочия поселкового, сельского Совета в этом случае осуществляются другими органами местного самоуправления.
Статья 65. Основные вопросы республиканского и местного значения решаются на сессиях Верховного Совета и местных Советов народных депутатов. Они могут выноситься также на республиканский и местный референдумы.
Статья 66. Верховный Совет, районные, городские, районные в городах Советы народных депутатов избирают свои президиумы и председателей Советов, а Советы городов районного подчинения, поселковые и сельские - председателей Советов.
Советы народных депутатов образуют комитеты, постоянные и временные комиссии, другие подотчетные им органы, а также избирают или утверждают их руководителей.
Постоянные комиссии Советов народных депутатов образуются из числа депутатов соответствующего Совета. По требованию комиссий государственные и общественные органы, организации и должностные лица обязаны представлять им запрашиваемые материалы. Рекомендации комиссий подлежат обязательному рассмотрению государственными и общественными органами, учреждениями и организациями. О результатах рассмотрения и принятых мерах должно быть сообщено комиссиям в установленный ими срок.
Исполнительно-распорядительные функции в районах, городах и других административно-территориальных единицах выполняют администрации соответствующих единиц.
Любое должностное лицо может быть досрочно освобождено от занимаемой должности в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей.
Должностные лица, избираемые или назначаемые Советами народных депутатов, за исключением судей, не могут занимать свои должности более двух сроков подряд. Иные ограничения для них устанавливаются законом.
Статья 67. Деятельность Советов народных депутатов строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности местной администрации и создаваемых Советами органов перед ними и населением, привлечения граждан к участию в их работе.
Советы народных депутатов, местная администрация и их органы работают и публикуют принятые ими акты на татарском и русских языках, а в случае необходимости и на языке, которым пользуется большинство населения подведомственной территории.
Глава 8. Избирательная система
Статья 68. Срок полномочий Советов народных депутатов пять лет.
Выборы в Верховный Совет Республики Татарстан и местные Советы народных депутатов назначаются не позднее чем за четыре месяца до истечения срока полномочий соответствующих органов государственной власти. Порядок проведения выборов народных депутатов определяется законами Республики Татарстан.
Статья 69. Выборы народных депутатов проводятся по избирательным округам на основе всеобщего, равно и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 70. Выборы народных депутатов от избирательных округов являются всеобщими: право избирать, (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право) имеют граждане Республики Татарстан, достигшие 18 лет.
Не могут быть избранными и не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а также психически больные граждане, находящиеся на стационарном лечении в психиатрических больницах.
Законом РТ от 30 ноября 1992 г. N 1665-XII положение статьи 71 вводится в действие со времени сформирования Верховного Совета Республики Татарстан нового созыва
Статья 71. Гражданин Республики Татарстан не может быть одновременно депутатом более чем двух представительных органов государственной власти.
Народный депутат Республики Татарстан не может быть депутатом другого Совета.
Статья 72. Министры, председатели государственных комитетов и другие члены Кабинета Министров Республики Татарстан, за исключением Премьер-министра, а также судьи не могут быть депутатами.
Заместители глав местных администраций и руководители структурных подразделений администраций не могут быть депутатами соответствующих местных Советов.
Статья 73. Выборы народных депутатов являются равными: каждый избиратель имеет один голос. Избирательные округа и нормы представительства устанавливаются таким образом, что депутаты каждого Совета избирались от примерно одинакового числа избирателей.
Статья 74. Выборы народных депутатов являются прямыми: депутаты всех представительных органов государственной власти избираются гражданами непосредственно.
Статья 75. Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.
Статья 76. Право выдвижения кандидатов в народные депутаты принадлежит собраниям избирателей по месту работы (учебы, службы) и по месту жительства, а также зарегистрированным в установленном законом порядке партиям, профессиональным союзам и другим общественным объединениям.
Статья 77. В избирательные бюллетени может быть включено любое число кандидатов.
Статья 78. Организация и подведение итогов выборов осуществляются избирательными комиссиями. вся их работа ведется открыто и гласно. Центральную избирательную комиссию образует Верховный Совет, а окружные, территориальные, участковые комиссии - соответствующие Советы народных депутатов.
Статья 79. Гражданам Республики Татарстан, собраниям избирателей, партиям, другим общественным объединениям гарантируются возможность свободного и всестороннего обсуждения политических, деловых и личных качеств кандидатов в народные депутаты, а также право агитации за или против кандидата на собраниях и в средствах массовой информации.
Статья 80. Воспрепятствование гражданам Республики Татарстан в использовании их избирательных прав, фальсификация результатов выборов и другие нарушения законов о выборах влекут юридическую ответственность.
Статья 81. Споры по поводу регистрации кандидатов, проведения и итогов выборов рассматривается судами соответствующих уровней в сроки, установленные законом.
В случае возникновения спора о законности избрания народного депутата Республики Татарстан дело передается на рассмотрение Верховного Суда Республики Татарстан.
Решения судов являются окончательными.
Глава 9. Народный депутат
Статья 82. Полномочия депутата начинаются со дня избрания в Совет народных депутатов, подтвержденного протоколом Центральной соответствующей территориальной избирательной комиссии о регистрации избранных депутатов.
Статья 83. Депутаты являются полномочными представителями народа в Совете народных депутатов.
В своей деятельности депутат руководствуется интересами республики и той области территориальной единицы, от которой он избран.
Статья 84. Народный депутат осуществляет свои полномочия, как правило, не порывая с производственной или служебной деятельностью. На время сессий Советов, а также для осуществления депутатских функций в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с возмещением ему расходов, связанных с депутатской деятельностью, за счет средств соответствующего бюджета.
Статья 85. Участвуя в работе Советов, депутаты решают вопросы государственного, хозяйственного, социально-культурного строительства, осуществляют контроль за работой государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
Депутат имеет право запроса к соответствующим государственным органам и должностным лицам, которые обязаны дать ответ на запрос на заседании Верховного Совета, местного Совета народных депутатов.
Депутат вправе на территории Республики Татарстан обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации по вопросам депутатской деятельности и принимать участие в рассмотрении поставленных вопросов. Руководители соответствующих государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны безотлагательно принимать депутата и рассматривать его предложения в установленные сроки.
Статья 86. Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его прав и обязанностей.
Неприкосновенность депутата, гарантии депутатской деятельности устанавливаются настоящей Конституцией, законами о статусе народных депутатов и другими законодательными актами Республики Татарстан.
Статья 87. Депутат, являясь членом коллегиального представительного органа государственной власти, обладает всей полнотой прав для участия в о работе Совета и его органов, несет обязанности перед Советом.
За невыполнение поручений Совета, обязанностей перед ним, нарушение установленного порядка его работы, требований депутатской этики депутат несет ответственность перед Советом.
Статья 88. Депутат ответственен перед избирателями и им подотчетен.
Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван ими в установленном законом порядке.
Глава 10. Верховный Совет Республики Татарстан
Статья 89. Верховный Совет Республики Татарстан - высший постояннодействующий законодательный и контрольный орган государственной власти Республики Татарстан.
К ведению Верховного Совета Республики Татарстан относится:
1) принятие Конституции Республики Татарстан и внесение в нее изменений;
2) принятие законов Республики Татарстан и внесение в них изменений;
3) определение внутренней и внешней политики Республики Татарстан;
4) законодательное регулирование отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, бюджетно-финансовой системы, административнополитической деятельности, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также других отношений, подлежащих регулированию законодательством Республики Татарстан;
5) установление порядка организации и деятельности республиканских и местных органов государственной власти и управления, основ местного самоуправления, определение основ взаимоотношений государственных органов и общественных объединений;
6) определение порядка решения вопросов административнотерриториального устройства Республики Татарстан; образование новых районов и городов, их наименование и переименование;
7) решение вопросов, связанных с изменением границ Республики Татарстан;
8) утверждение важнейших республиканских программ экономического и социального развития Республики Татарстан; утверждение государственного бюджета и валютных фондов Республики Татарстан; осуществление контроля за ходом выполнения программ и бюджета; утверждение отчетов об их выполнении;
9) учреждение, реорганизация и ликвидация банков Республики Татарстан;
10) установление налогов и иных доходов, поступающих на образование государственного бюджета Республики Татарстан;
11) избрание из числа народных депутатов Республики Татарстан:
Председателя Верховного Совета Республики Татарстан;
заместителей Председателя и Секретаря Верховного Совета Республики Татарстан;
12) формирование Законодательного Собрания Верховного Совета Республики Татарстан;
13) образование и избрание из числа народных депутатов Республики Татарстан постоянных комиссий и Комитета парламентского контроля Верховного Совета;
14) утверждение по представлению Президента Республики Татарстан кандидатуры Премьер-министра; согласование предложений Президента о составе Кабинета Министров Республики Татарстан; образование и упразднение министерств и государственных комитетов Республики Татарстан; решение вопроса о доверии Кабинету Министров Республики Татарстан и его членам про предложению Президента Республики Татарстан, а также по собственной инициативе;
15) утверждение председателя Национального банка;
16) избрание Конституционного суда Республики Татарстан Республики Татарстан;
17) избрание Верховного суда Республики Татарстан, судей районных (городских) судов;
18) избрание Высшего арбитражного суда Республики Татарстан;
19) назначение Прокурора Республики Татарстан, Председателя Следственного комитета Республики Татарстан;
20) принятие решений об амнистии лиц, осужденных судами общей компетенции Республики Татарстан;
21) общее руководство деятельностью местных Советов народных депутатов;
22) принятие решений о проведении республиканского народного голосования (референдума), утверждение состава Центральной комиссии референдума Республики Татарстан;
23) назначение выборов народных депутатов Республики Татарстан и народных депутатов местных Советов народных депутатов, Президента Республики Татарстан;
24) утверждение составов Центральных избирательных комиссии по выборам народных депутатов Республики Татарстан и Президента Республики Татарстан;
25) рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением конституционных прав и свобод граждан Республики Татарстан Республики Татарстан, решение вопросов о развитии национальной культуры, языка и охраны исторических памятников;
26) толкование законов Республики Татарстан;
27) учреждение государственных наград Республики Татарстан, установление почетных званий Республики Татарстан;
28) утверждение введения чрезвычайного положения;
29) ратификация и денонсация международных договоров Республики Татарстан;
Верховный Совет Республики Татарстан имеет право:
- отменять акты Законодательного Собрания Верховного Совета, постановления Президиума Верховного Совета Республики Татарстан, распоряжения Председателя Верховного Совета Республики Татарстан;
- осуществлять иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Татарстан и законами Республики Татарстан, а также решать другие вопросы, имеющие общереспубликанское значение.
Верховный Совет Республики Татарстан регулярно заслушивает отчеты образуемых или избираемых им органов, а также избираемых или назначаемых им должностных лиц.
Статья 90. Верховный Совет Республики Татарстан принимает законы Республики Татарстан и постановления.
Статья 91. Верховный Совет Республики Татарстан состоит из 250 народных депутатов, избираемых по избирательным округам, образуемым в основном с равной численностью избирателей.
Верховный Совет Республики Татарстан формирует Законодательное собрание - постоянно действующий законодательный и контрольный орган Верховного Совета Республики Татарстан из 125 народных депутатов Республики Татарстан.
Компетенция, порядок организации и деятельности Законодательного собрания Верховного Совета Республики Татарстан определяются Конституцией Республики Татарстан и Законом о Законодательном собрании Верховного Совета Республики Татарстан.
Статья 92. Верховный Совет Республики Татарстан созывается на первое заседание не позже чем через два месяца после избрания не менее двух третей установленного численного состава Верховного Совета.
Первое после выборов заседание Верховный Совет Республики Татарстан открывает и ведет Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов Республики Татарстан, а после избрания Председателя Верховного Совета Республики Татарстан заседания ведет его Председатель.
Статья 93. Порядок деятельности Верховного Совета Республики Татарстан определяется настоящей Конституцией и Регламентом Верховного Совета.
Если срок полномочий Верховного Совета Республики Татарстан истекает в период чрезвычайного положения, то одновременно с решением вопроса о введении чрезвычайного положения Верховный Совет Республики Татарстан принимает решение о продлении срока своих полномочий.
Статья 94. Право законодательной инициативы в Верховном Совете Республики Татарстан принадлежит народным депутатам Республики Татарстан, Президенту Республики Татарстан, Президиуму, постоянным комиссиями и Комитету парламентского контроля Верховного Совета Республики Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан, Конституционному суду, Верховному суду и высшему арбитражному суду Республики Татарстан, прокурору Республики Татарстан, а также республиканскому совету профессиональных союзов по вопросам трудовых отношений и социальной защиты трудящихся.
Статья 95. Проекты законов, внесенные на рассмотрение Верховного Совета Республики Татарстан, обсуждаются на его заседаниях.
Закон Республики Татарстан считается принятым, если за него проголосовало больше половины установленного численного состава Верховного Совета Республики Татарстан.
Проекты законов и другие наиболее важные вопросы государственной жизни решением Верховного Совета Республики Татарстан или его Президиума могут быть вынесены на народное обсуждение.
Статья 96. Законы Республики Татарстан принимаются и публикуются на татарском и русском языках.
Статья 97. Президиум Верховного Совета Республики Татарстан самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Республики Татарстан и законами Республики Татарстан, и обеспечивает организацию работы Верховного Совета Республики Татарстан; Президиум подотчетен Верховному Совету.
В Президиум Верховного Совета Республики Татарстан входят Председатель, заместители Председателя и Секретарь Верховного Совета Республики Татарстан, председатели постоянных комиссий и Комитета парламентского контроля Верховного Совета Республики Татарстан и другие депутаты, избираемые Верховным Советом Республики Татарстан.
Президиум Верховного Совета Республики Татарстан возглавляет председатель Верховного Совета Республики Татарстан.
Статья 98. Президиум Верховного Совета Республики Татарстан:
1) Созывает сессии Верховного Совета Республики Татарстан и организует подготовку его заседаний;
2) координирует деятельность постоянных и других комиссий, Комитета парламентского контроля Верховного Совета Республики Татарстан;
3) оказывает содействие народным депутатам Республики Татарстан в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их необходимой информацией;
4) организует подготовку и проведение народных голосований (референдумов), а также народных обсуждений проектов законов Республики Татарстан и других наиболее важных вопросов государственной жизни;
5) публикует законы Республики Татарстан и другие акты, принятые Верховным Советом Республики Татарстан, Президиумом Верховного Совета Республики Татарстан;
6) направляет деятельность местных Советов народных депутатов;
7) отменяет решения районных и городских (городов республиканского подчинения) Советов народных депутатов в случае несоответствия их закону;
8) принимает решения по вопросам административно-территориального устройства Республики Татарстан;
9) решает вопросы, предусмотренные законами Республики Татарстан.
Статья 99. Президиум Верховного Совета Республики Татарстан принимает постановления.
Статья 100. По истечение срока полномочий Верховного Совета Республики Татарстан Президиум Верховного Совета Республики Татарстан сохраняет свои полномочия вплоть до образования Верховным Советом Республики Татарстан нового Президиума Верховного Совета.
Статья 101. Председатель Верховного Совета Республики Татарстан является высшим должностным лицом Верховного Совета Республики Татарстан, представляет Верховный Совет в отношениях с другими органами республики, а также парламентами других государств и организует работу Верховного Совета и его Президиума:
1) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Верховного Совета Республики Татарстан, подписывает постановления, принятые Верховным Совета Республики Татарстан и Президиумом Верховного Совета Республики Татарстан;
2) представляет Верховному Совету Республики Татарстан кандидатуры для избрания на должность заместителей Председателя и Секретаря Верховного Совета Республики Татарстан, персональный состав Верховного суда и Высшего арбитражного суда Республики Татарстан, половину персонального состава Конституционного суда Республики Татарстан.
Заместители Председателя Верховного Совета Республики Татарстан выполняют по уполномочию Председателя Верховного Совета Республики Татарстан отдельные функции и замещают Председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.
Секретарь Верховного Совета Республики Татарстан возглавляет аппарата Секретариата Верховного Совета.
Статья 102. Верховный Совет Республики Татарстан из числа народных депутатов образует постоянные комиссии для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Верховного Совета Республики Татарстан, а также для содействия проведению в жизнь законов Республики Татарстан и иных решений, принятых Верховным Советом Республики Татарстан, контроля за деятельностью государственных органов и организаций.
Постановления комиссий, направленные на устранение нарушений законов, обязательны к исполнению.
Компетенция, порядок организации и деятельности постоянных комиссий Верховного Совета Республики Татарстан определяются законом.
Верховный Совет Республики Татарстан создает, когда сочтет необходимым, следственные, ревизионные и иные комиссии по любому вопросу.
Статья 103. Законы Республики Татарстан принимаются, как правило, после предварительного обсуждения проектов соответствующими постоянными комиссиями Верховного Совета Республики Татарстан.
Назначение и избрание должностных лиц в состав Кабинета Министров Республики Татарстан, Конституционного суда, Верховного суда и Высшего арбитражного суда Республики Татарстан, а также прокурора и Председателя Следственного комитета Республики Татарстан производятся после предварительного рассмотрения кандидатур в соответствующих постоянных комиссиях Верховного Совета Республики Татарстан.
Статья 104. Народный депутат Республики Татарстан на заседаниях Верховного Совета Республики Татарстан имеет право обратиться с запросом к Президенту Республики Татарстан, Председателю Верховного Совета Республики Татарстан, Кабинету Министров, Премьер-министру, министрам Республики Татарстан, руководителям других органов, образуемых или избираемых Верховным Советом Республики Татарстан (кроме судов). Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или, по требованию народного депутата, письменный ответ в Верховном Совете не более чем в трехдневный срок.
Народный депутат Республики Татарстан не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета Республики Татарстан.
Статья 105. Верховный Совет Республики Татарстан осуществляет контроль за деятельностью всех подотчетных ему государственных органов.
Глава 11. Президент Республики Татарстан
Статья 106. Главой государства в Республике Татарстан является Президент.
Статья 107. Президент Республики Татарстан выступает гарантом прав и свобод личности в Республике Татарстан, суверенитета республики, соблюдения Конституции и законов Республики Татарстан, а также международных договоров Республики Татарстан.
Статья 108. Президентом Республики Татарстан может быть избран гражданин республики не моложе тридцати и не старше шестидесяти пяти лет, проживающий на территории Республики Татарстан не менее десяти лет и владеющий государственными языками Республики Татарстан. Одно и то же лицо не может быть Президентом Республики Татарстан более двух сроков подряд.
Президент Республики Татарстан избирается гражданами Республики Татарстан на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Число кандидатов на пост Президента Республики Татарстан не ограничивается. Выборы Президента Республики Татарстан считаются действительными, если в них приняло участие более половины избирателей. Избранным считается кандидат, получивших более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Одновременно с президентом избирается и Вице-президент Республики Татарстан.
Порядок выборов Президента, Вице-президента Республики Татарстан определяется Законом Республики Татарстан о выборах Президента Республики Татарстан.
Статья 109. Президент и Вице-президент Республики Татарстан не могут занимать иные должности, а также быть народными депутатами Республики Татарстан и местных Советов народных депутатов.
Статья 110. При вступлении в должность в течение одного месяца после объявления результатов выборов Президент Республики Татарстан приносит присягу на верность народу и Конституции Республики Татарстан. Текст присяги и порядок ее принесения утверждаются Верховным Советом Республики Татарстан.
Статья 111. Президент Республики Татарстан:
1) обеспечивает права и свободы граждан Республики Татарстан, государственный суверенитет Республики Татарстан, безопасность и территориальную целостностью республики, законность и правопорядок на ее территории;
2) возглавляет систему органов государственного управления Республики Татарстан и обеспечивает их взаимодействие с Верховным Советом Республики Татарстан;
3) направляет деятельность местных администраций, назначает по согласованию с соответствующими Советами народных депутатов и освобождает от должности глав администраций районов и городов республиканского подчинения;
4) представляет Верховному Совету Республики Татарстан ежегодно проект консолидированного бюджета Республики Татарстан, доклады о внутреннем и внешнем положении республики, информирует Верховный Совет о важных вопросах жизни республики, вправе участвовать в работе Верховного Совета Республики Татарстан и его Президиума;
5) представляет Верховному Совету Республики Татарстан на утверждение кандидатуру на пост Премьер-министра Республики Татарстан. По согласованию с Верховным Советом Республики Татарстан формирует Кабинет Министров Республики Татарстан, вносит в его состав изменения, освобождает от должности Премьер-министра и членов Кабинета Министров Республики Татарстан. Представляет Верховному Совету Республики Татарстан предложения об образовании и упразднении Министерств и государственных комитетов Республики Татарстан;
6) представляет Верховному Совету Республики Татарстан на утверждение кандидатуру на пост Председателя Национального банка Республики Татарстан;
7) представляет Верховному Совету Республики Татарстан половину персонального состава Конституционного суда Республики Татарстан;
8) представляет Верховному Совету Республики Татарстан кандидатуры на пост Прокурора Республики Татарстан, а также входит в Верховный Совет Республики Татарстан с представлением об их освобождении;
9) представляет Республику Татарстан в международных отношениях; назначает и отзывает представителей Республики Татарстан в иностранных государствах и международных организациях; заключает договоры с иностранными государствами; принимает верительные и отзывные грамоты от полномочных представителей иностранных государств;
10) решает в соответствии с законом вопросы гражданства Республики Татарстан и предоставления политического убежища;
11) подписывает законы Республики Татарстан; вправе не позднее чем в двухнедельный срок со дня представления принятого закона на подпись Президенту возвратить закон со своими возражениями в Верховный Совет Республики Татарстан для повторного обсуждения и голосования. Если Президент в установленный срок не вернул закон на повторное рассмотрение или Верховный Совет Республики Татарстан не менее чем двумя третями голосов от установленного численного состава Верховного Совета подтвердил ранее принятое решение, Президент обязан подписать закон;
12) вправе отменять постановления и распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан, акты глав администраций районов и городов республиканского подчинения в случае противоречия их Конституции Республики Татарстан и указам Президента Республики Татарстан;
13) награждает государственными наградами Республики Татарстан;
14) учреждает и вручает международные премии Республики Татарстан;
15) осуществляет помилование лиц, осужденных судами Республики Татарстан;
16) в интересах обеспечения безопасности граждан вводит в соответствие с законом чрезвычайное положение в Республике Татарстан или в отдельных ее местностях с одновременным внесением принятого решения на утверждение Верховного Совета Республики Татарстан;
17) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами Республики Татарстан, а также вытекающие из международных обязательств Республики Татарстан.
Статья 112. Президент Республики Татарстан в пределах своих полномочий на основе и во исполнение Конституции и законов издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Татарстан.
Президент Республики Татарстан для осуществления своих функций образует Аппарат Президента.
Статья 113. Личность Президента Республики Татарстан неприкосновенна. Честь и достоинство Президента охраняются законом.
Статья 114. Президент Республики Татарстан может в любое время подать в отставку. Вопрос о принятии отставки Президента решается Верховным Советом Республики Татарстан.
Статья 115. В случае временного отсутствия Президент Республики Татарстан может возложить исполнение своих обязанностей на Вице-президента Республики Татарстан.
Если Президент Республики Татарстан по тем или иным причинам не может далее исполнять свои обязанности, впредь до избрания нового Президента, исполнении его полномочий переходит к Вице-президенту Республики Татарстан, а если это невозможно - к Председателю Верховного Совета Республики Татарстан.
Президент Республики Татарстан по истечении срока полномочий продолжает исполнять свои обязанности до принесения присяги вновь избранным Президентом Республики Татарстан. Выборы нового Президента Республики Татарстан проводятся в соответствии с Законом.
Президент может быть освобожден от должности за нарушение Конституции решением Верховного Совета Республики Татарстан, принятым с учетом заключения Конституционного суда Республики Татарстан предложение о возбуждении обвинения против Президента вносится не менее чем одной третью, а решение об освобождении его от должности принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного численного состава Верховного Совета путем открытого голосования.
Глава 12. Кабинет Министров Республики Татарстан
Статья 116. Кабинет Министров Республики Татарстан - Правительство Республики Татарстан - является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Татарстан и подчиняется Президенту Республики Татарстан.
Статья 117. Кабинет Министров Республики Татарстан состоит из Премьер-министра, его первых заместителей, министров, председателей государственных комитетов и руководителей других органов государственного управления Республики Татарстан.
Статья 118. Кабинет Министров Республики Татарстан ответственен перед Президентом Республики Татарстан и Верховным Советом Республики Татарстан.
Вновь образованный Кабинет Министров Республики Татарстан предоставляет на рассмотрение Верховного Совета Республики Татарстан программу предстоящей деятельности на срок своих полномочий.
Кабинет Министров Республики Татарстан не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед Верховным Советом Республики Татарстан.
Верховный Совет Республики Татарстан может выразить недоверие Кабинету Министров Республики Татарстан, что влечет его отставку. Постановление по этому вопросу принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного численного состава Верховного Совета Республики Татарстан.
Статья 119. Кабинет Министров Республики Татарстан правомочен решать все вопросы государственного управления, поскольку согласно Конституции Республики Татарстан они не входят в компетенцию Президента Республики Татарстан.
В пределах своих полномочий Кабинет Министров Республики Татарстан:
1) разрабатывает текущие и перспективные государственные программы экономического и социального развития Республики Татарстан, проект консолидированного бюджета Республики Татарстан, источники доходов и направление расходов валютных фондов республики; принимает меры по осуществлению государственных программ и бюджета; представляет Верховному Совету Республики Татарстан отчеты о выполнении программ и исполнении бюджета;
2) разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, охраны труда и здоровья населения, по развитию науки и техники, по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов; способствует осуществлению мер по укреплению банковской, денежной и кредитной систем, по организации государственного страхования и единой системы учета и статистики; осуществляет общегосударственную политику ценообразования, оплаты труда, социального обеспечения; организует управление промышленными, строительными, сельскохозяйственными предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, а также иными объектами, находящимися в государственной собственности Республики Татарстан;
3) обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие республики, районов и городов;
4) осуществляет внешнеэкономическую деятельность;
5) осуществляет меры по защите интересов государства, охране всех форм собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан;
6) принимает меры по обеспечению государственной безопасности;
7) утверждает положения о министерствах, государственных комитетах и ведомствах;
8) образует в случае необходимости комитеты, управления и другие ведомства при Кабинете Министров Республики Татарстан по делам хозяйственного и социально-культурного строительства;
9) направляет деятельность местной администрации.
Статья 120. Кабинет Министров Республики Татарстан на основе и во исполнение законов Республики Татарстан, решений Верховного Совета Республики Татарстан и указов Президента Республики Татарстан издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан обязательны к исполнению на всей территории Республики Татарстан.
Статья 121. Кабинет Министров Республики Татарстан имеет право приостанавливать постановления и распоряжения глав администраций районов и городов республиканского подчинения.
Кабинет Министров Республики Татарстан имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов Республики Татарстан, других подведомственных ему органов.
Статья 122. Кабинет Министров Республики Татарстан объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов Республики Татарстан и других подведомственных ему органов.
Министерства, государственные комитеты и другие органы государственного управления Республики Татарстан руководят соответствующими отраслями управления и осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь Президенту Республики Татарстан и Кабинету Министров Республики Татарстан.
Статья 123. Компетенция Кабинета Министров Республики Татарстан, порядок его деятельности, отношения с государственными органами Республики Татарстан определяются Законом о Кабинете Министров Республики Татарстан.
Глава 13. Местные органы государственной власти и управления.
Местное самоуправление
Статья 124. Местное самоуправление осуществляется в границах районов, городов и других административно-территориальных единиц, исходя из интересов населения и особенностей территории, на основе Конституции и законов Республики Татарстан. Цель самоорганизации граждан в самоуправление - экономическое и социальное развитие территории, обеспечение прав, свобод, законных интересов граждан.
Статья 125. Основными звеньями местного самоуправления являются местные Советы народных депутатов. Местное самоуправление включает в себя также местную администрацию, органы территориального самоуправления, местные референдумы, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии.
Статья 126. Местные Советы народных депутатов и другие органы местного самоуправления взаимодействуют в решении всех вопросов местного значения, исходя из интересов граждан, социального и экономического развития подведомственной территории, и с учетом общегосударственных интересов.
Местное самоуправление осуществляется на основе разделения полномочий Советов народных депутатов, местной администрации, а также органов территориального самоуправления.
Компетенция, порядок формирования, взаимоотношения и подотчетность местных Советов народных депутатов, местной администрации и других органов местного самоуправления различных уровней определяются законом.
Статья 127. Местные Советы народных депутатов и другие органы местного самоуправления в пределах их компетенции самостоятельно решают вопросы экономического и социально-культурного развития, охраны здоровья населения, экологии и другие вопросы на своей территории.
Экономическую основу хозяйственной деятельности местных Советов народных депутатов составляет коммунальная собственность.
Местные Советы народных депутатов и другие органы местного самоуправления несут полную ответственность за свои действия и акты.
Статья 128. Местные Советы народных депутатов являются представительными органами государственной власти соответствующих административно-территориальных единиц. Численный состав местных Советов определяется законом.
Местные Советы утверждают местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
Местные Советы народных депутатов образуют свои органы, определяют их полномочия, самостоятельно устанавливают их структуру и штаты, принимают решения в соответствии с Конституцией и законами Республики Татарстан.
Статья 129. Решения местных Советов народных депутатов обязательны для исполнения нижестоящими Советами народных депутатов и другими органами местного самоуправления, всеми находящимися на их территории предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами, и гражданами. Решения нижестоящих Советов народных депутатов, нарушающие законы, отменяются вышестоящими Советами.
Разногласия между местными Советами народных депутатов и другими органами местного самоуправления разрешаются в порядке, устанавливаемым законом.
Статья 130. Местные Советы народных депутатов избирают из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению местных Советов, а также для содействия проведению в жизнь решений Советов, контроля за деятельностью подчиненных Совету органов, предприятий, учреждений и организаций.
Статья 131. Работу местных Советов народных депутатов организуют избираемые ими из числа депутатов президиумы, возглавляемые председателями Советов, а там, где они не избираются,- председатели Советов.
Статья 132. Функции управления в районе, городе, районе города, поселке, сельсовете выполняет местная администрация на основе и во исполнение законов Республики Татарстан, актов Верховного Совета, Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, решений местных Советов.
Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган Совета обеспечивает соблюдение прав и свобод и законные интересы граждан; принимает меры по обеспечению комплексного экономического и социального развития подведомственной территории; руководит подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями; координирует и контролирует в пределах своей компетенции деятельность государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, находящихся на соответствующей территории; осуществляет иные функции, предусмотренные законом.
Статья 133. Местная администрация подотчетна соответствующему местному Совету народных депутатов и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам.
Статья 134. Деятельностью местной администрации руководит глава администрации. Глава администрации района, города республиканского подчинения назначается Президентом Республики Татарстан с согласия соответствующего Совета народных депутатов.
Глава администрации района города, города республиканского подчинения, поселка, сельсовета назначается главой вышестоящей администрации с согласия соответствующего Совета народных депутатов.
Глава местной администрации в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения.
Акты главы местной администрации, противоречащие законодательству, вышестоящим исполнительно-распорядительным органом соответствующей административно-территориальной единицы или судом.
V. Судебная власть. Охрана законности и правопорядка
Глава 14. Суды
Статья 135. Судебная власть в Республике Татарстан принадлежит только судам.
Судебная власть осуществляется в целях защиты конституционного строя Республики Татарстан, прав и свобод граждан, обеспечения соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции Республики Татарстан, законности и социальной справедливости при исполнении и применении законов.
Суды независимы от законодательных и исполнительных органов, а также от общественных объединений. Никто, кроме предусмотренных Конституцией Республики Татарстан судебных органов, не вправе брать на себя функции и полномочия судов.
Статья 136. Судебная власть в Республике Татарстан осуществляется Конституционным судом, судами общей компетенции и Высшим арбитражным судом.
Вступившие в законную силу акты судебных органов обязательны для всех государственных и общественных органов, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Республики Татарстан.
Неисполнение вступивших в законную силу актов судебных органов, вмешательство в деятельность судов, проявление неуважения к суду влекут установленную законом ответственность.
Статья 137. Дела во всех судах рассматриваются в открытых заседаниях. Закрытое слушание дела допускается лишь в случаях, установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства.
Статья 138. Судья одновременно не может быть депутатом, занимать оплачиваемые должности в других государственных, хозяйственных, общественных органах и организациях, заниматься предпринимательской деятельностью. Судье разрешается научная и преподавательская деятельность.
Судьи несменяемы, их неприкосновенность гарантируется законом. По достижении предельного возраста, установленного законом, они увольняются в отставку.
Статья 139. Конституционный суд Республики Татарстан состоит из председателя, заместителя председателя и членов Конституционного суда, избираемых из числа граждан Республики Татарстан не моложе 30 лет и не старше 65 лет, обладающих избирательным правом, высокой юридической квалификацией и моральными качествами, необходимыми для исполнения обязанностей судьи Конституционного суда, имеющих высшее юридическое образование, а также ученую степень либо стаж работы по юридической специальности не менее десяти лет.
Кандидатов в судьи Конституционного суда представляют Верховному Совету Республики Татарстан Президент Республики Татарстан и Председатель Верховного Совета Республики Татарстан в равном количестве.
Председатель и заместитель председателя Конституционного суда утверждаются Верховным Советом Республики Татарстан по предложению судей Конституционного суда.
Судьи Конституционного суда независимы и подчиняются только Конституции Республики Татарстан.
Статья 140. Конституционный суд Республики Татарстан в целях защиты конституционного строя Республики Татарстан, основных прав и свобод человека, поддержания верховенства и непосредственного действия Конституции Республики Татарстан на всей ее территории рассматривает дела о конституционности:
1) законов Республики Татарстан и нормативных постановлений Верховного Совета Республики Татарстан;
2) нормативных актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан;
3) международных договоров Республики Татарстан. Конституционный суд рассматривает споры о компетенции между высшими государственными органами Республики Татарстан, а также между органами власти районов и городов республиканского подчинения.
Конституционный суд Республики Татарстан по запросам Верховного Совета Республики Татарстан, его постоянных комиссий и Комитета парламентского контроля, а также по собственной инициативе дает заключения о соответствии Конституции Республики Татарстан действий и решений Президента Республики Татарстан.
Акты либо их части, признанные Конституционным судом неконституционными, в случаях, предусмотренных законом, утрачивают силу со дня опубликования его решения. Решения Конституционного суда являются окончательными, опротестованию и обжалованию не подлежат.
Статья 141. Компетенция, порядок организации и деятельности Конституционного суда, статус его судей определяются Законом Республики Татарстан о Конституционном суде Республики Татарстан.
Статья 142. Судами общей компетенции Республики Татарстан являются Верховный суд Республики Татарстан, районные (городские) суды. Законодательством Республики Татарстан может быть предусмотрено создание составов судов, специализированных для рассмотрения отдельных категорий дел (дел о несовершеннолетних, семейных и других).
В Республике Татарстан не могут быть образованы суды, наделенные особыми полномочиями.
Порядок организации и деятельности судом общей компетенции определяется законами Республики Татарстан.
Статья 143. Все суды Республики Татарстан образуются на началах выборности судей и народных заседателей.
Судьи районных (городских) судов, Верховного суда Республики Татарстан избираются Верховным Советом Республики Татарстан.
Народные заседатели районных (городских) судов избираются на собраниях граждан по месту их жительства или работы открытым голосованием, а народные заседатели Верховного суда Республики Татарстан - Верховным Советом Республики Татарстан сроком на пять лет. Оплата труда народных заседателей производится за счет государства.
Судьи и народные заседатели могут быть отозваны в порядке и на основании, установленных законом.
Статья 144. Верховный суд Республики Татарстан является высшим судебным органом в Республике Татарстан, осуществляющим правосудие и надзор за судебной деятельностью судов общей компетенции в порядке, установленном законами Республики Татарстан. Верховный суд Республики Татарстан состоит из председателя, заместителей председателя, судей и народных заседателей.
Статья 145. Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществляется коллегиально, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.
По делам о преступлениях, за совершение которых законом предусмотрена смертная казнь, вопрос о виновности подсудимого может решаться расширенной коллегией народных заседателей (судом присяжных).
Статья 146. Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону.
Судьям и народным заседателям обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей. Вмешательство органов государственной власти и управления, общественных объединений, должностных лиц и граждан в деятельность судей и народных заседателей по осуществлению правосудия запрещается и влечет ответственность в установленном законом порядке.
Неприкосновенность судей и народных заседателей, а также иные гарантии их независимости устанавливаются законом.
Статья 147. Рассмотрение дел в судах общей компетенции осуществляется на началах равенства граждан перед законом и судом, независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.
Статья 148. Подозреваемый, обвиняемый и подсудимый имеют право на защиту.
Лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд обязаны обеспечить подозреваемому, обвиняемому и подсудимому возможность защищаться установленными законом средствами и способами, а также охрану их личных и имущественных прав.
Статья 149. Судопроизводство в Республике Татарстан ведется на татарском или русском языке или на языке большинства населения данной местности.
Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право ознакомления со всеми материалами дела, участия в судебных действиях с помощью переводчика, право выступать в суде на родном языке.
Статья 150. Прокурор Республики Татарстан и подчиненные ему прокуроры участвуют в рассмотрении дел в судах на основаниях и в порядке, установленном законами Республики Татарстан.
Статья 151. При осуществлении правосудия по гражданским и уголовным делам допускается участие представителей общественных объединений и трудовых коллективов.
Статья 152. Высший арбитражный суд Республики Татарстан является судебным органом, осуществляющим правосудие по экономическим спорам: в сфере управления, между предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в установленном законом порядке.
Компетенция, порядок организации и деятельности Высшего арбитражного суда Республики Татарстан определяются Законом о Высшем арбитражном суде Республики Татарстан.
Глава 15. Охрана законности и правопорядка
Статья 153. Надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствам, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, местными Советами народных депутатов, местной администрацией и другими органами местного самоуправления, колхозами, кооперативными и общественными объединениями, должностными лицами, а также гражданами на территории Республики Татарстан осуществляется Прокурором Республики Татарстан и подчиненными ему прокурорами.
Деятельность Прокурора Республики Татарстан и подчиненных ему прокуроров строится на основе строжайшего соблюдения законов Республики Татарстан и направлена на обеспечение верховенства закона и укрепления законности.
Статья 154. Прокурор Республики Татарстан по представлению Президента Республики Татарстан назначается Верховным Советом Республики Татарстан, перед которым ответственен и которому подотчетен.
Заместители Прокурора Республики Татарстан, районные, городские и другие прокуроры назначаются Прокурором Республики Татарстан.
Статья 155. Срок полномочий Прокурора Республики Татарстан и всех нижестоящих прокуроров - пять лет.
Статья 156. Органы прокуратуры Республики Татарстан осуществляют свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов и подчиняются только Прокурору Республики Татарстан.
Компетенция, порядок организации и деятельности прокуратуры Республики Татарстан устанавливаются Законом о прокуратуре Республики Татарстан.
Законом РТ от 30 ноября 1992 г. N 1665-XII положение статей о Следственном комитете Республики Татарстан вводятся в действие со времени принятия Закона о Следственном комитете Республики Татарстан
Статья 157. Для осуществления предварительного следствия создается Следственный комитет Республики Татарстан.
Председатель Следственного комитета назначается сроком на пять лет Верховным Советом Республики Татарстан по представлению Президента Республики Татарстан, подотчетен Верховному Совету Республики Татарстан и ответственен перед ним.
Компетенция, порядок организации и деятельности Следственного комитета Республики Татарстан определяются Законом о Следственном комитете Республики Татарстан.
Надзор за законностью ведения предварительного следствия осуществляет Прокурор Республики Татарстан.
Статья 158. Никто не вправе вмешиваться в правоохранительную деятельностью судов, прокуратуры и следственных органов. Сотрудники этих органов руководствуются требованиями закона и не связаны при осуществлении своих служебных функций решениями общественных организаций.
На территории Республики Татарстан запрещаются создание и функционирование частных, кооперативных объединений и их подразделений, самостоятельно выполняющих следственные и иные специальные функции по борьбе с преступностью.
В Республике Татарстан разрешается частная детективная и охранная деятельность в соответствии с законом.
Статья 159. Юридическую помощь гражданам и организациям оказывают коллегии адвокатов, а в случаях, предусмотренных законом,- другие юридические организации и отдельные граждане.
Порядок организации и деятельности адвокатуры в Республике Татарстан определяются законом.
VI. Государственные символы и столица Республики Татарстан
Статья 160. Республика Татарстан имеет Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн - официальные эмблемы, символы, выражающие суверенитет Республики Татарстан, самобытность и традиции народа Татарстана.
Статья 161. Государственный гимн Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надпись "Татарстан".
Статья 162. Государственный флаг Республики Татарстан представляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными полосами зеленого, белого и красного цветов. Белая полоса составляет 1/15 ширины флага и расположена между равными по ширине полосами зеленого и красного цветов. Зеленая полоса наверху.
Отношение ширина флага к его длине - 1:2.
Статья 163. Государственный гимн Республики Татарстан утверждается Верховным Советом Республики Татарстан.
Статья 164. Столицей Республики Татарстан является город Казань.
VII. Действие Конституции Республики Татарстан
и порядок ее применения
Статья 165. Конституция Республики Татарстан является основным Законом республики, актом высшей юридической силы, имеющим прямое действие. Законы Республики Татарстан, акты государственных органов Республики Татарстан издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Татарстан.
Статья 166. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и граждане Республики Татарстан обязаны уважать и соблюдать Конституцию Республики Татарстан.
Статья 167. Изменение Конституции Республики Татарстан производится решением Верховного Совета Республики Татарстан, принятым большинством не менее двух третей голосов от установленного численного состава Верховного Совета Республики Татарстан.
Президент Республики Татарстан |
М.Ш.Шаймиев |
г.Казань, 6 ноября 1992 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конституция Республики Татарстан (принята на всенародном голосовании 6 ноября 1992 г.)
Конституция введена в действие Законом РТ от 30 ноября 1992 г. N 1665-XII со дня ее опубликования, за исключением положений, предусмотренных в статьях 5, 6, 7, 8, 9, 10 указанного Закона.
Текст Конституции опубликован в газете "Советская Татария" N 246-247 от 12 декабря 1992 г., в Своде законов Республики Татарстан, Том 2 "Конституционное законодательство"
Решением Верховного суда РТ от 31 марта 2004 г. N 3п-1-23/2004 подтверждено, что отдельные положения части 1 статьи 1 Конституции Республики Татарстан аналогичны по содержанию нормам учредительных актов других субъектов Российской Федерации, ранее признанным Конституционным Судом РФ несоответствующими Конституции РФ
Постановлением N 12-П от 24 декабря 2003 года Конституционный Суд РТ дал расширительное толкование части первой статьи 8 Конституции РТ
Определением Конституционного Суда РТ от 2 октября 2003 г. N 7-О отказано в принятии к рассмотрению жалобы гражданки С.С.Гайнутдиновой о толковании части первой статьи 38 и части третьей статьи 54 Конституции Республики Татарстан как не отвечающей критерию допустимости и подведомственности обращения в соответствии с требованиями Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан"
Постановлением от 17 июля 2003 года N 10-П Конституционный Суд РТ дал толкование пунктам 7 и 8 части первой статьи 94 Конституции Республики Татарстан
Постановлением от 30 мая 2003 года N 9-П Конституционный Суд РТ дал толкование части первой статьи 5, статьи 21, части первой статьи 91 Конституции Республики Татарстан
Постановлением от 24 декабря 2003 года N 8-П Конституционный Суд РТ дал толкование части первой статьи 1 Конституции Республики Татарстан
Постановлением от 15 октября 2002 года N 7-П Конституционный Суд РТ по ходатайству Кабинета Министров Республики Татарстан разрешил спор о компетенции между Кабинетом Министров Республики Татарстан и Казанским Советом народных депутатов в связи обнаружившимся противоречием в позициях сторон относительно полномочий по управлению и распоряжению собственностью на территории города Казани
Решением Верховного Суда РТ от 5 апреля 2002 г. N 3п-1-36-2002 г., оставленным без изменения Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 июля 2002 г. N 11-Г02-13 отказано в признании статей 70, 71 и 72 противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению
Постановлением Конституционного Суда РТ от 30 января 2002 г. N 3-П дано толкование пункта 4 части второй статьи 89 Конституции Республики Татарстан в редакции от 28 июня 2001 года
Постановлением Конституционного Суда РТ от 11 января 2002 г. N 2-П дано толкование пункта 2 части второй статьи 119 Конституции Республики Татарстан в редакции от 28 июня 2001 года
Определением Конституционного Суда РТ от 28 ноября 2001 г. N 11-О производство по запросу Комиссии по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики Государственного Совета Республики Татарстан о толковании статьи 59 Конституции Республики Татарстан в редакции от 28 июня 2001 года прекращено, поскольку Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года N 92-0 вышеназванные положения признаны неконституционными, утратившими силу и не подлежащими применению судами, другими органами и должностными лицами
Определением Конституционного Суда РТ от 28 ноября 2001 г. N 10-О производство по запросу Комиссии по вопросам законодательства, законности, регламента и депутатской этики Государственного Совета Республики Татарстан о толковании статьи 61 Конституции Республики Татарстан в редакции от 28 июня 2001 года прекращено, поскольку Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года N 92-0 вышеназванные положения признаны неконституционными, утратившими силу и не подлежащими применению судами, другими органами и должностными лицами
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Татарстан от 26 января 2023 г. N 1-ЗРТ
Изменения вступают в силу с 6 февраля 2023 г.
Закон Республики Татарстан от 31 декабря 2022 г. N 109-ЗРТ
Изменения вступают в силу с 1 января 2023 г.
Закон РТ от 22 июня 2012 г. N 40-ЗРТ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон РТ от 22 ноября 2010 г. N 79-ЗРТ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон РТ от 30 марта 2010 г. N 10-ЗРТ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон РТ от 14 марта 2005 г. N 55-ЗРТ
Изменения вступают в силу со дня опубликования названного Закона
Закон РТ от 12 марта 2004 г. N 10-ЗРТ
Изменения вступают в силу со дня опубликования названного Закона
Закон РТ от 15 сентября 2003 г. N 34-ЗРТ
Изменения вступают в силу со дня опубликования названного Закона
Закон РТ от 19 апреля 2002 г. N 1380
Изменения вступают в силу через десять дней после опубликования названного Закона
Закон РТ от 28 июня 2001 г. N 946
Изменения вступают в силу со дня опубликования названного Закона
Закон РТ от 19 декабря 2000 г. N 494
Изменения вступают в силу со дня опубликования названного Закона
Закон РТ от 31 мая 2000 г. N 179
Изменения вступают в силу со дня опубликования названного Закона
Закон РТ от 3 марта 2000 г. N 93
Изменения вступают в силу со дня опубликования названного Закона
Закон РТ от 21 июля 1999 г. N 2304
Изменения вступают в силу со дня опубликования названного Закона
Закон РТ от 26 мая 1999 г. N 2180
Изменения вступают в силу со дня опубликования названного Закона
Закон РТ от 27 ноября 1996 г. N 881
Изменения вступают в силу со дня опубликования названного Закона
Закон РТ от 8 декабря 1995 г. N 346
Изменения вступают в силу со дня опубликования названного Закона
Закон РТ от 30 марта 1995 г. N 17
Изменения вступают в силу со дня опубликования названного Закона
Закон РТ от 29 ноября 1994 г. N 2243-XII
Изменения вступают в силу со дня опубликования названного Закона